Марина Бирюкова: Не останется бессильным никакое слово

 

Марина Бирюкова

Не останется бессильным никакое слово

О Благовещении Пресвятой Богородицы, об извещении Девы Марии о чудесном зачатии и рождении от нее Спасителя сообщает только один из четырех евангелистов — Лука. Биб­леисты (в частности, протоиерей Леонид Грилихес) считают, что этот греческий врач, сподвижник и ученик апостола Павла, автор «Деяний апостольских», подготавливая свое повествование о земной жизни, подвиге и жертве Христа, непосредственно общался с Его Матерью: в Евангелии от Луки присутствует то, о чем могла рассказать только Она.

Итак, в шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. <…> Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. <…> ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 26–31, 34–35, 37–38).

Здесь мы должны понимать, что означало для юной Мариам это согласие, то есть — на что Она пошла, произнеся свое «Се, раба…» Ведь, обручив Ее старцу Иосифу, иудейская община поручила ему хранить Ее девство. Мариам не знала, как будет объяснять седо­власому Обручнику Свою беременность и не могла рассчитывать на то, что он сразу поверит невероятному рассказу. А о том, как поступали с девушками, утратившими девственность до брака, сообщает Ветхий Завет, в частности, книга Второзаконие: Если <…> не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего (22, 20–21). Напомним, что Мариам до обручения с Иосифом жила не в доме Своего отца Иоакима, а в Храме; и таким образом, могла быть обвинена в преступлении еще более низком и кощунственном, нежели «блудодейство в доме отца». Вот почему митрополит Сурожский Антоний в одной из своих проповедей на Благовещение говорит, что Благая весть была для Девы вестью страшной.

О той действительно страшной драме, которая произошла меж Иосифом и безгласной, не имевшей возможности оправдаться Марией, кратко рассказывает евангелист Матфей: …оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,— се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1, 18–20). Иосифу жаль Мариам, он не хочет, чтобы Ее забили камнями, но и способа спасти Ее он тоже не видит, и потому намерен просто «отпустить», то есть выпроводить Ее из своего дома на произвол судьбы. А куда бы Она пошла в таком положении? Не в Храм же обратно… Мы уже никогда не узнаем, что пережила юная Дева­Мать в те дни, зато мы знаем другое: Господь не оставил Ее и послал к Иосифу Ангела.

«Се, раба Господня» — высочайший пример послушания и доверия Богу. Мы, традиционно именуя себя и друг друга «рабами Божиими», не всегда задумываемся о том, чего требует от человека подлинное рабство Господину. Это парадоксальное рабство‑свобода: святитель Григорий Палама писал, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. Таким образом, в основе нашего спасения лежит согласие Девы Мариам, вот это самое «Се, раба…»

Полное предание себя Богу — это, с одной стороны, да, страшно, потому что может означать мученичество. Ведь и Сам Богочеловек не был избавлен от ужаса предстоящих Ему страданий, и Его кровавая Гефсиманская молитва — еще один высочайший пример послушания воле Отца. Но, с другой стороны, полностью предать себя Богу — это легче, потому что это избавляет от сомнений, колебаний, метаний, лишних вопросов. Уже упомянутый здесь митрополит Антоний в своей проповеди на Благовещение сравнивает «колеблющуюся — хотя и глубокую» веру священника Захарии, отца Иоанна Предтечи, с чистой, простой неколебимой верой Девы Марии. Благодаря евангелисту Луке мы знаем, что Благовещению Пресвятой Богородицы предшествовало благовещение малое; после многих лет бесплодного брака с праведной Елисаветой Захария видит у жертвенника в храме Ангела, возвещающего ему рождение сына. Но что мы слышим в ответе Захарии? Сомнение, страх поверить, требование некоего залога: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (1, 18). Захария, видимо, не совсем понимает, что у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 37; напомню, именно эти слова сказал Архангел Марии, сообщая о беременности Елисаветы); что Бог зря не говорит. Недоверие приходится искупать долгим и горьким трудом — с этой минуты и до самого рождения сына Захария лишен дара речи, даже имя — Иоанн — он может только написать на дощечке (см.: Лк. 1, 63). Зато потом из отверзшихся уст священника Захарии — отца Иоанна Предтечи — вырывается радостная пророческая песнь: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (1, 68). А песнь Марии — «Величит душа Моя Гос­пода, и возрадовался дух Мой о Бозе, о Бозе Спасе Моем» — Церковь поет уже две с лишним тысячи лет.

Через сорок дней после рождения Сына Она услышит пророчество Симеона Богоприимца: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35), а потом придется бежать в Египет. Но это будет лишь начало испытаний, самая страшная страница которых — путь вслед за Сыном на Голгофу и долгие часы у Креста. Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему — это было ведь сказано один раз и на всю земную жизнь. Сказано ради нас, нашего ради спасения: «Днесь спасения нашего главизна», — поем мы в тропаре Благовещению Пресвятой Богородицы.

И сейчас, когда нам с вами так трудно, Она молится за нас, Она — наш покров, заступление и помощь. И мы, конечно, молимся Ей — перед всеми Ее русскими иконами. Но не только молиться мы призваны, но и постараться быть достойными Ее выбора, Ее великого послушания, Ее самоотвержения и любви.

Газета «Православная вера» № 07 (651)


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ne-ostanetsya-bessilnym—nikakoe-slovo

(62)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *