Как научиться доверять Богу в современном мире: опыт пророка Наума

Мы нередко говорим о Божьем всемогуществе, но иногда собственным отношением свидетельствуем, что реально не верим в него.

Вера может черпать некоторые сведения из рассудка, влиять на него как, собственно, и рассудок – на веру, однако, по сути, они независимы, а от того между ними случается не только диалог, но и противостояние. Когда мы касаемся вопроса Божьего всемогущества, то признаем его именно на рассудочном уровне, ведь Совершеннейшее Существо по определению должно обладать этим всемогуществом, но внутренней веры на это часто не хватает. Над нами начинает довлеть опыт, который как никто ясно свидетельствует о невыполнении Богом наших просьб, о несправедливости этого мира и колоссальной власти зла в нем, о внешнем могуществе правителей и проигрыше христиан. Против опыта крайне трудно идти, и единственное, что может ему противостоять, – это твердая вера, а точнее, полнейшая внутренняя уверенность, что Господь созданного им мира не оставлял и обязательно позаботится о Своих верных рабах. Когда у нас нет этой самой внутренней уверенности, то тогда нас и накрывает страх перед будущим, если не за самих себя, то за детей, страх перед теми постоянными изменениями, что сегодня сотрясают мир и т. д. Мне кажется, что мы не первые, кто оказался в таком положении, и опыт прошлого может помочь укрепить нашу веру.

Сказать хотелось бы о падении Ассирийского царства, точнее, не столько о нем самом, сколько его духовном и символическом смысле. Мы приближаемся к Рождеству Христову, и в православном календаре теперь постоянно попадаются имена ветхозаветных пророков. 14 декабря отмечается память пророка Наума, небольшая книга которого, собственно, и посвящена падению столицы Ассирии Ниневии.

Итак, пророк Наум, чье имя в переводе означает «утешитель», имел еще и прозвище Елкосеянин, указывающее, скорее всего, на его родной город. Однако толковники разошлись во мнениях, где именно этот город находится. Так, например, блаж. Иероним Стридонский считал, что это Галилея, а свт. Кирилл Александрийский – что Иудея. Время жизни пророка Наума можно определить по характеру его пророчеств. Мы уже упомянули, что основной темой его книги является падение Ассирийского царства, потому очевидно, что это VII век до Р. Х.

Для пророка Наума Ниневия была воплощением зла, и такое отношение несложно понять, если хотя бы кратко знать ее историю. Огромное царство выросло из небольшого административного округа Ашшур, что в Северной Месопотамии. Первого своего расцвета она достигает в XIII–XII вв. до Р. Х., после чего наступает период власти арамеев. К IX веку Ассирия постепенно восстанавливает силы и начинает период больших завоеваний, в результате которых были покорены масштабные территории Западной Азии. Постепенно они захватили и Египет, и Сирию, и Палестину, и Кавказ, и Малую Азию, и при царе Саргоне II полностью овладели Вавилоном. Таким образом, к концу VIII века Ассирия становится самым могущественным государством на Ближнем Востоке. Нужно сказать, что ассирийцы отличались небывалой жестокостью, они попросту опустошали земли, разоряли города, убивали и сотнями тысяч людей угоняли в рабство. При этом нужно понимать, что Ассирия отличалась не только беспощадной экспансией, но и богатой культурой. К слову, крупнейшая библиотека Древнего мира Ашшурбанапала находилась именно в Ниневии и насчитывала 25-30 тыс. глиняных табличек, собиравшихся на протяжении 25 лет. В определенной мере Ассирийское царство можно смело назвать первой мировой державой.

Естественно, что недовольство покоренных народов только росло, но что они могли противопоставить такой невероятной мощи? Давайте попробуем представить себя на месте обитателя маленькой Иудеи. Ты вроде стараешься жить по правде, как можешь выполняешь свои обязанности, веришь, что являешься носителем истинной веры в Истинного Бога, но вот всё, ради чего ты живешь, рушится под напором мощи земного зла. Не нужно никаких слухов или новостей, ведь, чтоб осознать это, достаточно личного опыта и опыта своего народа. Невольно задаешься вопросом: а где мой всемогущий Бог, почему Он не защитит собственный народ? Почему нечестие язычников торжествует? И вот ответы мы находим в книге пророка Наума – одного из немногих, кто говорит о судьбе язычников: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум. 1:2–3).

И здесь ты понимаешь, что нет ничего невозможного для Бога. Какое-то время Он терпит, но терпит именно ради тех, кого Он избрал и о ком заботится, терпит ради каждого такого маленького и беззащитного человечка. Своим терпением Он оставляет зазор для веры каждого из нас, чтоб научить надеяться на Него не на основании внешнего чувственного, а от того на самом деле не такого уж и прочного опыта, а на основании свободного опыта веры.

Во второй главе своей книги пророк Наум в красках описывает падение Ниневии: «Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Разграблена, опустошена и разорена она, – и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. Где теперь логовище львов и то пастбище для львят, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их» (Наум. 2:9–11). А теперь давайте сравним эти слова с теми небольшими историческими сведениями об Ассирии, о которых было сказано выше. Вот и получается, что страшный и могущественный зверь превратился в щенка, каким он, в принципе, всегда являлся перед Господом. Знаменательно, что и здесь, в такой, казалось бы, не имеющей отношения к грядущему пришествию Слова ситуации, Бог все равно находит возможность возвестить о Мессии: «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои… Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили» (Наум. 1: 15; 2:2).

Что важно для нас с вами? Важен, как говорилось, опыт прошлого. Когда мы видим нарастающую мощь зла в современном мире, когда нам кажется, что будет становиться только хуже, когда мы беспокоимся о своих родных, которым еще предстоит долгая жизнь впереди, когда одолевают тревога и беспокойство, то стоит вспомнить об Ассирии. Для своих современников она казалась непобедимым монстром, конец которому пришел ровно тогда, когда на то была воля всемогущего Бога. Все беззаконники этого мира, если не исправятся и не раскаются, обязательно понесут наказание, а обо всех праведниках Господь, без сомнения, позаботится. Очень важно сейчас научиться целиком доверять Богу, полностью отдаваться в Его руки, планировать свои дела, но при этом не тревожить сердце заботой о будущем. Если этому мы научимся сами, то сможем научить и наших родных, и наших детей. А это намного важнее любых попыток перестраховаться с помощью каких-либо материальных средств. Мир нет-нет да и подведет, а Бог – никогда.

Протоиерей Владимир Долгих


Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-nauchitsya-doveryat-bogu-v-sovremennom-mire-opyt-proroka-nauma


Память святого пророка Наума

День памяти: 1 декабря

Святой пророк Наум, – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, – происходил из Галилеи, из селения Елкоша7927.

Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии7928, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима7929 на Иегову7930. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион. 2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем7931.

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя7932.

Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т. е. к 745–714 годам до Р. Х. (после разрушения царства Израильского).

О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

Жития и книги в библиотеке портала Азбука.Ru

Тропарь пророку Науму 

глас 2

Проро́ка Твоего́ Нау́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод:Пророка Твоего Наума память, Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши!»


Кондак пророку Науму

глас 4

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая;/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че блаже́нне, Нау́ме сла́вне.

Перевод:Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Наум славный.


Молитва святому пророку Науму

О, прехва́льный и пречу́дный проро́че Бо́жий Нау́ме! Услы́ши на́с, гре́шных и непотре́бных, в ча́с се́й предстоя́щих пред свято́ю твое́ю ико́ною и усе́рдно прибега́ющих к хода́тайству твоему́. Моли́ о на́с Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст на́м ду́х покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет на́м оста́вити пути́ нече́стия, приспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, да укрепи́т на́с в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими; да всади́т в се́рдце на́ше ду́х смире́ния и кро́тости, ду́х братолю́бия и незло́бия, ду́х терпе́ния и целому́дрия, ду́х ре́вности к сла́ве Бо́жией и спасе́нию бли́жних. Упраздни́ моли́твами твои́ми, проро́че, злы́я обы́чаи ми́ра, па́че же поги́бельный и тлетво́рный ду́х ве́ка сего́, заража́ющий христиа́нский ро́д неуваже́нием к Боже́ственней Правосла́вней ве́ре, к уста́вом святы́я Це́ркви и к за́поведем Госпо́дним, непочте́нием к роди́телем и власте́м предержа́щим, и низверга́ющий люде́й в бе́здну нече́стия, развраще́ния и поги́бели. Отврати́ от на́с, пречу́дне проро́че, предста́тельством твои́м пра́ведный гне́в Бо́жий, и изба́ви вся́ гра́ды и ве́си ца́рства на́шего от бездо́ждия и гла́да, от стра́шных бу́рь и землетрясе́ний, от смертоно́сных я́зв и боле́зней, от наше́ствия враго́в и междоусо́бныя бра́ни. Укрепи́ твои́ми моли́твами правосла́вных люде́й, благопоспе́шествуй и́м во все́х благи́х дея́ниих и начина́ниих к водворе́нию ми́ра и пра́вды в держа́ве и́х. Посо́бствуй Всеросси́йкому Христолюби́вому во́инству во бра́нех со врага́ми на́шими. Испроси́, проро́че Бо́жий, от Го́спода па́стырем на́шим святу́ю ре́вность по Бо́зе, серде́чное попече́ние о спасе́нии пасо́мых, му́дрость в уче́нии и управле́нии, благоче́стие и кре́пость во искуше́ниих, судия́м испроси́ нелицеприя́тие и безкоры́стие, правоту́ и сострада́ние к оби́димым, все́м нача́льствующим попече́ние о подчине́нных, ми́лость и правосу́дие, подчине́нным же поко́рность и послуша́ние ко власте́м и усе́рдное исполне́ние свои́х обя́занностей; да, та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в се́м ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных бла́г в Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

7927

Почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянином (Наум. 1:1). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски «сын Елкесиев») за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.

7928

Ниневия была главным городом Ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.

7929

Сеннахирим – царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.

7930

Иегова (по слав. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Священном Писании об одном Истинном Боге.

7931

Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем Вавилонским около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Наум. 3:14). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33)

7932

Кроме пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: «Наум изрекает, – говорит блаж. Феодорит, – гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но – продолжает он – есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум. 2:1) (по-славянски: «взыде вдыхаяй в лице твое»), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, «дунул» на Апостолов «и говорит им: примите Духа Святаго» (Иоан.20:22). Поэтому и под всем сокрушенным царством Ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». – За богослужением Православной Церкви книга прор. Наума не употребляется.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского : С доп., объясн. примеч. и изображениями св. — Репр. изд. — Печенга (Мурман. обл.) : Трифонов Печенг. монастырь ; М. : Кн. дело, 2003-. (ОАО Можайский полигр. комб.). / Кн. 7: Март. — 2003. — 750, [2] с.


https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1061


(51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *