Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – человек, которому были открыты высочайшие тайны Царствия Небесного, бездонные глубины духовного неба.
Именно ему Церковь усвоила символ орла, т. е. птицы, которая устремляется ввысь и парит выше всех остальных птиц. Человек, которого первого в церковной истории назвали Богословом. Потому что это прозвище точно отражало и сущность самого святого Иоанна, и род его высокого прекрасного служения. Человек, которому Господь открыл грядущие судьбы мира в таинственной книге «Откровение»/
Возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа. Наперсник Господень, возлежавший на Тайной вечери, на груди Спасителя, у самого Его сердца. Почему же столько благодатных даров Святого Духа было дано этому человеку?
Потому что Спаситель Сам сказал: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Святой Иоанн мог вместить. Его сердце настежь было распахнуто Господу. Он от юности своей вместе со святым апостолом Андреем Первозванным одним из первых пошел за Христом. Господь вместе с братом его святым апостолом Иаковом Зеведеевым назвал Иоанна Воанергес, что переводится с еврейского как «Сыновья грома». Такую ревность по Бозе имели братья. Святой апостол Иоанн Богослов присутствовал во время одних из самых таинственных и значимых событий в евангельской истории: воскрешение дочери Иаира, Преображение Господне, моление Богочеловека в Гефсиманском саду.
Святой Иоанн – единственный из двенадцати апостолов, кто остался со Спасителем у Его Креста. А куда ему было идти? Христос был его жизнью. Христос был для него всем. И Сын Человеческий именно ему вверил Свою Мать – Пресвятую Богородицу, назвав Ее матерью Иоанну. И таким образом назвав его Своим братом.
И если три первых Евангелия параллельны (синоптики – с греческого «совместно обозревающие», или похожие), то Евангелие от Иоанна отличается. Его главной задачей было рассказать всем, что Христос – это Бог, и увести человечество в небо вслед за Господом, словно орел, ведущий свою стаю ввысь – в Божественную любовь. Только святой Иоанн Богослов дерзнул поведать всему миру великую и главную истину о том, что Бог есть любовь. Потому что он сам был наполнен ею до краев, являлся щедрым проводником Божественной любви в мир.
Вот и мы, дорогие братья и сестры, должны быть способными вместить. Если человек не заходит в мир духовный с черного входа, сам весь черный от сажи гордыни и копоти греха да страстей, то Господь пошлет ему Свои благодатные дары. Они даются тем, кто трудится, кто очищает скляницу блюда сердца своего покаянием, смирением, любовью к Богу и ближнему, Таинствами, молитвою и постом. И тогда в этот сияющий сосуд войдет Господь, и поселится в нем, и наполнит его своими дарованиями, подобно тому, как Он наполнил сосуд сердца святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Главное только любить Бога паче всего на свете и ближнего своего, как самого себя. И написать эту заповедь золотыми буквами на скрижалях своего сердца. И исполнять ее жизнью своей каждодневно и каждосекундно. В этом великая небесная арифметика. Кто может вместить – да вместит.
Святой апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!
Протоиерей Андрей Чиженко
(44)