На вопросы отвечает иерей Василий Куценко

Священник Василий Куценко

Дата рождения: 03.02.1983 г.
Образование:
2005 г. – Саратовская православная духовная семинария
2008 г. – Московская духовная академия
Когда и кем рукоположен в священный сан:
04.04.2007 г. – во диакона Архиепископом Верейским Евгением
28.04.2008 г. – во пресвитера Архиепископом Верейским Евгением
Место служения, должность:
– штатный клирик храма Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова
– преподаватель Саратовской православной духовной семинарии

Скажите, пожалуйста, если при жизни человек страдает от какой-либо тяжелой болезни или физического увечья, то после смерти душа также будет нести следы телесных недугов? Дмитрий.

Дмитрий, ответ на Ваш вопрос содержится в церковных заупокойных молитвах: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». И еще: «Сам Господи, упокой души усопших раб Твоих, в месте светлее, в месте злачнее, в месте покойнее, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». В этих словах можно видеть явное указание на то, что телесные болезни и скорби не будут сопровождать нас в ином мире.


Скажите, можно ли заказывать поминовение на Божественной литургии (с выниманием частиц) за одного и того же человека о здравии в нескольких храмах? Людмила

Если так сложилось, что Вы заказали поминовения в разных храмах, или, например, несколько человек подали поминовения за одного и того же человека, в этом ничего страшного нет. Нужно ли делать это специально? Думаю, нет. Во всех храмах совершается единая Божественная литургия, за которой освящаются Святые Дары — Тело и Кровь Христова — и совершается поминовение живых и умерших православных христиан. Есть традиция заказывать поминовение в особо чтимых храмах или монастырях, где, как мы верим, проходившие свое служение подвижники будут также молитвенно предстоять за наших близких. Но видеть в этом какой-то особый духовный смысл не следует.

Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий. Я совершил один поступок, после которого через несколько дней произошли события, очень сильно изменившие мою жизнь в худшую сторону. Однажды я увидел на вокзале мужчину, поведение которого показалось мне подозрительным. Я сообщил об этом полицейскому. Полицейский при мне осмотрел его, но ничего не обнаружил, я пошел дальше, а полицейский остался разговаривать с ним. А потом я подумал, что поступил нехорошо, оклеветал человека. Через какое-то время у меня в жизни начались серьезные трудности. Я подумал, что это последствия моего поступка. Совершил ли я грех?

Уважаемый Дмитрий! Думаю, в Вашем поступке не было ничего плохого или греховного. Осторожность и внимательность никогда не помешают, если, конечно, мы не станем подозревать всех и вся. Если совесть обличает Вас в этом поступке, то будет лучше рассказать об этом на исповеди священнику.

Если говорить о другой части вопроса — мог ли этот случай повлиять на произошедшие с Вами в дальнейшем события, думаю, что нет. Мы всегда склонны искать объяснения в прошлом для тех событий, которые происходят с нами сейчас. В какой-то степени это оправданно. Но видеть в этом некий «абсолютный принцип» тоже нельзя. Можно вспомнить разговор Господа Иисуса Христа с учениками, когда они увидели человека, слепого от рождения: Ученики Его спросили у Него:Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2-3). Сам Христос говорит, что для того человека болезнь не была наказанием за грех, как думали ученики.

Еще раз хочу посоветовать Вам лично поговорить со священником, рассказать о тех трудностях и проблемах, которые происходят с Вами сейчас. И конечно же, молиться о том, чтобы Господь помог найти выход.

Здравствуйте! Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, как быть. В моей семье и среди друзей почти нет верующих, я сама начала воцерковляться относительно недавно. Конечно, и родственники, и друзья мне очень дороги, и я желаю им спасения, молюсь за них, но только дома, т.к. большинство из них некрещеные. Кроме того, у меня есть две подруги, одна мусульманка, а другая принадлежит к Григорианской Церкви, и за обеих мне хочется молиться, я их люблю. Меня смущает то, что в итоге я поминаю в молитвах очень многих людей, хотя и о себе-то молиться толком не умею, угодно ли это Богу? И есть еще немного обратная ситуация: у моего мужа очень большая семья, и почти все крещеные, но воцерковленных людей тоже почти нет. С большинством родственников мужа я вижусь раз в год или даже реже, для меня они почти чужие люди, должна ли я и их поминать в молитвах (ведь все-таки они мои родственники)? Спаси Господи. Анастасия

Анастасия, Вы поступаете абсолютно правильно. Молитва о родственниках и друзьях, пусть некрещеных и еще не пришедших ко Христу, является проявлением Вашей любви к ним. Апостол Павел призывает нас: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, <…> ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1, 3-4). Поэтому такая молитва не может быть не угодной Богу, тем более, если Ваша молитва искренна.

Если говорить о Ваших родственниках со стороны мужа, то, к сожалению, сегодня очень много людей крещеных, но далеких от Церкви. И за них можно и даже нужно молиться. Если Вы — человек, идущий ко Христу,— не помолитесь о них, то кто же? Крещеный человек является частью Церкви Христовой. Но даже если крещеный человек безразличен к Церкви, не участвует в церковных таинствах, то все равно нельзя сказать, что такой человек находится вне Христа и Его спасительного Тела, Которое и есть Церковь. Господь, умирая на Кресте, принял покаяние разбойника, обещав ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). А перед этим Он молился за римских солдат, пригвождавших Его ко Кресту: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Из церковного предания мы знаем, что по крайней мере один из них уверовал во Христа и теперь почитается Церковью, как святой мученик Лонгин Сотник. Поэтому надежда на обращение человека к Богу должна быть всегда. И кто знает, может быть, и по Вашим молитвам кто-то из родственников вспомнит о когда-то принятом крещении и придет в храм.

Желаю Вам помощи Божией и терпения на пути христианской жизни!

Батюшка, подскажите, пожалуйста, как относиться к одинаковым или симметричным числам? Существует ли этому какое-либо объяснение? Со мной это происходит так часто, что не обращать на это внимание довольно сложно. Подскажите, пожалуйста. Спаси Бог. Ксения

Ксения, прежде всего, относиться к этому нужно спокойно, не искать в числах каких-либо тайных значений и смыслов. Действительно, какие-то числа в нашей жизни могут встречаться чаще, какие-то реже, но это не является свидетельством того, что числа влияют на нас. Например, даже в текстах Библии можно найти употребление некоторых чисел в качестве священных или имеющих важное символическое значение. Но нигде в Писании мы не встретим утверждения о том, что числа (звезды, планеты, камни или деревья) могут поменять нашу жизнь.

Добрый день! Уважаемые, сообщите, пожалуйста, разрешается ли человеку петь на клиросе, если он некрещеный, но верующий? Как быть ему в этой ситуации? Может ли этот человек обратиться к регенту с просьбой о разрешении петь на клиросе? Буду благодарна за ответ. Галина

Согласно церковной традиции, некрещеный человек не может петь на клиросе, так как любое церковное послушание может быть возложено только на человека, вступившего в Церковь посредством принятия Таинства Крещения. Существует также древнее правило: уверовавшие взрослые люди, готовящиеся к принятию крещения (их называют оглашенными или катехуменами, от слова «оглашение» или «катехизация» — «подготовка»), могут присутствовать на богослужении, но должны находиться в притворе храма и покидать Литургию после возгласа «Оглашенные, изыдите» (т.е. они еще не могут участвовать в Таинстве Евхаристии, или Причащении).

Если Вы верующий человек и хотите стать крещеной христианкой, то Вам нужно подготовиться к принятию Таинства Крещения (Вы можете поговорить об этом со священником храма, который Вы посещаете). А уже затем, после крещения, можно осуществить и Ваше желание петь в церковном хоре.

Здравствуйте! Меня давно интересует один вопрос. Заповеди, данные нам Богом, гласят: «не убий», «если ударили по щеке — подставь другую». Почему же тогда не считается греховной защита Отечества? Не богоугодно ли было бы смиренно отдаться воле Божией? Почему канонизированы полководцы, например Александр Невский? Спаси Господи! Александр

Уважаемый Александр, обозначенная в Вашем вопросе дилемма обсуждается в Церкви с древнейших времен. Поэтому вряд ли в одном ответе можно резюмировать мнения святых отцов, учителей Церкви, иерархов и богословов, высказывавшихся по данной теме. Но попытаюсь кратко обозначить, по крайней мере, основные аспекты. Отношение Церкви к необходимости защиты Отечества с оружием в руках нужно рассматривать в контексте общего отношения к войне.

Церковь однозначно считает, что война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (см. Быт.4,  3–12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть (Мк. 13, 7). Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19) (более подробно см. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», раздел VIII «Война и мир»). С другой стороны, из Священного Писания Ветхого Завета нам известны следующие примеры: завоевание израильским народом Палестины; деятельность судей израильских, в прямую обязанность которых входила организация защиты Израиля от внешних врагов, эта деятельность была продолжена впоследствии царями. Священное Писание свидетельствует о том, что все победы, одержанные судьями и царями израильскими, совершались с помощью Божией. О ветхозаветных воителях впоследствии напишет и святой апостол Павел: О Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства… угашали силу огня, избегали острия меча… были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 32–34). Из этих слов видно: апостол не сомневается, что крепкая вера и надежда на Бога сделали древних воителей победителями врагов Израиля. Но, в то же время, Бог через пророка Нафана не разрешает царю Давиду построить храм в Иерусалиме, указывая, что это сделает его потомок (см. 2 Цар. 7, 1–13). По мнению толкователей, Бог не разрешает постройку храма, потому что Давид вел много войн. Поэтому храм был возведен сыном Давида — Соломоном, правление которого стало периодом мира.

В Новом Завете, кроме приведенных выше слов святого апостола Павла, фактически не содержится высказываний, напрямую относящихся к военным действиям. Но определенные выводы можно сделать и по косвенным свидетельствам. Например, воины обращаются к Иоанну Крестителю с вопросом: А нам что делать? И сказал им (Иоанн Креститель): никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 14). В Капернауме Христос принимает просьбу римского офицера, чей слуга был болен, и не считает нужным высказаться относительно его военной профессии. Более того, указание сотника на то, что он имеет у себя в подчинении воинов, которые не вправе его ослушаться — говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф. 8, 9) — не вызывает никакой реакции Христа. Более важной является вера сотника, за что он и получает одобрение Господа. Однако когда воины и слуги первосвященников берут Господа под стражу в Гефсиманском саду, Христос самым строгим образом осуждает апостола Петра за попытку вооруженного сопротивления: Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Но в книге Деяний апостольских мы читаем о том, что апостол Петр, некогда «разоруженный» Христом, обращает и крестит центуриона Корнилия, свидетельствуя тем самым, что карьера военного не является препятствием ко спасению (см. Деян. 10, 1–48). На основе приведенных свидетельств можно заключить, что Новый Завет не требует от воинов разоружения и отказа от воинской службы. Слова Господа, обращенные к апостолу Петру в Гефсиманском саду, следует понимать, учитывая добровольный характер страданий Христа, отдающего Свою жизнь за жизнь мира, а также нежелание Христом гибели учеников (что несомненно бы произошло, если бы Господь не остановил Петра). Господь Иисус, обращаясь с молитвой к Отцу, произносит слова об учениках: Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Ин. 17, 12).

Святые отцы и церковные писатели последующих эпох по-разному решали вопрос участия христиан в военных действиях. Например, известный апологет и богослов Тертуллиан (ок. 160–220) считал, что христианину не только непозволительно участвовать в войнах, но и вообще служить в армии (службу в римской армии Тертуллиан считал даже препятствием к крещению). Но также известно, что Тертуллиан был принципиальным ригористом, что в итоге привело его к отпадению от Церкви в сектантство. Отрицательное отношение к службе в армии можно встретить также в произведениях священномученика Ипполита Римского (ок. 170–235): «Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» (14-й канон сщмч. Ипполита Римского). Важно помнить, что и Тертуллиан, и сщмч. Ипполит, и др. отцы и писатели, жившие до IV века, запрещая христианам воинскую службу как таковую, исходили из реалий римской языческой армии — воины были обязаны участвовать в языческих ритуалах и жертвоприношениях.

В IV веке, после прекращения гонений на христианство при императоре Константине Великом, прославленном впоследствии в лике святых, отношение церковных авторов к службе в армии и к необходимости с оружием в руках защищать Отечество, меняется. Например, святитель Афанасий Великий (ок. 298–373) в «Послании к Аммуну монаху» писал: «К разным случаям жизни имеем разный подход, в зависимости от конкретных обстоятельств, например: не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и достойно похвалы. Великих почестей сподобляются воины, доблестные в бою, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и по обстоятельствам, не позволительно, а в других благих обстоятельствах допускается и позволяется». Святитель Василий Великий (330–379) в канонических правилах пишет: «Убийства, совершенные на войне, наши отцы не считали убийствами: по-моему, они хотели наделить прощением тех, кто воевал во имя благоразумия и любви. Но возможно им (воинам) надо посоветовать воздерживаться от Причастия всего на три года, так как у них нечистые руки» (Правило 13). Святитель Иоанн Златоуст (347–407) различает три вида войн: с иноплеменниками (обыкновенная война), вражду людей друг с другом и борьбу в самом человеке (страсти). Святитель отмечает, что ни первый, ни второй виды не могут принести душе человека столько вреда, сколько третий: тех можно избежать, но страсти могут одолевать человека всю жизнь (см. «Толкование на I послание к Тимофею»).

Обсуждение вопроса, как совместить заповедь не убий и участие воинов-христиан в войнах, продолжилось и в последующее время. Интересен фрагмент из жития святого равноапостольного Кирилла, просветителя славянских народов, повествующий о диспуте с сарацинами, которые спросили святого Кирилла:  «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?». Святой Кирилл задал ответный вопрос: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?». Сарацины сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди. Святой продолжил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя. Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и называет молитвенниками пред Богом». Таким образом, святой Кирилл проводит различие между терпением личных обид и необходимостью защиты ближних, соотечественников и единоверцев. Основанием того, что христиане могут участвовать в боевых действиях для защиты Отечества, святой Кирилл считает слова Господа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Можно сделать вывод, что, «признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством» («Основы социальной концепции», VIII, 2).

Вы спрашиваете: «Не богоугодно ли было бы смиренно отдаться воле Божией?». В качестве ответа могу привести аналогию. Господь говорит: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?(Мф. 6, 25–26). Если понять эти слова буквально, то получается, что христианину следует оставить работу, заботу о содержании семьи и ближних и быть как «птица небесная». В то же время Господь не запрещал апостолам заниматься их обычным ремеслом — рыбной ловлей, то есть добывать себе необходимое пропитание. Святой апостол Павел трудился своими руками, чтобы не обременять других, — делал палатки (см. Деян. 18, 3) и считал, что если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Есть ли здесь противоречие? Думаю, нет. Господь говорит о том, что забота о пище и одежде не должна становиться самоцелью, превращаясь в стяжательство, но верующий не освобождается от труда, ради содержания самого себя. Наверное, ту же самую мысль можно высказать и в отношении защиты Отечества. В случае войны верующие должны защищать ближних от врагов, надеясь на помощь Божию. Но не забывать и о том, что может наступить такая ситуация, в которой действительно нужно будет полностью положиться на волю Божию и принять любой исход.

Что касается второй части Вашего вопроса о прославлении в лике святых известных полководцев, например князя Александра Невского, можно сказать, что полководческий талант никогда не являлся определяющим фактором для канонизации. Для большинства людей князь Александр остается именно полководцем, свою роль в этом сыграл известный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году и в котором никак не отражена деятельность князя как христианина и верующего человека (за весь фильм Александр Ярославович ни разу не перекрестился, хотя в то время русский человек без крестного знамения не выпил бы и стакана воды). А ведь благодаря усилиям святого князя Александра и митрополита Киевского Кирилла II в 1261 году в столице Орды — Сарае была учреждена православная епархия. Немалый вклад внес князь и в христианизацию северных земель и поморов. В конце жизни князь Александр Невский принимает монашество — знак смирения перед Богом, отречения от всего земного.

Для примера можно привести факты из биографии другого святого полководца — адмирала Феодора Ушакова, также прославленного в лике святых. Выйдя в отставку, адмирал Ушаков в 1810 году переезжает в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения». В святых Александре Невском, Феодоре Ушакове и других Церковь видела прежде всего христиан и прославляла прежде всего за христианские подвиги и добродетели. Именно этим и объясняются подобные канонизации.

Бог дал нам десять святых заповедей. Почему православный и католический мир не соблюдают четвертую заповедь?

Четвертая заповедь закона Моисеева звучит так: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20, 8-11). Эта заповедь предписывает посвящение одного дня недели — Богу. Суббота была днем покоя и днем молитвы и прославления Творца. Также эта заповедь имела еще один смысл, который раскрывается во Второзаконии: помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (Втор. 5, 15). Позволить себе «выходной» мог только свободный человек, а не раб. Поэтому в знак того, что народ израильский был освобожден от рабства в Египте, субботний покой стал постоянным напоминанием о полученной свободе.

