Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Знамение  урок истории

Чествование иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Великом Новгороде в 1170 году

27 ноября / 10 декабря

Тер­мин «Знаме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях. Во-пер­вых, как опре­де­лён­ный тип ви­зан­тий­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и, во-вто­рых, как рус­ский (нов­го­род­ский по про­ис­хож­де­нию) празд­ник этой ико­ны, от­ме­ча­е­мый 27 но­яб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю (= 10 де­каб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му для XX–XXI сто­ле­тий). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: «[Че­ство­ва­ние] ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Знаме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Икона «Знамение»

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки. На Её гру­ди, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь жи­во­пи­су­ет­ся в пол­ный рост (стоящей) или же по по­яс. Та­кие изо­бра­же­ния от­но­сят­ся к чис­лу са­мых пер­вых сим­во­ли­че­ских (ещё до­и­ко­но­пис­ных) об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Наи­бо­лее ран­нее из них – изо­бра­же­ние Бо­го­ро­ди­цы из ка­та­ком­бы Свя­той Аг­нии в Ри­ме (IV век), где Бо­го­ро­ди­ца дер­жит Мла­ден­ца на ко­ле­нях. Та­кой тип ико­но­пис­ных об­ра­зов Бо­го­ро­ди­цы обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оранта («Мо­ля­ща­я­ся») и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра. В этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «зна­ме­ние» яв­но со­от­но­сит­ся с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством[1].

В даль­ней­шей ви­зан­тий­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции та­кие об­ра­зы обыч­но свя­за­ны с Рож­де­ством Хри­сто­вым, что ло­гич­но вы­те­ка­ет из про­ро­че­ства Ис­айи о рож­де­нии Чу­дес­но­го Мла­ден­ца. Но толь­ко в рус­ском пра­во­сла­вии этот об­раз стал все­объ­ем­лю­щим Зна­ме­ни­ем – зна­ком ми­ло­сти Бо­го­ма­те­ри как та­ко­вым, вне за­ви­си­мо­сти от ис­то­ри­че­ских ре­а­лий.

Ико­на это­го ти­па по­яви­лась на Ру­си в XI–XII вв., и ско­ро её ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов. Здесь ре­ша­ю­щую роль сыг­ра­ли дра­ма­тич­ные со­бы­тия во вре­мя оса­ды Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да в 1170 го­ду, по­влек­шие за со­бой осо­бое че­ство­ва­ние этой ико­ны. В свя­зи с этим и по­явил­ся вто­рой смыс­ло­вой уро­вень тер­ми­на «зна­ме­ние» – как «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри» (в первую оче­редь по от­но­ше­нию к нов­го­род­цам, а за­тем – ко всем пра­во­слав­ным лю­дям).


Что произошло у стен Новгорода?

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в 1170 го­ду со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Илие был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли слё­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рён­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли. Оса­да бы­ла сня­та.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та празд­ни­ка (27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря) воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны (те­зо­име­нит­ство) то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Перся­ни­на (421 г.).


Праздник или день невесёлых размышлений?

Та­ким об­ра­зом, празд­ник (во вто­ром зна­че­нии) уста­нов­лен в па­мять од­но­го из яр­ких эпи­зо­дов бра­то­убий­ствен­ной и кро­ва­вой меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один фор­маль­но «пра­во­слав­ный» (но по мен­та­ли­те­ту гру­бый языч­ник!) рус­ский князь шёл на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Бо­го­ма­терь! (Но ес­ли за­щи­щав­ши­е­ся от ве­ро­лом­но­го на­бе­га сво­их пра­во­слав­ных со­се­дей фор­маль­но ещё мо­гут быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми «мо­лит­вен­ны­ми» при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли. Неуже­ли Бо­го­ро­ди­ца, Сын Ко­то­рой про­лил Свою кровь для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ства, бу­дет по­мо­гать од­ним хри­сти­а­нам про­ли­вать кровь дру­гих в меж­до­усоб­ной бра­ни?! Это – объ­ек­тив­ное «зна­ме­ние» при­ми­тив­но­го ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния, во мно­гом до сих пор неиз­мен­но­го.) Та­кие по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли на­шу стра­ну и бы­ли на ру­ку вско­ре при­шед­шим мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­рёд­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся для спа­се­ния Ру­си да­же пе­ред ли­цом этой апо­ка­лип­ти­че­ской опас­но­сти.

Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка то­го нов­го­род­ско­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких ещё не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чём ли мы из них урок? – «Вот в чем во­прос»! Ис­то­рия нас су­ро­во учит, но спо­соб­ны ли мы учить­ся? А ведь но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Приложение

Что та­кое «зна­ме­ние» во­об­ще, по­ми­мо вы­ше­ука­зан­ных смыс­ло­вых зна­че­ний это­го тер­ми­на? Преж­де все­го, на уровне ис­то­ри­че­ской эти­мо­ло­гии, – это некий важ­ный «знак»; по-ев­рей­ски `oth, по-гре­че­ски сэмэйон (от­сю­да про­ис­хо­дит сло­во «се­ми­о­ти­ка» – так на­зы­ва­ют на­у­ку о зна­ко­вых си­сте­мах). По-ла­ты­ни signum – это бо­е­вой зна­чок ар­мии или под­раз­де­ле­ния (в древ­но­сти та­кие знач­ки за­ме­ня­ли во­ин­ские зна­ме­на). В пе­ре­нос­ном зна­че­нии – это некий сим­вол, про­ро­че­ский знак («зна­ме­ние»), чу­до, яв­лен­ное через ка­кое-ли­бо ви­ди­мое дей­ство, обыч­но пре­вы­ша­ю­щее уро­вень обы­ден­но­го че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния. Мы го­во­рим (и тво­рим) «крест­ное зна­ме­ние» – это ви­ди­мый знак (зна­мя!) хри­сти­а­ни­на. Сам Хри­стос на­все­гда стал для лю­дей «зна­ме­ни­ем пре­ре­ка­е­мым (оспа­ри­ва­е­мым)» (сэмэйон ан­ти­легоме­нон), – как ска­зал Его ро­ди­те­лям пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец (Лк.2:34). По­это­му Сво­е­му «недоб­ро­му по­ко­ле­нию» (или «ро­ду лу­ка­во­му»), упря­мо тре­бо­вав­ше­му зна­ме­ния, Хри­стос дал толь­ко од­но зна­ме­ние – «зна­ме­ние Ио­ны про­ро­ка» (Мф.12:38-40Лк.11:29-30). Но для уве­ро­вав­ших глав­ное зна­ме­ние – или «зна­ме­ние Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го» – это Жи­во­т­во­ря­щий Гол­гоф­ский Крест, сим­вол на­ше­го спа­се­ния. Вос­крес­ший Хри­стос дал Сво­им вер­ным и мно­же­ство дру­гих зна­ме­ний (Мк.16:17). Смот­ри­те ком­мен­та­рий это­го тер­ми­на: Аве­рин­цев С. С. По­э­ти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1977 (и пе­ре­из­да­ния) (гла­ва «Знак, зна­мя, зна­ме­ние»); Ру­бан Ю. От Рож­де­ства до Сре­те­ния: празд­ни­ки Рож­де­ствен­ско­го цик­ла / На­уч. ред. проф. ар­хим. Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев). СПб., 2015. С. 79–81.


При­ме­ча­ние

[1] Кни­га про­ро­ка Ис­айи (Ис.7:14). Зна­ме­на­тель­но, что сло­ва про­ро­ка Ис­айи бы­ли про­из­не­се­ны (ок. 734 г. до н. э.) так­же во вре­мя меж­до­усоб­ной вой­ны (!), – вой­ны меж­ду дву­мя ев­рей­ски­ми го­су­дар­ства­ми – Из­ра­иль­ским (со сто­ли­цей Са­ма­рия) и Иудей­ским (сто­ли­ца Иеру­са­лим), на ко­то­рые рас­па­лась еди­ная древ­не­ев­рей­ская мо­нар­хия по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (ок. 931 до н. э.). Их кон­крет­ный ис­то­ри­че­ский смысл – ско­рый раз­гром из­ра­иль­тян (дей­ство­вав­ших в со­ю­зе с си­рий­ца­ми) и пре­кра­ще­ние оса­ды Иеру­са­ли­ма (Ис.7:16). См.: Мень А., прот. Ис­а­го­ги­ка. М., 2000. С. 337–338, 353–354; Тантлев­ский И. Р. Ис­то­рия Из­ра­и­ля и Иудеи до раз­ру­ше­ния Пер­во­го Хра­ма. – Спб.: Изд-во С.-Пе­терб. ун-та, 2005. С. 221, 224–225.

Проповеди

Проповедь протоиерея Евгения Горячева

В день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»

Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Какая бы величайшая Святыня не была у народа, в какое бы сверхвеликое паломничество мы не отправлялись, или не отправляли свою Святыню, я подразумеваю такую подводную лодку, на которой мощи проплывают вокруг исторических границ родины, или космический корабль, на котором икона «Знамение» вращается вокруг нашей планеты. Какие бы действия мы не совершали, если у нас, как у народа, тоже самое поведение, что у суздальцев или у Офни и Финееса то нас ждет тот же результат. В лучшем случае, это результат новгородский и суздальский – мы просто разбежимся, в худшем – нас ждет то же, что и израильтян – потеря и жизни, и святыни.

Основание нашей веры – Откровение Божие, которое исторически отливается в две равновеликие формы – Предание и Писание. Говорит ли о сегодняшнем Празднике Предание? – Да. А Писание? – Как ни странно, тоже.. Предание включает два рассказа: один о событии, оформившем саму причину появления этой иконы как таковой, другой о нашей русской иконе «Знамения» в частности.

Никон Рклицкий в Жизнеописании митр. Антония Храповицкого упоминает первый рассказ…Речь идет о раннехристианской общине, в которой Божия Матерь пользовалась особым почитанием. Иудеи, зная об этом этом, и желая, чтобы «назорейская секта» исчезла, подкараулили Ее как-то в одну и решили убить; но казнить без суда вовсе им препятствовал их же закон, поэтому они решили (чтобы хотя бы как-то формально исполнить приговор религиозного суда прежде, нежели побить Ее камнями) задать ей вопрос: «чем докажешь, что Ты – Матерь Благословенного?» Ничего не ответила Пресвятая, только воздела руки к небесам и в этот момент на Ее одеждах изобразился Богомладенец. Посрамленные и напуганные этим чудом вопрошавшие скрылись.

Вторая история связана с событиями русского средневековья, которые всем нам хорошо известны. И там и там были русские люди (суздальцы, новгородцы) и там и там были православные христиане. Но одни видимо настолько основательно забыли про все это, что даже выставленная на городскую стену святыня, не могла отрезвить их, пробудить от мировоззренческой и культурной амнезии…  Итог – стрела пущенная в икону почти уже побежденных, обращает в паническое бегство и поражение почти уже победивших.. И это конечно знамение!..

Теперь, что касается Писания. В 1-ой книге Царств есть рассказ о двух священниках патриотах, которые верили, что знамение подобное «новгородскому» всегда возможно как принцип (именно как принцип, а не потому что они предвидели то, что произойдет спустя тысячелетия, в иной культуре и на другом континенте). Они верили, что для подобного знамения достаточно лишь механического обладания святыней…

Достаточно лишь крестного хода с Ковчегом Завета в район боевых действий и враги сразу же разбегутся, но вышло иначе… Как известно Офни и Финиес погибли, а святыня оказалась у филистимлян… И это тоже знамение! Библейское знамение на ту же самую тему… Почему? Да потому, что подлинные и Предания, и Писания, дорогие отцы, братья и сестры, всегда об одном и том же! Бога нельзя заставить Его можно только просить!

И успех этих просьб зависит не столько от величины имеющейся у кого-то святыни, сколько, простите за вульгаризм, от нравственной «начинки» самих просителей..

Церковный Праздник, посвященный сегодняшней истории (во всех ее ракурсах) учит нас немногим, но очень важным вещам:

  • воздетые руки Моисея или Божией Матери, могут быть легко скопированны как личные ритуальные действия и священником и мирянином, но (сколько не повторяй «иже херувимы», сколько не воздевай при этом руки.., Бога одними словами и жестами не убедишь…).
  • тоже самое можно сказать и о ритуальных действиях общественного характера. Какие бы мощи и иконы нам как народу не принадлежали, в какие бы «сверх-священные паломничества и крестные ходы сами мы как национальная общественная группа не отправлялись или, наоборот, не отправляли бы свои святыни. На подводной ли лодке вокруг морских границ своей родины, на космическом ли корабле вокруг земли и т. д. Все это конечно можно сделать и постоянно делается…

Только вот результат всегда непредсказуем. А иначе откуда бы в нашей святоотеческой письменности появилось бы знаменитое слово-приговор святителя Григория Нисского – с весьма и весьма эпатирующим названием:»Слово против тех, кто ездит на Святую Землю»…

Если в сердцах и делах русских людей вообще и церковных людей в частности будут прослеживаться те же тенденции, что и в жизни двух ветхозаветных «патриотов» или целых армий средневековых суздальцев с их псевдосвященным общественными начинаниями, результат у нас, я думаю, будет в лучшем случае, как у суздальцев, а в худшем как у израильтян, лишившихся после своего дерзкого крестного хода и жизни и святыни!..

Впрочем сегодняшний праздник звучит для нас как бы от лица тех, у кого в истории все получалось правильно, а это значит, что надежда на то, что и у отдельного человека, и у отдельного народа все еще может получиться, – всегда остается! Аминь.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Праздник Знамения Богоматери

(Сила ходатайства Богоматери)

I.

К числу древних изображений Божией Матери принадлежит и икона Знамения Ея, в честь которой установлено нынешнее празднество. Всеблагому Господу угодно было прославить эту святую икону в различных странах нашего отечества многими знамениями и чудесами, из коих одно, древнейшее и разительнейшее, соделалось началом настоящаго праздника.
В 1170 году по Р. X. великий князь суздальский Андрей Георгиевич, составив неправедно союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными соединенными войсками для покорения сего города. Отовсюду стесненные осадою, жители Новгорода скоро увидели, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь отверстые храмы Божии наполняются рыданиями и молениями о небесной помощи. Третью уже ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоит пред иконою всемилостиваго Спаса на молитве об избавлении от обышедших зол. Наконец молитва его принята Богом: архипастырь слышит голос, повелевающий ему изнести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить ее на стене града. Обрадованный святитель посылает избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она остается неподвижною. Узнав об этом, архиепископ сам идет в указанную церковь и падает в слезах пред иконою Богоматери. Во время молебного пения, когда возглашена была песнь:

«предстательство христиан непостыдное», внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящий народ в ужасе взывает: «Господи, помилуй!» Архипастырь приемлет святую икону на свои руки и износит ее на стену града. Между тем нападающие враги делают в это время страшный приступ к городу. Одна из пущенных ими стрел ударила в святую икону и лик Богоматери обратился к городу. Слезы потекли из очей Пречистыя на фелонь святителя. Вдруг тьма покрывает врагов; ужас объемлет сердца их; они в смятении начинают поражать друг друга, осажденные устремляются на них и довершают поражение. В воспоминание сего события и возглашается ныне песнь Богородице: «яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».

Силы и чудеса от иконы Знамения Божией Матери явлены не в одном только в Новгороде, но в последствии и в других странах обширного отечества нашего, особенно же в областях Курской и Тобольской. Великия благодеяния от нея явлены и в первопрестольном граде Москве. Древний род бояр Романовых, по древнему достохвальному обычаю избирать покровителем дома кого-либо из святых Божиих, соделывает икону Знамения Богоматери родовым своим молением. И что же? Матерь Божия после тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом земле русской, возвратив в руки русских (22 октября 1612 года) Китай-город в Москве бывший в руках польских, чрез месяц и пять дней – в самый праздник иконы Знамения Ея, – передает ополчению русскому и священный Кремль, в котором находился в плену с материю своею юный Михаил Феодорович, – возводит сего именитаго юношу на престол России и под скипетром преемников его далеко распространяет пределы нашего отечества и возвеличивает царство российское. Поистине Она есть «царствия нерушимая стена и честный венец царей благочестивых» (акафист).

II.

а) Что может быть сильнее ходатайства Матери Господа? Простирал древле к небу Моисей руки свои на горе во время брани и молитвою его дарована победа Израилю на Амалика. А ныне не на земле, но на небе, и не раб Божий, но Сама Пресвятая Матерь Господа простирает пречистыя руце Свои за прибегающих под кров Ея.

Сии пречистыя руце Богоматери простерты за каждаго, притекающаго к Ней с верою. Что может быть утешительнее и поучительнее сего видения? За кого не умолят сии пречистыя длани, подъятыя к Сыну Ея? Какие бы грехи ни тяготили души наши, какие бы бедствия ни окружали нас, – от всякого зла сильно избавить нас ходатайство небесной Заступницы.
Но да не осудят нас сии пречистыя руце, и ныне простираемыя Ею за нас! Честнейшая херувим и славнейшая серафим ходатайствует за нас недостойных и на светозарном небе! Как же нам, грешным, не молиться за себя на сей темной земле? Пресвятая Богородице! Спаси нас!

б) Но преисполненная любви Царица небесная не всегда и не ко всем посылает Свою помощь так явно, как осажденным новгородцам. Велики и неисчислимы были их бедствия, но в то же время горяча и неустанна была их молитва, неумолкаемое призывание милосердия Божией Матери. В тяжелое время не об одних бедствиях войны скорбели они, а без сомнения оплакивали горячими слезами и те грехи свои, которыми были вызваны эти бедствия, и принесли в них искреннее покаяние. Так и мы, христиане, призывая неоскудевающую в Своих щедротах Владычицу, с молитвою должны принести Ей покаяние, сердце чистое и любовь к жизни добродетельной. Только этим мы и можем снискать благоволение Пренепорочной; тогда и для нас будет видимо проявление Ея к нам милосердия.

III.

Пресвятая Богородица! Спаси нас и сохрани от врагов видимых и невидимых.

(Сост. по «Словам» Сергия, архиеп. владимирск. и др. источ.).

Тропари, кондаки, молитвы и величания


Каноны и Акафисты

Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»


Источник: https://azbyka.ru/

(349)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *