Протоиерей Александр Глебов
Проповедь в Понедельник 2-й седмицы по Пасхе
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Вторая Пасхальная Седмица начинается повествованием о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос во время свадебного торжества в Кане Галилейской. Я вкратце напомню, о чем шла речь в сегодняшнем Евангелии. И, может быть, попытаюсь пояснить некоторые сложности, которые могут возникнуть при прочтении этого текста.
Христос, Матерь Божия и апостолы приглашены на бедную деревенскую свадьбу, в селение, которое рядом с Назаретом, и называется Кана. Все идет в строгом соответствии с вековыми традициями, и вдруг в самый разгар торжества происходит конфуз: заканчивается вино. Для нашего сегодняшнего восприятия такая ситуация конфузом не считается. Ну, закончилось вино, пошел в магазин и купил, сколько надо. Позором это не является, и худо о тебе гости не подумают. У нас обычно позором и бедой является избыток вина, а не недостаток его.
В древней Палестине были совершенно иные взгляды и на гостеприимство, и на вино. И была, конечно, совершенно иная культура его употребления. Вино было важным элементом иудейского праздника, особенно такого радостного, как свадьба. Но люди не напивались, не пьянствовали, а использовали его как напиток, который больше, чем наполовину разбавляли водой. А если вино заканчивалось, то взять его было неоткуда, в магазин не побежишь. Люди жили натуральным хозяйством, и вино, как и все остальное, делали сами. Если запасы заканчивались, то надо было ждать следующего урожая.
Но нехватка вина или чего-либо другого за праздничным столом, значило неуважение к гостям, навлекало позор на всю семью. И бедные люди иногда годами не вступали в брак только лишь с целью подкопить, чтобы достойно сыграть свадьбу. Стол должен был быть изобильным, а гости сытыми. И вдруг – такая неприятность.
Можно только предположить, что происходило в душе молодоженов: их совместная жизнь начинается с унижения перед людьми, как это омрачит их радость и дальнейшую супружескую жизнь. Ситуация безвыходная.
Ко Христу никто не обращается за помощью, ведь Он только начал Свое общественное служение. Он не совершил еще ни одного чуда и не свидетельствовал о Себе, как о Сыне Божием. Для всех Он – обыкновенный человек, плотник из Назарета – чем же Он может помочь? А вот Матерь Божия знает, что Он-то как раз помочь и может. Поэтому Она обращается к Спасителю и указывает Ему на возникшую проблему.
Она говорит Ему: у них нет вина. А вот ответ Христа в русском переводе звучит довольно неучтиво и резко. Иисус говорит Ей: Что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой. Вот эта фраза она режет слух.
Ну, во-первых, что значит, «жено», или по-русски как переведено «женщина»? Ведь Он же к Матери Своей обращается. Да даже мы с вами, люди, далеко не совершенные, разве позволим мы себе обратиться так к родной матери? Это ведь будет просто оскорблением: что значит «женщина»? Кстати, так же Христос обратился к Матери Своей на Кресте, когда усыновлял Ей апостола Иоанна. Он сказал: Жено, се сын Твой. Вот, к сожалению, в русском языке нет слова, соответствующего слову «жено». Но по смыслу его можно перевести так. «Жено», значит, самая лучшая, самая наивысшая из женщин, что, конечно, уже вполне соответствует тому, кем являлась Матерь Божия и для Своего Сына, и для каждого из нас. Он говорит: Что Мне и Тебе, Жено?
Что значит: «Мне и Тебе»? это такой обычный разговорный оборот, который зависит от того, каким тоном эта фраза была произнесена. Сказанная сердито и резко, она означает неодобрение и укор. Сказанная мягко, она выражает просто несогласие. Другими словами, Спаситель на просьбу Матери ласково с почтением и любовью ответил, чтобы Она не беспокоилась, и оставила дело на Его усмотрение, а Он его Сам уладит.
Поэтому-то Матерь Божия сразу после этого диалога говорит слугам, чтобы они сделали то, что Христос им скажет.
Далее Евангелие понятно и собственно, не нуждается в каких-то особых комментариях. Христос велит наполнить шесть больших кувшинов водой, почерпнуть оттуда воду и дать попробовать ее распорядителю пира. Распорядитель пробует и оказывается, что в кувшине не вода, а вино. К тому же, вино куда более лучшее, нежели то, что они пили до этого. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
Вот такое евангельское повествование, и первое, что приходит на ум при его прочтении, это колоссальные полномочия, которые имеет Матерь Божия перед Богом в деле ходатайства за род человеческий.
Вот смотрите, Матерь Божия обращается ко Христу с просьбой. А Он ей отвечает: еще не пришел час Мой. Но, правда, чаще всего, говоря о Своем часе, Христос имеет в виду Свои страдания. «На этот час Я пришел в мир», – говорит Он перед самым своим арестом, то есть для того, чтобы пострадать. Но в более широком смысле это выражение относится ко всей Его мессианской деятельности. А что и когда Бог будет делать, это уже решать только Ему.
Но просьба Матери Божией ускоряет приближение этого часа явления Божественной силы. Ускоряет, потому что люди нуждаются в Его силе и в Его помощи. Она просит за них. И Господь, образно говоря, меняет время исполнения Своих планов, в ответ на просьбу Матери Своей. Он Ей не может отказать. И инициатором первого евангельского чуда является Матерь Божия. Первого, но не последнего.
Все две тысячи лет истории Церкви есть свидетельство бесчисленных чудес, которые явил Господь нам в ответ на ходатайство за нас Царицы Небесной. История донесла до нас лишь самые масштабные и судьбоносные для Церкви или для нашего государства примеры помощи Матери Божией.
В честь этих событий установлены праздники, такие, как Покров, праздник Казанской иконы Божией Матери, который, кстати, сейчас стал не только церковным, но и государственным праздником в нашей стране, Владимирской иконы и многие другие. Но помимо общецерковных прославлений, связанных с заступничеством Матери Божией, каждый, кто обращается к Ней с молитвой и любовью, может привести во свидетельство и свой собственный опыт небезучастности Ее к нашим проблемам и скорбям.
И вот что удивительно. Когда мы обращаем свой мысленный взор к Божией Матери, то первое, что приходит на мысль, что больше Ее никого нет, ну кроме Бога, конечно. Но когда мы с вами в мыслях, или в общении между собой, или благодаря воздействию какого-то общего мнения возносим обычного человека на высокий пьедестал, то он становится для нас далеким, потому что он стоит высоко. Ну, действительно, если мы даже знакомы были с человеком, может быть, дружили в детстве, но он занял очень высокий пост, ведь просто так к нему не подойдешь, лишний раз просто и не позвонишь, потому что он стоит высоко. У нас совершенно разный статус.
А вот здесь, когда мы рассуждаем о Матери Божией, то оказывается, что Она, будучи выше всех небес, Самая близкая к в Троице славивому Богу, Она оказывается очень близкой и к нам с вами. Ибо, чем выше человек к Богу, тем ближе он к этому миру. Это определенный закон. И тот, кто говорит, что он вознесен на небо, и только там пребывает, и никого не видит вокруг, то этот человек находится в состоянии самообмана и обольщения. Ибо уж выше, чем Матерь Божия, кроме Бога, никого нет. И никто так, как Она не слышит наши просьбы, наши сердечные воздыхания, с которыми мы чаще всего обращаемся к Ней. В радости-то, конечно, как-то и недосуг подойти к Ней, к Ее образу и разделить радость. А вот когда горе постучалось, тогда мы очень близко воспринимаем Ее, Ее облик и ощущаем если не всегда очень быструю помощь, то, по крайней мере, утешение, необходимое нам.
И вот что еще следует сказать, размышляя над сегодняшним Евангелием. Этот отрывок читается при совершении таинства брака, то есть при венчании. И, на мой взгляд, он имеет особое значение, когда венчаются не молодожены, а люди уже достаточно прожившие в браке. Когда ушла вся эйфория и влюбленность медового месяца, давно наступили тяжелые семейные будни. Когда у людей не всегда хватает сил сохранить любовь, а вместе с тем и семью. И вот здесь-то рассказ о чуде в Кане Галилейской воспринимается как никогда актуально. Потому что, как только Бог может претворить воду в вино, так только Бог может придать новый импульс человеческим отношениям. И пресную воду равнодушия, охлаждения между супругами может вновь претворить в сладкое вино радости, гармонии, любви и счастья. Если, конечно, у людей есть силы, вера, а главное, желание просить Бога об этом счастье. Аминь.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О самом первом чуде
Ин.2:1-11 Деян.3:19-26.
Сегодня — о самом первом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. «Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак». И вот, на этой свадьбе «недостало вина». Заметим, что именно «недостало»; люди уже выпили, но хотят еще. Тогда Мать Иисуса говорит Своему Божественному Сыну: «вина нет у них».
Впоследствии Господь исцелял больных, изгонял бесов, кормил голодных, но самым первым Его чудом было — умножить вино на свадьбе. Он велит служителям налить воду в водоносы, потом почерпнуть и нести к распорядителю пира, который «не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду». Распорядитель пробует и хвалит жениха за то, что он «хорошее вино сберег доселе». Жених, видимо, не стал выяснять, откуда на самом деле взялось вино, а просто велел подавать его на столы.
Как видим, Господь хотел только утешить людей, а к Себе не привлекать внимания. Так и вышло: сразу, в суете никто толком ничего не понял, а открылась истина позже, при сопоставлении рассказов участников, и тут уже «уверовали в Него ученики Его».
Это самое первое чудо очень поучительно. Ведь у нас как бывает: если мы не веруем, то верующий для нас — сумасшедший, и его надо срочно лечить. А если уж мы с горем пополам уверовали, то сумасшедшим тут же становится любой неверующий, и мы хватаем, тащим его к спасению, бесцеремонно вырывая все из его рук.
Мы сочувствуем друг другу только тогда, когда у нас одни пристрастия, одни интересы. Если мы пьем, то непьющий — гордец, не уважает. А если в вине не нуждаемся, то пьющий нам просто противен.
Но кто менее нуждался в винном утешении, чем Господь, Дух Животворящий, о Котором возвещали «все пророки от Самуила, и после него»? И ведь когда Мария говорит служителям: «что скажет Он вам, то сделайте», – это слова той же силы, что и слова пророка Моисея о грядущем Спасителе: «Слушайтесь Его во всем». «Всякая душа, которая не послушает» Его, «истребится из народа».
И вот, Он посочувствовал бедным людям.
Господь пришел на землю, чтобы возвестить спасительную волю Отца Небесного. Но в данный миг Он — на свадьбе. Он видит, для чего собрались люди, и чего им сейчас не хватает. Он дал им нужное и не говорит ни о спасении, ни о Царствии Небесном. Хотя и принес Он на землю бесценный дар, но прежде всего показывает, что даже самое высшее благо не будет благом, если человек в данный момент не расположен его принять.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Святые апостолы от 70-ти: Аристарх, Трофим и Пуд
(О причинах ненависти к апостолам современного им мира)
I.
Св. апостолы Аристарх, Трофим и Пуд, ныне прославляемые, были сотрудниками св. первоверховных апостолов Петра и Павла в их апостольской деятельности. Все они были обезглавлены при императоре Нероне.
«Аристарх» обращен ко Христу ап. Павлом; упоминаемый в послании к колоссянам (Кол.4:10), он был епископом в Апамее сирской. Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с апп. Павлом, Пудом и Трофимом.
«Св. Пуд», упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею (2Тим. IV, 21): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы церковию.
Об ап. «Трофиме», бывшем родом из Ефеса, обращенном ко Христу св. ап. Павлом, упоминается в «Деяниях апостольских» (XX, 4 и XXI, 29), что он сопровождал ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею (IV, 20) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, он был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими апостолами.
II.
Так все святые апостолы, ныне воспоминаемые церковию, пострадали за Христа. Спрашивается: чем виновны св. апостолы были пред миром, что он так ненавидел их, преследовал, гнал их? что ж за причина общей ненависти к ним современного мира?
а) Аз дах им Слово Твое, и мир возненавиде их (Иоан. 17, 14). Так пояснил Сам Господь причину всеобщей ненависти, которую встретили в мире первые ученики Его, которую встречали потом и все, последовавшие стопам их.
Они приняли от Господа и возвещали миру слово истины, – и царствующие в мире ложь и заблуждения, предрассудки и суеверия, тогдашние ереси и расколы не могли не восстать против них со всею, свойственною лжи и предрассудкам, злобою.
Они учили чистоте, и святости жизни, требовали умерщвления в себе злых похотей и страстей, очищения себя от всякой скверны плоти и духа, – и живущая в мире похоть плотская воспротивилась им всею силою нечистых страстей своих.
Они требовали самоотвержения, учили смирению и нищете духовной, кротости и терпению, простоте сердца и незлобию, благодушному перенесению всех оскорблений, напастей и озлоблений, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле, – и царствующая в мире гордость житейская отвращалась от них с презрением, сопровождала их насмешками и поруганием, предавала истязаниям и темницам.
Вообще, когда человек живет жизнию мира и находится во власти века сего, когда он любит греховную тьму свою и отдается всем сердцем необузданной воле страстей своих: тогда он не только не любит света и убегает от него, но и ненавидит свет и старается угасить его, если можно; тогда все святое, божественное становится ему ненавистным и как бы враждебным; тогда он устремляется всею силою ума своего против учения евангельского, вооружается всею злобою сердца своего против самых проповедников сего учения, против людей праведных и благочестивых, живущих жизнию Христовою.
б) Ненависть мира ко всему святому, небесному, божественному всегда та же. Правда, в наше время она выражается иначе, нежели прежде. Теперь не терзают последователей Христовых пытками и муками, не отдают на съедение зверям, не сожигают на кострах, не распинают на крестах; но отвращение от слова истины и правды, но презрение к христианскому учению о самоотвержении и нищете духовной, о кротости, смирении, долготерпении, но ненависть к слову обличения, требующему истинного покаяния и исправления жизни, – всегда те же. И современные Христу иудеи говорили: «если бы мы были во дни отцев наших, мы не были бы участниками их в пролитии крови пророков» а сами гнали, мучили и убивали посланных Господом проповедников Евангелия. И то правда, – мы, по-видимому, благоговеем к памяти великих провозвестников слова Божия, прославляем их подвиги, удивляемся их нелицеприятному слову истины и правды. Но ведь и иудеи строили богатыя надгробия пророкам и украшали раки праведных; а похвалил ли их за это Господь? Нет; потому что украшая раки праведников, они не последовали их вере и благочестию, не подражали святой и праведной их жизни; созидая гробы пророков, не исполняли их наставлений, не веровали предвозвещенному ими Искупителю мира.
III.
Истинное почитание великих провозвестников слова Божия состоит, братие, в том, чтобы, по наставлению св. ап. Павла, «взирающе на скончание жительства их, подражать вере их», последовать их богоугодному житию и их добродетелям; надобно усвоить себе их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратиям своим, их воздержание и самоотвержение. «Молю же вы, братие, подобни мне бывайте, яко же аз Христу». Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал св. ап. Павел всем чадам своим о Господе. (Сост. по пропов. Дим., архиеп. херс., т. II).
Источник: https://azbyka.ru/days/2025-04-28
(48)