Кто мой ближний? Кажется, все понятно: ближний – родственник, любимый, друг, знакомый, коллега, человек из ближайшего окружения. Вот его и надо возлюбить так, как самого себя. А эти вокруг… Но Христос на этот счет высказался иначе.
Притча о добром самарянине и попавшем в беду иудее всегда будет звучать со страниц Священного Писания на злобу дня. Несовершенство человеческого общества всегда порождало социальные, политические и этноконфессиональные конфликты различной степени напряженности. Иногда они могут быть «холодными» и длиться веками, проявляя себя лишь на бытовом уровне слоем мрачной ненависти по отношению друг к другу. Наверное, не нужно приводить примеров – у вас их достаточно было в жизни. Да просто оглянитесь по сторонам. Вы живете в огромном мегаполисе, по улицам которого маршируют тысячи и миллионы прохожих. В их взгляде отсутствие интереса к другим людям. В ленте соцсетей каждый день встречаются слезные призывы о помощи в сборе средств на операцию младенцу… Листаем дальше. Многоквартирный дом по численности жителей можно сравнить с маленькой деревенькой. Но если сельский уклад позволяет людям вести мало-мальски дружную жизнь, в городе можно просто не знать, как зовут соседа из квартиры напротив.
Если человека сотворил Бог, значит, все люди – родственники. Хотя и отношения родственников в наши дни могут быть горьким подтверждением духа волчьего отчуждения сего мира. И, похоже, только беда позволяет нам вновь вспомнить, что мы люди, а ближние – это такие же, как и мы, из плоти и крови, вокруг. Можно только порадоваться тому, что чужая боль нередко пробуждает десятки, сотни и тысячи людей откликнуться и помочь, невзирая на миллион барьеров, которые искусственно и веками люди же и выстраивали, атомизируясь и почкуясь друг от друга, возводя высокие стены отчуждения и неприступности.
Язычник-самарянин, иудей-полукровка поднял избитого и умирающего мужчину на дороге в Иерихон, потратил время, переступил через брезгливость и страх (мы его все испытывали, помогая в подобной ситуации людям), оплатил гостиницу и уход бедолаге и спокойно двинулся своим путем. Был ли пострадавший для самарянина ближним? Никакого родства. Христос намеренно избрал данный пример, чтобы показать пропасть между двумя людьми по меркам человеческим. И тут же Спаситель демонстрирует, как пропасть между совершенно разными людьми устраняется, когда в игру вступают Божьи законы. Законы любви.
В образе избитого иудея – сущность всего человечества, подменяющего правила Бога своими изобретениями и ценностями, а в самарянине – Христос, непонятный для современников, оттого и чужой, но, несмотря на это, безгранично Любящий и Милостивый. Он спустился на землю, чтобы помочь людям освободиться от этих самых ложных убеждений, стать людьми в высшем смысле этого слова. Современники жалуются на депрессию и потерю смысла существования. Действительно, откуда взяться энергии и внутреннему свету, если замыкаться только на себе, на удовольствиях и развлечениях, угождению себе и преследованию только личных целей? Смысл появляется в служении, в разделении с ближним его радости и боли. Только в жертве ради другого раскрывается человек, его жизнь озаряется смыслом, а душа – светом. И на самом деле, откликаясь на боль ближнего, можно почувствовать себя живым. Человек, которого вы встретили вот прямо сейчас, каков бы он ни был, носит в себе образ нашего Бога. Любовь к людям вокруг – залог совершенства и еще один маленький секрет обретения большого счастья.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/otsutstvie-interesa-k-drugim-lyudyam-diagnoz
(67)