В Евангелии Господь говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17-18). То есть Господь Сам подтвердил необходимость соблюдения всех заповедей. Поэтому четвертую заповедь в Православной Церкви никто не отменял, она соблюдается и сегодня. Дело лишь в том, что днем, который православные христиане посвящают Богу и днем, который для христиан является напоминанием об освобождении от рабства, но уже не египетского, а от рабства греху, диаволу и смерти, стал день воскресный. Каждое воскресенье — это память о воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. По воскресеньям совершаются самые торжественные богослужения. Поэтому главный смысл четвертой заповеди — сохранен.

Но это не означает и того, что суббота совершенно не почитается в Церкви. Во-первых, суббота — это начало воскресного торжества. Вечером в субботу во всех храмах совершается Всенощное бдение — одно их самых радостных и торжественных богослужений. Во-вторых, суббота, как и воскресенье не являются постными днями. Даже в дни многодневных постов — по субботам и воскресеньям пост всегда ослабляется. А дни Великого Поста полная Божественная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям, чем подчеркивается особое положение субботы.

Помогите советом, пожалуйста! Крестили ребенка. В церковной лавке купили иконку с именем, а после Крещения уже дома увидели, что иконку перепутали при продаже и дали с другим именем. Волнуюсь из-за этого случая, как теперь быть? Спаси Господи!

Вам нужно просто обменять икону. Причин для волнения совершенно нет. Святой, имя которого человек получает в Таинстве Крещения, является небесным покровителем и заступником, а также примером христианской жизни. Поэтому обязанность и родителей, и крестных — рассказать ребенку о житии его небесного покровителя и научить ребенка молиться своему святому.

Добрый день! 40 лет назад меня с братом крестили, после Крещения мама сняла наши крестики и хранила вместе. Сейчас я хочу носить именно свой крестик, которым меня крестили, но я не знаю, какой мой. Скажите, пожалуйста, что делать? Взять любой и освятить?

Можно взять любой крестик и носить его. Крест является символом христианской Церкви, знаменем победы Господа Иисуса Христа над грехом и смертью. Нательный крест — это прежде всего напоминание нам о том, что, принимая Таинство Крещения, мы становимся христианами, частью Церкви Христовой.

Здравствуйте! Можно ли опускать молитву «От скверных устен, от мерзкого сердца…»? Она очень длинная и не ложится на душу. Святослав

Я бы не стал пропускать молитву только лишь потому, что она длиннее остальных. Попробуйте прочитать ее отдельно, с целью более внимательного знакомства с текстом. Бывает так, что сложные тексты не «ложатся», потому что мы не до конца понимаем их смысл. Но если разобрать непонятные места, внимательнее вчитаться, то все становится на свои места.

Здравствуйте! Можно ли готовиться к покаянию только по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся»? Насколько полон представленный там перечень грехов? Просто в списках грехов в основном предоставляют так называемые «основные грехи». А вдруг помимо этих грехов у меня есть такие, о существовании которых я и не догадываюсь (например, я делаю что-либо и не подозреваю, что это грех). Духовника у меня нет, поэтому не с кем поговорить на эту тему. Руслан

Руслан, думаю, что этой книги, составленной по творениям святителя, вполне достаточно. Даже более чем. Но я бы посоветовал Вам не искать самые полные перечни грехов, а просто почаще анализировать свои поступки, слова, мысли и соотносить все это с Евангелием. Если чувствуете, что какое-то дело или мысль противоречат слову Господа Иисуса Христа, то, значит, это дело или мысль – греховны. И значит, что нужно попросить у Бога прощения и постараться никогда больше не повторять греховных поступков и не допускать в душу и разум греховных мыслей.

Ведь покаяние – это не просто перечисление как можно большего количества грехов, а «перемена ума» (если дословно перевести это слово с греческого языка). Можно прийти на исповедь с усердно переписанным списком грехов из книги святителя Игнатия, или не менее известной книги отца Иоанна (Крестьянкина), или какого-то другого пособия для готовящихся к таинству Покаяния, но покаянного чувства при этом не иметь. Такие книги несомненно полезны, особенно на начальном этапе. Но со временем нужно учиться видеть свои грехи (об этом, например, мы молимся словами молитвы преподобного Ефрема Сирина – «даруй ми зрети моя прегрешения»). Конечно же, лучше всего в этом может помочь духовник. По крайней мере, начните регулярно исповедоваться в одном храме.


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/

(99)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *