Первый урок в воскресной школе

0Начался новый учебный год в школах. Воскресная школа также распахивает свои двери для отдохнувших за лето, набравшихся сил ребят. Но, бесспорно, первый урок — это всегда особое занятие, каким он может быть? Как его провести?

voskr-school

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, наверное, было бы разумно выделить две ситуации, когда урок в воскресной школе бывает первым.

Одна ситуация: первый урок как вообще первое знакомство ребенка с воскресной школой. То есть, человек в принципе никогда не посещал подобных занятий, возможно даже, никогда не бывал в храме на богослужении.

Другая ситуация: первый урок как возобновление посещения занятий после летних каникул.

Если мы говорим о возобновлении занятий после летнего перерыва, то подразумевается, что ребята уже имеют опыт посещения воскресной школы, поэтому здесь было бы уместно позволить каждому учащемуся поделиться со всеми впечатлениями о прошедших каникулах, а затем представить некоторый прогноз предстоящего учебного года: чем мы будем заниматься, какие фильмы и мультфильмы смотреть и т.д. После этого можно постепенно приступать к изложению нового материала.

Когда же речь идет о первом знакомстве ребенка с воскресной школой вообще (именно в этом случае данная статья окажется наиболее актуальной), то есть когда перед нами аудитория первого года обучения (допустим, это семилетние дети, возраст первого класса, хотя общая идея одинакова для любого возраста), очевидна необходимость ознакомить учащихся с базовыми понятиями о воскресной школе: что это, чем она отличается от обычной школы, что планируем делать на занятиях, куда  пойдем на экскурсию и т.п. Подобный анонс, как правило, обеспечивает детям так называемый кредит доверия тому заведению, в которое они впервые пришли. Главное, потом не разочаровать ожидания юных сердец. В этом смысле важно говорить детям о том, на что впоследствии реально хватит сил и возможностей.

Если приход, в котором Вы собираетесь вести воскресные занятия, представляет из себя нечто большее, чем то помещение, в котором вы будете собирать аудиторию, то неплохим началом было бы проведение экскурсии по приходской территории. Дети смогли бы поближе ознакомиться, в первую очередь, с храмом, а также с колокольней, свечным ящиком и т.д. Ведь наверное, в будущем Вы все равно планируете знакомить детей с устройством храма, пусть это будет определенным вступлением в литургическую тему, а среди Ваших воспитанников, скорее всего, немало тех, кто в храме бывал прежде в лучшем случае дважды в год.

Но даже если первый урок Вы проводите в обычной школе на факультативе по Основам православной культуры, где, само собой, не предполагается непосредственного знакомства с храмом, то смысл все равно остается тем же. Мы должны постараться сориентировать наших юных слушателей не только на серьезные, важные и требующие дисциплины занятия (ведь мы будем говорить не о ком либо ином, а о Самом Боге!), но что очень важно, на интересные и увлекательные встречи. Будем помнить, что по большей части наши учащиеся — это школьники. Им и так хватает пяти или шести дней напряженной учебы, еще одна такая же нагрузка их отнюдь не обрадует и интереса к нашим занятиям не прибавит, поэтому следует ориентироваться на что-то отличное от сухой и строгой школьной дисциплины. Разве христианская вера не должна быть интересной? Настоящей наградой для преподавателя станет вопрос учащегося малыша к своим родителям: «А когда же следующее занятие в воскреске?»

Если мы говорим о первом уроке как о представлении чего-то базового, главного, то после вступления и знакомства можно начать изложение базовых основ веры, на чем в дальнейшем будет выстраиваться вся учебная программа.

Можно просмотреть небольшой тематический фрагмент мультфильма или фильма, поиграть в какую-нибудь игру для воскресной школы (их много в интернете). Основная идея наших рассуждений такова: первый урок — это в значительной мере реклама будущего учебного года. Хорошая реклама — не растянуто, емко, по существу.

Безусловно, эти мысли не претендуют на учебник по проведению уроков в воскресной школе, однако авторы статьи имеют определенный опыт преподавания и факты. Если первый урок превратить в обычный школьный урок или в продолжительный заунывный рассказ, то на следующем занятии можно не досчитаться, в лучшем случае, половины своей аудитории.

Мы живем в информационный век, когда люди воспринимают большинство информации весьма поверхностно, поэтому чтобы привлечь и удержать внимание учащихся ребят (у которых в кармане по планшету или смартфону с новейшими играми), недостаточно серьезного лица, важного вида и сухого повествования, произносимого размеренным тоном. Необходима динамика, выражающаяся, например, в частой смене видов деятельности на уроке. Это психологические и методические приемы, о которых на нашем сайте вы сможете найти соответсвующие статьи. Времена меняются, но люди остаются все такими же нуждающимися в вечном спасении, поэтому вечное и неизменное содержание должно быть Божией помощью и усердием преподавателя облечено в адекватную и современную форму подачи.

Божиего благословения в Вашем благодатном труде!


Источник: http://voskreska.org/

(4313)

Первый урок в воскресной школе: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *