Дни памяти: Февраль 10
вятой священномученик Харалампий был епископом в городе Магнезии, в Фессалии; жил во второй половине II века. Он обратил ко Христу многих из язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию. За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда священномученика Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Его подвесили на дереве и строгали тело железными крюками до тех пор, пока не содрали кожу с головы до ног. «Благодарю вас, братие, — говорил при этом мученик. — Острогавши тело, вы обновили мой дух». Воины Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что открыто исповедали Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Вместе с ними были усечены три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа.
Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда и Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от различных недугов по молитвам священномученика Харалампия.
Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в Антиохии. Император распорядился привести святого к нему. Исполняя приказание, воины вбили в тело мученика острый железный гвоздь, в бороду вплели веревку и, обмотав вокруг шеи, повлекли его к императору. Сам император, увидев святого, вонзил в грудь священномученика Харалампия три острых кола, а потом приказал палить его на медленном огне. Но сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим.
По молитве священномученика вновь стали совершаться чудеса. Святой изгнал диавола из человека и воскресил мертвого юношу. Сам император пришел в ужас, но вскоре вновь ожесточился и подверг святого Харалампия другим страшным мукам. Видя его терпение, дочь Септимия Севера Галина уверовала во Христа и стала убеждать в истинности христианской веры своего отца. Но император после новых истязаний осудил священномученика на смерть.
«Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою. Помяни меня во Царствии Твоем», — сказал святой, воззрев на небо, и после этих слов преставился — прежде, чем меч коснулся его (+ 10 февраля 202).
Галина с честью погребла святое тело страдальца. Память священномученика Харалампия Церковь празднует в день его преставления — 10 февраля.
Тропарь священномученика Харалампия
глас 4
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Кондак священномученика Харалампия
глас 8
Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,// яко непобедимый.
Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6905.htm
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский
Дни памяти: 23 февраля
Краткие жития сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мчч. Порфирия и Ваптоса
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы пострадали в 202 году.
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!»
Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина — Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.
Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.
Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193–211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде.
Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом. Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям — прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора — блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.
Полные жития сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мчч. Порфирия и Ваптоса
В царствование нечестивого царя римского Севера[1] при распространении Церкви Господа нашего Иисуса Христа служение бесам стало упадать и самое идолопоклонство прекращаться. В это время в городе Магнезии[2] жил святой епископ Харалампий. Он наставлял людей на путь спасения и поучал их слову Божию; он говорил: «Царь мой Иисус Христос Духом Святым послал апостолов и пророков, дабы люди, вразумившись их святой проповедью, пошли неуклонно путем правды. Ваш же царь Север лютыми муками принуждает людей к приношению жертв бездушным идолам и этим самым предает души их вечной смерти. Иисус Христос, Царь мой, чрез пророков и апостолов предал нам слова небесной жизни, — и этой проповедью враг наш изгоняется, змий попирается, неверие претворяется в веру, учение же бесовское погибает, и падает в своем лютом падении вся вражья сила. Итак, должно лучше веровать словам, наставляющим на путь вечной жизни, нежели стоять за дело, причиняющее вечную пагубу».
После подобных слов святой епископ был схвачен неверными и представлен на истязание и суд к игемону Лукиану и к военачальнику Лукию.
Когда священномученик Харалампий повторил пред ними то же самое, игемон сказал ему:
— Ты от избытка сердца своего говоришь безрассудные слова, не отличая добра от зла. Но, честный старец, не думай, что ты не будешь замучен за эти слова. Посему, послушавшись нашего совета, веди себя, как подобает старцу, и, хорошо размыслив, приступи к богам с жертвой, дабы нам не причинить тебе таких мук, каких ты не можешь себе и представить.
Святой Харалампий отвечал:
— Я уже состарился и оканчиваю это временное житие, ни за что не презрю предстоящих мне небесных благ.
Тогда судьи, придя в ярость, начали приготовлять все для лютых мук, причем говорили ему:
— Принеси жертву богам, злой человек!
Святой Харалампий отвечал:
— Не принесу я жертвы бесам. Ведь вы видите, что бесы, которых вы почитаете, трепещут и содрогаются пред крестным знамением Христа.
После этого судьи приказали совлечь с Харалампия его священные одежды и обнаженным стали мучить этого ангелоподобного мужа. Повесив священномученика, двое из слуг стали терзать тело его железными когтями, и так продолжали до тех пор, пока не содрали всю кожу с головы до ног.
Святой же Харалампий, весь истерзанный, так говорил мучившим его: «Благодарю вас, братия, что, исстрогав мое бренное тело, вы обновили дух мой, стремящийся перейти в новую, вечную жизнь».
После этих слов святого обоих мучивших его воинов объял ужас и они сказали судьям: «Бесчестие, наносимое вами сему человеку, обращается ему в честь, а муки — в отраду. Не есть ли он сам Христос? Приняв подобие старца, не пришел ли он в Азию, дабы обратить к себе всех ее жителей? Тело его, терзаемое железными когтями, становится тверже железа, так что когти вбиваются в него, а оно само остается невредимым».
Когда воины это сказали, игемон, заскрежетав зубами, воскликнул: «О, злые рабы и ленивейшие в исполнении повелений! Не делая, что вам приказано, вы еще защищаете осужденного на муки!»
Воины же, мучившие святого Харалампия, изнемогли, наконец, совершенно и стали уже открыто исповедывать и прославлять силу Христову, так укреплявшую страдальца, и потому тотчас же оба были усечены за имя Господне; имена их были Порфирий и Ваптос.
Также уверовали здесь в Христа и три женщины, смотревшие на страдание мученика. Они стали прославлять пресвятое и всесильное имя Его и за это были замучены.
После этого полководец Лукий, встав со своего места и взяв орудие палачей, сам стал мучить святого Харалампия, жестоко терзая все тело его. И тотчас же руки его отнялись от локтей, как бы отсеченные мечом, и, прилипши к телу мученика, повисли на нем.
Лукий, без рук, упал на землю и стал взывать: «Сей человек — чародей! Помоги мне, игемон!»
Игемон, подойдя и увидев висевшие на теле мученика руки своего полководца, плюнул в лицо святого Харалампия, и в это мгновение голова игемона повернулась и лицо его уже стало смотреть назад.
Тогда магнезийцы, объятые великим ужасом, начали молить святого мученика, произнося: «Оставь свой гнев и отврати Божие мщение! Ведь тебе же повелено, чтобы ты не воздавал злом за зло».
Святой Харалампий сказал на это: «Жив Господь Бог, что в сердце моем нет злобы, а на языке — лести! Вы сами видите, как Христос Бог наказал сих беззаконных начальников, Он же дарует нам и жизнь вечную, а нечестивых — погубит».
Тогда все воззвали к Господу: «Господи, не погуби нас, согрешивших Тебе! Вот Ты ныне, Боже, наказал наших князей, дабы привести нас к свету и соделать достойными жизни вечной».
И уверовало здесь во Христа великое множество народа.
После этого Лукий сказал: «Человек Божий, Ангел Господень, помилуй меня, люто страждущего; мои вот руки отягощают тебя, вися на твоем теле: возврати их на свое место, тогда и ты избавишься от тягости, и я исцелюсь от своего недуга, и, если ты это сотворишь, я уверую в твоего Бога».
Тогда святой, изливая пред Господом свое моление, воскликнул: «Варух, Мануид, Марон-Афа, Раввуни, т.е. благословенный, с нами Боже, Господи наш, восприявший нашу плоть, Учитель мой, призри на смирение окованных, разреши от уз кары — судей моих сих и исцели меня — всего изъязвленного исповедника Твоего!»
И вот послышался голос с неба, произносивший: «Харалампий — земной светильник, озаряющий и небо, слуга ангелов, сожитель пророков, друг апостолов, совоин мучеников и Моей беседы достойный, Я услышал молитвы твои и принял слова уст твоих, да будет это моление твое во исцеление сим болящим».
И тотчас же Лукий и игемон Лукиан исцелились от своих болезней.
Тогда Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить крещения, какового вскоре и удостоился, а игемон прекратил гонение на христиан: «пока, — сказал он, — я не извещу обо всем этом царя».
После этого многие, приходя к святому, по исповедании грехов своих, крестились, а больные различными недугами получали исцеление.
Игемон же Лукиан, отправившись к императору Северу, который тогда находился в Антиохии Писидийской[3], рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии: «К нам явился, — говорил он, — некий человек из общества галилеян; он начал всех отвращать от богов, больным же — подавать исцеление; полководец Лукий, исцелев, уверовал во Христа, да и вся почти Магнезия приняла его веру; я же, тоже выздоровев, пришел сюда возвестить обо всем этом твоему царскому величеству».
Услышав это, Север, исполнившись гнева, воскликнул: «О, вечные боги, опозоренные нечестивыми людьми! Зачем учение этих лживых людей так распространилось на земле!»
И тотчас он послал триста бесчеловечных и лютых воинов схватить святого Харалампия. Он приказал им сначала предать святого мукам, а потом привести его из Магнезии в Антиохию.
Воины, возвращаясь к царю, повели с собой и мученика Христова; они вбили в тело его острый железный гвоздь, в бороду же, довольно длинную, вплели веревку, и, обмотав ее вокруг шеи, так и влачили святого на пути к царю.
И когда они уже отошли от Магнезии на пятнадцать стадий[4], шедший с правой стороны конь, обратившись к воинам, человеческим голосом ясно проговорил: «О, триста воинов, вы трижды скверные слуги диавольские! Разве вы не видите присутствующего с человеком сим Христа Бога и Святого Духа? Зачем же вы все это ему делаете? О, жестокосердые! Освободите же того, кого не можете связать, дабы вам и самим освободиться от уз».
Воины были весьма устрашены такой человеческой речью, сказанной конем, однако, исполняя царское повеление, продолжали влачить святого мученика к Антиохии.
В это время диавол, преобразившись в старца, предстал царю Северу и сказал ему: «Увы мне, царь! Я сам владетель скифский, но во страну мою пришел некий человек по имени Харалампий — великий волхв, и все воинство мое отвратил от меня, народ же весь присоединился к легионам моим, и вот я, оставленный всеми, пришел предупредить тебя, как бы и с тобой не случилось чего подобного».
Лишь только диавол произнес это, как святой Харалампий, влачимый воинами, приведен был к царю. Царь, увидев его, тотчас же вонзил в грудь его три острых кола, а потом приказал принести дрова, зажечь их и палить мученика огнем понемногу, дабы он не сразу умер, но подольше терпел муки.
Когда так святого Харалампия долгое время мучили, некая женщина, стоявшая там в это время, из желания угодить царю взяла горячие уголья и посыпала ими голову, лицо и бороду мученика, говоря: «Умри, старец, умри; лучше тебе умереть, нежели соблазнять нас своим льстивым учением».
Эта женщина была царской наложницей. Сестра же ее сказала ей: «Или ты, окаянная, не боишься Бога? Исполняя волю царскую, ты прогневляешь Бога. Не поможет тебе Север, когда на тебя прогневается Христос».
И, обратившись к мученику, проговорила: «Человек Божий, честна есть старость твоя и с тобою Бог, в Коего и я желаю уверовать и избавиться от грехов моих».
После сего, когда огонь уже погас, а слуги, мучившие святого, изнемогли, хотя сам мученик оставался невредимым и совершенно здоровым, царь произнес: «Перестаньте мучить человека сего: пусть он отвечает на мои вопросы».
И когда святой мученик приведен был ближе к царю, Север сказал ему:
— Харалампий, беседуя рано утром с царем скифским, я разгневался и похулил тебя; но, претерпев теперь сие мучение, ты останешься у нас в чести, если только будешь отвечать мне на то, о чем я буду тебя спрашивать. Много ли тебе лет?
Святой Харалампий отвечал:
— Много времени провел я в сей суетной жизни: я прожил сто тринадцать лет.
— Как же, прожив столько лет, — сказал Север, — ты до сих пор не познал бессмертных богов? Святой мученик отвечал:
— Прожив много лет, царь, я приобрел и великое знание: познав Христа — Единого Истинного Бога, я и уверовал в Него.
Царь после этого спросил его, имеет ли он жену или нет.
Святой отвечал:
— Я стяжал себе Небесную Деву, т.е. царство Христа моего; на земле же не имел жены. Тогда царь спросил его:
— Умеешь ли ты воскрешать мертвых?
— Это не во власти человеческой, — отвечал святой, — но во власти Христовой.
Тогда царь велел привести человека, уже долгое время одержимого злым духом; тридцать пят лет диавол мучил этого человека: желая погубить его, дух злобы то гонял несчастного по пустыням и горам, то ввергал в дебри, болота и расселины земные.
Когда человек этот был близко подведен к святому, то, обоняя благоухание от святого, тотчас же воскликнул: «Молю тебя, раб Божий, не мучай меня прежде времени! Но повели словом, чтобы я вышел, и, если хочешь, я тебе скажу, как вошел в сего человека».
Святой согласился, и диавол рассказал следующее: «Сей человек хотел обокрасть ближнего, но он сказал сам себе: если я сначала не убью наследника его, то не в состоянии буду захватить его богатства, и, убив ближнего, уже хотел восхитить его наследство; увидев его в таковом состоянии, я вошел в него, и вот уже тридцать пять лет как обитаю в нем».
Тогда святой Харалампий сказал диаволу: «Выйди из сего человека и не причиняй ему больше никакого вреда».
И тотчас же диавол оставил его, и бесноватый стал здоровым.
После этого царь воскликнул:
— Поистине велик Бог христиан!
Спустя три дня умер некий юноша; царь, приказав принести мертвеца к себе, сказал святому Харалампию:
— Помолись своему Богу, да воскреснет сей мертвец.
Святой, помолившись, воскресил мертвого, и уверовало при сем много народа во Христа; сам царь удивлялся, видя таковые чудеса.
В это время при царе был некий епарх по имени Крисп; на совете с Севером он сказал ему: «Сотри человека сего с лица земли — он волхв, и свои чудеса творит чарованьем».
Царь, поверив словам Криспа и изменив свое прежнее доброе чувство к мученику, сказал ему:
— Харалампий, принеси жертву богам, и ты избежишь руки убийцы. Святой отвечал:
— Муки приносят мне великую пользу: насколько тело мое покрывается ранами, настолько радуется во мне дух мой.
Тогда царь, разгневавшись, приказал бросать камни в уста святого, бьющие же его приговаривали: «Покорись царю, дабы не умереть тебе без вины».
Наконец, царь сказал воинам: «Возьмите горящие факелы и зажгите ему бороду и опалите лицо его». И вот, когда воины поднесли факелы к бороде святого, из нее вышло большое огненное пламя и, устремившись на стоявших вокруг людей, опалило до семидесяти нечестивцев.
Увидев это, Север, исполненный ярости, сказал: «Правду сказал мне царь скифский, что Харалампий волхв и что он также хочет и от меня отвратить мое войско».
И потом, обратившись к своим вельможам, он спросил их:
— Не скажете ли вы мне, кто это Христос, в Которого верует Харалампий?
— Христос — это Сын Марии, — отвечал ему Крисп, — Он рожден Ею от прелюбодеяния.
Тогда некий человек по имени Аристарх сказал Криспу:
— Не буесловь; откуда ты слышал эту тайну, и почему знаешь, кто такое были Мария и Христос?
На это Крисп с гневом сказал:
— Ты разве мудрее меня?
— Да, я больше знаю, чем ты, — отвечал Аристарх. Тогда царь Север воскликнул:
— О, злой человек! Мне ли ты хочешь противоречить?
Аристарх на это ответил:
— Нет, царь, ни тебе не хочу противоречить, ни кому-либо другому; я только защищаю Христа.
После этого царь, горя яростью, взял лук, натянул его и, пустив стрелу вверх, сказал: «Христос, если ты живешь на небе, сойди к нам и поставь шатры Свои на земле; вот я готовлю на Тебя брань и имею много войска, чтобы восстать на Тебя; итак, сойди на землю и встань против меня. Если же Ты не сойдешь, я низложу небеса, угашу солнце, и сам схвачу Тебя своими руками».
В то время, как царь так дерзко и бесстыдно говорил на Господа Христа подобные хулы, земля потряслась, и на всех напал великий страх. Разгневанный Господь, как лист, поколебал землю; и сверху были слышны страшные раскаты грома, и видны были молнии, так что все здесь стоявшие от страха как бы омертвели. Царь же и вместе с ним епарх Крисп, связанные какими-то невидимыми узами, поднялись от земли и как будто висели в воздухе.
Тогда царь воззвал к мученику: «Харалампий, все это случилось по моим грехам, и я справедливо терплю эту муку; но ты помолись Богу своему, дабы мне избавиться от этого мучения, — и я прославлю имя Его и твое по всему городу, ибо я объят от Христа твоего великим ужасом».
В это время к ним подошла царская дочь по имени Галина и сказала Северу: «Отец мой, никто не может противиться Богу: ибо для христиан Он есть надежда, а для нечестивых — погубитель. Уверуй в Него, и Он сохранит тебя и освободит от тех невидимых уз, коими ты сейчас им связан: Связавший тебя есть вечный и всемогущий Бог».
Пав перед святым мучеником, блаженная Галина сказала: «Молю тебя, раб Божий, помолись Господу Христу и своей молитвой освободи отца моего от сих невидимых уз».
И лишь только святой Харалампий помолился, как прекратилось это страшное прещение Божие, и царь, освобожденный вместе с епархом от казни, встал на землю и сказал: «Владыка неба и Создатель земли, помилуй меня! Живущий на небе, призри милостивно на землю!»
После этого царь вместе с епархом и всеми своими вельможами отправился к себе во дворец и оттуда не выходил три дня, все время размышляя о гневе Божием и о только что бывшем грозном прещении Господа.
В это время дочери царя — Галине — было видение, о котором она и передала святому Харалампию: «Мне казалось, — говорила она, — что я стою в какой-то обильно орошаемой местности; и вот внезапно я увидела большой огороженный сад, в котором были насаждены всякого рода благоухающие деревья; посреди же них рос прекрасный виноградник, а в этом винограднике стоял высокий кедр, при корнях которого струился источник. Около этого места стоял грозный страж, не позволявший никому войти в этот сад. Вблизи я увидела отца моего и епарха Криспа, которых стерегущий этот сад своим огненным мечом отгонял от сего места. В это время я была объята великим страхом и только молилась, чтобы сей страж позволил мне остаться там. Он же в это время сказал мне: подойди сюда, и я тебя на раменах своих с честью внесу в сей сад. И когда я в нем была под кедром, при источнике, я услышала, что кто-то говорит: тебе и подобным тебе дано сие место. Вот каково видение было мне, и я теперь умоляю тебя, — окончила Галина, — скажи мне, что оно означает?»
Тогда святой Харалампий сказал ей: «Твой сон означает следующее: изобилие воды — это есть дарования Духа Святого, сад же огражденный — это рай. Виноградник означает упокоение в раю праведников, а благоухающие деревья — лики святых ангелов. Высокий кедр знаменует крестную славу Христа, источник же — жизнь вечную, дарованную крестом роду человеческому. А страж, который принял тебя на рамена свои, — это Господь Христос, Который, оставив в горах девяносто девять овец, стал искать пропавшую овцу и, найдя ее, взял ее на рамена Свои (Лк.15:4-5). Отец же твой вместе с епархом будут изгнаны от рая Божия, ибо они — теперь благодарные Богу — скоро снова будут непокорны Ему, впав в диавольские сети».
Действительно, вскоре после страшного наказания Божия, царь Север опять впал в заблуждение и, оставив Бога, крепкую мышцу Коего он только что познал, снова обратился к идолам. Позвав к себе мученика, он сказал ему:
— Харалампий, послушайся совета моего, поклонись богам, — и ты будешь у нас в чести.
Святой отвечал:
— Не может того случиться, чтобы раб Божий мог прельститься словами мучителя; поистине, царь, слова твои безрассудны и нелепы.
Тогда, разгневавшись, Север сказал:
— О, безумный человек, ты считаешь мои слова безрассудными!
И приказал прицепить за его губы удилищный крючок и так водить его по всему городу.
Дочь же царя, приступив к отцу своему, сказала: «Отец, что ты делаешь? Зачем ты мучаешь сего праведника? зачем увязаешь в диавольские сети и, оставив доброе, избираешь злое? Зачем, отвергнув жизнь, ты предпочитаешь смерть? Зачем ты с яростью мучителя восстаешь на сего раба Христова? Послушайся меня, отец, и как прежде ты стремился ко злу, так теперь поусердствуй ко всему благому; ибо, кто сеет злое, тот злое и пожнет, сеющий же с благословения, пожнет доброе. Вспомни о бывшем над тобой наказании Божием, когда ты был связан невидимыми узами и, вися в воздухе, исповедывал истинного Бога, теперь же, освободившись от уз, ты отрекаешься от Него; так многие властители, при каре Господа, познают силу Его, а освободившись от наказания, снова забывают своего Господа».
Выслушав это, царь Север нисколько не исправился, но, еще более возъярившись, сказал:
— Принеси жертву богам, Галина!
— Что ты хочешь, я все сделаю, отец, — сказала она ему на это.
Тогда царь, возрадовавшись, произнес:
— Да будет освобожден Харалампий, так как дочь моя согласилась принести жертву богам.
Когда святой мученик приведен был к царю, Север сказал ему: «Вот дочь наша Галина отпала от твоей веры в нашу и теперь хочет принести жертву богам, войди и ты, Харалампий, вместе с ней в храм богов наших и сотвори, чего мы от тебя желаем».
Так как Харалампий на это ничего не ответил, то царь подумал, что он согласился.
Между тем Галина отправилась к храму Дия и Аполлона и сказала там жрецам: «В покаянии я пришла умолить богов, коих прогневала, уверовав во Христа».
Жрецы же на это воскликнули:
— Великий Дий! Всесильный Аполлон! Творец неба и царь всем владыкам, призри на Галину и ради царя Севера помилуй ее!
Блаженная же Галина, войдя в идольское капище, подозвала к себе жрецов и спросила их:
— Какого идола мне прежде всего низложить — идола Дия или Геркулеса и Аполлона?
— Нет, Галина, — отвечали жрецы, — не замышляй подобного зла и не издевайся над спасителями нашими, а то, прогневанные, они низложат небо и сокрушат всю землю.
Тогда Галина, взяв Диева идола, сказала ему:
— Если ты бог, то как до сих пор не мог увидать, что я пришла сокрушить тебя?
Сказав это, Галина сильно ударила о землю идола, и он разбился на три части; потом она схватила и идола Аполлона и также разбила его, проговорив:
— Пади на землю и ты, сатана, сгорбленный старик, ведь ты — прах!
И она сокрушила всех идолов. Тогда жрецы, придя к царю Северу, сказали ему:
— О, царь, погибла наша надежда, ныне и солнце угаснет, и мир погибнет, ибо наши боги умерли. Царь, удивившись, спросил:
— Что означают эти ваши слова?
— Галина, твоя дочь, сокрушила наших богов, — отвечали они.
Тогда Север сказал:
— Идите и призовите ко мне сегодня ночью пятьдесят кузнецов, идолов же, возобновив, поставьте снова в их храме и скажите, что они воскресли, как галилеяне говорят о Христе своем, что Он восстал от мертвых.
Жрецы исполнили все это с великим тщанием; утром, явившись к царской дочери, они сказали ей:
— Пойди в храм и посмотри на наших воскресших богов.
— Боги воскресли? — спросила Галина, — пойду же, посмотрю на них!
Жрецы сказали:
— Поистине великое чудо: обесчещенные и поруганные вчера, они ныне сияют еще большей честью и славой.
На утро блаженная Галина сказала:
— Новых идолов мне легче разрушить, чем старых.
И, обратившись к идолу Дия, добавила:
— Воскресший из мертвых Юпитер, тебе приказываю: иди опять к мертвецам!
Сказав это, Галина снова разбила все идолы.
Тогда жрецы, исполнившись ярости, вторично донесли царю о погибели своих богов.
Север, позвав к себе дочь свою, сказал ей:
— Зачем ты сокрушила наших богов?
Галина отвечала:
— Вы называете их своими богами только потому, что прельщены ложным учением: они не более как бездушная вещь.
На это царь воскликнул:
— Принеси жертву богам, семя нечестия, а не мое рождение!
На это блаженная Галина, как бы посмеиваясь над своим отцом, сказала:
— Я уже принесла им жертву, насколько сумела, но, если ты хочешь, я то же могу сделать и с остальными твоими богами.
Тогда разгневанный царь оставил дочь свою и обратился снова к истязанию святого мученика Харалампия: он отдал его на поругание одной вдове.
Когда Харалампий входил в дом этой вдовы, он приклонился к одному стоявшему там столпу, и тотчас столп этот стал большим деревом, покрывающим ветвями своими весь дом этой женщины.
Увидев такое чудо, вдова устрашилась и сказала: «Уйди от меня, Харалампий, я недостойна принимать такого мужа; мне кажется, что ты — или Христос, или Ангел, или пророк, или апостол; умоляю же тебя, уйди от меня: я недостойна принять тебя под кров свой. На это святой мученик ей ответил: «Дерзай, дщерь, так как ты обрела благодать у Господа. Только веруй, что Он «Велик Господь», и милостив, «и всехвален» (Пс.47:2, 95:4)
На другой день, утром, соседи, увидев высокое и многолиственное дерево, сенью своею покрывавшее дом вдовицы, говорили друг другу:
— Что это за чудо?
Некоторые на это отвечали:
— Это от того, что там святой Харалампий: вот от чего этот столп и стал высоким деревом.
Взойдя в дом, соседи нашли святого сидящим и поучающим вдовицу; он ей говорил:
— Блаженна ты, что уверовала во Христа, блаженна, ибо тебе отпускаются грехи твои: ибо Господь кающихся приемлет.
И сказал ему пришедший народ:
— Что же ты нам не скажешь, действительно ли ты есть Христос?
Святой Харалампий отвечал:
— Простите мне, чада, я ваш слуга и раб Христа, и творю все сие Его именем.
Тогда вдова, с дерзновением, громким голосом, так воззвала:
— Радуйся, Харалампий, всегда сияющий неугасимым светом[5], радуйся, Харалампий, благодатью ведший, радуйся, Харалампий, всесветлый светильник.
В то время, как она это произносила, пришедшие соседи ее, уверовав сердцем в Христа, припали к коленам святого Харалампия, открыто исповедуя Христа, и все приняли спасительное крещение.
На другой день царь велел привести святого на судилище; уверовавшие же во Христа, придя к царю ранее, известили его о сотворенном чуде, как прозяб столп и стал большим деревом.
Север весьма удивился, епарх же Крисп сказал ему: «Царь, если ты не повелишь убить мечом сего волхва, скоро все прельстятся его чудесами и, оставив наших богов и нас, пойдут вслед его».
Тогда царь осудил святого на усечение мечом. Услышав об этом, мученик Харалампий радостно воспевал сей псалом Давидов: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» (Пс.100:1-2 и проч. До конца псалма того).
Придя с весельем на то место, где должен был окончить свой земной подвиг, святой Харалампий сказал: «Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты так милостив и щедр ко мне; Ты, Иисусе, поразивший врагов, пленивший ад и исцелявший смертные болезни, помяни меня, Господи Боже мой, во Царствии Твоем». Когда он так молился, разверзлись небеса и к мученику со множеством святых ангелов сошел Сам Господь, и поставлен был прекрасный смарагдовый престол, и царь славы, воссев на нем, сказал святому Харалампию:
— Приди, Харалампий, так много пострадавший за Меня, проси у Меня, чего хочешь, и Я тебе дам. Святой мученик на это отвечал:
— Для меня, Господи, и то — великая милость, что Ты сподобил меня видеть страшную славу Твою; но, Господи, если Тебе угодно, воздай славу имени Твоему: пусть в той местности, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память обо мне, пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех; ведь Ты Сам знаешь, что люди суть плоть и кровь, так оставь же им грехи их и подай им изобилие плодов земных, дабы они, насыщаясь и наслаждаясь среди трудов своих, прославляли Тебя, Бога своего, — Подателя всех благ; сходящая же с неба роса да будет им во исцеление. Господи Боже мой! Излей на всех благодать Твою!
После того, как святой произнес эту молитву, Господь изрек:
— Да будет по прошению твоему, мужественный Мой воин!
После того Господь вошел на небеса, окруженный Своими ангелами, а за Ним последовала и душа святого Харалампия.
Тогда воины, отправившись, возвестили царю о той славе, коей сподобился мученик, как ему явился Господь, как он скончался без всякого усечения мечом и как они видели душу его, восходящую на небеса. Север был всем этим очень удивлен и впал в великий страх. Блаженная Галина, дочь царя, испросила у него тело мученика и, взяв его, обвила его чистыми плащаницами, умастила ароматами и многоценным миром и, прославляя Господа, вложила его в золотой ковчег. Царь побоялся судить и наказать дочь свою; видя, что с нею пребывает Господь, он оставил ее жить в христианском благочестии, по ее изволению. Этот непобедимый и непреодолимый великий мученик Харалампий, который теперь ходатайствует обо всем мире, — пострадал в феврале месяце, в десятый день[6]; стоя одесную престола Божия, он непрестанно молит о нас Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и царство, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Примечания
[1] Римский император Септимий Север царствовал со 193 по 211 г.
[2] Магнезия — город в Фессалии, северо-восточной области Древней Греции.
[3] Антиохия Писидийская — в западной части Малой Азии, на границе с Фригией.
[4] Приблизительно на 2 2/3, версты по нашему счету.
[5] Харалампий в переводе с греческого значит: «радостью сияющий».
[6] Св. священномученик Харалампий скончался в 202 г.
Молитвы
Тропарь священномученика Харалампия
глас 4
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 4.Подобен: К Богородице прилежно:
Страстотерпцу Харалампию приступим/ и образу его поклонимся, от сердца вопиюще:/ мучениче Харалампие и отче,/ от всякаго обстояния и всех бед своих раб избави нас,/ в церкве твоей выну пребывающих.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Пострадавый мужески и мученический надевый венец,/ священномучениче преславне Харалампие, / свобода раб твоих от губительства и всякаго зла,/ напастей и бед, святе,/ с любовию твое призывающих чудное имя.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 2
Молитвами твоими ко Господу/ от зол, бед, напастей свободи/ верно к тебе прибегающих/ и сетей избави вражиих,/ велий страстотерпче Харалампие.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 4. Подобен: Скоро предвари:
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Кондак священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 6. Подобен: Предстательство христиан:
Яко мученик и исповедник цвет,/ двойным венцем Христос тя увенча,/ возвеличив безчисленными чудесы на земли,/ но яко благодать Господню являя нам, / верно к тебе прибегающим, / даруй мир, помозй в напастех и лютых бедах,/ святейший Харалампие.
Кондак священномученика Харалампия
глас 8
Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,// яко непобедимый.
Молитва священномученику Харалампию
О священная и многострадальная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие. Магнисийская похвало и славо вселенныя, всемирный светильниче и великий наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах! Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избави нас от всякаго злаго обстояния. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу велику за многия и нужныя страдания твоя и терпение, еже всюду и во всем нам помогати, и наипаче идеже память твоя почитаема будет бдением, пением и усердным молением. Сицевая благодать дадеся ти, священномучениче Христов, от явльшагося ти Господа Царя славы по твоему испрошению. Егда на мечное тя усечение осудиша, услышал еси превожделенный и сладчайший оный глас, глаголющий тебе: “Прииди, Харалампие, друже Мой, многия муки имене ради Моего претерпевый, и проси у Мене, еже хощеши, и Аз дам ти”. Ты же, великий светильниче, рекл еси Христу Господу усты своими: “Господи мой, велико убо мне есть от Тебе, Света невечерняго, дарование сие. Аще угодно есть величеству Твоему, молю Тя, благоволи даровати мя сицевую милость Свою: да идиже положены будут мощи моя и почитаема будет память страдания моего, не будет на месте том ни глада, ни мора, или тлетворного воздуха, погубляющего плоды, но да будет паче на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и елеа и умножение скотов, яже на потребу человеком”. Ты же паки, угодниче Христов Харалампие многострадальниче, глас Господен услышал еси, вещающий тебе: “буди по прошению твоему, преславный Мой воине”. И абие, по глаголании сем Господнем предал еси душу свою без мечнаго посечения, и пойде во след Христа Господа со славою многою, Ангелом убо сретающим и провождающим ю до престола Господня с радостию великою. И тако приял еси венец славы от Божественныя руки Его с лики святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И тамо, во славе небесней пребывая, призри, угодниче Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и воспомяни нас пред Господем, еже даровати нам на потребу велия Его милости в безконечныя веки. Аминь.
Каноны и Акафисты
Акафист священномученику Харалампию
Кондак 1
Избранному страстотерпцу и угоднику Божию, оросившему землю честною своею кровию и плодородие земли от Бога испросившему, похвальная из глубины души возглашаем пения. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, священномучениче Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Икос 1
Ангели на небеси радовахуся непорочному житию твоему, священномучениче Харалампио, ты бо последовал еси святым пророком и апостолом, наставляя люди на путь спасения. Сего ради вопием ти: Радуйся, великий светильниче Церкве; Радуйся, проповедниче правды. Радуйся, словес жизни вечныя учителю; Радуйся, идолослужения обличителю. Радуйся, имже сатана посрамляется; Радуйся, имже вера Христова прославляется. Радуйся, яко Именем Христовым вражию силу низложил еси; Радуйся, яко силою Божиею козни бесовския разрушил еси. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 2
Видяще житие твое, благочестия и чистоты исполненное, и слышаще пламенную проповедь твою, служителие Господа Иисуса Христа, укреплени бывше в вере и благочестии, возрадовашася, поюще всех Творцу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом, просвещенным от Господа, исполнен быв и долголетия мудростию украшен, не восхотел еси послушати совета Лукиана игемона еже приступити с жертвами к богом бездушным, и велиих мучений не убоялся еси. Темже вопием ти: Радуйся, угрозы Лукиана презревый; Радуйся, постом и молитвою долголетие стяжавый. Радуйся, благ невидимых взыскателю; Радуйся, креста Христова победный носителю. Радуйся, мучители твоя возлюбивый; Радуйся, сердца их ко Христу обративый. Радуйся, имже истинная вера утвердися; Радуйся, имже прелесть бесовская посрамися. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 3
Силою Вышняго укреплен быв, победил еси велия мучения, и стружем ногтьми железными, молился еси ко Господу, исцеляя болезни твоих мучителей и воспевая Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй велию милость Господню, удостоился еси, священномучениче Харалампие, гласа Божия, от облака исходяща, Емуже внемлюще, благоговейно рцем: Радуйся, светильниче земный; Радуйся, в небесныя обители преселивыйся. Радуйся, собеседниче ангелом; Радуйся, сожителю пророком. Радуйся, апостолом сопрестольниче; Радуйся, совоинственниче мучеником. Радуйся, беседы Господни удостоивыйся; Радуйся, яко услыша Господь молитвы твоя. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 4
Буря велия грады, веси и всяк злак сельный разрушает; горшия бури житейския злобы, неверия и злодеяний человеческих души наша смущают и житие наше мраком покрывают. Но помози нам, преславный священномучениче, почитающим подвиги и страдания твоя и поющим о тебе дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав нечестивый царь римский Севир, яко в мучениих неодолен явился еси, исполнися гнева; ты же, долготерпеливо, егда острое железное гвоздие вбито бысть в честное тело твое, ничтоже глаголя вопреки мучителем твоим, вся сия в веселии и радости претерпел еси. Сего ради ублажаем долготерпение твое звании сими: Радуйся, образе кротости духовныя; Радуйся, долготерпением Господу Иисусу Христу подражавый. Радуйся, яко и безсловесная тварь предивному терпению твоему ужасашеся; Радуйся, яко Господь Бог с тобою в мучениих твоих пребыл есть. Радуйся, множество людей долготерпением твоим приведый ко Господу; Радуйся, от Господа прославленный. Радуйся, исцелений источниче; Радуйся, человеком помощниче. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 5
Боготечная звезда был еси жене некоей, яже, видящи страдания твоя и умилившися сердцем, велегласно возгласи: человече Божий, честна есть старость твоя, и Бог с тобою есть, в Негоже веровати имам, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 5
Видя царь Севир во исцелении некоего человека, бесом одержима, чудодейственную силу Христову, в тебе, досточудный священномучениче, обитающую, зело удивися и рече: воистину велик есть Бог христианский! Сего ради и мы, восхваляюще страдания и чудеса твоя, преславный исповедниче Христов, взываем ти радостно: Радуйся, чудотворче предивный; Радуйся, веры поборниче победоносный. Радуйся, от огненнаго жжения невредим пребывый; Радуйся, чудесы твоими неверующия люди светом Богопознания озаривый. Радуйся, житием твоим Имя Божие прославивый; Радуйся, егоже, яко добраго воина Христова, диавол трепещет. Радуйся, егоже молитвою недузи врачуются; Радуйся, егоже предстательством вернии жизнь вечную наследствуют. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 6
Проповедник мужественный был еси, всехвальный Харалампие, егда глаголал еси цареви: много мя пользуют муки; елико бо тело мое ранами раздробляется, толико радуется во мне дух мой. Внемлюще словесем сим, многое множество людей исповедаху Господа Иисуса Христа и венец мученический прияша, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия Божие всемогущество и явися страшное Божие прещение, егда нечестивии твои мучителие хулы на Христа Господа глаголаша безстудно: земля, яко лист, колебашеся, и слышахуся свыше от облак страшнии гласи, и бяху блистания и громи; молитву же тебе сотворшу, преста Божие страшное прещение. Темже вопием ти: Радуйся, гордых обличителю; Радуйся, нищеты духовныя учителю. Радуйся, хульников Имене Господня низложителю; Радуйся, от гнева Господня человеки избавляяй. Радуйся, блистания и громы небесныя молитвою утишаяй; Радуйся, омертвевшия от страха человеки воскресивый. Радуйся, велие незлобие к мучителем твоим явивый; Радуйся, егоже ради Господь Бог возгреме во облацех воздушных. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 7
Хотя спасти чистую душу дщере царевы Галины, той яви тя Господь, о Харалампие, яко ангела светла, мудра учителя и апостола веры Христовы. И внемлющи словесем твоим, блаженная Галина умилися сердцем и Богу возгласи: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго тя Иосифа показа Господь Бог, егда вразуми тя известити, премудре, сказание бывшаго блаженней Галине соннаго видения. Виде бо множество водное, еже есть дарование Духа Святаго, виде сад велик при водах многих, рай Господень, и в нем виде виноград красен, праведных водворение, и стража места того, Христа Бога, вземлюща овцу на рамена Своя. Темже зовем ти: Радуйся, старцев украшение; Радуйся, приятелище даров Духа Святаго. Радуйся, яко с лики ангельскими славословиши Господа; Радуйся, яко рай Господень и жизнь вечную стяжал еси. Радуйся, Пастыреначальника Христа Бога нашего служителю; Радуйся, добрый стада Христова пастырю и всего мира молитвенниче. Радуйся, винограда Господня украшение; Радуйся, Церкве Христовы утверждение. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 8
Странствия земнаго течение совершая, не восхотел еси волю нечестивых идолослужителей сотворити и от веры истинныя отступити, но вразумляяй мучители твоя богомудрыми словесы твоими, страдания за Христа восприял еси лютая, поя Господу Богу песнь победную: Аллилуиа.
Икос 8
Все сердце свое яростию исполнив, вдаде тя царь нечестивый некоей жене вдовице на поругание. Ты же, святе Харалампие, входя в дом ея, восклонился еси на некий при храмине столп, и абие сухий той столп прозябе; тогда жена тая, зело ужаснувшися, к Богу обратися. Мы же во умилении сердца взываем ти: Радуйся, Харалампие, светильниче всесветлый; Радуйся, угодниче Христов, благодатию преисполненный. Радуйся, яко и самое имя твое чудным житием твоим оправдися; Радуйся, вдовиц предстательство и заступление. Радуйся, учением твоим многия ко Христу приведый; Радуйся, сирых надеждо и укрепление. Радуйся, мучеников красото; Радуйся, человеколюбия зерцало. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 9
Все богатство ума твоего, вся благодатныя дары, яже приял еси от Господа Бога, вдал еси, святе Харалампие, на служение человеком, научая всех вере и благочестию, и в час кончины твоея святыя не о себе самем молился еси, но о спасении и благоденствии всех, почитающих святую память твою, да наслаждаются дарований Господа Бога, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогоша воспети достойно величие души твоея и неизреченное твое милосердие, имже дивящеся, мы, недостойнии, в простоте сердца зовем: Радуйся, светильниче, мрак греховный от людей светом веры отгоняяй; Радуйся, венцем мученическим паче звезд небесных блистаяй. Радуйся, молитвами твоими прозябения хлебов у Христа Бога испрошаяй; Радуйся, яко кровь твою честную на землю пролиял еси. Радуйся, яко тою кровию щедроты Господни нам грешным стяжал еси; Радуйся, яко Господь рекл есть тебе: буди глагол твой исцеление болящим. Радуйся, яко приято бысть Богом моление устен твоих; Радуйся, скорбящих благодатное утешение. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 10
Спасти хотя душу твою, ни во чтоже тело твое вменил еси, святый мучениче, и мечному на тя осуждению радовался еси, поя благодеющему Господу Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и прибежище бысть ти, великий Харалампие, Господь Бог, явивыйся ти во славе Своей в час блаженныя кончины твоея. Темже зовем ти: Радуйся, друже Господень; Радуйся, яко Господь дает ти, яже просиши. Радуйся, страшную славу Господню видевый; Радуйся, защитниче людей от глада и мора. Радуйся, тлетворнаго воздуха, погубляющаго плоды земныя, силою Божиею отгонителю; Радуйся, трудолюбия учителю. Радуйся, яко о здравии телес и душ спасении ходатайствуеши; Радуйся, яко и о скотех, созданных на потребу человеков, печешися. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 11
Пение умиленное аще и премногое приносим ти, чудотворче, ничтоже творим равно чудесем твоим и многому твоему к нам грешным милосердию, имже дивящеся, Господеви зовем: Аллилуиа.
Икос 11
Светильник путеводителен буди нам, Харалампие, во тьме греховней ходящим, и молися ко Господу, еже отъяти от нас всякое суеверие, просветити наш ум светом Евангелиа и учений, полезных ко труду земледельца и во всякой вещи, да просветлени умом, во умилении сердца зовем ти: Радуйся, неизсякаемое миро, на труд человеч излиянное; Радуйся, весно Господня благоуханная. Радуйся, рая Господня древо прекрасное; Радуйся, молитву, яко кадило благовонное, Господеви возсылаяй. Радуйся, дыханием молитвы твоей святыя землю согреваяй; Радуйся, предстательством твоим пред Господем росою плоды земныя орошаяй. Радуйся, земледельцев покровителю; Радуйся, жизни их строителю. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 12
Благодать, обещанную ти Господем Богом, еже исполнитися всякому прошению твоему, ведая, — “Молю Тя, Господи, — рекл еси, — даждь славу Имени Твоему: идеже положены будут моя мощи, да не будет на месте том глад и мор, или тлетворный воздух, погубляяй плоды, но мир в человецех и телесем здравие, и душам спасение, и плодов земных изобилие да будут”. О Господи Боже наш! Излий благодать Твою сию и на всех нас, поющих Ти: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твоя чудеса, преславне Харалампие, славим долготерпение, страдания и дивную кончину твою, и чудящеся милосердию твоему, сице зовем ти: Радуйся, о дождех благовременных пред Господем ходатайствуяй; Радуйся, молитвами твоими от бури и града нас сохраняяй. Радуйся, ты бо просил еси плодородие месту, идеже пострадал еси; Радуйся, ты бо молился еси ко Господу, да низпослет Он, Милосердый, на труд земледельца Свое благословение. Радуйся, страдальче непобедимый и непреодоленный; Радуйся, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй. Радуйся, надеждо всех молящихся тебе; Радуйся, земледельцев радость светлая. Радуйся, Харалампие, милосердый наш пред Богом заступниче и предивный чудотворче.
Кондак 13
О предивный Харалампие, заступниче наш премилосердый! Вонми гласу недостойныя молитвы нашея и молися за ны ко Господу, еже сохранити нас от глада и мора и междоусобныя брани, и на всяк мирный труд человеч низпослати Божие благословение, да во веки воспеваем Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва первая
О священная и многострадальная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие. Магнисийская похвало и славо вселенныя, всемирный светильниче и великий наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах! Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избави нас от всякаго злаго обстояния. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу велику за многия и нужныя страдания твоя и терпение, еже всюду и во всем нам помогати, и наипаче идеже память твоя почитаема будет бдением, пением и усердным молением. Сицевая благодать дадеся ти, священномучениче Христов, от явльшагося ти Господа Царя славы по твоему испрошению. Егда на мечное тя усечение осудиша, услышал еси превожделенный и сладчайший оный глас, глаголющий тебе: “Прииди, Харалампие, друже Мой, многия муки имене ради Моего претерпевый, и проси у Мене, еже хощеши, и Аз дам ти”. Ты же, великий светильниче, рекл еси Христу Господу усты своими: “Господи мой, велико убо мне есть от Тебе, Света невечерняго, дарование сие. Аще угодно есть величеству Твоему, молю Тя, благоволи даровати мя сицевую милость Свою: да идиже положены будут мощи моя и почитаема будет память страдания моего, не будет на месте том ни глада, ни мора, или тлетворного воздуха, погубляющего плоды, но да будет паче на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и елеа и умножение скотов, яже на потребу человеком”. Ты же паки, угодниче Христов Харалампие многострадальниче, глас Господен услышал еси, вещающий тебе: “буди по прошению твоему, преславный Мой воине”. И абие, по глаголании сем Господнем предал еси душу свою без мечнаго посечения, и пойде во след Христа Господа со славою многою, Ангелом убо сретающим и провождающим ю до престола Господня с радостию великою. И тако приял еси венец славы от Божественныя руки Его с лики святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И тамо, во славе небесней пребывая, призри, угодниче Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и воспомяни нас пред Господем, еже даровати нам на потребу велия Его милости в безконечныя веки. Аминь.
Молитва вторая
О пречудный священномучениче Харалампие, страстотерпче непреодоленный, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй! Призри на моление нас почитающих святую память твою. Испроси нам у Господа Бога прощение грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия. Моли о нас Господа Бога, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междуусобныя брани и всяких раздоров и нестроений! Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах православныя христианския церкви, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милосердный мучениче! Молися за ны ко Господу, да сохранит нас от глада и всяких болезней, и да подаст нам изобилие плодов земных, скотов умножение на потребу человеком и вся нам полезная: наипаче же да сподобимся, молитвами твоими, небеснаго царствия Христа Бога нашего, Ему же честь и поклонение подобает, со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О священнейшая главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномученниче Христов Харалампие, великий о нас заступниче в скорбех и бедах и во всех нуждах! Услыши нас, грешных и недостойных раб твоих (имена), молящихся тебе, да твоими всесильными молитвами Всеблагий Господь избавит ны от всякаго злаго обстояния, простит вся согрешения, вольная и невольная, сподобит ны прочая лета жизни нашея скончати в соблюдении заповедей Его и покаянии. Испроси, угодниче Божий, да пребудет благословение Царя Небеснаго над благословенною Им Россиею, да будет на месте сем мир, телесам здравие и душам спасение. На твоя моления, на тя, священномучениче Христов Харалампие, уповаем, получити велию милость от Господа в безконечный век. Аминь.
Канон cвященномученика Харалампия
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу, победную песнь поим, вопияше.
С лики шествуя весело в мысленных Небесных селех и сияя светом невечерним, избави мя от страстей молитвами твоими, мудре, яко да пою тя.
Светоносная твоя память солнечная облистает дарования и просвещает верно в ней чтущия тя, радости пресветлыя воистину, мучениче тезоимените.
Кровей твоих каплями сланое неверия море потопил еси, река благочестия был еси, Христову напояющи воистину Церковь присно.
Богородичен: Грехов буря, и помышлений противныя волны, и страстей нашествия на мне преидоша, но Твоею, Богородице Дево, державною молитвою спаси мя.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
Несть отнюд изрещи чудес множества, яже соделал еси, еще в жизни ходя и к Богу прешед, страстотерпче мучениче досточудне.
Силою Божественною укреплься, некрепкую наглость беззаконных низложил еси, якоже воин крепок, Харалампие страдальче, яко оружник Божественнаго ополчения.
Кровей истекшия токи твоего телесе весь нечестия пламень и лютое запаление угасиша, сладости же поток тебе исходатаиша.
Богородичен: Святых Святаго Бога родила еси, Всесвятая, святости храм явльшися чист и дверь, еюже Един Христос пройде, спасаяй человечество.
Седален, глас 3.
Столп незыблен Церкве, светильник неугасимый вселенныя, страстотерпче, явился еси, Харалампие, и, просияв солнца светлее, идольскую отгоняеши тьму, мучениче славне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Песнь 4
Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь Боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.
Красен был еси, помазався кровию честнаго мучения и добротами сего украсився, Харалампие, страдальцев украшение и утверждение.
Демонская капища твоим сокрушил еси, страстотерпче, мужеством, храм тебе самаго Святаго Духа и терпения неложнаго столп показал еси и образ.
На высоту вознесше руце, славне, тьмы предстателе твоя ребра строгаху ноготьми, вечное истинно исходатаивше тебе наслаждение.
Богородичен: Крепость моя и пение мое, Христос Бог, из Тебе возсиявый, премножеством, Чистая, благости избави ны перваго преступления.
Песнь 5
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
Божественную страсть нас ради страсти претерпевшаго твердо, мучениче Христов, подражав, терпиши во всем теле, славне, гвоздей пригвождения доблественне.
Безсловесие гонителей, Слово, Собезначальное Отцу, исправляя, премудре, слово безсловесным яве влагает, разрешити от юз тя повелевающа.
Рожны пронзен, уязвил еси сердце лютаго земнородных борителя копием мужества и терпения твоего, Богомудре страстотерпче досточудне.
Богородичен: Божественным сиянием Твоим, Благая, омраченную мою душу сластьми просвети, и ко спасения стезям настави, яже Едина, Спаса Христа рождшая.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.
Светильник был еси, страданий твоих светом просвещая концы: исповедуеши имя Христово пред мучители, страстотерпче Христов преславне.
Божественныя распаляемь огнем любве, росою веры злочествующих угасил еси запаление, Христова чудеса неверным показуя, досточудне.
Жизни желая безсмертныя, плотская, Харалампие, умертвил еси страстная движения и молитвою мертвыя возставил еси, воспевающия во всех тя прославльшаго.
Богородичен: Страстей мя колеблющася сопротивными прилоги, Мати Божия, утверди, яко безстрастия рождши Источник, к Тебе бо прибегох, человеком великому прибежищу.
Кондак, глас 8
Подобствовав благодатию священства, славне, Церковь светло украсил еси Божественным страданием, еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие, честный светильниче всемирный, осияваяй концы, яко непобедимый.
Икос
Пастыря, Христа Бога нашего, яко Агнца, на землю благоволившаго приити, грехи вземлющаго и недуги всех понесшаго, равнообразовав, мучениче святе, душу за овцы положил еси, возвещая Его страсти. Тем днесь вси поем тя песньми, яко непобедима.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы в Вавилоне пещнаго пламене не убояшася, но, посреде пламене ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Приобщаяся мукам и огнем опаляемь, страстотерпче Христов, яко злато чисто, быв и священно возложение Христово был еси.
Молитв твоих росою пребеззаконнующих пещь угасе, мудре, и избавлен был еси, песнопоя Сотворшему: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Ополчением страданий древо явился еси высокораслено, соосеняющо верныя от пламеннаго греха, зовущия: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Богородичен: Радость приемшая в Пречистем чреве Твоем, Богородице Чистая, веселия сердце мое исполни, печаль отгонящи страстей, Приснодево.
Песнь 8
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.
Течении кровей накапаемь, ран добротою украшаемь, победительным благолепно венцем удобрен, Богу предстал еси, мучениче.
Мук облацы не покрыша мужества твоего, мучениче, и доблестей, гонителей не омрачи сопротивление твоего пресветлаго, Богомудре, терпения.
Священник же и мученик непобедим, воин добль и столп непоколебим, утверждение верных, нечестия противоборец, воистину явился еси, Богомудре страстотерпче.
Богородичен: Всяческая сотворивый Божественным хотением, восхотев, во чреве Твоем вселися, Чистая, истлевшия ны обновити хотя. Егоже превозносим во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати. Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с Небесными вои Тя ублажаем.
Ни огнь, ни меч, но ниже смерть, ни гонение, ни скорбь, ни глад, ниже беда, ни мук всяких умышление возможе от любве Божия воистину отлучити тя сотворшаго, страдальче досточудне.
Строганьми ногтей умерщвления совлек ризы, одеждами от кровей тебе, страстотерпче, украсил еси, темже со дерзновением, мучениче непобедиме, всех Владыце и Богу, радуяся, предстоиши.
Радости полна и Божественныя светлости подательна, Харалампие, память твоя миру возсия, страстей зиму отгонящи, вся просвещающи, юже празднующе, обретаем прегрешений очищение молитвами твоими.
Богородичен: Страстей буря смущает мя, и сластей погружает треволнение, Всенепорочная, Кормчия Христа рождшая, руку ми помощи простри и спаси мя, Едина спасение верно блажащих Тя.
