Неделя о мытаре и фарисее: почему молитва бывает правильной и неправильной?

В нынешнее воскресенье, 25 февраля, начинаются предуготовительные Недели к Святой Четыредесятнице. И первая из них – Неделя о мытаре и фарисее. Центральная же тема евангельского чтения этого воскресенья – правильная молитва.


Слово «грех» переводится с греческого языка как «промах», или «попадание мимо». Такой промах может быть в любых сферах жизни человека, включая и молитву. Об этом на страницах Святого Евангелия свидетельствует нам и Сам Господь наш Иисус Христос: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:5–8).

Эти слова Спасителя подтверждаются и в священнической практике. Довольно часто ты, как священник, можешь видеть людей, которые приходят в храм, к Богу, и к тебе, как к Его служителю, с различными нуждами. Часто с большим горем, грехами, болью. И, несмотря на эти болезненные и тяжелые факторы, замечаешь одну и ту же ошибку. Человек не идет к Богу как к Богу, т. е. он не ищет Бога. Ему нужно только то, что ему нужно: семья, здоровье, деньги, благополучие в бизнесе или карьере. Церковь для него всего лишь средство получить вожделенное. А потом, получив, уйти в сторону от пути спасения, в свое болотце, и жить так, как жил до этого, без изменений. Или, не получив, разочароваться в христианском Боге и пойти искать где-то в другом месте – на страну далече.

Об этом и притча о мытаре и фарисее: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10–14).

Два человека вошли в храм помолиться. Два разных типа мышления. Два разных духовных пути. В центре внимания одного – «я». В центре внимания другого – Бог. И потому первый путь, в конце концов, вырастет в горделивый сатанизм, отвергнувший и убивший Христа, а второй путь покаянием и смирением разрушает собственную гордыню и тем самым открывает путь Богу, Который вселяется в человека и соделывает из него Себе храм – дом спасения души.

Святитель Игнатий Брянчанинов так пишет на эту тему: «Молитва, как беседа с Богом, сама собою – высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, – и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».

И еще: «Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом».

Поэтому, дорогие братья и сестры, возлюбим молитву. Молитву как таковую, молитву как саму жизнь. И поймем, что без молитвы нам смерть. Потому что в молитве мы начинаем свой разговор с Богом и подключаемся к Нему как к Единственному Источнику жизни для всего сущего. И сами наполняемся этой драгоценнейшей Божественной жизнью, текущей для нас в жизнь вечную.

Протоиерей Андрей Чиженко


Источник: https://pravlife.org/ru/content/nedelya-o-mytare-i-farisee-pochemu-molitva-byvaet-pravilnoy-i-nepravilnoy

(25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *