Апостольское чтение (Недели пред Богоявлением)
(2Тим.4:5-8. – Зачало 298)
[Последние наставления апостола Павла]
[Сын мой Тимофей,] трезвись во всём, переноси страдания, совершай дело благовестника (евангелиста), исполни своё служение. Ибо я уже становлюсь жертвою[1], и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался[2], бег закончил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец праведности, который в День тот даст мне Господь, праведный Судия; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Евангельское чтение (Недели пред Богоявлением)
(Мк.1:1-8. – Зачало 1)
[Явление Иоанна Предтечи]
Начало Евангелия (Благовестия)[3] Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у пророка Исайи:
«Вот, Я посылаю Вестника (Ангела)[4] Моего пред лицом Твоим,
который приготовит Тебе путь.
Голос вопиющего в пустыне:
„приготовьте путь Господу,
прямыми делайте дороги Его“».
Явился в пустыне Иоанн Креститель, возвещая крещение покаяния ради прощения грехов. И выходила к нему вся страна Иудейская и все жители Иерусалима, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьей шерсти, и пояс из кожи на бедрах, и кормился саранчой и диким мёдом. И он проповедовал, говоря:
«Идёт за мною Тот, Кто сильнее меня, у Кого я недостоин, наклонясь, развязать завязки обуви. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!»
[1] Точнее: «ибо я вот-вот пролью свою кровь как жертвенное возлияние…» (перевод архим. Ианнуария (Ивлиева)).
[2] Букв.: «Я вступил в прекрасное состязание» (греч. τὸν καλὸν ἀγῶνα ἠγώνισμαι). Здесь, как и в других новозаветных текстах, употребляется античная спортивная терминология, понятная эллинистическим читателям этого Послания. Павел называет дело своей жизни «прекрасным (добрым) агоном». Агон – «состязание», борьба», «общественные игры» – отличительная черта греческого быта – стремление к состязаниям почти во всех сферах жизни. Главную роль играли спортивные, художественные (поэтические и музыкальные) и конные состязания (агоны).
[3] Греческое слово εὐαγγέλιον, эванге́лион буквально переводится как «добрая (радостная) новость» (любая по содержанию); в славянском тексте – «благая весть», «благовестие». В Античном мире оно употреблялось во многих значениях: весть о победе, восшествие на престол нового императора и др. В христианском обиходе этот привычный всем термин сначала стал обозначать «радостную весть» о наступлении Мессианского Царства, возвещенную Самим Мессией (Христом) и Его учениками (как в данном случае), а позднее – «повествования» о земной жизни и воскресении Христа, сначала устные, а вскоре – письменные (см. Лк.1:1). Отсюда – термин «Евангелие» как особый (не биографический в современном смысле!) жанр раннехристианской письменности. В этом значении слово «Евангелие» впервые, видимо, употребил (в приведенном выше фрагменте) евангелист Марк (ок. 70 н. э.): «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия», или «Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога» (Мк.1:1).
[4] Греческое существительное ἄγγελος, а́нгелос (от гл. ἀγγέλλω, анге́лло – «возвещать», «сообщать», «объявлять»), вошедшее без перевода и в наш язык, буквально означает «вестник», «посланец», «гонец», но в религиозной письменности часто употребляется для обозначения бесплотных духов, сотворенных Богом именно для «возвещения» людям Своей воли (это их основная служебная функция). Смешение этих понятий привело к тому, что Иоанна Крестителя, главное дело жизни которого также состояло в «возвещении» грядущего за ним Мессии (Христа), стали изображать с «ангельскими» крыльями (крыльями стремительного вестника) и просто называть «Ангелом» («Вестником»). Так возник иконографический тип «Иоанн Креститель – Ангел Пустыни».
Комментарии Юрия Рубана, канд. ист. наук, канд. богословия.
Зачем был обрезан Младенец?
«А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия», – так предельно лаконично сообщает евангелист Лука о важнейшем для каждого иудея религиозном обряде (Лк. 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода персидских магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет.
