8 июня — обретение мощей преподобного Макария Калязинского
На востоке Тверской области есть старинный русский городок Калязин. На его месте еще в XVстолетии был основан Троицкий Макарьев монастырь. Создателем этой обители был великий русский святой — преподобный Макарий Калязинский, уроженец этих земель.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО
«Преподобный Макарий (в миру — Матвей Кожин) родился около 1400 года от Рождества Христова в боярской семье. После смерти супруги он ушел в Клобуковский монастырь города Кашина, где был пострижен с именем Макарий. Но через несколько лет покинул обитель, уйдя в пустынное место в 18 верстах от Кашина. Там посреди леса он поставил келью, на месте которой вскоре образовался Троицкий монастырь… Скончался преподобный в марте 1483 года и был погребен в построенной им церкви…»
Калязинская Макарьевская обитель была широко известна до революции. Но, подобно древнему Китежу, вместе со значительной частью города ушла под воду в годы богоборческих гонений. В середине XX века Калязин, как и многие другие русские города и села, при строительстве ГЭС попал в зону затопления. В общей сложности в этих землях было затоплено порядка 30 храмов и монастырей, в том числе знаменитый калязинский Никольский собор, от которого осталась лишь колокольня — печальный символ города Калязина.
Но мощи преподобного Макария чудесным образом удалось сберечь. И сегодня они почивают в Вознесенском храме той части Калязина, которую избежало затопление.
Так, протоиерей Владимир Мужичковский, настоятель калязинского храма Вознесения Господня, рассказывает:
«Еще 15 лет назад наш храм пребывал в полуразрушенном состоянии, но за это время, за эти 15 лет, благодаря бывшему настоятелю этого храма протоиерею Леониду Берестневу, храм был возрожден. И за это время у нас было такое знаменательное событие — в 2012 году произошло принесение мощей преподобного Макария Калязинского из города Твери в Калязин — на его историческую родину, на место его подвигов».
И если русским малым городам, ныне зачастую пребывающим в запустении, еще предстоит возродиться, то это можно сделать лишь усилиями людей, для которых эти города — не только места обитания, но и подлинные святыни.
(202)