Старец Фаддей Витовницкий: «Внутренняя молитва — вот самый великий труд, который может совершать человек. Потому что наш враг — сила мысленная — знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земным предметам».
Иеромонах Анатолий Киевский: «Без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее. На имени Иисуса Христа держится вся вера Православная и все благочестие. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве».
Преподобный старец Серафим Вырицкий (1866-1949): «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной».
Преподобный старец Феодосий Кавказский (1841-1948) наставлял, чтобы творили Иисусову молитву, и говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу.
Старец Иона Одесский (Игнатенко) (1925-2012): «Нам бояться не надо. Спасаться будет можно только Иисусовой молитвой. Мы должны научиться дышать ею»… Ваше дыхание должно быть соединено с Иисусовой молитвой. Только это будет вам поддержкой и спасением…»
Старец Иона Одесский: «Что я могу сказать об Иисусовой Молитве? Она нужна человеку, как воздух. Нужно дышать и молиться, прямо молитвой дышать.
Посмотрел на минутную стрелку: пока она прошла одно деление – сделал пятнадцать вдохов и выдохов. Так надо пятнадцать раз за минуту помолиться. А это делают только очень редкие люди. К этому надо стремиться. Хотя бы не так много сначала – но стараться никогда Молитву Иисусову не оставлять.
Если мы все время ею молимся, она сначала устами творится. Потом на ум приходит. Потом на сердце. Сердце затем само подсказывает эту молитву, — и тогда человек уже не отходит ни от Бога, ни от молитвы. И соединяется он с Богом и с молитвой.
Для начинающего, какая есть возможность, так надо и молиться. Хоть 300-500 раз в день помолиться мирянину. Монаху же, как преподобный Нил Мироточивый говорит, — семь тысяч Иисусовых Молитв в день и семь тысяч молитв в ночь. Вот так монах должен творить – постоянно быть в молитве.
Но даже и такая капля, как 200-300 раз, — тоже помогает: ангел пишет все. Когда человек постоянно молится, у него бывает наплыв радости, — и он постоянно ощущает ее и еще больше стремится усилить молитву.
Рассказывали люди, никогда в своей жизни не молившиеся – они постоянно попадали в разные тяжелые жизненные условия. А начинали молиться, — восстанавливали свою жизнь.
Когда человек молится, его Господь ведет – и подсказывает согласно Своему Промыслу. Этот Промысл непостижим человеческим разумом, — но он присутствует. Кто имеет какое усердие к Богу, какую любовь, — тот такую, по своему прошению к Всевышнему, и получает молитву».
Из письма духовному чаду:
«…Вопрос о молитве в духовной жизни – один из главных.
Книга «Беседы о молитве Иисусовой» хорошая и достаточно раскрывает вопрос о молитве Иисусовой.
Часто молитва «уходит», …по следующей причине. В основании молитвы должно быть покаянное чувство, если его нет, то «уходит» и молитва. В сердце всегда должно быть теплое чувство к Богу. Об этом говорит святитель Феофан Затворник в книге «Беседы о молитве Иисусовой». В молитве не нужно искать «чувство свежести» или каких-то чувств. Имей внимание при молитве, неспешность, покаянное чувство, страх Божий, благоговение, смирение.
Когда внимание рассеивается, то, как советуют святые отцы, надобно заключать ум в слова молитвы.
В молитве Иисусовой отцы выделяли слово «грешного» – это сохраняет при молитве человека в покаянном чувстве. Если будешь заключать ум в слова молитвы, то «пустого» места в голове не останется – это ощущение неверное («пустое» место в голове).
Как удержать внимание в сердце – прочтешь в книге упомянутой («Беседы о молитве Иисусовой»)…»
По книге: «Послушник N. Плач о духовной жизни. Схиархимандрит Иона (Игнатенко) 28.07.1925-18.12.2012». Киев 2013.
Cтарец схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928-1992):
«Надо не помыслы принимать, а молитву совершать.
Молитву творите во всякое время и положении — вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.
Творите молитву — она все восполнит.
Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.
Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение.
Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.
Когда будешь безпрестанно творить молитву, будет благо, а ежели не радостно, так потому, что не творим молитву.
Во время тоски и других изменений надо безпрестанно творить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицей помилуй нас грешных». Отец Андроник говорил: «Кто молитву не читает, тот тоской заболевает, с нею и уныние приходит — и тако себя отягощает».
Хотя бы ты находился в смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь, и тогда не оставляй молитвы Иисусовой.
Эта молитва избавит от печати антихриста, простит грехи, украсит добродетелями и с Богом соединит.
Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добродетелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует.
С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.
Отец Виталий говорил, что к молитве надо относиться с большим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. В письме к одному архимандриту он так отвечал на его вопрос: «Почему Отцы не велят заниматься Иисусовой молитвой? Это в области сердца. Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия, и емлется за великий подвиг, оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени»* (здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы – об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства).
Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет.
За гордость молитва не дается.
Молитва с гордостью не принимается Богом».
«О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения». М.: Новоспасский монастырь, 2002 г.
Старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) (из жизнеописания старца): «Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу».
http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovnitskij/
Сердце должно отделиться от своих внутренних желаний. Нужно исторгнуть из него все земные планы и желания. Нужно всё исторгнуть, соединиться с Господом, просить у него помощи, смириться – и он очистит вас. Внутренняя молитва – вот самый великий труд, который может совершать человек. В ней душа очищается, чтобы принять божественный огонь и непрерывно молиться о Духе Святом. Дух Святой должен сойти в ваше сердце, чтобы губительная мудрость мира сего больше не могла его заполнить.
На молитве человек должен чувствовать, что он один на один с Богом, что больше никого нет на свете, только Бог и он.
Молиться нужно сердцем: в сердце концентрируются все силы ума, и Господь – Бог сердца. Он – центр всего живого, он движет жизнью и не нужно искать его где-то далеко. Он здесь и ждёт, что мы примем его и поверим ему.
«Непрестанно молитесь», — заповедал апостол. Внутренняя молитва — вот самый великий труд, который может совершать человек. Потому что наш враг — сила мысленная — знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земным предметам.
В молитве, прежде всего, необходимо внимание, молитва без внимания ничего не стоит. Но если молитва совсем оставлена, тогда еще труднее. Значит, необходим труд!
Святые отцы постоянно просили Господа, чтобы Он избавил их от рассеянности на молитве, а мы постоянно думаем о чем-то постороннем.
Ко всякому делу нужно приступать с мыслью о Боге. А враг непрестанно отвлекает наш ум (рассеивает) воспоминаниями о том, где мы когда-то были, что делали, что слышали, начиная с детства; враг комбинирует эти мысли, и мы думаем, что это все наше. У него целая опись нашей жизни — все, что мы делали, как поступали… Они не знают наших внутренних мыслей, но видят образ души. Поэтому нам необходимо огромное усилие, чтобы сердцем приблизиться к Господу и не разлучаться с Ним. Это — трудовая молитва.
Кроме трудовой, существует благодатная молитва. Она обретается как дар от Господа. Видя наш труд, видя, что мы всем своим существом хотим соединиться с Ним, отвергая от себя все мирские желания, Он постепенно очищает нас от мирских забот, от привязанности к земным вещам, приводит душу к смирению и простоте. И душа уже не принимает к сердцу обид; что бы ни происходило, она спокойна, говоря: «Так должно быть». Это значит, что душа очищается, чтобы принять Божественный огонь и непрерывно молиться в Духе Святом».
По книге: «Мир и радость в Духе Святом: Старец Фаддей Витовницкий» Новоспасский монастырь, 2010 г.
Сколько бы не был человек здоров физически, все равно имеет недостатки. Не может быть ни одного совершенного существа, без недостатков. Ни одно существо не совершенно. Совершенный – один Бог. С Богом и мы можем быть совершенными. А без Него не можем. Потому что Он – любовь, Весь – любовь. Когда обратимся к Нему сердцем, — и вот нам – помощь сразу.
— Как нам спасаться в окружающем нас мире, человеческом и материальном, как открыть наше сердце и искренне обратиться к Богу?
— Нужно упражняться. И молитва – тоже упражнение. Когда человек постоянно творит молитву, это само собой переходит в навык, и тогда творит ее по навыку, молитву. Когда повторяем слова, приходит чувство, о котором пишут святые отцы, творившие умную молитву, многие святые отцы. Если постоянно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы. Также и с молитвой. Многие в начале получили «безплатную» Благодать. И все они, кто обращается от сердца к Господу умной молитвой, — она в свое время становится постоянной, она в тебе сама идет… молитва.
И от этого такая радость и некий мир, кои не от сего мира. И те мир и тишину, что получаешь.., — потом опять теряешь… А благодатная молитва – она несказанная радость… да…
— Могли бы Вы дать нам некоторые советы по молитве? Какие молитвы? Как их говорить, где их говорить?
— Святые отцы говорят об Иисусовой молитве, что всякому нужно упражняться в ней. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Если будем упражняться в ней ежедневно, сами на себе чувствуем благодать Божию. Когда она начнет совершаться сама, без твоей воли и желания, и придет в навык, когда ее произносишь, то – невероятная Божественная сила с нами. И чувствуешь мир и радость. Радость несказанную, и сам изумляешься, что это такое… Все тебе мило, все хорошо. На что ни посмотришь – все святое. Все, до чего не дотронешься – все святое. И это – Божественная благодать, которая дается человеку, это не зависит ни от нашей воли, ни от наших желаний, ни от чего. Она сама собой идет… как некий двигатель, без остановки. Человек живет, а у него непрестанно радость неописуемая. Радуется… что бы не увидел, — все в радость. Как вот преподобный Серафим Саровский, он всем, кого видел, — говорил: «Радость моя!»
И от непрестанной Божественной благодати радуется, когда видит Божественную силу во всякой душе, без разницы – в детстве ли, или в старости. И для него это – Божественная энергия и невероятная радость.
(www.youtube.com/watch?v=zgSq-9ZDbAQ)
Старец Анатолий Киевский (1957–2002).
Из воспоминаний духовных чад: «Об Иисусовой молитве Батюшка говорил: «Будьте очень осторожны, вы приступаете к огню. Сейчас этот огонь почти погас. Вы думаете, почему нам так трудно. Как только заметят где огонек, сразу все силы бросают, чтобы его потушить».
«Батюшка, я правильно Иисусову молитву читаю?» И я на одном дыхании без остановок быстро ее прочитал. «Читай не спеша, смиренно и с сокрушением обращаясь к Господу, Он ведь радом и все слышит».
«Батюшка, не могу читать Иисусову молитву, сильно враг мешает. Можно читать Богородице? – «Пресвятая Богородице, помилуй мя грешного»». – «Можно, — ответил Батюшка, — но так – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного»».
«Сначала враг искушает грубо: мы грешим явно, но не имеем силы не грешить. Потом, когда Господь посылает Благодать, мы не грешим делами, даже словами. Но еще остаются помыслы. И враг начинает изощренную работу. Он ведет брань в помыслах. Человек сделал доброе дело, а враг сразу же помысл: «Это я сделал, это я такой хороший». Все дела приписывает в помыслах только себе, а не Богу. Человек думает, что совершает благое, а пожинает плод усиливающихся с каждым днем страстей. И Господу это противно. А бороться с этим нужно с помощью Иисусовой Молитвы покаянной. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя осуждающую, гордую, своевольную, завистливую» и т.д. Все грехи пропускать через Иисусову Молитву. А еще память бывших грехов сокрушает сердце и врага, который в нем сидит. Вспоминайте, с каких стогн вы пришли к Богу, с какими чемоданами грехов – и вам никогда не захочется возноситься».
Батюшка засмеялся: «Перед смертью получится. Ничего, ничего. «Царствие Небесное нудится и нужницы восхищают е». Делай и повторяй про себя слова Молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Плаксиво проси у Господа, умоляюще, не спеша. Как будто у тебя судьба сейчас решается, и все зависит от того, как ты упросишь Господа. А сердце у тебя болит? Колет? – Болит и колет. – На Милость Божью. Только не думай, что ты что-то значительное делаешь. Поняла?».
«…Мудрость – в Молчании и в Хранении уст. Мудрый знает, когда нужно сказать, а когда – промолчать. Но и то, и то – во Славу Божью и с рассуждением.
Мудрость – в Трезвении ума и Бодрствовании; Мудрость дает Иисусова Молитва.
Путь к Богу – Молитва, весь мир стоит Молитвой. Без Молитвы человек чужд Богу, он тогда – черная головешка, а не монах. А Молитва – это большая работа над собой внутри, в клети грудной, в нашей сокровищнице – в сердце. Мы думаем, что мы молимся. А на самом деле мы не знаем, что такое Молитвословие, не говоря уже о Молитве. Соль Молитвы – это постоянный Покаянный плач в сердце о потерянном рае; это болезнование сердца о потерянном. Это – глубокое сердечное сокрушение. Когда есть Покаяние и сокрушение, тогда можно творить Иисусову Молитву. Без нее не спастись никому, потому что в чистоту сердечную («Царствие Небесное внутри вас есть») идут только через Иисусову Молитву. Но вначале – Покаяние и сокрушение, без этого Иисусовой Молитвы не будет. Сейчас никто не занимается этим, потому внешность в моде, а внутренность, глубина – что монашества, что христианства – выхолостилась. На делателей Иисусовой Молитвы восстает весь мир видимый и невидимый, а еще свои страсти лезут постоянно. Тяжелый труд: Молиться – значит, кровь проливать. «Царствие Небесное нудится и нуждницы восхищают Е» — все время себя подвигать на Молитву, никогда не оставлять, понуждать себя. Так идут в безстрастие (чистоту сердечную). Это – цель жизни христианина на этой земле. Молитва Иисусова – в тайне, сакраментальная, чтобы не расточили через тщеславие. Делание Иисусовой Молитвы – это Умное Делание: «очищение помыслов, непрестанная молитва и терпение скорбей». Это Умное Делание составляет Покаяние. А процесс – Трезвение. Через Иисусову Молитву стяжать Дух Святый – цель христианской жизни…».
Проповедь об Иисусовой молитве
«Господь перед Своим Вознесением сказал ученикам: «Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари».
А Проповедь Евангельская – это не слова как раз, это непрестанная Иисусова Молитва в чистых сердцах. Господь с Креста сказал семь слов: «Се Мати твоя», «Се Сын Твой», «Совершишася». И в Молитве Иисусовой тоже семь слов. Это Евангелие в миниатюре, все Евангельское учение укладывается в эти семь слов. Весь закон, пророки, все Евангелие укладывается в две заповеди о Любви: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и ближнего, яко сам себе». Любовь Божья – это Крест Господень, на котором Он страдал, терпел, взял наши грехи на Свои рамена и пригвоздил их на древе. Все сейчас говорят о Любви. А как к ней идти? Только с помощью Иисусовой Молитвы, потому что она – царица всех добродетелей, корень и основа всего христианского благочестия. В этой Молитве Сам Господь присутствует в Своем Имени. Умом не сильтесь это понять, потому что когда воспринимаешь умом, то кроме «Жестоко Слово сие» — вы ничего не скажете. Для этого нужна чистота сердечная, безстрастие. Только чистым сердцем можно постигнуть эту Тайну Божественную. На последние часы «кто призовет имя Господне, тот спасен будет». Здесь как раз и говорится о том, что без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме нее. На Имени Иисуса Христа держится вся Вера Православная и все благочестие. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве.
Есть разные виды Иисусовой Молитвы, но, в основном, она делится на три вида, так как и естество наше тройственное: телесная, душевная и духовная.
Духовная – это непрестанная сердечная молитва. Она дается Господом одному из тысячи по своей великой Милости. Все Святые, все подвижники Христовы стяжали именно эту Молитву, потому что только через нее можно стяжать Благодать Духа Святаго. А это есть цель христианской жизни. А нам, грешным, нужно начать с устной (телесной) молитвы. И если мы в ней пребудем всю жизнь, то все равно будем в большом приобретении, потому что это занятие – честное и досточтимое. Как правильно стать на эту дорогу? Нужно запомнить главный, коренной закон, правило для молитвы: никого никогда ничем не оскорбить, не смотря на то, что перед тобой может быть самый последний грешник. Последние все равно будут первыми. Так учит Евангелие.
Иисусова Молитва стоит на четырех столпах:
— истинное Смирение,
— нелицемерная Любовь,
— Целомудрие,
— глубокое сокрушение о своей греховности, о своем падении, о несостоянии делать добро.
Нужно с самого начала настроиться на плач, на страдания, на боль, потому что по другому Истина не постигается. Нужно постоянное покаянное состояние души, внутренний плач, разбитое сердце памятью о грехах. Вот это правильная дорога. Но всю надежду в Молитве возлагать на Божью помощь, на Божье милосердие к нам, грешным, а не на свой труд. Господь по разному дает Молитву: одному – через год, другому – в конце жизни, а иному – за гробом. Не нужно спешить к плодам. Господь Сам устанавливает сроки. Нам главное правильно идти, а там – все на Милость Божью.
В последние времена, перед приходом антихриста, будут столпы Православия, которые будут находиться под воздействием сердечной Иисусовой Молитвы. Это те скаредные грешники, работники 11-го часа, ради которых Господь сократит дни скорбные. Они выстоят и не прельстятся, потому что Господь их покроет.
Рано, или поздно, нам нужно становиться в дорогу, чтобы найти Молитву. Потому что без Молитвы монах – черная головешка. Господи, помоги нам выйти и дойти».
По книге: «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.
Преподобный Гавриил Седмиезерский (1844-1915): «Любовь к Богу и умная молитва объединяют нас с Господом. Любовь и молитва. Как огонь раскаляет железо и оно бывает равно огню, так и нас разогревает умная молитва Иисусова, раскаляет до высшей любви Божией… Величие молитвы есть тайна святости. Средство для молитвы – младенчествующая простота, смиренное незлобие преданного сердца, непрестанно обращенного к молитве, к Богу: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Этой молитвой достигают люди до силы святости. В этом и весь секрет святых – непрерывная молитва, (непрестанное) повторение одной великой мысли о Божестве (взамен многих молитв). (Подобно тому) как, по представлению святой Церкви, Ангелы непрестанно повторяют у престола Божия: Свят, Свят, Свят!!! – и уже не могут отпасть от Бога, так и мы (повторяем) Иисусову молитву. …Чтобы уподобиться Ангелам, надо все внимание наше посвятить Божеству, быть земными ангелами и небесными человеками. Этому служит молитва Иисусова. Нужно произносить ее подряд сотни раз, потом тысячи раз и так далее без конца, пока наконец эта молитва не начнет звучать в нашем сердце и не сольется с каждым его биением. После долгих и трудных упражнений в этом деле человек начинает чувствовать, как молитва переходит из ума в сердце и, как хлеб небесный, насыщает и наполняет его неизреченной радостью. Здесь совершается полное перерождение ветхой природы (человека) в новую тварь, полное преображение, возвращение в красоту первозданной невинности и чистоты. …Величие и сила Божия в немощи нашей совершается, (см.: 2 Кор.12, 9); вы входите в общение с Божеством, и Ваша природа перерождается.
Тайна святости есть художество из художеств. И смиренномудрие, и незлобие сердца, и смирение, и послушная кротость исполнены всякого величия. Но выше всего святое дело молитвенного духа в Божестве – молитва к Богу. Введите в себя великую мысль о Боге и повторяйте ее бесконечное число раз. Дело не в слове, не в словах, а в той непреодолимой энергии, с которой они произносятся бесконечное число раз. Кончится тем, что вы сделаете эту молитву-мысль полным хозяином (в вашей душе), ум – царем, душу – полной царицей, и силою Божества молитва постепенно вытеснит все непотребные другие мысли, расширится за их счет, углубится в корне и приобретет необычайную силу, станет превыше всего и покорит и истребит всякое зло, всех мысленных и чувственных врагов».
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «Великое имеем мы, верующие, оружие! Это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беззащитны. Это то же самое, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес; да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых диавольских сетей.
Постоянно имейте при себе Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», и открывайте помыслы… Имя Иисусово разрушает все диавольские приражения, они не могут противиться силе Христовой. Все козни диавольские разлетаются в прах.
У нас один меч – молитва Иисусова. Сказано: «Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле».
Если вдуматься в эти слова, становится страшно, что нет более сильного оружия даже на небе. «О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос…
Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, немалое значение имеют и другие молитвы, и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила. И все-таки именно Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а это Богу только и нужно.
Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека, всегда творящего эту молитву, сила Божия сохраняет невредимым от вражеских сетей. Когда же человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: Отверзите мне врата правды… (Пс.117, 19).
И вот враг внушает различные помыслы для смущения неразумных, говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и так далее, а если этого нет, то она только прогневляет Бога. Некоторые слушают эти доводы и бросают молитву на радость врагу.
Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления, но все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она безшумно совершает свое дело…
Произносить слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» каждому нетрудно, а польза громадная, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Одна, например, горда; другую обуревают блудные помыслы, кажется, и мужчин не видит, а все в мыслях блудит; третья завистлива, а бороться с грехами нет сил, где взять их? Единственно – в Иисусовой молитве. Враг всячески отвлекает от нее. Ну что за бессмыслица повторять одно и то же, когда ни ум, ни сердце не учавствуют в молитве, лучше заменить ее чем-нибудь другим. Не слушайте его – лжет. Продолжайте упражняться в молитве, и она не останется бесплодной. Все святые держались этой молитвы, и она становилась им так дорога, что они ее ни на что не променяли бы…
Иисусова молитва приближает нас ко Христу…
Действие этой молитвы покрыто величайшей тайной. Не в одном говорении слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» она состоит, но доходит до сердца и таинственно водворяется в нем. Через молитву мы входим в общение с Господом Иисусом Христом, молимся Ему, сливаемся с Ним в одно целое. Эта молитва наполняет душу покоем и радостью среди самых тяжелых испытаний, среди всякой тесноты и суеты житейской…
Покой, свет и силу надо искать в Боге, через молитву Иисусову. Станет тебе очень тяжело, мрак обступит тебя – встань перед образом, зажги лампадочку, если она не была зажжена, встань на колени, если можешь, а то и так, скажи: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Скажи раз, другой, третий, говори так, чтобы не одни уста произносили эту молитву, а доходила бы она до сердца. Впрочем, дойдет непременно и до сердца Сладчайшее имя Господа, и мало-помалу удалятся тоска и скорбь, просветлеет на душе, тихая радость воцарится в ней…»
Схиигумен Герман (Гомзин) (1844-1923): «Читайте непременно молитву Иисусову: имя Иисусово должно быть постоянно у нас в сердце, уме и на языке: стоите ли, лежите ли, сидите ли, идете ли, за едой – и всегда — всегда повторяйте молитву Иисусову. Это очень утешительно! Без нее нельзя. Ведь можно молитву Иисусову и короче говорить: это отцы святые советуют для новоначальных. Это полезнее и крепче будет. Помните шесть слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Повторите медленнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную» — и еще медленнее: «Господи — Иисусе — Христе, — помилуй мя, — грешную». Так хорошо! Учитесь самоукорению: без него нельзя. Вот я пятьдесят лет в монастыре живу, мне семьдесят шесть лет, слепой, еле ноги передвигаю; и только потому меня Господь милует, что я вижу свои грехи: свою лень, свое нерадение, гордость свою; и постоянно себя в них укоряю – вот Господь и помогает моей немощи…
Молитва – это главное в жизни. Если чувствуете лень, нерадение, как вы говорите, что же делать? Таков уж есть человек! А вы молитесь Богу в полном внимании, просто, как дети, говорите слова молитвы Самому Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Господь Сам знает, что вы – грешная. Так и молитесь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Так легче, короче и лучше будет внимание удерживать на словах. Вот так и молитесь. Да укрепит вас Господь Бог».
По книге: «Беседы великих русских старцев о Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни». Издательство ЗАО «Тираж-51», 2004г.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963): «Если все заповеди заключаются в двух: в любви к Богу и к ближним, а любовь достигается деланием данных в Евангелии заповедей, то и нужно добиться знания, что ведет кратчайшим и легчайшим путем к исполнению этих заповедей. Для мирского человека можно ограничиться телесным деланием, для более ищущих необходимо, кроме этого, внутреннее делание.
Сам Господь в двух словах указал, в чем оно состоит и что особенно необходимо в трудные времена: бодрствуйте и молитесь (см. Марк 13, 33). Не сказано в такие-то часы, а всегда. Бодрствовать значит следить за собой, за своими мыслями, словами, чувствами; следить и все противоречащее Евангелию отгонять молитвой Иисусовой, чем исполняется второе слово. Если будет это делание, то оно заменит все, хотя не исключаются для облегчения и другие делания. Непрестанное понуждение себя к молитве Иисусовой – лучшее доказательство, что человек хочет быть с Господом, хочет исполнить Его заповедь.
Даже во время богослужения мытарь произносил только пять слов – и пошел оправданным. Святые Отцы говорят, что все молитвы можно заменить одной Иисусовой.
Правильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия. Таким выражением сердечного сокрушения была и молитва мытаря. Имейте это в виду. Не повторение молитвы Иисусовой голосом дает результат, а молитва как излияние сокрушенного сердца, тогда она скоро вызовет умиление, согреяние сердца, а от этого легкость делания молитвы и прочее. Посильное делание заповедей евангельских – вне и внутри – бодрствование и сокрушенная молитва Иисусова – вот оружие непобедимое, доступное, я скажу, единственно доступное, для нашего времени. Это делание держит человека всегда в духовном напряжении, не связывает ни с книгами, ни с жилищными условиями, ни со здоровьем даже. Всюду, всегда (разве только когда углубится в какое занятие, требующее сильного внимания) оно доступно.
Установите себе небольшое, доступное по обстоятельствам Вашим и силам, правило, а остальное время, днем и ночью, всегда, по возможности, исполняйте правило Господа Иисуса Христа: бодрствуйте и молитесь, ибо этим деланием сподобитесь избежать всех грядущих бедствий, материальных и душевных».
По книге: «Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям». Львов, 2002г.
Старец Лаврентий Черниговский (1868-1950) сам непрестанно занимался молитвой Иисусовой и обучал сестер. Указывал, как кому молиться по вдоху и выдоху. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» — вдох, а «помилуй мя, грешную» — выдох.
А одной девушке (на ее просьбу, чтобы благословил четки) сказал: «Молитва – это хорошее дело, ангельское, а ты по пальцам левой руки держи большим пальцем мизинец и читай десять молитв «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», а потом переходи на безымянный и так по порядку. И вот будет у тебя навык к молитве. Ум нужно непрестанно вправлять в молитву, а то он ходит, где попало».
Старец Савва (1898-1980): «Не думайте, что Господь не слышит молитвы. Он первый заботится об исправлении грешников. Только люди сами не хотят немножко побороться с собой, подтянуть себя, малодушествуют, сами не дают Господу спасти их и помочь им. Очень хорошо делают те, кто совмещают Иисусову молитву с дыханием. Это значит дышать именем Иисусовым! Такая молитва сроднит сердце с Богом, освятит его, Господь как бы положит печать на нем, куда уже не могут попасть злые духи. И когда молитва сделается дыханием, ему уже не страшен сатана, ибо его охраняет Божественная благодать, такие люди чувствуют, что Господь с ними всегда: спасает, покрывает и избавляет от врага. Благодать так преображает сердце, что человек становится выше земли и страстей. Такая душа не смотрит на земле ни на что, но всецело предана Богу, потому что благодать приносит такую сладость, такую радость, что душа забывает все земное. И мы будем нудить себя к приобретению постоянной молитвы.
Сочетать молитву с дыханием надо так.
До обеда: вдох – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, выдох – помилуй мя, грешного. После обеда: вдох – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, выдох – молитвами Богородицы помилуй мя, грешного.
В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своем всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!» Если мы уясним себе, что значит непрестанная молитва, то нам легко понять, что она нужна для внимания к самому себе, чтобы прийти нам в себя, потому что мы часто бываем вне себя. Мы бываем везде, но только не в себе. Не в своем сердце, не в своем внутреннем человеке. Будем же постоянно нудить себя к приобретению постоянной молитвы, а через нее и всех добродетелей.
После причащения Христовых Тайн непременно надо читать Иисусову молитву, чтобы сохранить благодать, предпочитая эту сердечную молитву чтению книг и тем более беседам с людьми, которые приводят лишь к осуждению».
Из воспоминаний духовных чад старца:
Отец считал, что о мирских делах, исключая необходимое, хорошо бы не говорить и просил всех постоянно пребывать в молитве: «Ведь нам все равно надо дышать, так вот, хорошо бы на вдох говорить: «Господи», а на выдох: «помилуй». Вдыхать Господа и выдыхать из себя все нечистое, греховное».
— Учиться трудно, молиться еще труднее, а что делать? Нужно работать, нудить себя на молитву. Молиться можно стоя, сидя, идя по дороге, лежа…
Вначале молитва чувствуется в устах, потом в гортани, а потом все больше приближается к сердцу. И когда утвердится сердечная молитва, тогда человеку никто и ничто не помешает. Молитва как бы сама творится в его сердце. При этом испытываешь неизреченную сладость!
Составитель Л. Очай
Источник: https://nasledie77.wordpress.com/2016/08/16/старцы-о-молитве-иисусовой/
(2384)