Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста (подборка материалов)

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен.
Заключительная строка кондака и икоса


imagesВ Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.


vel_sub1


bum_2Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

razd001

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.
«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.
«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

razd001

Евангелие от Матфея

TextEdit (2)По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Мф. 28, 1-20

razd001

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8

22perВот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

11 апреля 2015 года

razd001

Материалы на сайте «Азбука.Ru»

ПРОПОВЕДИ

Свт. Епифаний Кипрский.Проповедь святителя Епифания Кипрского.  Слово на Великую Субботу.

Что это? От, чего ныне такое глубокое молчание на земли, и такая тишина? – От того глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию, и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время, и возбудил от века спавших… ►

Прп. Иоанн Дамаскин.Проповедь преподобного Иоанна Дамаскина.  Слово на святую Великую Субботу.

«Кто возглаголет силы Господни? слышаны сотворит вся хвалы Его» (Пс.105:2)? Кто изъяснит неизмеримую пучину Его благости? Кто изобразат Его непостижимую любовь к рабам, Его снисхождение, превышающее всякий ум, Его милосердие к нам и проистекшее отсюда неизглаголанное о нас смотрение? Конечно, никто, хотя бы кто говорил языками человеческими… ►

Прот. Родион Путятин.Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Великую Субботу.

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо. И в нас, слушатели, в душе нашей Иисус Христос иногда как будто умирает, то есть мы иногда как будто мало веруем в Иисуса Христа, мало надеемся на Него, мало любим Его. Даже иногда думается нам, что в нас как будто и вовсе нет веры в Него, нет надежды на Него, нет любви к Нему; а ведь это все равно, что Иисус Христос как будто мертв в нас. И как больно нам тогда… ►

Митр. Сурожский Антоний.Проповедь митрополита Сурожского Антония. Литургия Великой Субботы.

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли «мучительные» дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые… ►

Схиархим. Кирилл (Павлов).Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова). Слово в Великую Субботу. Попрана напоследок и смерть.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь воспоминает сошествие Господа Иисуса Христа во ад и изведение Им оттуда душ всех ветхозаветных праведников, которые проникнуты были верою в грядущего Мессию. Нынешний день, возлюбленные во Христе братия и сестры, стал некогда днем решительной и окончательной борьбы, борьбы не на жизнь… ►

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О самом длинном вечере, Мф.28:1-20, Рим.6:3-11.

Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя. Мы обносим вокруг храма тело нашего Господа, полагаем его, как во гробе, в середине храма. Тут же мы… ►

Прот. Александр Глебов.Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь на Страстную Субботу.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня Великая Суббота. Евангельская история, история спасения рода человеческого подходит к своей кульминации. Завершилась земная жизнь Господа Иисуса Христа. Закончились Его крестные страдания. Он умер, не выдержав этих страданий, и был погребен в пещере по восточному обычаю… ►

КНИГИ, СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ВИКТОРИНЫ

В.Н. Ильин. Запечатанный гроб. Пасха нетления: объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Святая и великая суббота.

Протоиерей Илия Шапиро. Великая Суббота.

Свящ. Геннадий Орлов. Нравственная тематика песнопений Страстной седмицы. Святая и Великая Суббота.

Фотовикторины. Великий пост и Страстная седмица.

Тесты:

События Страстной Седмицы.

Богослужения Страстной Седмицы.

razd001

b100x100a

Материалы на сайте «Православие.Ru»

О Великой Субботе
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели поспешили ко гробу Иисуса Мария Магдалина и другая Мария и вместе с ними некоторые другие, неся приготовленные ароматы для помазания тела Его, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые.
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Протоиерей Александр Шаргунов
Иудеи получили, что хотели. Они увидели Христа мертвым, и они знают, что Он положен во гробе. И теперь они могут приступать к своему празднику. Но наш праздник иной. Не якоже иудеи празднуем — не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины. Ибо Христос — Пасха наша — за нас пожреся.
Проповеди и статьи

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Диакон Владимир Василик
17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской.
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Измученный, поруганный, убитый, отданный язычникам на поругание, Господь провел и проводит род человеческий и каждого из нас от смерти к вечной жизни – к тому благу, которое на сердце человеческое не приходило и ум человеческий вместить не может. (MP3 файл. Продолжительность 9:03 мин. Размер 6.6 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Игумен Нектарий (Морозов)
В отличие от всех остальных дней Страстной седмицы, утрачивается, забывается и не замечается содержание этого дня.
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Иеродиакон Филарет (Трунин)
До Воскресения Христа смерть была страшна человеку. Она разлучала его с близкими. А по Воскресении воссияло бессмертие, и вместо смерти человек обрел жизнь вечную. (MP3 файл. Продолжительность 4:14 мин. Размер 3.1 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Благодатный Огонь и полемика вокруг него — Фотографии Благодатного Огня — Свидетельства очевидцев.
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Самое главное событие в человеческой истории – распятие Бога – произошло с участием всех человеков, в том числе и каждого из нас. Это ли не скорбь для нас, желающих быть Его учениками? (MP3 файл. Продолжительность 10:40 мин. Размер 7.7 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Протоиерей Андрей Ткачев
«Сердце новое дай мне, сердце живое, Тебя любящее, Тебя слушающее» – так помолимся, пока, стоя в стороне, как жены-мироносицы, глазами, полными слез, зрим, «где Его полагаху».
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Иеромонах Иов (Гумеров)
Мы ожидаем, готовимся встретить величайшее событие всемирной истории, собственно, самое главное – Воскресение Христово. Но, воскресению предшествует смерть – так, невозможно воскреснуть, если не умереть. (MP3 файл. Продолжительность 11:45 мин. Размер 8.5 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
Диакон Владимир Василик
В палестинской гимнографии существует ряд текстов, в которых содержится определенный намек на Изображенное на Плащанице.


Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Измученный, поруганный, убитый, отданный язычникам на поругание, Господь провел и проводит род человеческий и каждого из нас от смерти к вечной жизни – к тому благу, которое на сердце человеческое не приходило и ум человеческий вместить не может. (MP3 файл. Продолжительность 9:03 мин. Размер 6.6 Mb)
Богослужения
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

6 / 19 апреля 2014 г. Суббота Страстной седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:27:02 мин. Размер 70.6 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
28 марта / 10 апреля 2015 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Вечерня, канон на плач Пресвятой Богородицы. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:42:33 мин. Размер 73.9 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
28 марта / 10 апреля 2015 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:34:39 мин. Размер 111.4 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
29 марта / 11 апреля 2015 г. Суббота Страстной седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
21 апреля / 4 мая 2013 г. Суббота Страстной седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:37:11 мин. Размер 113.2 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
5 / 18 апреля 2014 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:27:18 мин. Размер 106.1 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
20 апреля / 3 мая 20013 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Вечерня, канон на плач Пресвятой Богородицы. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:34:10 мин. Размер 67.9 Mb)
Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста
20 апреля / 3 мая 2013 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:40:44 мин. Размер 115.8 Mb)

Источники:

http://www.pravoslavie.ru/

https://azbyka.ru/

(921)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *