Александр Адоменас: ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Богослужение – это сердцевина жизни Церкви. Вся жизнь православного христианина проникнута им – домашним ли, общественным. Без служения Богу не было бы Церкви. Но, к сожалению, очень мало людей понимает православное богослужение.


Три, а то и четыре часа стоять на службе, не понимая ее, очень трудно. Многие отцы советуют в таких случаях молиться про себя, творить внутреннюю молитву, но это трудно и, в общем-то, странно: молитва в храме – это молитва, прежде всего, общественная, требующая участия всей общины. Весь строй, весь порядок службы нацелен на то, чтобы человек участвовал в общей молитве.

Полноценному участию в богослужении мешает, во-первых, непонимание богослужебных текстов, ведь для этого нужно обладать хотя бы базовыми богословскими знаниями (про богослужебный язык вообще отдельный разговор), во-вторых – незнание, как именно строится православная служба, почему в один день у нее один порядок, во второй – другой. Первый аспект мы затрагивать не будем, разберем второй.

Если человек ходит на богослужение только утром, то вскоре он будет знать его наизусть. Общий порядок Литургии практически один и тот же и в обычный будний день, и в праздник. Сюрпризы будут ждать на вечернем богослужении. Глянув на приходское расписание, человек увидит, что их несколько видов, и все они обозначены малопонятными терминами – «славословное», «полиелейное», и т.д. Как во всем этом разобраться?
Читать далее Александр Адоменас: ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

(118)

Как научиться доверять Богу в современном мире: опыт пророка Наума

Мы нередко говорим о Божьем всемогуществе, но иногда собственным отношением свидетельствуем, что реально не верим в него.

Вера может черпать некоторые сведения из рассудка, влиять на него как, собственно, и рассудок – на веру, однако, по сути, они независимы, а от того между ними случается не только диалог, но и противостояние. Когда мы касаемся вопроса Божьего всемогущества, то признаем его именно на рассудочном уровне, ведь Совершеннейшее Существо по определению должно обладать этим всемогуществом, но внутренней веры на это часто не хватает. Над нами начинает довлеть опыт, который как никто ясно свидетельствует о невыполнении Богом наших просьб, о несправедливости этого мира и колоссальной власти зла в нем, о внешнем могуществе правителей и проигрыше христиан. Против опыта крайне трудно идти, и единственное, что может ему противостоять, – это твердая вера, а точнее, полнейшая внутренняя уверенность, что Господь созданного им мира не оставлял и обязательно позаботится о Своих верных рабах. Когда у нас нет этой самой внутренней уверенности, то тогда нас и накрывает страх перед будущим, если не за самих себя, то за детей, страх перед теми постоянными изменениями, что сегодня сотрясают мир и т. д. Мне кажется, что мы не первые, кто оказался в таком положении, и опыт прошлого может помочь укрепить нашу веру.

Сказать хотелось бы о падении Ассирийского царства, точнее, не столько о нем самом, сколько его духовном и символическом смысле. Мы приближаемся к Рождеству Христову, и в православном календаре теперь постоянно попадаются имена ветхозаветных пророков. 14 декабря отмечается память пророка Наума, небольшая книга которого, собственно, и посвящена падению столицы Ассирии Ниневии.
Читать далее Как научиться доверять Богу в современном мире: опыт пророка Наума

(51)

«Монолог»: Рождественский пост (видео)

video_pravИерей Сергий Нежборт: В том состоянии, в котором мы находимся, мы не войдем в Царствие Небесное. Господь — не какой-то добрый волшебник, который каждого из нас примет такими, какие мы есть. Он все-таки хочет, чтобы мы поменялись, и всячески нам в этом помогает. И мы должны сделать это усилие. Пост — это как раз наш шаг к Богу, чтобы наша душа попыталась потянуться вверх…


sob6


Источник: Свято-Eлисаветинский монастырь

(94)

Проповедь протоиерея Василия Михайловского: На Кол.3:12–16.

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

На Кол.3:12–16.

Кол. III, 12–16

12. Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13. снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так ивы.

14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.


В жизни заметно бывает: когда родители хотят подействовать на своих малолетних и даже взрослых детей своими увещаниями, а не силой власти и угрозы, тогда они обыкновенно обращаются к детям с самыми ласковыми словами, называют их и умницами, и добрыми, и милыми, и т. п. И часто случается, что это ласковое обращение бывает очень убедительно для молодого поколения. Дети слушают старших именно из-за доброго отношения к ним, потому что ласковое слово и дурного делает добрым или, по крайней мере, располагает к добру; а обращение грубое ожесточает и добру душу.

Такое же отношение к христианам мы видим и в апостоле Павле. Ему крайне желательно было видеть колоссян христианами добрыми, мирными, уважительными и справедливыми друг к другу.

Гл. III, ст. 12Братие, увещевает св. апостол, облекитесь, как избранные Божии, как святые, освященные Духом, как возлюбленные Христом, — облекитесь в милосердие, благость. Это вот что значит: вы, колоссяне, ставши христианами, детьми любвеобильного Бога, будьте теперь и сами добрыми и любвеобильными ко всем — и к добрым, и к дурным. Облекитесь в милость и благость, т. е. как без одежды выйти в общество нельзя, так и христианину являться в общество людей без милости и благости нельзя; иначе христианин не будет истинным учеником Божиим.

Несомненно, быть постоянно добрым ко всем — дело трудное; люди, даже и бедные, бывают всякого сорта и жизни. Иному тягостно подавать помощь, зная, что просящий пропьет поданное или вообще обманывает тебя. Но все-таки добрым быть нужно. Поэтому-то святой апостол тотчас увещевает вооружиться в благотворениях долготерпением, снисходительностью. Облекитесь… в благость, в смиренномудрие, кротость, долготерпение.

Читать далее Проповедь протоиерея Василия Михайловского: На Кол.3:12–16.

(21)

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова: О дарованном и приобретенном

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О дарованном и приобретенном

Лк.12:32-40, Еф.1:16-23.

«Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Не пообещал, а уже «благоволил дать».

Обычно счастливец, у которого наследство почти в кармане, начинает еще более беззаботно расточать то, что имеет. Никто не говорит ему: наследство твое, и поэтому старайся больше работать и зарабатывать. Никто не скажет: вот тебе море, только постарайся прибавить к нему еще каплю. А тут – целое Царство! И ладно бы Господь только повелел нам готовить «вместилища» для наших сокровищ; но Он говорит: «Приготовляйте себе» и самое «сокровище неоскудевающее на небесах».

Дело в том, что в этом отрывке снова – о соотношении Божьей воли и свободной воли человека. Истина торжествует, когда обе эти воли действуют так, что не различишь, где кончается одна и начинается другая. Так же и сокровище, уже уготованное нам на небе, еще должно быть приобретено нашим трудом.
Читать далее Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова: О дарованном и приобретенном

(175)

Суббота седмицы 25-й по Пятидесятнице. О христианской любви (проповеди на Лк.6:31-36)

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

О христианской любви

Лк.6:31-36.

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

В се­го­дняш­нем еван­гель­ском чте­нии Хри­стос го­во­рит о хри­сти­ан­ской люб­ви не об­щи­ми сло­ва­ми, а кон­крет­но и очень про­сто и до­ступ­но. Лю­бовь де­ла­ет­ся хри­сти­ан­ской, Бо­же­ствен­ной, толь­ко то­гда, ко­гда лю­бя­щий че­ло­век за­бы­ва­ет се­бя. Ра­зу­ме­ет­ся, за­быть се­бя до кон­ца, – да­но лишь свя­тым. Но лю­бить, не ища на­гра­ды, не про­ся, не тре­буя, не вы­мо­гая люб­ви за лю­бовь, не вы­мо­гая бла­го­дар­но­сти за её про­яв­ле­ние, – это об­щее на­ча­ло хри­сти­ан­ской люб­ви. Она рас­цве­та­ет в лю­бовь Хри­сто­ву то­гда, ко­гда сво­бод­ный дар люб­ви до­сти­га­ет не толь­ко лю­би­мых (это уме­ют де­лать все), но и не­лю­би­мых, – тех, кто нас не­на­ви­дит, кто нас счи­та­ет чу­жи­ми и вра­га­ми. Ес­ли мы не мо­жем на­шу лю­бовь рас­про­стра­нить на на­ших вра­гов, – это зна­чит, что мы пом­ним толь­ко се­бя, и все на­ши чув­ства и дей­ствия пи­та­ют­ся ещё не пре­об­ра­жен­ным че­ло­ве­че­ским со­зна­ни­ем, на­хо­дя­щим­ся вне Хри­сто­вой тай­ны. Мы при­зва­ны лю­бить щед­рым серд­цем, а щед­рость, да­же при­род­ная, за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век жаж­дет да­вать! При этом он ли­ку­ет, ко­гда мо­жет от­дать не толь­ко не­нуж­ное, но са­мое дра­го­цен­ное; а в ко­неч­ном ито­ге – свое серд­це, свою мысль, свою жизнь. Увы! Мы не уме­ем лю­бить; но ведь вся на­ша жизнь – это шко­ла люб­ви, или, на­обо­рот, – страш­ное бре­мя тём­но­го, хо­лод­но­го от­чуж­де­ния от Бо­же­ствен­ной люб­ви.

И Хри­стос учит нас пу­ти люб­ви. Он го­во­рит: «Каж­дый раз, ко­гда на пу­ти люб­ви я пом­ню лишь о са­мом се­бе, каж­дый раз, ко­гда я встаю пре­гра­дой меж­ду ис­крен­ним дви­же­ни­ем мо­е­го серд­ца и внеш­ним дей­стви­ем, я дол­жен об­ра­тить­ся к се­бе са­мо­му: «Отой­ди от ме­ня, са­та­на» (Мк.8:33): ты по­мыш­ля­ешь о зем­ном, а не о не­бес­ном… Каж­дый раз, про­яв­ляя лю­бовь и тре­буя от­вет­ной люб­ви и бла­го­дар­но­сти за бла­го­де­я­ния, я дол­жен об­ра­тить­ся к Бо­гу со сло­ва­ми: «Про­сти, Гос­по­ди, я осквер­нил тай­ну Бо­же­ствен­ной люб­ви…» Каж­дый раз, ко­гда в от­вет на чу­жую не­на­висть и кле­ве­ту, на от­вер­же­ние и от­чуж­де­ние я за­мкнусь и ска­жу: «Этот че­ло­век мне чу­жой, он мне враг», – я дол­жен знать, что для ме­ня са­мо­го за­кры­лась тай­на люб­ви. Я – вне Бо­га, я – вне тай­ны че­ло­ве­че­ско­го брат­ства, я – не уче­ник Хри­стов.

Та­ков этот не­имо­вер­но труд­ный путь хри­сти­ан­ской люб­ви. И Хри­стос не на­прас­но го­во­рит, что путь в Цар­ство Не­бес­ное – уз­кий, что вра­та в это Цар­ство – уз­ки: так узок этот путь, так тре­бо­ва­тель­на за­по­ведь Хри­сто­ва, – она бес­по­щад­но тре­бо­ва­тель­на, по­то­му что от­но­сит­ся к об­ла­сти люб­ви, а не за­ко­на. За­кон опре­де­ля­ет нам пра­ви­ла жиз­ни, но он все­гда где-то кон­ча­ет­ся, и за этим пре­де­лом мы от не­го сво­бод­ны. Лю­бовь же не зна­ет пре­де­ла: она тре­бу­ет нас до кон­ца, все­це­ло. Мы не мо­жем со­греть­ся толь­ко ка­кой-то ча­стью ду­ши; ес­ли мы это до­пу­стим – то мы по­тух­нем, охла­де­ем. Мы долж­ны за­пы­лать всем на­шим серд­цем, и во­лей, и те­лом – и пре­вра­тить­ся в ку­пину не­опа­ли­мую, – в тот куст, ко­то­рый ви­дел Мо­и­сей в пу­сты­не. Этот куст весь пы­лал, но в то же вре­мя не сго­рал.
Читать далее Суббота седмицы 25-й по Пятидесятнице. О христианской любви (проповеди на Лк.6:31-36)

(526)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святой Филарет Милостивый

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святой Филарет Милостивый

(Уроки благотворительности из жизни св. Филарета милостиваго)

I.

Св. Филарет милостивый, память коего совершается ныне, принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил он жене своей Феозве, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищими «Прими, благодаря Бога» – говорил он, отдавая часто последнее нищему и уклоняясь от всякой благодарности себе. Богу угодно было вновь наделить богатством добраго и кроткого Филарета. Внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатыя поместья. Но Филарет по прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным.

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святой Филарет Милостивый

(200)

Артем Перлик: ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ – БЛАЖЕНСТВО ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА

Святой Филарет Милостивый как герой сбывшейся Божьей сказки.


День памяти: 1 декабря\14 декабря

Жизненные трудности появились не в XXI веке – они совечны человечеству после падения Адама и Евы. Бытовые неурядицы и семейные ссоры мучают людей едва ли не больше, чем глобальные беды и войны.

Вдалеке от больших городов Византийской империи жил человек, о котором знали немногие. Его пилила жена, его часто не понимали дети, а он упорно верил, что самое важное – это вызвать улыбку у того, кому сейчас больно и грустно. Для этого он раздавал то, что имел. Он не скупился делать подарки, и бывало так, что давал даже необходимое. В конце концов он раздал всё. Жена и дети теперь каждый день устраивали ему скандалы, обвиняя в том, что своей добротой он оставил их всех без средств. Но он верил, что Господь сумеет проявить заботу о нём, так как он, простой человек, всю жизнь заботился обо всех, кто рядом. И его надежда не была напрасной. Далее всё было как в сказке. Послы императора искали подходящих девушек для свадьбы принца. Из числа многих выбрали и его дочь, и именно на ней женился будущий император.

Вся семья теперь жила в столичном дворце, но человек всё так же до самой смерти раздавал, что имел, и знал: из всех приобретений самое большее – это вызвать радость в сердце того, кто грустит. Перед смертью он собрал родных и просил понять, что никакое добро не будет забыто Господом, хотя награда за него придёт и не сразу, но так надо, потому что без этого мы не узнаем, как важно верить, что в свой срок все утешающие будет утешены…
Читать далее Артем Перлик: ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ – БЛАЖЕНСТВО ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА

(126)