Слово архимандрита Маркелла (Павука),
духовника Киевских духовных школ
ПОКАЯНИЕ – ПРИЗНАК ЗДОРОВЬЯ ДУШИ
В первую подготовительную неделю к Великому посту Церковь начинает всех сугубо призывать к покаянию. На утрене после чтения Евангелия и покаянного 50-го псалма хор пел: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». А на Литургии мы слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее, отчего эта Неделя и получила свое название.
Почему покаяние связывается именно с этой притчей? Дело в том, что увидеть свои грехи и раскаяться в них необычайно сложно. Взять хотя бы такой очевидный факт: сколько горожан и сельских жителей в воскресный день молятся в православных храмах? Это от силы 1 %, если не меньше. Где остальные 99 %? Фарисей хотя бы пришёл в храм поблагодарить Бога за свой успех, а большинство людей, получается, совсем не имеют нужды в молитве и покаянии. Они вполне довольны собой и не видят своих грехов, не чувствуют своей духовной болезни. А иные хотя и много в жизни страдают, но при этом ропщут на Бога, не обращаются к Нему за помощью.
Почему так сложно увидеть свои грехи? Потому, что намного проще видеть грехи окружающих людей. На их фоне ты выглядишь чуть ли не святым. Да и когда занят чужими грехами, нет ни сил, ни возможностей увидеть свои. Фарисей как раз то и делал, что перечислял свои добродетели и осуждал мытаря. Но мытарь оказывается для Господа намного дороже, потому что ничем не хвастался, а лишь бил себя в грудь, взывал: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику» (Лк. 18:13). Сам Господь о Себе говорит, что «пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И для Него один кающийся грешник намного дороже девяноста девяти, не имеющих нужды в покаянии (см. Лк. 15:7).
Однако в наши дни делается очередная отчаянная попытка истолковать Евангелие по-новому. Под влиянием католиков, для которых грех человека – это всего лишь юридический проступок, за что он должен понести наказание, чтобы удовлетворить правде Божией; и протестантов, которые совсем не признают наличие греха, отдельные личности ставят под сомнение нашу православную практику каяться и причащаться Святых Христовых Таин как можно чаще, не реже, чем раз в месяц, и обязательно в двунадесятые и великие праздники. Кто-то ещё говорит: «Зачем выискивать у себя грехи, если ты недавно в них раскаялся?». Вместе с тем неверующие люди вообще с насмешкой о нас думают: «Хорошо они устроились: согрешил – покаялся – опять согрешил».
Что ответить им? Для нас покаяние – это не просто перечисление грехов на исповеди, а великое Таинство, в котором силою благодати Божией отпускаются наши прегрешения вольные и невольные, но самое важное – мы оживаем духовно, преображаемся, становимся новыми. Если до покаяния мы были злыми, завистливыми, блудниками, прелюбодеями, сребролюбцами, унылыми, гордыми, то после покаяния становимся кроткими, смиренными, целомудренными, милосердными. Беда лишь в том, что под влиянием мира, плоти и диавола мы быстро это состояние теряем, и потому вновь возникает потребность в покаянии.
Покаяние – это регулярная баня для души и верный признак ее здоровья. Если бы мы не каялись, то из-за невыносимой смертоносной греховности давно бы все перессорились, передрались и поубивали друг друга. Мир давно бы перестал существовать. Нас, православных христиан, не так много, но без преувеличения можем сказать, что благодаря покаянию мы – та соль, благодаря которой мир окончательно ещё не сгнил (см. Мф. 5:13).
Однако во все времена с помощью наших грехов диавол пытается расколоть и дискредитировать Церковь, превратить её в безвольную политическую организацию, обслуживающую не всегда правдивые интересы государственных чиновников. В таком случае речь о покаянии уже не может идти. И мы видим плоды такой реорганизации церквей в Америке и Европе, где многие грехи, а среди них самые постыдные, становятся нормой. Даже мусульмане в азиатских странах не позволяют себе того, что делают они.
Святой пророк Захария, память которого тоже выпала на этот день, однажды увидел огромный летящий свиток в виде серпа. Господь объяснил пророку, что «это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне… и оно (проклятие) войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его» (Зах. 5:2–4).
Слово Божие живо и действенно, острее меча обоюдоострого во все времена. Это грозное пророческое предупреждение всем тем христианам, кто легко нарушает обеты Таинства Крещения, обеты монашества, ни во что не ставит верность в супружестве, на государственной и воинской службе занимается обманом и воровством и не прибегает к покаянию.
Итак, дорогие братья и сестры, не будем пренебрегать и бояться покаяния, ибо это единственное, что нас оживляет и одухотворяет, делает людьми. Святитель Феофан Затворник пишет, что поскольку мы не можем совсем не грешить, то единственное, что у нас осталось и чем поддерживается наша христианская жизнь, – это покаяние. Аминь!
(33)