Необходимость совершения над Иисусом Христом этого ветхозаветного «таинства» с позиций христианского богословия обосновывается тем, что Он пришел не нарушить Моисеев Закон, но исполнить его (Мф. 5:17; Гал. 4:4), доведя тем самым до логического завершения («конец Закона – Христос», – скажет ап. Павел, – Рим. 10:4). Кроме того, «если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нём обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе» [7. С. 137–138]. Св. Епифаний Кипрский († 403), полемизируя с еретиками (гностиками), отрицавшими реальное (то есть по плоти) боговоплощение, указывал, что «Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]» (Панарий, ересь 30, 27. – [21. С. 258]).
В Новом Завете, согласно ап. Павлу, «не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Знамением спасительного вступления в Церковь Христову (как «Новый Израиль», – Гал. 6:16; Рим. 9:6) становится таинство крещения, заменяющее собой обрезание, хотя последнее и сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, – коптов, эфиопов, яковитов. Православный Требник предписывает нарекать младенцу имя в восьмой день от рождения (при этом читается «Молитва во е́же назна́менати отроча́, прие́млющее имя в осмы́й день от рождения своего»), основываясь в этом на сообщении евангелиста Луки (см. об этом выше).
Праздник Обрезания Господня, логично входящий в цикл рождественских праздников (раскрывающих догмат Боговоплощения), впервые упоминается уже во второй половине IV века. На Востоке он долго входил в число важнейших влады́чных праздников (позднее названных двунадесятыми) наряду с Пасхой, Рождеством, Богоявлением и другими. Только в списке двенадцати праздников византийского историка Никифора Каллиста († ок. 1335) Обрезание Господне заменено Успением Девы, первым собственно богородичным двунадесятым праздником. В современном русском Православном календаре Обрезание Господне имеет статус великого праздника (как день Петра и Павла, Покров и др.) и совмещается с памятью св. Василия Великого, потому что он скончался в этот день (1 января 379 года).
В Римской Церкви день Обрезания Господня является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 году по предложению Богословского факультета Сорбонны) и Октавой Рождества Христова (отдание Рождества). Кроме того, Обрезание Господне значится здесь первой из «Семи скорбей Божией Матери».
Из богослужения праздника
Тропарь Обрезанию
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!
Кондак Обрезанию и святителю Василию
Господь всех (т. е. всего существующего. – Ю. Р.) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру. Радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.
Апостольское чтение на Литургии
(Кол. 2:8–12. — Зачало 254)
[Во Христе – полнота Божества телесно]
8Смотри́те, чтобы кто-либо не увлёк вас философией и пустым обманом по преданию людей, по стихиям мира, а не по Христу, – 9потому что в Нём обитает вся полнота Божества телесно. 10И вы нашли своё полное осуществление в Нём, так как Он – глава всякого начала и власти. 11В Нём и вы были обрезаны обрезанием нерукотворным через совлече́ние тела плоти, обрезанием Христовым. 12Вы, погребённые с Ним в крещении, в Нём же и совоскрешены были [с Ним] через веру в силу Бога, воскресившего Его из мёртвых.
Замечание к апостольскому чтению
«…Через совлечение тела плоти…» (ст. 11). – В Textus Receptus (с которого сделан Синодальный перевод): «…совлечением греховного тела плоти»; в переводе еп. Кассиана (Безобразова): «в совлечении тела плоти» [5. С. 400]. Буквально: «…в снятии тела плоти» [6. С. 1182]. Речь идет о совлечении этого тела, находящегося в рабстве у грехов плоти. Следует помнить, что тело (греч. σω̃μα, со́ма) в библейской антропологии – это человек в его цельности: никакой «души с крылышками» вне тела, как у платоников, библейское богословие не знает! Здесь противопоставлены понятия сома и саркс (плоть) (см.: [62. Кол. 802–807, 1163–1165]). Апостол Павел говорит о совлече́нии ветхозаветного плотско́го человека, раба грехов, и об облече́нии в нового человека, искуплённого Христом.
(Замечание архим. Ианнуария.)
Евангельское чтение на Литургии
(Лк. 2:20–21, 40–52. — Зачало 6)
[Обрезание Христа. Его первая Пасха в Иерусалиме]
20И вернулись пастухи домой, славя и восхваляя Бога за всё, что́ им довелось увидеть и услышать так, ка́к им было обещано.
21А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия.
40А Дитя росло и укреплялось, исполнялось мудрости, и благодать Божия была на Нём.
41И ходили каждый год родители Его в Иерусалим на праздник Пасхи. 42И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник, 43и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили, 44думая, что Он идёт с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. 45Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим. 46И вот, через три дня нашли они Его в Храме. Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы, 47и все, кто слышал Его, дивились Его уму и ответам. 48И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему:
«Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?»
49И сказал Он им: «Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне до́лжно быть в доме Отца Моего?»
50Но они не поняли сказанных Им слов. 51И Он пошёл с ними, и пришёл в Назарет, и во всём их слушался; а Матерь Его сохраняла всё это в сердце Своём. 52Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей.
Замечания к евангельскому чтению
«И вернулись пастухи домой…» (ст. 20). – Этот стих завершает литургийное евангельское чтения На́вечерия Рождества: о рождения Иисуса ночью на окраине Вифлеема, о ликовании ангелов и поклонении Ему пастухов, в чьём «хлеву» Он появился на свет Божий (см. выше в главе о Навечерии).
Поскольку об обрезании Лука говорит одной фразой, то составители нашего круга богослужебных чтений включили в евангельское чтение праздника Обрезания рассказ о первом посещении двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского храма (с этого возраста мужчина принимал на себя «иго» Моисеева закона). Не имеющий буквального отношения к восьмому дню земной жизни Христа, этот рассказ полностью вписывается в богословие праздников рождественского цикла, поскольку подчёркивает возрастание и развитие Иисуса как человека, сознающего в то же время Своё Богосыновство.
«…Мне до́лжно быть в доме Отца Моего» (ст. 49); можно перевести: «…Мне надлежит быть во владениях Отца Моего» [5. С. 119]. – Здесь Иисус впервые являет Своё богочеловеческое сознание, заявляя в присутствии Своего «юридического» отца Иосифа, что Его Отец – Бог, «и Он должен прежде всего исполнять Свой сыновний долг по отношению к Нему… Это первое свидетельство того, что Он осознаёт Себя Богочеловеком» ([2. С. 2110]; а тж.:[12].
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Проповедь в Неделю пред Богоявлением
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В одном из своих Посланий апостол Павел говорит, что всё, содержащееся в Священном Писании, полезно и написано для нашего научения и просвещения (см. 2Тим.3:16). И сегодняшнее Евангелие вместе с посланием апостола к Тимофею даёт нам образ того, как можно вчитываться в Священное Писание, как можно его осуществлять и жить им. Образ великого Иоанна Крестителя здесь переплетается с образом ученика Павла. И тот и другой услышали слово Божие не ухом, а сердцем, не только слухом, но всей способностью восприятия, и оба вышли на проповедь. И каждый из них принёс это слово людям в его чистоте, не опороченным недостойной жизнью, а в сиянии красоты собственной жизни, в которой это слово было осуществлено. В чистоте ещё и потому, что слово было передано таким, каким и получено. Это и заповедует Павел своему ученику. Всё это осуществилось и в лице Иоанна Крестителя (о котором мы сейчас вспоминаем, потому что грядет на нас день Крещения Господня), и в лице Тимофея, и в лице самого апостола Павла. Слово, которое они проповедовали, было так значительно, проповедь их была так велика, что сами они как бы исчезли в её сиянии: слово заслонило говорящего. Жизнь, полученная людьми через слово, заставила их просто жить и на первых порах словно бы забыть тех, кто её принес; и лишь впоследствии оказалось возможным вспомнить о них с благодарным благоговением.
Образ Иоанна велик тем, что слово, которое ему когда-то сказал Господь, он воспринял в душу и в жизнь. Он так его принял, что стал только гласом, только голосом, через который это слово прозвучало и достигло до слуха всех. Павел тоже услышал слово и получил видение, и весь ушёл в это слово и в это видение. У него уже не осталось никакой жизни, кроме проповеди, кроме радости давать другим то, что он получил. Благодаря этому он сам возродился к вечной жизни; и к тому же он призывает Тимофея. Я, – говорит он, – сейчас умираю, а ты живешь; иди и проповедуй слово, чтобы другие тоже жили…
И всё, что случилось тогда, некогда, что повторялось в течение всей христианской истории, относится непосредственно и к нам. Мы тоже слышали это слово проповеди, слово Евангельское, слово апостольское, слово молитвенное; и мы все когда-то от этого слова дрогнули, ожили, затрепетали радостью, надеждой. И все мы призваны внести это слово в жизнь и пронести через всю нашу жизнь. Сначала – самой жизнью, живя достойно того, что открылось в нашей душе, живя достойно той глубины нашей души, в которой может говорить Господь. Затем – пронести это слово так, чтобы его услышали другие люди и тоже возрадовались и вострепетали.
Но на этом пути, как на пути Павла и Тимофея, как на пути великого Иоанна и всех, стоит нечто, пугающее многих. По мере того, как вырастает образ Христа, по мере того, как слово становится жизнью, мы, говорящие это слово, должны отойти в сторону. Мы должны умаляться, должны стать прозрачными до такой степени, чтобы через нас лился Божественный свет, и при этом никто не заметил бы нас, – тех, через кого этот свет проходит. Но – увы! – мы слишком заметны. Мы собой заслоняем этот свет, мы его затемняем, мы придаем ему свои оттенки – бледные, серые, тусклые, – которых нет в этом лучезарном сиянии. Мы всегда заметны в этой проповеди слова и жизни. Нам – каждому из нас – прежде всего надо учиться жить так, чтобы наша жизнь не отрицала правдивости Слова Божия; жить так, чтобы стать прозрачными, чтобы это слово билось в человеческой душе одной своей силой и освещало человеческую жизнь только своим сиянием. И тогда эти большие, дивные образы, которые мы находим в Новом и Ветхом Завете, станут для нас примером и станут для нас мерой, по которой мы можем жить.
Дай Бог, чтобы мы своей жизнью хоть для кого-нибудь – а сколько таких нуждающихся! – оказались предвозвестниками Христа, грядущего к ним лично встретить душу живую, жаждущую вечной жизни. Давайте отойдём и не будем заслонять собой идущего Христа.
Вот чему нас учит вся проповедь древности и великий образ Иоанна Крестителя, которого мы сейчас вспоминаем в канун грядущего праздника. Аминь.
16 января 1966 г.
Подборка проповедей в Неделю перед Богоявлением на портале Азбука.Ru:
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. |
Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово в Неделю перед Богоявлением. |
Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово на Обрезание Господне. |
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого. |
Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Память святителя Василия Великого, Мк. 1 зач., I, 1-8, Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52, Лк., 24 зач., VI, 17-23. |
Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Обрезания Господня. |
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. О смысле ветхозаветного обрезания, Кол.2:8-12, Лк.2:20-21. |
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. О понижении гор и наполнении рвов. Неделя пред Богоявлением, Мк.1:1-82, Тим.4:5-8. |
Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Новый год и в день Обрезания Господня. |
Проповедь святителя Димитрия Ростовского. Поучение в неделю 32-ю по Пятидесятнице, Лк.19:5-6. |
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Обрезание Господне. |
Проповедь святителя Андрея Критского. Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию. |
Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице. |
Проповедь протоиерея Василия Михайловского. Неделя перед Просвещением. |
Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Неделя перед Просвещением. |
Проповедь священника Иоанна Павлова. Новый год. |
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Слепой Вартимей. |
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово на Новый год. |
Источник: https://azbyka.ru/days/2018-01-14
(189)