Знамение – урок истории
Чествование иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Великом Новгороде в 1170 году
27 ноября / 10 декабря
Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях. Во-первых, как определённый тип византийской иконы Божией Матери и, во-вторых, как русский (новгородский по происхождению) праздник этой иконы, отмечаемый 27 ноября по юлианскому календарю (= 10 декабря по григорианскому для XX–XXI столетий). Отсюда и двойное название праздника в современном Православном календаре: «[Чествование] иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году».
Икона «Знамение»
Икона изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки. На Её груди, на фоне круглого щита, – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь живописуется в полный рост (стоящей) или же по пояс. Такие изображения относятся к числу самых первых символических (ещё доиконописных) образов Пресвятой Богородицы. Наиболее раннее из них – изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме (IV век), где Богородица держит Младенца на коленях. Такой тип иконописных образов Богородицы обозначается латинским термином Оранта («Молящаяся») и олицетворяет Заступницу мира. В этом первом значении термин «знамение» явно соотносится с известным мессианским пророчеством[1].
В дальнейшей византийской иконописной традиции такие образы обычно связаны с Рождеством Христовым, что логично вытекает из пророчества Исайи о рождении Чудесного Младенца. Но только в русском православии этот образ стал всеобъемлющим Знамением – знаком милости Богоматери как таковым, вне зависимости от исторических реалий.
Икона этого типа появилась на Руси в XI–XII вв., и скоро её стали считать заступницей от врагов. Здесь решающую роль сыграли драматичные события во время осады Великого Новгорода в 1170 году, повлекшие за собой особое чествование этой иконы. В связи с этим и появился второй смысловой уровень термина «знамение» – как «знак милости со стороны Божией Матери» (в первую очередь по отношению к новгородцам, а затем – ко всем православным людям).
Что произошло у стен Новгорода?
Согласно рассказам летописей, в 1170 году соединенные силы удельных князей, владимиро-суздальцев, возглавляемые сыном Андрея Боголюбского, осадили Великий Новгород. Дни и ночи молились новгородцы Господу, умоляя не оставить их в беде. На третью ночь архиепископу Илие был дивный голос, повелевающий взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену. Во время перенесения иконы одна из стрел противника вонзилась в иконописный лик, и из глаз Богородицы потекли слёзы. После такого Божественного знамения на врагов напал ужас, и они стали побивать друг друга. Вступив в бой, ободрённые новгородцы победили. Осада была снята.
Если быть исторически точным, то следует отметить, что само чудесное избавление новгородцев от врагов произошло 25 февраля, в среду второй недели Великого поста. Церковная же дата праздника (27 ноября юлианского календаря) возникла, как предполагают историки, потому, что, во-первых, праздновать такое событие в дни Великого поста неудобно; а, во-вторых, потому, что в этот день, вероятно, праздновал свои именины (тезоименитство) тогдашний новгородский посадник Якун (в крещении Иаков). Действительно, 27 ноября Церковь чтит память великомученика Иакова Персянина (421 г.).
Праздник или день невесёлых размышлений?
Таким образом, праздник (во втором значении) установлен в память одного из ярких эпизодов братоубийственной и кровавой междоусобицы в раздробленной Киевской Руси, когда один формально «православный» (но по менталитету грубый язычник!) русский князь шёл на другого, и каждый из них призывал себе в помощь Богоматерь! (Но если защищавшиеся от вероломного набега своих православных соседей формально ещё могут быть оправданы, то нападавшие подобными «молитвенными» призывами явно кощунствовали. Неужели Богородица, Сын Которой пролил Свою кровь для искупления всего человечества, будет помогать одним христианам проливать кровь других в междоусобной брани?! Это – объективное «знамение» примитивного религиозного сознания, во многом до сих пор неизменного.) Такие постоянные распри ослабляли нашу страну и были на руку вскоре пришедшим монголо-татарам, поочерёдно разбивавшим войска неразумных князей-полуязычников, не желавших поступиться местническими амбициями и объединиться для спасения Руси даже перед лицом этой апокалиптической опасности.
Учредив этот праздник (праздник для новгородцев, но не для их противников!), во время которого мы вспоминаем, как не должны вести себя христиане, Русская Православная Церковь сделала его грозным предостережением всем последующим поколениям. К сожалению, урока того новгородского знамения нам оказалось недостаточно, и Богоматерь вынуждена была попустить для нашего вразумления в начале XVII-го, а особенно в XX столетии такие ужасные «знамения», каких ещё не знало человечество. Извлечём ли мы из них урок? – «Вот в чем вопрос»! История нас сурово учит, но способны ли мы учиться? А ведь новые «знамения» могут стать последними в буквальном смысле этого слова.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Приложение
Что такое «знамение» вообще, помимо вышеуказанных смысловых значений этого термина? Прежде всего, на уровне исторической этимологии, – это некий важный «знак»; по-еврейски `oth, по-гречески сэмэйон (отсюда происходит слово «семиотика» – так называют науку о знаковых системах). По-латыни signum – это боевой значок армии или подразделения (в древности такие значки заменяли воинские знамена). В переносном значении – это некий символ, пророческий знак («знамение»), чудо, явленное через какое-либо видимое действо, обычно превышающее уровень обыденного человеческого сознания. Мы говорим (и творим) «крестное знамение» – это видимый знак (знамя!) христианина. Сам Христос навсегда стал для людей «знамением пререкаемым (оспариваемым)» (сэмэйон антилегоменон), – как сказал Его родителям праведный Симеон Богоприимец (Лк.2:34). Поэтому Своему «недоброму поколению» (или «роду лукавому»), упрямо требовавшему знамения, Христос дал только одно знамение – «знамение Ионы пророка» (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Но для уверовавших главное знамение – или «знамение Сына Человеческого» – это Животворящий Голгофский Крест, символ нашего спасения. Воскресший Христос дал Своим верным и множество других знамений (Мк.16:17). Смотрите комментарий этого термина: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 (и переиздания) (глава «Знак, знамя, знамение»); Рубан Ю. От Рождества до Сретения: праздники Рождественского цикла / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб., 2015. С. 79–81.
Примечание
[1] Книга пророка Исайи (Ис.7:14). Знаменательно, что слова пророка Исайи были произнесены (ок. 734 г. до н. э.) также во время междоусобной войны (!), – войны между двумя еврейскими государствами – Израильским (со столицей Самария) и Иудейским (столица Иерусалим), на которые распалась единая древнееврейская монархия после смерти царя Соломона (ок. 931 до н. э.). Их конкретный исторический смысл – скорый разгром израильтян (действовавших в союзе с сирийцами) и прекращение осады Иерусалима (Ис.7:16). См.: Мень А., прот. Исагогика. М., 2000. С. 337–338, 353–354; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 221, 224–225.
Проповеди
Проповедь протоиерея Евгения Горячева
В день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»
Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день празнования иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Какая бы величайшая Святыня не была у народа, в какое бы сверхвеликое паломничество мы не отправлялись, или не отправляли свою Святыню, я подразумеваю такую подводную лодку, на которой мощи проплывают вокруг исторических границ родины, или космический корабль, на котором икона «Знамение» вращается вокруг нашей планеты. Какие бы действия мы не совершали, если у нас, как у народа, тоже самое поведение, что у суздальцев или у Офни и Финееса то нас ждет тот же результат. В лучшем случае, это результат новгородский и суздальский – мы просто разбежимся, в худшем – нас ждет то же, что и израильтян – потеря и жизни, и святыни.
Основание нашей веры – Откровение Божие, которое исторически отливается в две равновеликие формы – Предание и Писание. Говорит ли о сегодняшнем Празднике Предание? – Да. А Писание? – Как ни странно, тоже.. Предание включает два рассказа: один о событии, оформившем саму причину появления этой иконы как таковой, другой о нашей русской иконе «Знамения» в частности.
Никон Рклицкий в Жизнеописании митр. Антония Храповицкого упоминает первый рассказ…Речь идет о раннехристианской общине, в которой Божия Матерь пользовалась особым почитанием. Иудеи, зная об этом этом, и желая, чтобы «назорейская секта» исчезла, подкараулили Ее как-то в одну и решили убить; но казнить без суда вовсе им препятствовал их же закон, поэтому они решили (чтобы хотя бы как-то формально исполнить приговор религиозного суда прежде, нежели побить Ее камнями) задать ей вопрос: «чем докажешь, что Ты – Матерь Благословенного?» Ничего не ответила Пресвятая, только воздела руки к небесам и в этот момент на Ее одеждах изобразился Богомладенец. Посрамленные и напуганные этим чудом вопрошавшие скрылись.
Вторая история связана с событиями русского средневековья, которые всем нам хорошо известны. И там и там были русские люди (суздальцы, новгородцы) и там и там были православные христиане. Но одни видимо настолько основательно забыли про все это, что даже выставленная на городскую стену святыня, не могла отрезвить их, пробудить от мировоззренческой и культурной амнезии… Итог – стрела пущенная в икону почти уже побежденных, обращает в паническое бегство и поражение почти уже победивших.. И это конечно знамение!..
Теперь, что касается Писания. В 1-ой книге Царств есть рассказ о двух священниках патриотах, которые верили, что знамение подобное «новгородскому» всегда возможно как принцип (именно как принцип, а не потому что они предвидели то, что произойдет спустя тысячелетия, в иной культуре и на другом континенте). Они верили, что для подобного знамения достаточно лишь механического обладания святыней…
Достаточно лишь крестного хода с Ковчегом Завета в район боевых действий и враги сразу же разбегутся, но вышло иначе… Как известно Офни и Финиес погибли, а святыня оказалась у филистимлян… И это тоже знамение! Библейское знамение на ту же самую тему… Почему? Да потому, что подлинные и Предания, и Писания, дорогие отцы, братья и сестры, всегда об одном и том же! Бога нельзя заставить Его можно только просить!
И успех этих просьб зависит не столько от величины имеющейся у кого-то святыни, сколько, простите за вульгаризм, от нравственной «начинки» самих просителей..
Церковный Праздник, посвященный сегодняшней истории (во всех ее ракурсах) учит нас немногим, но очень важным вещам:
- воздетые руки Моисея или Божией Матери, могут быть легко скопированны как личные ритуальные действия и священником и мирянином, но (сколько не повторяй «иже херувимы», сколько не воздевай при этом руки.., Бога одними словами и жестами не убедишь…).
- тоже самое можно сказать и о ритуальных действиях общественного характера. Какие бы мощи и иконы нам как народу не принадлежали, в какие бы «сверх-священные паломничества и крестные ходы сами мы как национальная общественная группа не отправлялись или, наоборот, не отправляли бы свои святыни. На подводной ли лодке вокруг морских границ своей родины, на космическом ли корабле вокруг земли и т. д. Все это конечно можно сделать и постоянно делается…
Только вот результат всегда непредсказуем. А иначе откуда бы в нашей святоотеческой письменности появилось бы знаменитое слово-приговор святителя Григория Нисского – с весьма и весьма эпатирующим названием:»Слово против тех, кто ездит на Святую Землю»…
Если в сердцах и делах русских людей вообще и церковных людей в частности будут прослеживаться те же тенденции, что и в жизни двух ветхозаветных «патриотов» или целых армий средневековых суздальцев с их псевдосвященным общественными начинаниями, результат у нас, я думаю, будет в лучшем случае, как у суздальцев, а в худшем как у израильтян, лишившихся после своего дерзкого крестного хода и жизни и святыни!..
Впрочем сегодняшний праздник звучит для нас как бы от лица тех, у кого в истории все получалось правильно, а это значит, что надежда на то, что и у отдельного человека, и у отдельного народа все еще может получиться, – всегда остается! Аминь.
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Праздник Знамения Богоматери
(Сила ходатайства Богоматери)
I.
К числу древних изображений Божией Матери принадлежит и икона Знамения Ея, в честь которой установлено нынешнее празднество. Всеблагому Господу угодно было прославить эту святую икону в различных странах нашего отечества многими знамениями и чудесами, из коих одно, древнейшее и разительнейшее, соделалось началом настоящаго праздника.
В 1170 году по Р. X. великий князь суздальский Андрей Георгиевич, составив неправедно союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными соединенными войсками для покорения сего города. Отовсюду стесненные осадою, жители Новгорода скоро увидели, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь отверстые храмы Божии наполняются рыданиями и молениями о небесной помощи. Третью уже ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоит пред иконою всемилостиваго Спаса на молитве об избавлении от обышедших зол. Наконец молитва его принята Богом: архипастырь слышит голос, повелевающий ему изнести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить ее на стене града. Обрадованный святитель посылает избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она остается неподвижною. Узнав об этом, архиепископ сам идет в указанную церковь и падает в слезах пред иконою Богоматери. Во время молебного пения, когда возглашена была песнь:
«предстательство христиан непостыдное», внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящий народ в ужасе взывает: «Господи, помилуй!» Архипастырь приемлет святую икону на свои руки и износит ее на стену града. Между тем нападающие враги делают в это время страшный приступ к городу. Одна из пущенных ими стрел ударила в святую икону и лик Богоматери обратился к городу. Слезы потекли из очей Пречистыя на фелонь святителя. Вдруг тьма покрывает врагов; ужас объемлет сердца их; они в смятении начинают поражать друг друга, осажденные устремляются на них и довершают поражение. В воспоминание сего события и возглашается ныне песнь Богородице: «яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».
Силы и чудеса от иконы Знамения Божией Матери явлены не в одном только в Новгороде, но в последствии и в других странах обширного отечества нашего, особенно же в областях Курской и Тобольской. Великия благодеяния от нея явлены и в первопрестольном граде Москве. Древний род бояр Романовых, по древнему достохвальному обычаю избирать покровителем дома кого-либо из святых Божиих, соделывает икону Знамения Богоматери родовым своим молением. И что же? Матерь Божия после тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом земле русской, возвратив в руки русских (22 октября 1612 года) Китай-город в Москве бывший в руках польских, чрез месяц и пять дней – в самый праздник иконы Знамения Ея, – передает ополчению русскому и священный Кремль, в котором находился в плену с материю своею юный Михаил Феодорович, – возводит сего именитаго юношу на престол России и под скипетром преемников его далеко распространяет пределы нашего отечества и возвеличивает царство российское. Поистине Она есть «царствия нерушимая стена и честный венец царей благочестивых» (акафист).
II.
а) Что может быть сильнее ходатайства Матери Господа? Простирал древле к небу Моисей руки свои на горе во время брани и молитвою его дарована победа Израилю на Амалика. А ныне не на земле, но на небе, и не раб Божий, но Сама Пресвятая Матерь Господа простирает пречистыя руце Свои за прибегающих под кров Ея.
Сии пречистыя руце Богоматери простерты за каждаго, притекающаго к Ней с верою. Что может быть утешительнее и поучительнее сего видения? За кого не умолят сии пречистыя длани, подъятыя к Сыну Ея? Какие бы грехи ни тяготили души наши, какие бы бедствия ни окружали нас, – от всякого зла сильно избавить нас ходатайство небесной Заступницы.
Но да не осудят нас сии пречистыя руце, и ныне простираемыя Ею за нас! Честнейшая херувим и славнейшая серафим ходатайствует за нас недостойных и на светозарном небе! Как же нам, грешным, не молиться за себя на сей темной земле? Пресвятая Богородице! Спаси нас!
б) Но преисполненная любви Царица небесная не всегда и не ко всем посылает Свою помощь так явно, как осажденным новгородцам. Велики и неисчислимы были их бедствия, но в то же время горяча и неустанна была их молитва, неумолкаемое призывание милосердия Божией Матери. В тяжелое время не об одних бедствиях войны скорбели они, а без сомнения оплакивали горячими слезами и те грехи свои, которыми были вызваны эти бедствия, и принесли в них искреннее покаяние. Так и мы, христиане, призывая неоскудевающую в Своих щедротах Владычицу, с молитвою должны принести Ей покаяние, сердце чистое и любовь к жизни добродетельной. Только этим мы и можем снискать благоволение Пренепорочной; тогда и для нас будет видимо проявление Ея к нам милосердия.
III.
Пресвятая Богородица! Спаси нас и сохрани от врагов видимых и невидимых.
(Сост. по «Словам» Сергия, архиеп. владимирск. и др. источ.).
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Каноны и Акафисты
- Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Знамение»
- Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Знамение» (2-й)
- Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Знамение» Новгородская
Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»:
- Зна́мение Курская-Коренная
- Знамение Абалакская (Абалацкая) (1637)
- Знамение Царскосельская
- Знамение Серафимо-Понетаевская (1879)
- Знамение Верхнетагильская (1753)
- Знамение Корчемная (XVIII)
Источник: https://azbyka.ru/
(349)