Канон молебный святому священномученику Харалампию, поемый во всякой скорби и душевном обстоянии
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Сый во мнозех напастех, губительстве и бедах всяческих, к тебе с верою вопию, да избавлюся молитвами твоими, Харалампие.
Капища идольская разрушив, церковь Божию узре, источниче ты чудотворный, гонителю пагубных и напастей отвергающий, Харалампие.
Яко жертва и мученик Христов, имея дерзновение, молитвами избави нас пагубных и зол, и бед, напасти отвергающий, Харалампие.
Богородичен: Едину Неискусомужную и Чистую молим Тя, раби Твои, губительства, вреда да избави.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Лютых недуг и бед волнами от грех поистине вся ниспали есмы в лукавое, но теплыми молитвами нас свободи, Божественный Харалампие.
Изнемогающих от губительнаго — цельба, беду приявших — быстрое заступление и печалующихся радость. Темже нас молитвами свободи, Божественный Харалампие.
От болезней всяческих, помышлений бесовских, скорбей, пагубы лютой, бед злых всех нас своими молитвами свободи, Божественный Харалампие.
Богородичен: От погибели, зол, Пречистая, всяческаго вреда, пагубы и обстояния Харалампия мольбами и Твоими молитвами всех нас свободи, Дево Богоневестная.
Спаси от напастей раб своих, страстотерпче, яко вси тя присно нарицаем, яко молитвенника к Богу и избавителя.
Призри благосердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь.
Тропарь, глас 2
Молитвами твоими ко Господу от зол, бед, напастей свободи верно к тебе прибегающих и сетей избави вражиих, велий страстотерпче Харалампие.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Слугу тя равноангельна и исповедника Христос тя показа и болезней целителя, велий Харалампие.
Изнемогающаго мя исцели, в напастех суща мя исхити и свободи твоими молитвами, велий Харалампие.
Возвеличи Господь тя в мире, благодать подал еси всем исцелити недуги, велий Харалампие.
Богородичен: Целительницу Тя разумеем, от зол, губительства и обстояния избави нас молитвами Твоими к Богу, Пречистая Богородице.
Песнь 5
Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокоюТвой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Прибегаем к тебе от конец всего мира вси, иже в напастех суще, молитвами твоими избави от сих, мучениче Харалампие.
Со чины святых всех, святе, беседуя прямо Христу, от бед мя избави, мучениче Харалампие.
Весь в напастех, в пагубах и в зле пребываю, от всяких бед твоими мольбами мя избави, мучениче Харалампие.
Богородичен: Яко страшна нам тайна Суднаго дне, Владычице, трепетом велиим содержит и ужасает, но молитвами Харалампия избави, Пречистая, Всенепорочная, осуждения нас.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Струями ты многими исцели злыя пагубы губительство, и из многих напастей и бед бури мя изыми и, молюся, твоими молитвами утиши ю, Харалампие.
Осени благодатию душу мою, святе, очеса разума и сердца к свету Христовых дел твоею молитвою, всеблаженне, приведи и, молюся, неистия тление утиши, мучениче Харалампие.
Нетленное сокровище тя ведахом и источник сый цельбы, всеблаженне, яко из тебе излияется благодать исцеляти недуги, и, молюся, твоими молитвами утиши я, Харалампие.
Богородичен: Неневестная Богородице, Госпоже, бед и напастей пагубу Харалампия теплыми мольбами разори и, молюся, злое тление утиши, Всепетая.
Избави от напастей раб своих, страстотерпче, и от пагубы страстей к тебе прибегающия, яко Божественный ко Христу молитвенниче.
Богородичен: Пречистая, яже чрез слово Слово неистолкованно напоследок ден рождшая, яко имущая матернее дерзновение, моли Христа Бога о нас.
Кондак, глас 6
Яко мученик и исповедник цвет, двойным венцем Христос тя увенча, возвеличив безчисленными чудесы на земли, но яко благодать Господню являя нам, верно к тебе прибегающим, даруй мир, помози в напастех и лютых бедах, святейший Харалампие.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Избавится невидимых и видимых враг, борющих нас, всеблаженне, умоли Христа твоими, священномучениче Харалампие, молитвами.
Трудами твоими благими разори идолом злое служение, Христос же тебе благодать чудес даровал есть исцеляти болезни твоими, священномучениче Харалампие, молитвами.
Множество православных, одержимии печальми от злых, к тебе с благочестием и с любовию возопиют, да избави лютых твоими, священномучениче Харалампие, молитвами.
Богородичен: Спасти от напастей, бед всюду и злых, нас, ближних своих, Христа Рождшую тихо умоли твоими, священномучениче Харалампие, молитвами.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
Иже чудес у Господа благодать взявый, болезнь и пагубу изгони мольбами твоими, Харалампие треблаженне.
Вверг твоих раб лукавый в многоразличныя недуги лютыя, но сих изгони, Харалампие треблаженне.
Поток недуг, и пагуб, и напастей, и злое обстояние изгони мольбами твоими, Харалампие треблаженне.
Богородичен: Всяк вред душ и телес и всякую злую напасть изгони мольбами Твоими, Марие Богородице.
Песнь 9
Ирмос: Воистину Богородицу, Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе.
Всякими болезнями одержимыя и благочестно притекающии ко храму твоими молениями вся избави, мучениче Харалампие.
Пагубы губительныя, всякия немощи, помышления душетленнаго враг лукавых твоими молениями вся избави, мучениче Харалампие.
Иже вся спасаяй, тя призывающия, и ныне от разрушений и всякия погибели твоими молениями вся избави, мучениче Харалампие.
Богородичен: Погибели лютыя верных Твоих раб, бед злых Харалампия молитвами, Твоими молениями вся избави, Дево Преблаженная.
Молитва
О, священнейшая главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие, великий о нас заступниче в скорбех и бедах и во всех нуждах! Услыши нас, грешных и недостойных раб твоих, молящихся тебе, да твоими всесильными молитвами Всеблагий Господь избавит ны от всякаго злаго обстояния, простит вся согрешения, вольная и невольная, сподобит ны прочая лета жизни нашея скончати в соблюдении заповедей Его и покаянии. Испроси, угодниче Божий, да пребудет благословение Царя Небеснаго над благословенною им Россиею. Ты бо приял еси еще в житии своем от Господа силу всем притекающим к тебе с мольбою подавати потребное, темже и старцы, и возрастнии, и дети приимаху исцеления ради ходатайства твоего, угодниче, пред Престолом Господа. Егда же на мечное тя усечение осудиша, слышал еси превожделенный и сладчайший глас Господа, глаголющ к тебе сицевая: прииди, Харалампие, друже мой, многая ради Имене Моего претерпевый, проси у Мене, чесо хощеши, и дам ти. Ты же, великий светильниче, рекл еси Ему усты своими: Господи, аще угодно Тебе есть, молю Тя, даждь славу Имени Твоему, идеже положены будут моя мощи и память моя имать почитатися, да не будет на месте том глад и мор или тлетворный воздух, погубляющ плоды, но да будет паче на местех тех мир, телесем здравие и душам спасение, изобилие же пшеницы и вина и скотов умножение на потребу человеком. И тако по прошению твоему приял еси от Господа велию благодать. На твоя моления, на тя, священномучениче Христов Харалампие, уповаем, получити велию милость от Господа в безконечный век. Аминь.
(715)
Житие священномученника Харлампия очень. скудное,
нет информации о его трудах,они существовали на верное, его послание другим святым и пр.
Полные жития святых смотрите в других источниках сайта рубрики «Святые и подвижники благочестия», например «Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день» в правой колонке сайта. Объём колонок и статей сайта не позволяет размещать подробные жития всех святых. Статью, специально для Вас я расширил, можете прочитать. Спаси Вас Бог!