«Седе Адам прямо рая…» Трагичность и назидательность Адамова изгнания

В преддверии Великого поста Православная Церковь вспоминает Адамово изгнание. Почему именно это событие?

Примечательно, что в последнее воскресенье перед Великим постом Церковь Христова вспоминает именно трагичность, скорбь и печаль Адамова изгнания. Конечно, это событие произошло по вине самого Адама, в этом никто не сомневается. Но поступок служит очень ярким примером для каждого из нас, что после наших грехов (попаданий мимо цели) следует ответная справедливая реакция Всеблагого Бога.

Человеку свойственно задаваться разными вопросами, оспаривать вроде бы ясное и мыслить в разных направлениях. Некоторые даже винят Самого Бога в изгнании первых людей из рая. Мол, это слишком жестоко по отношению к ним. Но разве бы мог Бог не наказывать свое дитя или же просто не допустить до греха? Конечно, мог. Но тогда Ему пришлось бы забрать то, что он даровал человеку изначально – свободный выбор, волю. В таком случае человек не отличался бы ничем от овоща, который ограничен во всем. Человек же есть венец творения, который создан по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26).

Прежде чем углубиться в богословский смысл Адамова изгнания, необходимо напомнить о биографических сведениях святого праотца Адама. Он является прародителем для всего человечества, был сотворен из праха земного Богом (Быт. 2:7) в шестой день творения именно как венец всего сотворенного. Цель творения Адама, а вместе с ним и всего человечества, согласно мысли святого Максима Исповедника, заключалась в обо́жении: «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности и явились Ему подобными по обожению от благодати, через которую совершается всякое сущетворение существующего и возникновение из не сущих». Также святой Максим Исповедник писал, что Адам был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати».

Адам имел власть нарекать имена всему живому. Именно он дал имя своей жене – Ева, что значит жизнь, ведь она стала матерью для всех живущих.

Повествование о падении и изгнании Адама и Евы является ключевым в их жизнеописании. Непослушание Богу Отцу, нарушение единственной заповеди, отсутствие покаяния, спихивание своей вины на другого – это именно то, что присуще каждому человеку. На примере первых людей Господь показывает нам через Священное Писание Свою любовь, готовность простить что угодно при условии покаяния. Господь, как любящий Отец, всегда ждет от человека готовность покаяться в его прегрешении, Он подталкивает нас к этому. Ведь на примере Адама и Евы мы видим, что Господь, зная, что они нарушили Его заповедь, с целью их простить при условии покаяния вопрошал к ним: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть»? Бог является Всевидящим, Всемогущим, Он – это Абсолют. Конечно же, Он всё знал. Но Бог также есть Любовь. Именно поэтому Он до конца ждет от человека его возвращения к святости и непорочности.

Согласно Священному Писанию, Адам прожил 930 лет. В этот длинный период жизни он поистине познал всю горечь своего поступка и нахождения себя вне Царствия Божьего, но уже ничего не мог изменить, как только оплакивать свой грех и просить у Бога прощения. Такая ситуация продолжалась до прихода в мир Иисуса Христа, ведь, по словам преподобного Симеона Нового Богослова: «…Ни Адам, ни кто-либо из его сыновей не был бы в силах совершить восстановление себя и своих сродников, если бы сверхъестественный Бог и Господь наш Иисус Христос, сделавшись Сыном его по плоти, придя, не поднял бы от падения его и нас божественной силой».

Адам очень жалел и скорбел о своем поступке в раю, об этом свидетельствуют богослужебные тексты: «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!”».

Похожие слова встречаются и в икосе на Сыропустной неделе: «Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного, руками ударяя себя по лицу, и возглашал: “Милостивый, помилуй меня, падшего!”».

Это очень трогательные богослужебные тексты. Они показывают, насколько Адам скорбел о своем поступке и как сильно каялся в этом. Его покаяние дало плод, потому что после того, как Иисус Христос сошел во ад, во второй день после распятия, Он вывел всех ветхозаветных праведников начиная от Адама. Данное событие вспоминается Православной Церковью в Великую субботу.

Память святого праотца Адама в православном календаре совершается в Неделю святых праотец и Неделю святых отец, это два ближайших воскресенья перед праздником Рождества Христова.

Адамом еще называется Сам Христос, в отличие от ветхого Адама, Он именуется Новым Адамом. В апостольских посланиях Адам часто противопоставляется Христу, например: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22); «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47).

Все мы знаем о том, что Адам согрешил, и все об этом говорят. Но мало кто похвалит Адама за его последующую жизнь. Ведь на самом деле жизнь Адама не заканчивается после его грехопадения. Он поистине каялся, о чем свидетельствует Священное Предание Церкви, и получил прощение. Поэтому будем просить молитв у святого праотца Адама перед Господом Богом за нас, грешных и согрешающих постоянно.

Святый праотче наш Адаме, моли Бога о нас!

Даниил Андреев


Источник: https://pravlife.org/ru/content/sede-adam-pryamo-raya-tragichnost-i-nazidatelnost-adamova-izgnaniya

(225)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *