Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О том, как Бог не отверг народ Свой
Мф.11:20-26, Рим.11:2-12.
Сегодня мы слышали Божий приговор иудейским городам, где «наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо, если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».
Господь говорил и более суровые слова. Ученики потом и на себе испытали ожесточение и нераскаянность иудеев, и христиане из язычников могли подумать, что Бог навсегда «отверг народ Свой» (Рим.11:1). Но Апостол Павел решительно возражает и приводит самый главный для него аргумент: «Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, от колена Вениаминова» (Рим.11:1). Так, в понимании Апостола, – отвергнуть или не отвергнуть народ, это не означает – в полном составе погубить или спасти. Не отвергнуть народ означает – не закрыть двери для тех из этого народа, кто желает встать на путь спасения. Потому так и говорит Павел: я же израильтянин, следовательно, «не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал».
И далее Павел напоминает, как однажды пророк Илия в отчаянии возроптал: «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили, остался я один, и моей души ищут». А Господь открыл ему тайну: «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом». «Так и в нынешнее время, – продолжает Павел, – по избранию благодати, сохранился остаток». Для Илии этот остаток был сокровен, а перед глазами было одно отступничество. Так и Апостол имеет в виду некий остаток, который пока неразличим среди окружающей вражды. Остаток этот сохранился именно «по избранию благодати», а не «по делам». Потому что дела этого «остатка» пока подобны делам самого Савла до его обращения. А благодать до поры до времени хранит в этих людях невидимые никому семена жизни. Благодать не дает этим семенам погибнуть, но и не торопит их прорасти. Так что выходит, как будто до времени «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат».
И вот, как среди враждебного Богу Израиля невидимо таились семь тысяч человек, ради которых Господь щадил весь народ; так и в толпе гонителей христиан, в лютейшем из них был до времени сокрыт великий Павел. Так будет и во все времена. Бог никогда не даст сомкнуться пучине зла; никогда не позволит злу перейти невидимую черту, проведенную Им во всем ли мире, в сердце ли одного человека. И, конечно, угодно Богу, если мы иногда и в толпу безбожников, и в толпу злобных гонителей взглянем, как в божественную сокровищницу, где до времени хранятся и когда-то удивят мир невиданные цветы веры и благочестия.
(177)