На Светлой седмице я зашла в один из наших саратовских храмов. Богослужения в тот час не было; над царскими вратами алели буквы ХВ, во вратах стоял освященный артос, в подсвечниках розовели недогоревшие праздничные свечки, незнакомая женщина с улыбкой приветствовала меня: «Христос воскресе!». Неповторимая атмосфера Пасхи — и чувство, что вотвот произойдет если не чудо, то, по крайней мере, нечто необычное и значимое.
У входа в храм стоял столик с массой ламинированных иконок, старых церковных газет и журналов, небольших книжек вроде «Как подготовиться к исповеди», акафистов — в общем, всего того, что люди приносят в храм со словами: «У нас дома лежит, нам не нужно, а вам, может быть, пригодится». Объявление гласило, что любой предмет с этого стола можно взять себе бесплатно. «Не пробегай мимо», — сказал мне внутренний голос.
Подойдя к столу, я сразу увидела образ, которого не купишь в наших церковных лавках: святитель Савва Сербский и его отец, преподобный Симеон Мироточивый. Текст на обороте — по-сербски. Кто-то из наших паломников привез эту икону со Святой Горы, из сербского монастыря Хиландар, основанного в свое время святыми отцом и сыном.
Незадолго до того дня я посмотрела документальный фильм Хаджи-Александра Джуровича «Гора Преображения». Это киноверсия одноименного романа сербской писательницы Лиляны Хабьянович Джурович — мамы режиссера; она сама принимает участие в фильме. Лента, в которой используются элементы игрового кино, производит очень сильное впечатление; она погружает нас в XII век, когда святые князья одного из полуязыческих славянских народов разворачивали этот народ лицом на Восток — создавали православную Сербию.
И вот теперь, поцеловав обретенную иконку и бережно поместив ее в сумку, я устремилась к церковному календарю. Оказалось, 19 мая православный мир вспомнит перенесение мощей святого Саввы Сербского из болгарского Тырнова в сербское Милешево. Всё неслучайно: самое время нам с вами поговорить об этих двух святых братского народа — стало быть, и наших с вами святых.
Сербский князь (жупан) Стефан Неманя — будущий афонский монах Симеон — родился в 1114 году. Обретя власть, он сумел объединить разрозненные сербские области и стать великим жупаном всей Сербии. Стефан последовательно стоял за независимость сербов от Византии. Вместе с супругой Анной он возвел на сербской земле десятки храмов и монастырей.
Великому жупану приходилось воевать с родными братьями, не принимавшими его веры и деятельности, нанимавшими для войны с ним венгерские, немецкие и византийские легионы, — но он неизменно побеждал, молясь и веря в помощь великомученика Георгия Победоносца. Не менее важную победу одержал этот святой правитель в духовной битве, искоренив в своем Отечестве многочисленные ереси. Стефан Неманя стал основателем уникальной царской династии Неманичей, давшей Сербии много святых.
У Стефана и Анны было три сына: Вукан, Стефан и младший — Растко, будущий святитель Савва Сербский, родившийся в 1169 году. Отец, видя ум и нравственные качества подраставшего сына, склонялся к тому, чтоб нарушить традицию и именно Растко, а не старших его братьев, сделать своим наследником. Но сердце юноши рано избрало иной путь: в нем стремительно росло желание отдать себя Богу целиком, без остатка. При дворе его отца Стефана находили приют и защиту ученые монахи из разных земель; были среди них и русские, и один из них, Сергий, рассказал молодому княжичу о Святой Горе Афон. Растко понял, что именно там он достигнет желаемого, — и сбежал с княжеского двора на Святую Гору. Отец пытался вернуть сына домой силой, но это ему не удалось: Растко сумел перехитрить отцовских посланцев и передал им лишь узелок со своей мирской одеждой и письмо для родителей. Стефан и Анна как истинные христиане смирились с выбором сына и стали жертвовать в афонские монастыри.
На Святой Горе вчерашний княжич жил в русском Пантелеимоновом монастыре. Хиландар появился позже, когда Савва убедил своего престарелого уже отца в том, что ему пора оставить земное царство и богатство и прийти на Афон спасаться. Великий правитель Сербии передал власть среднему сыну Стефану и принял постриг в монастыре Студеница, им же самим и основанном. Вместе с супругом умерла для мира и Анна, став монахиней Анастасией. Больше они не виделись на земле: монах Симеон, в прошлом великий жупан Сербии, ушел на Афон, к сыну, который стал его духовным наставником. Вместе они построили Хиландар. Но старец Симеон прожил в Хиландаре недолго — в ясном сознании, со словами Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), он вскоре отошел к Нему. Через какоето время в годовщину его кончины, когда монахи совершали пение перед ракой с его мощами, храм наполнился благоуханием, а рака — миром; с той поры афонского старца Симеона — Стефана Неманю, великого жупана Сербского — зовут Мироточивым.
Через семь лет и нетленный мироточивый отец, и живущий еще земной жизнью сын вернулись в Сербию — ослабевшую, раздираемую междоусобицей и пошатнувшуюся в Православии. Вернулись, чтобы спасти свой народ. Вернее, чтобы спасать его изо дня в день. Мирить поссорившихся братьев Вукана и Стефана. Молитвой останавливать вражеское нашествие и духовную смуту. Бывало так, что по грехам человеческим мощи святого Симеона переставали мироточить, и вся Сербия замирала в ужасе. Но святой сын обращался к своему святому отцу, и миро вновь появлялось.
«В Савве народ почувствовал своего настоящего, истинного друга и пастыря, — пишет святитель Николай (Велимирович), автор подробного жития святого Саввы, — люди слушались его и следовали за ним безоговорочно, ибо видели: Савва живет так, как проповедует. Его любили за смирение и искренность. Он приходил к простым людям как свой, но обладал при этом поистине апостольским авторитетом. Более того, Бог наделил его, посланника Своего, даром чудотворения, и молитва Саввы исцеляла болящих. На земле Сербской, исполненной тьмы, неведения и смуты, явился великий светильник». |
Главной угрозой для самоидентификации сербов и для сербской государственности была римская католическая экспансия. Савва, тогда еще не святитель, а всего лишь архимандрит, сделал то единственное, что могло Сербию защитить: он убедил Вселенского Патриарха Мануила Сарантена и византийского императора Феодора Ласкариса в том, что Сербской Церкви необходима автокефалия — сербский архиепископ, избираемый сербскими же епископами. В 1220 году, на праздник Вознесения Господня, во вновь выстроенном и сказочно прекрасном монастыре Жича состоялась интронизация первого сербского архиепископа Саввы и затем — коронация первого сербского короля, именно короля, а не жупана: архиепископ Савва возложил освященную корону на голову своего старшего брата Стефана — святого Стефана Первовенчанного, в постриге Симона.
«Саввино понимание взаимоотношений Церкви и государства основывалось на представлении о цели человеческого бытия. Святитель ясно осознавал, что земные законы являются всего лишь средством для достижения истинной цели — Царствия Небесного. Посему и Церковь, и государство должны помогать людям в достижении этой цели», — пишет святитель Николай (Велимирович). |
Святитель Савва, архиепископ Сербии, скончался в 1236 году в болгарском Тырнове, при дворе своего родственника, царя Ивана Асеня II. Болгары не хотели отдавать мощи святого сербам: дескать, не случайно же, а по воле Божией он скончался, будучи в гостях у нас — и сербский король Владислав, племянник святого Саввы, лично прибыл в Тырново. Но и ему не удалось бы, пожалуй, вымолить мощи у болгарского правителя, если бы тому не явился во сне сам святитель Савва. И состоялось то самое перенесение мощей, которое мы и вспомним 19 мая.
Три века мощи святого Саввы пребывали в Милешевском монастыре, в церкви Вознесения Господня. От них происходили чудеса и исцеления. Но в 1595 году, в черные годы турецкого владычества в Сербии, султан Махмуд III приказал сжечь святыню, дабы наказать сербов за упорное сопротивление туркам. Сербы говорили: «Раньше Савва лежал в одном только Милешеве, а теперь он разлетелся повсюду». На месте посмертного мученичества святого Саввы, на Врачаровой горе в Белграде, сейчас — величественный собор, освященный в его честь.
А на Руси этого святого вместе с его отцом почитали, начиная с XIV века. Мне кажется, русскому сердцу в них близко вот что: неразрывное сочетание внутреннего аскетического труда и внешней благотворной деятельности. Такими же были и святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Сергий, игумен Радонежский, и святитель Филарет (Дроздов), и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Любовь к Богу была для них невозможна без любви к людям, а любовь к людям означала любовь к Отечеству.
Газета «Православная вера», № 09 (701), май 2022 г.
Марина Бирюкова
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svetochi-serbii-svetyat-i-nam
(48)