Проповеди в понедельник 7-й седмицы по Пасхе

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Проповедь в понедельник 7-й седмицы по Пасхе

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее евангелие это часть прощальной беседы Христа с учениками. Совершенно естественно, что прощальная, последняя беседа до Его страданий, смерти и воскресения, она несет в себе напутствие ученикам. Христос говорит, что после того, как Он вознесется на небо, и ученики не будут его уже видеть рядом с собой, слышать Его голос, внимать Его наставлениям, то Он все равно всегда, останется с теми, кто любит Его, кто стремится к Нему и кто называет Христа своим Спасителем и Господом. Но будет Он присутствовать среди Своих учеников силой Святого Духа.

И единство Христа и Его последователей будет столь плотным, что Христос уподобляет это единство единству виноградной лозы. Он называет Себя лозой, а Своих последователей ветвями: «Я есть лоза, а вы – ветви», – говорит Господь.

Здесь, конечно, Господь использует образ, который был частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника Божьего. По этому поводу можно много и долго цитировать Ветхий Завет, но я приведу одно высказывание из книги пророка Исаии. Пророк говорит, что виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев. Виноградная лоза была символом Израиля.

Одно время она была эмблемой Маккавейских монет. Вход в святилище Иерусалимского храма также украшала виноградная лоза. И когда Христос говорит, что Он – истинная виноградная лоза, то для Его слушателей это означало только одно. Богоизбранность, которой так гордился еврейский народ, и которую он в большинстве своем он неправильно понимал, и символом которой являлась виноградная лоза – вот это избранничество Божие переходит к последователям Христа.

Теперь ученики Христовы будут называться народом Божиим, новым Израилем и виноградником Господа. «Призри с небесе, Боже, виждь, и посети виноград сей, и утверди и егоже насади десница Твоя». Вот такими словами епископ благословляет народ за Литургией во время пения Трисвятаго, называя молящихся в храме людей виноградом.

Также был понятен образ Христа, образ который привел Христос, о ветвях винограда. Одни из них представляют собой живые ветви, плодоносящие, свежие, а другие не приносят плода, а значит, они не годятся больше ни на что. Поскольку древесина винограда слишком мягкая, и для какого-либо полезного применения она не годится. Единственное, что можно сделать с неплодными ветвями это отсечь их и сжечь, дабы они не мешали нормальному росту и развитию плодоносящей лозы.

Но основной смысл слов Спасителя о виноградной лозе и ветвях значительно глубже. И, наверное, ученики поняли этот смысл по прошествии пятидесяти дней после Воскресения Христова, когда на них сошел Дух Святой. Как поняли они тогда и многое другое, что говорил и совершил Господь.

Образ виноградной лозы и ветвей это прежде всего образ Церкви. Напомню еще раз ключевые слова Спасителя из сегодняшнего евангелия: «Я – лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Я – лоза, а вы – ветви.

А из чего состоит лоза? Лоза, как любой куст или дерево состоит из ствола, корней и веток. Но ведь Христос не сказал, что Я – ствол, а вы – ветви, или Я – корень, а вы – ветви. Он сказал: Я – лоза, а вы – ветви. А в понятие лозы входит и понятие ветвей: ветви это часть лозы. А значит, если оставить в стороне образ лозы и ветвей, то Христос сказал ученикам следующее: Вы, ученики, – это часть Меня. И как не могут ветви жить без лозы, потому что они питаются соком, который передает им лоза, так и человек не может жить без общения с Богом. А это общение совершается в Церкви и достигает своей кульминации в таинстве Святой Евхаристии, когда мы соединяемся со Христом, становимся с Ним одной плотью, Его частью или, говоря образом сегодняшнего евангелия, ветвями лозы.

«Без Меня не можете делать ничего», – говорит Господь. Это значит, что все то, что происходит в жизни Церкви, совершается силой Божией, силой Святаго Духа. Ну, я имею в виду, конечно, не грехи людей церкви, а добрые плоды, которые мы иногда приносим. Те самые плоды Духа Святаго, которые перечисляет апостол Павел в Послании к Галатам.

Он пишет: «Плод же Духа, имеется в виду Святого Духа, любовь, радость, мир, долготерпение, благость милосердие, вера, кротость, воздержание». Вот если являем мы хотя бы некоторые из этих плодов в своей жизни, то значит, мы пребываем на ветке виноградника Христова. А если нет, то надо вспомнить тогда, что говорит Господь о засохших ветвях, какая участь их ожидает, и постараться сделать так, чтобы избежать этой плачевной участи.

Но помимо собственно религиозной жизни и духовного возрастания, слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего» надо иметь просто девизом любого аспекта своей жизни, будь то жизнь деловая, общественная и какая-либо другая. В этих словах заключается та истина, что только Бог является Подателем всего в этом мире и никто более другой.

Мы часто связываем свой жизненный успех и благополучие с совершенно конкретными людьми. Если тебе покровительствует человек влиятельный и могущественный, то, считай, жизнь состоялась. Он тебя и на первые роли выдвинет, и многое тебе будет с рук сходить, и никто тебя не обидит. Только все это до поры до времени. Вот завтра твой покровитель глаза закроет, и ты станешь никем. Мало того, что никем, так на тебе еще и с радостью отыграются за какие-то причиненные обиды и унижения во времена твоей вседозволенности. Я думаю, что примеров здесь и приводить не надо, поскольку у каждого такие примеры проходили перед глазами, и, наверное, не единичные.

Конечно, самое тяжелое для человека, когда он испытал эту горькую истину на своем собственном опыте и, находясь уже на дне жизни, начинает понимать, что, оказывается, надеялся-то он не на того. Ну ладно еще, если сил хватит подняться и выбраться из этой ямы, но ведь не у каждого это получается. И многие еще недавно, казалось бы, баловни судьбы, объекты зависти многих, сегодня уходят из жизни всеми забытые, бедные и морально раздавленные.

Вот такая судьба не будет уделом того человека, который в жизни своей уповает на Бога, который понимает, что без Него он ничего не может. Человек, у которого хватает веры видеть в Боге не просто Верховное Существо и Творца мира, но и Промыслителя о мире и о Своем творении, тот, кто видит в Боге Господина истории и Господина своей жизни, отдает свою жизнь на волю Божию. «И всю жизнь нашу Христу Богу предадим» слышим мы за каждым богослужением в конце ектинии.

Это надо не только слушать, но и осуществлять. Надо слушать Его слова, исполнять Его волю и надеяться на Него. И тогда Господь Сам поведет по жизни, лишь только Ему одному ведомыми путями, даст все необходимое, а главное, полезное.

Человек, ведомый Богом, никогда не окажется на дне жизни. Путь следования за Господом это путь к славе. Это важно понять и принять тем, кто ищет успеха в жизни. А в той или в иной степени ищем его все мы. Только обычно ищем не там, где надо, и пытаемся достичь его, уповая либо на свои собственные силы, либо на покровительство влиятельных людей, и прежде, чем совершить что-либо в своей жизни, важное или может быть не очень важное, только если это, конечно, доброе дело; так вот прежде, чем начать его осуществлять, надо вспомнить слова Спасителя: «Без Меня не можете творить ничего», и обратиться к Нему с молитвой за помощью и благословением. Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О единении в свободе

Ин.14:27-15:7.

Господь с разных сторон говорит о единении людей с Богом. Недавно Он привел притчу об овцах, которые знают голос пастыря и всюду следуют за ним. А сегодня – другой образ: «Я есмь виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви».

Каждое сравнение имеет свои недостатки. Овцы, хотя и наделены свободой, но не составляют с пастырем совершенного единства. А ветви, хотя и неразрывно связаны с лозой, но лишены свободы. Но Господь же молился: «Отче! … да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:22). И сегодня мы видели, как это: и неразрывно соединиться с Лозой, и в то же время сохранить свободу. А также – как Небесный Виноградарь очищает Христовы словесные ветви.

Апостол Павел идет в Иерусалим. Идет он «по влечению Духа» (Деян.20:22), то есть Лоза питает и направляет его. Но из той же Лозы исходит и сила сопротивления. Дух Святой послал его. Но Дух Святой «по всем городам свидетельствует, говоря, что узы ждут» его (Деян.20:23). В Тире ученики «по внушению Духа говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (Деян.21:4). В Кесарии некий пророк Агав «взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников». Услышав это, все стали просить Павла, чтобы он не ходил в Иерусалим». Но Павел все-таки идет. Не противится ли он тем самым Божией воле?

Но предупреждать о страданиях, не значит – запрещать. Узнав о предстоящей опасности, человек, задумавший доброе дело, начинает более тщательно взвешивать все «за» и «против». И взвесив, скажет: а зачем, собственно, мне это надо? – И отложит задуманное. Значит, руководило им не желание добра, но – гордость, тщеславие или корысть, которые теперь перевесила трусость. Значит, и плода от этой ветви не могло быть. «Отец Мой – Виноградарь», – говорит Господь. «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает».

А Павел на все отговоры, на все предостережения неизменно отвечает: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за Господа Иисуса». Вот – очищенная от всяких посторонних, страстных побуждений плодоносящая ветвь истинной Лозы.

Ну а другие братья, неужели они противятся Духу, который ведет Павла на подвиг? Нет, Дух наставляет и их. Духу угодно, чтобы они дорожили своим Апостолом, как Божьим даром. Но когда «не могли уговорить его» и когда поняли, в чем он видит свое благо, то, наверное, вспомнили слова Господни: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу». И – «успокоились, сказавши ему: да будет воля Господня»! Так и их любовь к Павлу Виноградарь очистил, чтобы и они более приносили плода.

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17). И рабы Господни, при всей совершенной преданности Ему, не теряют своего лица, своей неповторимости, своей свободы. Господь не превращает их в слепые орудия Своей воли. Он всегда честно и ясно ставит перед ними выбор. И они всякий раз снова и снова, трезво и сознательно, выбирают Христа.


Ещё на Азбука.Ru:

Прот. Вячеслав Резников.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 

Прот. Димитрий Смирнов.

Прот. Григорий Дьяченко.


Источники: https://azbyka.ru/days/2021-06-14

(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *