Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 63 зач., XII, 2-12 . Ряд.: Рим., 119 зач., XV, 30-33. Мф., 73 зач., XVII, 24 — XVIII, 4.
Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», то на утрене читается Лк.1:39-49,56 (зач. 4), а на литургии – чтения Богородицы: Флп.2:5-11 (зач. 240). Лк.10:38–42,11:27–28 (зач. 54), и дня.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О тайном и явном
Лк.12:2–12
1Сол.5:9–13, 24–28
Господь предостерегал от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1), когда одно внутри, втайне, а другое – наружу, перед всеми. А Господь говорит, что вообще «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». Это – закон. И каждый, наверное, мог бы привести немало примеров действия этого закона. Причем, особенно – на хороших людях. Иному куча подлостей проходит безнаказанно, а иному и одна, самая маленькая, оборачивается позором. Поэтому всякое зло, не только сказанное или сделанное, но и сокрытое в сердце, – должно быть как уголь в руках, как меч над головой.
Но бывает и другое тайное, то, что хотят сделать с нами враги: оклеветать, заточить, уничтожить. Бывает сокрытым то, что могло бы мгновенно оправдать от всех обвинений. И тут уже те же слова Господни звучат утешением. И это тайное будет открыто. Если надо, Господь и в этой жизни оправдает, как, например, Сусанну от клеветы развратных стариков (Дан.13), или как Пресвятую Деву от подозрений Иосифа (Мф.1:19–20). Если же все-таки придется пострадать за правду, то истина откроется в вечной жизни, к величайшей славе невинного страдальца. Господь Сам перед всеми оправдает, и Сам введет в круг Ангелов Небесных.
Но это – еще и при условии, если мы сделаем явной нашу тайную, если она такова до сих пор, – веру в Иисуса Христа. Господь сказал, что «исповедает пред Ангелами Божиими» лишь того, «кто исповедает» Его «пред человеками». Того, кому мешает обычная трусость, Господь побуждает не бояться «убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». Он напоминает, что ни одна даже из малых птиц «не забыта у Бога».
Но некоторые не исповедают Господа Иисуса пред людьми совсем по другой причине: они боятся вызвать хулу на Него, и стать невольной причиной гибели богохульника. Кажется, именно таковых Господь успокаивает обещанием, что «всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Не бойтесь, не постигнет мгновенная кара того, кто в ответ на ваши слова скажет – по неразумию, по страсти, по горячности – какую-нибудь хулу. Господь не спешит казнить, но терпеливо ждет обращения грешника.
Главное, чтобы вера не была лицемерной, когда одно «в душе», а другое перед людьми. А что не так – Бог поправит, ведь Он «определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли или спим, жили вместе с Ним».
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О воспитании учеников
Мф.17:24–18:4
Рим.15:30–33
Святой апостол Павел писал к римлянам: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое было благоприятно». Павел смиренно просит всю церковь ходатайствовать о нем пред Богом, как будто не видит своих трудов и не надеется на силу своих молитв.
Этому блаженному ненадеянию на себя Господь и старался научить учеников. Он не столько объяснял, сколько давал возможность пережить и почувствовать. Особенно много таких случаев связано с Петром. Вот Петр выказывает сочувствие: «будь милостив к Себе, Господи»! А в ответ слышит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф.16:23).
Вот он по-видимому выказывает незаурядную веру, идет по воде, но вдруг срывается и тонет, в отчаянии крича: «Господи! спаси меня» (Мф.14:30). Вот он заверяет Господа в совершенной преданности, а в ответ узнает о своем скором предательстве… Сегодня – еще один подобный урок.
Однажды, когда Господь находился в доме, к Петру подошли собиратели подати на храм «и сказали: Учитель ваш не даст ли»? Петр не сомневался, что сказавший: «Блаженны милостивые» и Сам подаст милостыню, и ответил: «да». Но войдя в дом, он вдруг услышал: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних». «Итак, сыны свободны», – сказал на это Иисус. Петр же и сам недавно исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». А должен ли Бог жертвовать на Свой же храм?.. Петр собрался выйти и исправить поспешность, но Господь остановил. Тщетно было бы объяснять сборщикам, почему Иисус не должен давать подать на храм. Его не поняли бы, обвинив в жадности, а то и в богохульстве. И Господь говорит Петру: «чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир (монета в четыре драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя». Так Господь и подал, и не подал: не соблазнив сборщиков, Он и в глазах Петра не пренебрег Своим Божественным достоинством. Петр же еще раз ощутил свое неумение сделать без Божией помощи даже самое простое дело.
Так Господь готовил Петра к званию первоверховного Апостола. Так помогал ему умалиться, как дитя. А кто достигает такого умаления на земле, тот настолько возвышается в Царствии Небесном, что Господь и с него, как и с Себя, как будто с двух равных детей Небесного Отца, снимает обязанность платить подать на храм. А во избежание сугубого соблазна и ему посылает дидрахму таким же образом, как и Себе: «отдай за Меня и за себя».
Протоиерей Димитрий Смирнов
Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице
На Мф.17:24-18:4.
Господь сказал, что тот, кто слушает слово Божие и хранит его в своем сердце, блажен. Потому что хранение слова Божия в сердце – это есть исполнение его, принятие его всем своим существом и есть, собственно, спасение.
Слово Божие для того пришло на землю и воплотилось, чтобы человек смог Его воспринять. Господь пришел, чтобы всех – кто захочет, конечно, – спасти от греха, от той тьмы невежества, в которой человек пребывает. Господь явился светом миру, поэтому для каждого, кто слово Божие воспринял умом и сердцем, всем своим существом, грядет спасение – спасение от греха, которое и есть блаженство, есть вожделенное Царствие Небесное. Поэтому каждое слово Божие для нас драгоценно.
И вот сегодня евангелист Матфей повествует нам об одном эпизоде. Подошли к Петру сборщики податей, собиратели дидрахм (это мелкая монета) и говорят: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир (две дидрахмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя». Петр так сделал, и действительно в этой рыбе оказалась монета. Вот такое чудо.
Недавно я в газете прочел о таком же чуде. Супруги поехали отмечать золотую свадьбу в то место, где проводили свой первый брачный месяц. Пришли к морю и вдруг видят: к берегу прибило кольцо. Это оказалось то самое кольцо, которое он пятьдесят лет назад ей подарил, а она потеряла. Господь им сотворил такое чудо, их так порадовал за то, что они сохранили свою любовь. Для Бога все возможно, и для Него не было никакого труда заплатить монету сборщикам подати, хотя, конечно, Он платить был не должен, потому что Он Сам Царь Неба и земли и это цари земные должны платить Ему дань. И Петр не должен был платить земную дань, потому что он был усыновлен Отцом Небесным. Но Господь по Своему человечеству это все исполнил и сказал такие премудрые слова: «чтобы не соблазнить».
Что такое соблазн, в каком значении это слово здесь употреблено? У многих людей в результате их жизни, воспитания, всего комплекса их развития сложился определенный круг представлений о том, что должно делать и чего нельзя. И если кто-то выходит за пределы этих представлений, то люди соблазняются, их это начинает раздражать и возмущать.
И Господь оставил в священном повествовании этот вроде бы малозначительный эпизод, потому что он для нас очень важен. Часто мы поступаем исходя из нашего собственного понимания правоты, настаивая на своем, пытаясь что-то устроить, доказать. И от этого бывает соблазн, то есть вся наша правота приносит не добро, а зло. А если бы мы со своей правотой посидели молча, то, может быть, все устроилось к большему благополучию. Поэтому сегодняшний эпизод евангельской истории учит нас всегда поступать разумно: не по своей правоте, даже если мы в ней убеждены на сто процентов, а исходя из целесообразности.
Вот пришел к тебе какой-то заблуждающийся человек, причем заблуждающийся очень крепко, и очевидно, что переубедить его совершенно невозможно, поэтому приводить какие-то доводы бессмысленно. Что в таком случае делать? Надо обязательно подумать на несколько шагов вперед: чего ты хочешь для этого человека? Господь сказал: «Любите враги ваша». Даже если человек этот враг тебе, то есть то, что он говорит, прямо враждебно тому мироощущению, которое ты имеешь, – как ты должен поступить?
Любить врага – значит желать ему добра. Ты ведь не желаешь, чтобы он раздражался, злился, чтобы между вами произошли спор и обида. Как же надо поступить? Вот этому-то и учит нас Господь в сегодняшнем Евангелии. Надо снизойти к немощи этого человека, надо постараться увидеть нечто такое, что его в этом заблуждении привлекает. И тогда, может быть, ты сможешь ему помочь. В противном случае уклонись от беседы, потому что это бесполезно, – тогда вы, по крайней мере, расстанетесь мирно. Господь поступал так всегда, потому что Он искал не какой-то Своей правоты. Он не хотел никого ошеломить Своей правотой, никого не хотел заставить Себе поклоняться.
Прижми человека покрепче – и он будет и Богу молиться, и в церковь ходить, и слезы проливать. Но Господь этого не хочет. Он хочет, чтобы человек пришел к Нему добровольно. А это возможно, только если сердце человека откликнется на слово Божие. Поэтому каждому, кто хочет узнать истину, нужно просто преподать слово Божие. А уж откликнется он на это или не откликнется и останется в собственном заблуждении – в том, как он себе представляет, как ему кажется, как он себе придумал, как он чувствует, – это его дело.
У многих из нас есть близкие люди, которые не знают слова Божия. Но мы, вместо того чтобы их привести к Богу, к Евангелию, часто бываем для них соблазном. Мы спорим, убеждаем, доказываем, придумываем какие-то аргументы и в результате оказываемся для них только препятствием. Вместо того чтобы являть пример кротости, снисхождения, любви, взаимного терпения, мы раздражаемся, мы кричим: «Ну как ты не понимаешь такую простую вещь?!» Так же и с детьми. Но ведь, действуя криком, мы ничего не добьемся, потому что это позиция слабая. Когда человек кричит, значит, аргументы его исчерпаны. А побои еще хуже: это значит совершенно расписаться в собственном бессилии. Иногда, конечно, нужно бывает наподдать, это очень хорошее средство, но только как крайняя мера – чтобы остановить человека в его зле, а не как способ исправить какие-то оценки.
Раз мы объявляем себя верующими, мы должны стараться жить так, чтобы ни для кого не быть соблазном, чтобы, вспоминая нас, никто не мог сказать: ну да, однажды я с верующим сталкивался, не приведи Господь. Мы должны вести себя так, чтобы ни в чем никому не давать претыкания. Это совсем не значит, что мы должны отрекаться от своей веры и идти на поводу у всякой глупости. Но на эту глупость можно по-разному реагировать: можно со злобой, гневом, возмущением, с осуждением и уничижением человека, а можно так же снисходительно, как это делал Господь.
Даже в такой с точки зрения логики совершенно безумной ситуации: у Бога, от слова Которого зависит все в этой вселенной, требуют мелкую монету, чтобы Он заплатил подушный налог! Но раз человек обратился к Нему, то, хотя это просьба безумная, Господь все-таки нашел в Себе столько смирения, что исполнил ее. Потому что Он хотел, чтобы не было соблазна, чтобы этот человек потом не сказал: а, знаю, это тот Иисус, Который ходит по Галилее со Своими грязными учениками и с толпами прокаженных, Который говорит неизвестно что и Который не платит налоги.
Но никто не может так сказать. Господь ни в чем не давал претыкания, чтобы восприятие слова Божия было свободно для человека. Поэтому, если мы хотим, чтобы наша миссия в мире имела какой-то успех, и мы должны этому последовать. Конечно, наш успех будет не повсеместный. Это ведь не от нас зависит, не от нашего красноречия, не от нашего ума, не от нашей способности творить чудеса. Хоть начни сейчас летать по всему храму, никого этим не убедишь ни на йоту: ну летает, подумаешь.
Поэтому надо действовать совершенно иначе, надо стараться в сердце человека расчищать этот путь. А это зависит от нашего уважения к человеку, от нашей к нему любви, от того, что мы видим в нем образ Божий. Даже если человек этот абсолютно тупой, упертый в свои какие-то глупые заблуждения, он все равно достоин нашей любви и снисхождения – снисхождения не сверху вниз. Потому что в каждом заблуждающемся все равно образ Божий сохраняется. Конечно, встречаются люди очень тяжело пораженные. Но тем не менее, если бы каждый из нас, православных христиан, сумел с любовью встретить такого заблудшего, тогда бы нас, христиан, стало гораздо больше.
Господь однажды сказал: «Надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Поэтому если ты чувствуешь, что нет в тебе душевных сил в мире, спокойно, с любовью общаться с каким-то человеком, удались, замолчи, уйди, закрой лицо руками, встань в угол, исчезни – только не препятствуй слову Божию входить в него.
Недаром, когда апостолы заспорили, кто из них может быть первым в Царствии Небесном, Господь поставил ребеночка и сказал: если «не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». У детей все просто и ясно, дети непосредственны, у них нет двоящихся мыслей, у них все понятно, что правда, что нет, они незлобивы, они легко могут прощать. Господь и апостолов Своих избрал, потому что они были как дети в своей простоте.
Вот этой-то простоты нам часто и не хватает. Конечно, уже испорченным современным людям трудно взять и стать простыми. Это задача очень сложная, но, во всяком случае, надо всегда иметь в душе этот идеал. Потому что мы иногда замудруемся настолько, что не можем связать концы с концами и придумываем себе всякие оправдания и сложные коллизии. А в мире все очень просто: молись, трудись, есть заповедь Божия – исполняй. Чего там мудровать, что-то доказывать, объяснять? Все необходимое для нашей души изложено в Евангелии. Поэтому нам осталось только принять. Читай и смотри: что ты принял сердцем, а что не принял? с чем твоя душа с радостью соглашается, а против чего еще у тебя есть восстание и как в твоей жизни это отражается? И тогда все будет очень просто. Тогда мы не будем ни унывать, ни болеть душой, потому что нам будет ясно, куда нам идти.
Все наши страдания от того, что мы не принимаем слово Божие. И из-за этого мы мучаемся и мучаем других. А в Писании все просто, хотя и не легко. В Писании все ясно, но трудно исполнить, потому что наша природа, наше естество – падшее. И сами, сколько бы мы ни тужились, мы ничего с собой сделать не сможем до тех пор, пока не захочет этого Сам Господь.
Поэтому спасение наше заключается не в том, чтобы заниматься каким-то мнимым самосовершенствованием. Будильник сам себя починить не может, это исключено, это нелепость. Если бы человек мог сам себя улучшить, то зачем приходил Христос? Если есть иные пути, зачем Христос кровь пролил? Это просто безумие гордого ума. Поэтому во всем и всегда, каждый день и по любому поводу надо прибегать только к Самому Богу и у Него просить: Господи, очисти мои помыслы, освободи мои чувства, дай мне мужество, дай мне твердость, дай мне силу, дай мне разум.
Всё в Нем, и всё от Него. Дитя постоянно чувствует свою зависимость, дитя без родителей ничего не может: ни в метро поехать, потому что заблудится, ни накормить себя, потому что не умеет еще этого делать. Какие-то простые работы по дому, посуду помыть и то ему трудно. Ничего дитя не может без папы и мамы. И мы, если глубоко осознаем, что без Бога-то мы ничто, – вот это и будет значить, что мы стали как дети. И если мы будем постоянно к Нему обращаться – как маленькое дитя постоянно обращается к маме и папе, так и мы, если будем все время к Богу, нашему Отцу, и к Церкви, нашей Матери, обращаться, – тогда мы сможем что-то в своей жизни управить.
Собственно, этого Господь от нас и хочет. Поэтому первая заповедь блаженства так и говорит: «Блаженны нищие духом». Ты осознай, что ты ничего не имеешь, а вся твоя духовность, о которой ты возмечтал, это все просто прелесть бесовская, ничего в ней духовного нет, – и все уладится, и жить будет ясно и просто, и Господь тебя управит Сам.
Будем, как Господь советовал, «мудры, как змии, и просты, как голуби». Для духовной жизни должна быть мудрая простота. Поэтому, стараясь постепенно управлять свою жизнь, вчитываясь в Священное Писание и изучая опыт тех православных христиан, которые, слава Богу, две тысячи лет до нас жили и оставили свои писания о том, как они это все понимали, будем эту нашу земную жизнь проходить. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского, 11 августа 1990 года
Источник: https://azbyka.ru/days/2024-08-31
(46)