Иерей Андрей Чиженко: НАЧАЛО ПЕТРОВА ПОСТА, ИЛИ КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ СОВРЕМЕННЫМИ АПОСТОЛАМИ?

Вот мы, дорогие братья и сестры, с Божьей помощью и вошли в Петров пост.

Окончились дни Цветной Триоди, дни, когда Жених был с нами, теперь Господь призывает нас потрудиться для достижения Царствия Небесного. Не случайно этот пост назван Петровым, апостольским. Ведь в экклесиологическом смысле Святой Дух сошел именно на апостолов, соделав их живыми камнями и фундаментом, на котором зиждется Церковь. Если сообщество верующих христиан не имеет апостольской преемственности, т. е. священники этого общества не могут проследить свои хиротонии до святых апостолов, такое сообщество не может называться Церковью. Их хиротонии или различные ритуалы «возведения в сан» являются недействительными. Почему? Потому что силу рождать новых священников – епископов, иереев, диаконов – Святой Дух даровал именно апостолам и в последующем их правопреемникам – епископам канонической Церкви.

Ведь не случайно в одном из главных сводов канонического права Православной Церкви, именуемого «Правила святых апостолов» и содержащего каноны, преподанные нам именно от апостолов – непосредственных учеников Христовых, первым правилом является следующее: «Епископа да поставляют два или три епископа».

Почему же именно это правило является первым правилом, преподанным нам от апостолов?

Оно показывает непрерывность благодати Святого Духа, которая преподается от святых апостолов епископам и в последующем всем тем, на кого они законно возложат руки. Святые апостолы тем, что вышеупомянутое правило, касающееся священнической иерархии в Церкви, разместили первым, словно бы говорят нам о том, что апостольская преемственность священников является фундаментальным принципом церковной жизни.

Именно вокруг этой темы сегодня разворачиваются главные богословские дебаты, связанные с легализацией Константинопольским Патриархом украинских раскольников. Некоторые политики пытаются пустить пыль в глаза, перевести внутрицерковный конфликт на идеологические «рельсы», вмонтировать его в очередной этап «холодной» войны, пытающейся поляризовать мир вокруг двух всем известных государственных центров.

Но факт остается фактом. И его никуда не денешь. И именно из-за него еще ни одна Поместная Православная Церковь (кроме Константинопольской) не признала «ПЦУ». Что же это за факт? У украинских раскольников нет апостольской преемственности. И соответственно нет законной (канонической) священнической иерархии.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий когда-то сказал интересную фразу о том, что диавол никогда не оставляет Церковь в покое. Он старается оторвать от нее как можно большее количество христиан. И действительно, Церковь не знала мирных времен: либо гонения со стороны государственных структур и различных враждебных Православию групп, либо во время относительного социального покоя и благоденствия Ее сотрясали страшные ереси да расколы.

Так было во времена апостольские. Так есть и сейчас. И в чем-то, дорогие братья и сестры, мы должны быть благодарны Богу за это, потому что Он дает нам возможность прикоснуться хоть на йоту к исповедническому подвигу святых. А одно исповедничество Христа посреди враждебного мира покрывает множество грехов.

Господь и сегодня нам дает возможность быть современными апостолами. Не в экклесиологическом, не в иерархическом смысле. Нет. Но в морально-нравственном.

Ведь назвал же святой первоверховный апостол Петр нас, православных христиан, царственным священством и родом избранным (см. 1 Пет. 2:9), а первоверховный апостол Павел в Первом Послании к Тимофею самого Тимофея именовал своим сыном, а в Послании к Филимону он написал об апостоле Онисиме, что родил его в узах (т. е. крестил его и наставил на путь православного христианина) (см. Фил. 1:10). Почему эти два Павловых личных послания с вполне конкретными адресатами включены в канон книг Нового Завета? Потому что в лице святых Тимофея и Филимона святой апостол обращается ко всем православным христианам всех времен и народов. Все мы – православные христиане – дети апостолов, всех нас они родили, все мы их наследники, как и наследники всего Нового Завета.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) когда-то назвал нас, православных журналистов, современными апостолами. Мне кажется, что сегодня каждый  православный христианин является в чем-то апостолом, потому что он свидетель Христов. Его жизнь – это свидетельство встречи человека и Бога. Это союз человека и Бога. И он послан Богом в мир еще и для того, чтобы и для других послужить дорожным указателем к Христу.

Будем же с Божьей помощью, дорогие братья и сестры, вчитываться в жития святых апостолов, вдохновляться их примером. Времена у них были сложные, но и у нас непростые. Тьма диавольская и сейчас пытается поглотить Божественный свет.

Но этого не случится никогда. Божественный свет идет через нас. Мы проводники. Мы апостолы Бога. На нас лежит священная обязанность – хранение веры православной. Нам дана эта великая радость жизни во Христе, как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, который также был «апостолом» для своего времени.

Лишь бы только мы сами с помощью церковных проверенных средств предоставляли свои души, тела, уста и руки в распоряжение Святому Духу, Который будет светить и действовать через нас. Лишь бы мы, как и святые апостолы, любили Христа и Его Церковь больше жизни. Ведь мама у нас одна. И Церковь тоже одна. И надо любить Церковь, как собственную маму.

Святые апостолы, молите Бога о нас!


Источник: 

(92)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *