Слово Патриарха: Неделя 3-я по Пятидесятнице

patr_kirill9

Замысел великого князя

vera_pravВ этом году вся наша Церковь, весь народ Святой Руси вспоминает 1000-летие со дня кончины своего крестителя – святого равноапостольного князя Владимира.

Очень много написано о жизни святого равноапостольного князя и в научных трудах, и в популярной литературе. Известно, что он был замечательным государственным деятелем. Известно, что именно он объединил разрозненные славянские племена, и объединил их не только силой государственной власти. Князь Владимир сознавал, что невозможно силой меча создать из разрозненных племен единый народ, что воздействия государственной власти недостаточно, чтобы сохранять единство на огромном географическом пространстве. Он понял, что этого невозможно сделать и опираясь на язычество, к которому принадлежало большинство славян, живших на территории древней Киевской Руси. И вознамерился князь Владимир привести людей к такой вере, которая не только просветила бы их разум, их сердце, не только подняла их культуру, не только возвысила их дух, но и помогла бы жить всем вместе. Движимый этими высокими мыслями, он обратил свой взор к православному царству – к Византийской империи, к центру тогдашнего мира, и повелел, чтобы народ принял крещение из рук православного духовенства.

Мы знаем, что замысел великого князя в полной мере осуществился. Вслед за ним крестилась Русь, и у людей, очень отличавшихся друг от друга, враждовавших и часто воевавших друг с другом, появилась единая духовная основа совместной жизни. А сила христианства, сила православной веры такова, что, прививая высочайшие богооткровенные нравственные истины, она соделывает нового человека, способного преодолевать разделение и грех мира сего.

И мы знаем, что именно православная вера стала духовной, культурной основой жизни нашего народа. Объединились племена, и возникло мощное государство, которое поражало воображение соседей, государство, в котором национальная жизнь, возвышенная христианской верой, стала приносить удивительные плоды. И все мы с вами являемся наследниками того, что совершил князь Владимир.

Нас связуют духовные узы

vera_pravВот и сегодня на просторах исторической Руси существуют разные государства, разные народы. Но поелику мы все являемся православными, поелику мы все одна Божия Церковь, то нас связуют духовные узы, и мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала пред Богом и, конечно, пред великим равноапостольным князем Владимиром, наследниками которого мы являемся.

В Евангелии от Марка (Мк. 16: 9–20), которое было только что прочитано, содержатся замечательные слова: «Если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». Деяние святого равноапостольного князя Владимира вывело наших предков и выводит сегодня их потомков из-под Божиего осуждения. Крещение открывает перед нами захватывающий горизонт духовной жизни. Через Крещение и веру мы способны подниматься высоко вверх, прикасаясь к Божественной правде.

Не могли мы, православные люди, не отметить торжественным образом замечательный 1000-летний юбилей нашего Крестителя. Сегодня повсюду происходят эти празднования. И когда встал вопрос о том, чтобы Патриарх возглавил юбилейные торжества в Минске, то мне пришла мысль, что удобнее всего это сделать, когда мы вспоминаем белорусских святых, – в неделю всех святых, в земле Белорусской просиявших. И, конечно, посещая Белоруссию, совершая богослужения, общаясь с высокими представителями государственной власти, с народом, невозможно не вспоминать о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие Победы в которой мы все торжественно отмечаем в этом году.

Из слова после вечернего богослужения
в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска
20 июня 2015 года, в канун недели 3-й по Пятидесятнице,
Собора Белорусских святых

Святость была общенациональным идеалом

vera_pravМы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле: и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, – а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.

Мы и сегодня употребляем это наименование, чтобы, отказавшись от всякой политической конъюнктуры, назвать самым священным именем ту общность славянских народов на огромных евразийских пространствах, которые объединены православной верой и составляют единую Русскую Православную Церковь.

Война стала страшным экзаменом для всего народа

vera_pravИ страшные испытания Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году, – разве это не доказательство и терпения, и опытности, и надежды, и любви Божией, которая Духом Святым вошла в сердца наши? Поэтому и праздник Победы для нас не просто исторический день, не просто светский праздник. Он имеет огромное духовное значение, потому что война стала страшным экзаменом для всего народа. Того народа, который оступился, потерял веру, стал разрушать свои храмы и монастыри, почти отказался от Бога… Но перед лицом страшного врага произошло возрождение веры. В окопах на передовой, в Брестской крепости не было неверующих людей. Мне приходилось много раз говорить с ветеранами, и они повторяли одну и ту же фразу: в окопах на передовой неверующих не бывает. Потому что ничто, кроме силы Божией, не может спасти человека, который, следуя приказу и будучи верным присяге, идет навстречу смерти.

Сила Божия присутствует в человеческой истории

vera_pravСила Божия присутствует в человеческой истории. Господь испытывает нашу веру и нашу верность. Он проводит нас через трудности. Сегодня, конечно, нет того, что было во время Великой Отечественной войны. Но ведь так много вызовов нашей вере! Так много соблазнов, так много того, что похищает души у Господа, превращая верующих христиан в язычников, забывающих единое на потребу (см.: Лк. 10: 42), забывающих красоту нашего народного идеала святости.

Сегодня наступило время, когда мы, живя в относительном благополучии, должны обновить нашу веру. Мы строим храмы, мы укрепляем церковную жизнь. Это значит, что мы должны укреплять свою веру, помня, что силой благодати Божией любовь входит в наши сердца. А любовь укрепляет надежду, опытность, терпение и избавляет от скорбей.

Из проповеди после Литургии
Воскресенском соборе г. Бреста
21 июня 2015 года,
в праздник Собора Белорусских святых

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

22 июня 2015 года

Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/80146.htm

(76)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *