

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
![]()

1Тим.3:1-13, Лк.16:1-9.
«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». Хозяин призывает управителя, но не разбирается, прав он или виноват, ложный или справедливый был на него донос. Он ставит точку, коротко и ясно требуя сдать дела: «Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять». И управитель тоже не спрашивает, мол, за что? Он не пытается ни оправдаться, ни покаяться. Он трезво оценивает свое положение, свои силы и возможности: «что мне делать? Господин мой отнимает от меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь».
Он весь устремлен вперед: «что делать»? А это – единственный вопрос, на который Господь всегда прямо отвечал, в отличии от иных вопросов. И управитель придумал: «Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда буду отставлен от управления домом». И он призывает «должников господина своего, каждого порознь», и предлагает каждому переписать свою расписку, значительно уменьшив величину долга.
Кажется удивительным, что за этот поступок «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». И еще более удивительно, как Господь заканчивает эту притчу: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Скажут: возмутительно пользоваться неправедным богатством!.. Но вспомним притчу о Блудном сыне, возвращение которого тоже справедливо возмутило старшего брата: свое расточил, и хватило наглости прийти назад, на готовое, не растраченное!
Господь похвалил решимость обоих этих странных героев. Потому что в этих притчах хозяин – не только хозяин, но и отец. И не только отец, но и Отец Небесный. Блудный сын пришел пользоваться именно не своим, и за это был обласкан отцом. И Управитель тоже за чужой счет получил возможность выжить. И тоже получил похвалу. Но Блудный сын расточил все, дошел до конца, так и не сумев приобрести себе расточенным имением друзей. А Управитель был остановлен на этом пути. И вместо того, чтобы напоследок еще что-то хозяйское утащить, он решил этим же имением помочь другим людям.
Конечно, похищается и расточается чужое, хозяйское. Но дело в том, что все, что мы имеем в этой жизни, – вообще не наше. Апостол Павел писал: «Что ты имеешь, чего бы не получил» (1 Кор.4:7)? И надо все уметь употреблять для своего действительного блага, чтобы действительно приобрести вечные обители, стяжать молитвенников за себя. Как важно, когда кто-то молится за тебя, или хотя бы поминает добрым словом.
Что же касается справедливости, то, в конце концов, все мы живем за счет замученного за нас Единого Безгрешного, что является вопиющим попранием всякой справедливости!
Источник: https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-kazhdyj-den-all.shtml#Четверг_О_догадливом_управителе
Почему Христос похвалил лукавого управителя? – смысл трудной притчи
Есть слова Христовы, которые смущают даже внимательного читателя Евангелия. Среди них – притча о неверном управителе (Лк. 16:1-9). Как понимать то, что Спаситель приводит в пример человека, поступившего бесчестно? Почему говорит ученикам: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9)? Неужели Господь хвалит хитрость?
Все становится ясным, когда мы смотрим на притчу не глазами человеческой логики, а глазами Евангелия.
Прежде всего, Христос не оправдывает поступок управителя. Он не ставит его в пример в нравственном смысле и не благословляет его хитрость. Напротив, Его рассказ – предупреждение. Господь показывает, что человек, потерявший совесть, может проявить удивительную догадливость и решительность, когда речь идет о земной выгоде. Сыновья века сего умеют воспользоваться каждым случаем, чтобы обеспечить себе будущее. Они действуют быстро, настойчиво, не откладывая.
И в этом – горькое сравнение. Христос говорит: временным ради временного люди напрягают все свое усердие, а когда речь идет о вечности, то этого усердия часто не видно. Мы можем рассуждать о духовном, соглашаться с истиной, читать Священное Писание, – но когда приходит случай сделать доброе дело, помочь ближнему, позаботиться о бедном, проявить сострадание, – мы откладываем, сомневаемся, ищем оправдания.
Остается самое трудное место: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9). Что значит «богатство неправедное»? Это не «грязные деньги», как иногда думают, а все земное богатство вообще. Все, что дано нам временно и что так часто становится поводом к зависти, жадности, гордости и нечестности. Само по себе оно не осуждается, но в руках человека легко становится соблазном. Не случайно Христос говорил: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:23).
Почему же Господь говорит: «приобретайте друзей»? Потому что только одно употребление богатства делает его спасительным – милость. Помощь нуждающимся. Забота о тех, кому трудно. Щедрость и участие.
Тогда деньги перестают быть властью над человеком и становятся средством любви. Тогда «друзья» – то есть те, кому мы помогли – встретят нас в вечности. Не в образном, а в подлинном смысле: милость к ближнему открывает двери милости Божией.
Так притча, которая сначала кажется темной, обретает ясность. Христос не оправдывает хитреца. Он учит нас разумности в стремлении к Богу, учит видеть в каждом дне возможность для добра, и напоминает: богатство – не наше, а доверенное нам на время. И наступит момент, когда будет спрос: на что оно было потрачено? На украшение жизни или на поддержку тех, кто не мог помочь себе сам?
Если что-то в словах Спасителя кажется нам непонятным, Евангелие предлагает простой путь: чтобы Господь «отверз наш ум к уразумению Писания» (Лк. 24:45).
И когда ум будет открыт, притча перестает смущать. Она становится тихим, но очень ясным напоминанием: будущее строится не хитростью, а милосердием. И вечность начинается не потом, а уже здесь – в нашем отношении к ближнему.
Источник: Православная Жизнь
(176)