«Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достойно ублажает творца «Великого канона», преблаженного пастыря Критской церкви святого Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению.
По всей справедливости бессмертному творению Критского пастыря приличествует также в равной мере наименование — «Канон покаянный» или «умилительный». В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них — равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию.
Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история в главнейших представителях благочестия и нечестия, обращения к Богу и нераскаянности во грехе. Помимо примеров из священной истории творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и восстановления в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.
Покаянный, или Великий, канон, читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста, и потом полностью на утрени в четверг пятой седмицы.
По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем, исключая обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Сначала он имел только 210 тропарей, по времени признательная Церковь присоединила к его составу еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, заслуживая наименование «великого» произведения по своему содержанию, высоте мыслей и силе выражения, канон святого Андрея называется также Великим и по своей обширности (все другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим более).
Собранные в Великом каноне святого Андрея Критского и заимствованные творцами его из библейских сказаний «уроки покаяния» изъяснены в прекраснейшей книге преосвященного Виссариона, епископа Костромского (С.-Петербург, изд. Тузова, 1897).
При всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления достоинстве, «Великий канон» святого Андрея Критского тем не менее содержит в себе весьма немало трудностей для понимания. Общая всем вообще церковным канонам, а в частности и преимущественно «канону великому», неудобопонятность (в славянском их переводе) зависит главным образом от того, что обилие мыслей выражается в них немногими словами, а с другой стороны, от дословного, и притом не всегда точного, их перевода на славянский с греческого. В устранение означенного недостатка, присущего Великому канону, последний обычно печатается с параллельным ему русским переводом.
Текст (с сокращениями) приводится по изданию: Предисловие // Великий канон. Творение святаго Андрея Критскаго. — М.: Трифонов Печенгский монастырь, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово. 2003. С. 3-5.
Святитель Андрей, епископ острова Крит
Память 4/17 июля
Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Таин. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14-м году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679 году он путешествовал в качестве Местоблюстителя Патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после Собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712 году.
Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом («Андреево стояние»). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресенья и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.
Текст приводится по изданию: Святитель Андрей, епископ острова Крит // Великий канон. Творение святаго Андрея Критскаго. М.: Трифонов Печенгский монастырь, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово, 2003. С. 71.
Преподобная Мария Египетская
Память преподобной Марии Египетской празднуется Православной Церковью 1/14 апреля и в 5-е воскресенье Великого поста
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так, 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у Гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре святого Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз— идущей через реку Иордан как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки святой Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Текст приводится по изданию: Преподобная Мария Египетская // Великий канон. Творение святаго Андрея Критскаго. М.: Трифонов Печенгский монастырь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово, 2003. С. 75-76.
Источник: http://halkidon2006.orthodoxy.ru/
(56)