Митрополит Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?

Порой приходится слышать, что правила поведения, хорошие манеры, этикет и т. д. – это лицемерие, а «настоящий христианин» должен всем в лицо говорить правду, особенно – нелицеприятную.

В этом мнении, которое, на первый взгляд, имеет здравое зерно, присутствует подмена понятий.

В самом деле, христиане не должны быть лицемерами. Но в том-то и дело, что все наши стремления и действия должны делаться с разумением. Никакой юношеский максимализм здесь недопустим. И всегда стоит правильно расставлять приоритеты.

Например. Представим себе, что мы проснулись в холодный сумрачный день в отвратительном настроении. Такое ведь нередко бывает. И что же? Мы непременно должны «нелицемерно» сообщить об этом всему миру? Вот, скажем, нас приветствуют: «Доброе утро!», а мы в ответ буркнем: «Да какое оно доброе?!». И у того, кто с нами поздоровался, настроение теперь тоже испорчено. Зато мы формально поступили «нелицемерно». Это ли по-христиански?

Как бы ни казались нам условными и обременительными правила поведения, они созданы именно для того, чтобы меньше уязвлять наших ближних. А также для того, чтобы самих себя держать в известных рамках.
Читать далее Митрополит Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?

(37)

Что значит простить?

Вопрос священнику: Если человек постоянно предает и совершает подлости, обязаны ли мы с ним и дальше общаться как ни в чем не бывало?

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.


В одной из своих проповедей святитель Николай Сербский замечает: «Чем бы было человеческое общество без прощения? Зверинцем среди зверинца природы». По мысли святых отцов, прощение – это та добродетель, которая уподобляет нас Самому Богу. Богу, имя Которого Любовь. Когда апостолы спрашивали, сколько раз можно прощать человека: «До семи ли раз?» – Спаситель на это ответил: «Не до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21–22). А это значит, что прощать нужно всегда, ведь без прощения наше сердце, по словам преподобного Ефрема Сирина, превращается в каменистую почву, в которой зерно христианской веры никогда не сможет прорасти.

В одном фильме был такой эпизод: некий мальчик во время Второй мировой войны жил среди всевозможных зверств эсэсовцев, настолько жестоких, что сам мальчик буквально поседел за несколько дней своей жизни. Несколько позже он вместе с группой партизан натыкается на разоренный немецкий обоз, где находит портрет Гитлера. От злости он начинает стрелять в этот портрет, но во время такого «расстрела» портрета само фото меняется: с каждым выстрелом Гитлер становится все моложе и в конце концов это уже не вождь Третьего рейха, претендующий на мировое господство, а ребенок в кроватке. В этот момент мальчик, ставший стариком, останавливается и прекращает стрельбу.
Читать далее Что значит простить?

(31)

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ?

Вопрос священнику: Как правильно подавать милостыню?


Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Милосердие – очень важное дело в жизни православного христианина. Оно по своему значению для души человека приравнивается к молитве. Молитва же и милостыня суть два крыла, возносящие нашу душу к Богу.

Вспомним отрывок Евангелия,  который читается в Неделю о страшном Суде (см. Мф. 25: 31–46).

Каким методом Спаситель нас будет судить? «Обогрели ли мы… Накормили ли мы… Напоили ли мы… ближнего своего. И если мы это сделали, то обогрели, накормили, напоили самого Христа».

Бог есть любовь, и вера без дел мертва, говорят нам святые апостолы. И овеществленным проявлением-подтверждением любви как раз и являются дела милосердия. Копеечка, хлебушек, одежда – все это проявления нашей любви. Когда мы жертвуем собой (своими деньгами, продуктами, иными материальными средствами) для ближнего своего, то являемся проводниками Божественной любви и тем самым соединяем себя с Господом, Который также милосерд и посылает дожди на всех – и добрых, и злых. Мы уподобляемся Ему. И в этом, конечно же, наше главное делание как православных христиан.

Вспомним житие святого апостола Фомы. Он раздал все деньги индийского царя нищим и тем самым построил ему в рае прекрасный дворец.
Читать далее КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ?

(79)

«В любом деле будь хорош»: 3 правила профессионализма от Иоанникия Великого

Владимир Басенков


Всю жизнь преподобный Иоанникий совершенствовался в деле, которое любил больше всего, и это принесло ему неимоверную радость, а главное – спасение души.


Учись работать с детства

Совсем необязательно идти на завод в пятом классе школы. А вот привычку к труду, как то в учебе, в домашнем хозяйстве, в хобби (да-да, и это систематический труд) важно культивировать с юных лет. В этом, конечно, стоит задача родителей, потому что маленький человек гибок как пластилин, и что в нем посеешь, то он и пожнет через многие годы. Очень важно научить детей полюбить труд в противовес лени, которой буквально заражают сегодня школьников через масс-медиа и поп-культуру. Хорошая привычка сослужит на пользу в будущем, когда нужно будет оперативно засучить руква и действовать, принося себе и окружающим пользу.

Святой Иоанникий происходил из бедной семьи, и занимался тем, что пас овец. Наблюдение за стадом составляло ежедневный труд юноши. Кстати, для того, чтобы дело шло успешнее и оставалось время на духовные подвиги, Иоанникий осенял стадо крестным знамением, и Бог хранил овечек семейства от волков или других неприятностей.
Читать далее «В любом деле будь хорош»: 3 правила профессионализма от Иоанникия Великого

(52)

Достоевский Федор Михайлович: О нравственности

В сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.


От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке»! <…> …Я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которые необходимы были для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 223)

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?

(Записная тетрадь. XXVII. С. 56)

Скажу одно: что нравственные лишения тяжелее всех мук физических. Простолюдин, идущий в каторгу, приходит в свое общество, даже, может быть, еще в более развитое. Он потерял, конечно, много – родину, семью, все, но среда его остается та же.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 55)

Читать далее Достоевский Федор Михайлович: О нравственности

(216)

Владимир Басенков: Нет чудес – нет Бога?

«…Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка…» (Лк. 11:29).

Мы пришли в Церковь совсем не потому, что увидели, как разверзлись небеса, а сквозь облака пред нашим взором открылась картина сошествия ангельского воинства на грешную землю. Нас не проглатывал на несколько дней кит, мы не усмиряли льва и не воскресали из мертвых. Никто не катал нас в огненной колеснице и не заставлял выпить яду, который не причинял нам вреда. Да, кто-то из нас стал свидетелем и непосредственным участником сверхъестественных событий, возможно, чудесным образом выздоровел от тяжелой болезни. Но все те, кто пришел в Православную Церковь сознательно и сознательно здесь остается – не по привычке, а по жадно ощущаемой голодной потребности в невидимой части реальности, делает это вопреки всем логическим законам. Мы нашли здесь недостающую часть человека – Бога.

Мы могли найти Его в абсолютном здравии и благополучии, а могли прийти, когда нам было совсем плохо. Но стоило делам выровняться, мы поняли: без Него больше не можем. Его не видно даже с прибором ночного видения, но очень ощутимо, когда Он рядом или, наоборот, очень далеко. Люди тратят свое время, силы, средства, даже здоровье и иногда отдают жизнь ради Того, без Которого не мыслят существования. Он сотворил нас, сотворил этот прекрасный мир вокруг, вдохнул в Него жизнь и отдал планету людям на попечение. Мы безошибочно можем сказать, что Он есть Любовь, абсолютная и недосягаемая, искренняя и жертвенная, выше которой нет и быть не может. Поэтому мы – с Ним. Нам просто не нужно другого бога, потому что мы нашли истину человеческого существования в Нем. Правда, что может быть выше любви?
Читать далее Владимир Басенков: Нет чудес – нет Бога?

(40)

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Преподобный Иоанникий Великий

День памяти: 4 ноября

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Преподобный Иоанникий Великий

(Грех зависти)

I.

Преподобный Иоанникий, память коего совершается ныне, жил во 2-й половине IX века по Р. Христове в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересию иконоборческою, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору и здесь неослабною борьбою с своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец. Много народу приходило к святому подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, – много духовных щедрот и благодеяний изливалось от преподобнаго. Еще в самом начале своего подвижничества, встретив двух пустынных иноков, преподобный Иоанникий получил от них, вместе с молитвенным благословением на подвиг, и пророческое предостережение, что к концу жития ему будет учинено искушение от завистливых людей. Это действительно и случилось. На той же Олимпийской горе пребывал в иноческих подвигах другой подвижник, по имени Епифаний. Слыша о возрастающей славе препод. Иоанникия, Епифаний позавидовал ему и умыслил погубить его. Однажды во время бездождия, когда вся растительность на горе высохла и вокруг келлии Иоанннкие было много сухих деревьев, Епифаний поджог сухую траву внизу горы и вся гора быстро воспламенилась. Одному только Богу был обязан препод. Иоанникий своим спасением: не только он сам не пострадал, но и его келлия чудесным образом осталась невредима среди пламени. Кроткий и незлобивый Иоанникий, желая узнать причину гнева Епифаниева и чтобы испросить у него прощение, если в чем-нибудь он согрешил пред ним, отправился к своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистию! Увидав препод. Иоанникия, Епифаний ударил его жезлом своим, имевшим острый наконечник, желая убить его, но опять был посрамлен Богом, спасающим праведных от озлобления злых человеков.

Читать далее Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Преподобный Иоанникий Великий

(49)

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (проповеди)

17 ноября в 2024 году 


Утр. — Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. — Гал., 203 зач., II, 16-20. Лк., 39 зач., VIII, 41-56. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 12.


Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Воскрешение дочери Иаира

Во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха!

Как же мы по­хо­жи на лю­дей, окру­жав­ших умер­шую дочь Иаира! Сам Бог к ним при­шёл, Сам Гос­подь, и Он Сам им го­во­рит: «Не плачь­те, она не умер­ла, она усну­ла…». А лю­ди так твёр­до «зна­ют», что она умер­ла и с та­кой уве­рен­но­стью об этом го­во­рят! С ни­ми го­во­рит Гос­подь, Ко­то­ро­го они са­ми же при­зва­ли со­тво­рить чу­до, но те­перь они над Ним сме­ют­ся. По­ка она бы­ла боль­на – ещё мож­но бы­ло на­де­ять­ся на чу­до; те­перь же она умер­ла – и смеш­но го­во­рить о том, что есть на­деж­да…

Так бы­ва­ет и с на­ми. Гос­подь жил, умер, вос­крес, и Он Сам го­во­рит нам, что вре­мен­ная смерть по­доб­на сну, что за ней сто­ит Жизнь, ко­то­рой уже жи­вут ду­ши че­ло­ве­че­ские, – Жизнь, ко­то­рая охва­тит так­же и на­ши те­ла в день слав­но­го Вос­кре­се­ния. А мы всё про­дол­жа­ем го­во­рить: «Он умер, она умер­ла». И ко­гда нам чи­та­ют в хра­ме сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Я не хо­чу, чтобы вы бы­ли без на­деж­ды, как про­чие, ко­то­рые ве­рят в смерть…», – то мы эти сло­ва слу­ша­ем, но всё рав­но «зна­ем», что пе­ред на­ми ле­жит че­ло­век, ко­то­рый умер, и хо­тим быть без­утеш­ны­ми.

Мы не ве­рим и сло­ву Вос­крес­ше­го Гос­по­да, что мы вос­крес­нем, и Его же де­лам и сло­вам, ко­гда Он вос­кре­шал лю­дей еще при Сво­ей зем­ной жиз­ни (дочь Иа­и­ра, Ла­за­ря), что есть Вос­кре­се­ние. Мы «зна­ем», что есть смерть, и не ве­рим, что есть жизнь. Как стран­но и как ужас­но, что эта оче­вид­ность смер­ти за­кры­ва­ет нам ре­аль­ность жиз­ни! Пусть каж­дый из нас спро­сит се­бя: сколь­ко раз Бог го­во­рил нам о жиз­ни, и сколь­ко раз мы от­ве­ча­ли: «Да я же знаю, что по­бе­ди­ла и по­беж­да­ет смерть!..»
Читать далее Неделя 21-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (проповеди)

(1892)