![]()
25 июля \ 7 августа в 2022 году

![]()
Утр. — Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. — 1 Кор., 124 зач., I, 10-18. Мф., 58 зач., XIV, 14-22. Прав. Анны: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 36 зач., VIII, 16-21.
![]()
Апостольское чтение на Литургии
(1Кор.1:10-18. – Зачало 124)

[Группировки в Коринфской церкви]
[Братья,] призываю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно и то же, и не было между вами разделений, но чтобы вы прочно были в одном и том же умонастроении и в тех же мыслях. (11) Ибо от домашних Хлои стало мне известным о вас, братья, что между вами есть ссоры. (12) Я разумею то, что каждый из вас говорит: «я – Павлов»[1]; «я – Аполлосов»; «я – Кифин»; «а я – Христов».
(13) Неужели разделился Христос? (13б) Разве Павел был распят за вас? (13в) Или во имя Павла вы были крещены? (14) Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, (15) чтобы кто не сказал, что во имя моё вы были крещены. (16) Крестил же я и дом Стефана; а крестил ли ещё кого, не знаю.
(17) Ведь Христос послал меня не крестить, а благовествовать, (17б) не в премудрости слова, чтобы не опустошён был крест Христов. (18) Ибо слово о кресте для погибающих – это глупость (можно перевести: безумие, маразм, «юродство». – Ю. Р.), для нас же, спасаемых, – сила Божия.
![]()
Евангельское чтение на Литургии
(Мф.14:14-22. – Зачало 58)

[Насыщение 5000 человек пятью хлебами]
Когда же наступил вечер, приблизились к Нему ученики, говоря: «Место здесь пустынное, а час уже поздний; отпусти народ, пусть пойдут в сёла и купят себе еды».
А Иисус сказал им: «Им нет нужды уходить; дайте вы им поесть». Они же говорят Ему: «У нас здесь ничего нет, только пять хлебов и две рыбы». Но Он сказал: «Несите Мне их сюда!»
И повелев людям возлечь на траве, и взяв в руки пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, Он произнёс благословение, преломил хлебы и дал ученикам, а ученики – народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. А всего едоков было около пяти тысяч мужчин, не считая женщин и детей.
И тотчас заставил Он учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Насыщение народа пятью хлебами

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новом контексте и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может по-новому отозваться в нашей душе.
Сегодня мы слышим о насыщении Христом народа. У отцов Церкви и духовных писателей мы чаще всего читаем об их изумлении перед милосердием Божием, а также о власти Бога, Который мог напитать множество народа столь малым. Бог мог творить в этом мире – таком Ему чуждом! – чудеса, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему это делать.
Но меня при чтении этого евангельского отрывка по-новому поразили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, а ближайшие селения далеко. Люди ослабеют в пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше, – ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящие Христовы слова. Христос же говорит ученикам: «Нет, им не нужно уходить, – а вы дайте им есть…». Но как же они могут накормить такую толпу людей – мужчин, женщин и детей, – если у них всего пять хлебов и две рыбки? Здесь – вызов Христа и ученикам, и всем нам.
Да, один только Бог может совершить такое чудо, но только в том случае, когда и мы содействуемэтому чуду нашими открытыми сердцами и щедрыми руками, вложив в чудо всё, что у нас есть.Христос не сказал ученикам: «Сберегите то, что вам нужно самим, а отдайте остальное, отдайте другим то, что останется». Нет, Он сказал: «Возьмите всё, что у вас есть, и отдайте всё...».
Не говорит ли Господь и нам об этом сейчас, особенно в том случае, если мы богаты и благополучны, и при этом каждый день слышим о голоде, о нищенстве и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? Господь нам говорит совсем просто: «Отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше. И не просите Меня о чуде, когда вы сами можете сделать то, что нужно…».
Апостолы могли сделать немного – они могли только разделить пять хлебов и две рыбы, но ведь мы можем поделиться неизмеримо большим! Если бы наши сердца были открыты – и если бы наши каменные сердца Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного – о, хоть самую каплю! – деятельной любви к ближнему, – то не было бы голода в мире.
И сегодняшнее Евангелие нам говорит: «Оглянись вокруг и посмотри на каждого человека, который голоден, бездомен и в нужде, и помни, что каждый из этих людей – твоя ответственность, что весьих голод, вся их бездомность, всё их нищенство в конечном итоге – результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа поделиться и дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать.
Будем помнить слова одного святого (имени его я сейчас не припомню): когда я съедаю кусок сверх своей необходимости, когда я приобретаю или удерживаю что-то сверх своей строгой нужды, – то я краду это у голодного, я краду это у бездомного, я краду это у замерзающего; то есть я – вор! Не относится ли это в гораздо большей степени к нам, чем к этому подвижнику?
Нам следует задуматься над этим. Ведь мы ведём себя как плохие, нечестные управители; потому что наряду с управлением существует и ответственность за богатство – интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вероятно, вы помните рассказ о неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина. А когда хозяин обнаружил его нечестность, и пришло время для расчёта, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал или уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог. Мы этого не делаем.
Задумаемся над словами Христа: «Людям не нужно уходить от Меня, чтобы насытиться, но выдайте им то, что нужно…». И, если бы мы посмотрели вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, бездомны, лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, так нуждается в поддержке, дружбе и солидарности, – мы начали бы выполнять этот завет Христа.
При этом не станем обманываться: мы не сможем исполнить его лишь добрым словом и ласковым жестом. Христос сказал: «Отдайте всё, что у вас есть…». Но, быть может, учитывая нашу малую веру, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: «Дайте лишь то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, – и честно скажите себе, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное».
Это – суд Божий и надо мной, и над всеми нами; и это призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь!
Протоиерей Вячеслав Резников
О единстве Церкви

Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч.
Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть». Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу».
Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было; смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением; и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».
Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится о всех людях, собравшихся вокруг Господа Иисуса. И затем, молитвенно вспомнив Его обетования, – просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженный, а качественно пресуществленный Хлеб. И люди благоговейно принимают его «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобало. В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13:4).
Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2:18). Ведь антихрист, – это не тот, кто прямо против Христа, но – страшнее: кто хочет занять место Христа.
Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола – как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова»? «Разве разделился Христос»? – с ужасом пишет он, – «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились»? «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».
Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого они получили все. Потому что иначе – при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить хотя бы себя одного
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
О чудесном насыщении народа

Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении об одном из величайших чудес Христовых – о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами гораздо более чем пяти тысяч человек.
Зачем Господь сотворил это чудо? Каково значение его для нас? Зачем вообще Господь творил Свои чудеса?
На этот вопрос ответ находим у евангелиста Матфея, который так говорит: «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из города пешком».
А народ, узнав об этом, толпами последовал за Ним, пешком шел по берегу озера. «И вышедши, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14, 13, 14).
Сжалился над ними – вот где ответ. Любовь к несчастному роду человеческому, любовь, которая составляет сущность Божественного естества Спасителя, руководила Им прежде всего во всех Его действиях, и при творении чудес Его. Но не только любовь, были и другие чрезвычайно важные, глубокие основания к тому, чтобы Господь творил Свои дивные чудеса: чудесами поучал Он нас.
Когда по Его повелению закинул апостол Петр сеть в море после того, как целую ночь трудился тщетно, и вытащил полную сеть рыб, и упал к ногам Спасителя, Господь сказал ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5, 10).
Видите ли, что в этом чуде был прообраз того, чем станет святой апостол Петр, прообраз того, что будет он ловцом душ человеческих.
Когда воскресил Господь из мертвых четыре дня уже лежавшего во гробе Лазаря, сказалась в этом не только любовь Его, любовь, исторгшая даже слезы из глаз Его, это было сделано и для того, чтобы показать всему миру, что Господь имеет власть над смертью и даже над тлением.
Так можно было бы сказать и о других чудесах Христа, но остановимся на чудесном насыщении народа и вникнем в глубину значения этого чуда. В чем эта глубина?
Ответ находим в словах Самого Иисуса.
Когда после исцеления Гадаринского бесноватого Господь Иисус Христос сел в лодку и переправился на другую сторону озера, народ бежал по берегу озера и встретил Его с восторгом; тогда сказал Он:«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».
Для них самым важным было насыщение хлебом. Чудо само по себе они гораздо хуже умели ценить, а Господь приучал мысли их к тому, чтобы познали они великую цель этого дивного чуда. Он говорил им: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6, 26–33).
Старайтесь не о пище тленной, не о хлебе только. Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Мф. 4,4).
Заботьтесь поэтому не о временной, не о земной пище, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, о пище духовной.
Ибо нуждается в пище не только тело наше; бессмертная душа наша жаждет правды, жаждет вечной жизни.
Душа наша тоже нуждается в пище, еще гораздо больше нуждается, чем тело в пище телесной.
Нельзя, нельзя жить без пищи для души, нельзя оставить душу нашу голодать, как это бывает со многими, бесчисленно многими людьми.
Душа наша, как сказал Тертуллиан, один из Отцов второго века, по природе христианка.
А если так, если христианка она по природе, то как может она жить без Христа, без слова Христова, без общения с Богом Отцом и Духом Святым в молитвах и таинствах?
Не может, не может: изголодается, иногда и умрет с голоду.
Вы, христиане, знаете своим сердцем, знаете эту жажду пищи духовной, этот голод души. Знаете вы, как нуждаетесь в пище духовной, как мучается, как голодает душа ваша, когда не слышите слова Божия, как жаждете услышать хоть немного от слова Божьего.
А те, которые далеки от Христа, которые живут только жизнью земли, ценя только блага земные, те что же, не голодают?
Нет, голодают, очень голодают, но этого не сознают. Их душа не умеет явно требовать пищи слова Божия, но голод души их сказывается в безотчетной мучительной тоске.
Среди всех наслаждений, среди удовлетворения похотей и страстей, в вихре веселия, богатства и роскоши на них часто нападает глубокая, мучительная тоска. Часто им все вдруг становится немилым, пустым.
Душа плачет, душа тоскует, и они смутно чувствуют эту тоску своей души-христианки. Душа требует, чтобы были утерты ее слезы. Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми пробуют утешить ее люди, далекие от духовной жизни. Душа плачет, душа тоскует, не находит себе места нигде.
Это говорит о том, что нельзя безнаказанно заглушать голос души, голос своей совести.
Вот о какой пище духовной говорил Господь Иисус Христос: Его выслушали и очень плохо поняли и сказали Ему. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 28–29).
Вот это первейшее и важнейшее из всех дел – веровать в Бога Отца и в Сына Божия, Которого Отец послал.
Выслушали люди, и странными показались им Его слова: почему должны они веровать в Него? И сказали Ему: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?»
Им нужно было знамение, нужны были доказательства, их сердца еще не знали любви Христовой.
«Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть, – это было настоящее знамение, что Моисей дал им хлеб с неба. – Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес».
Манна не была истинным хлебом Божиим, она была только прообразом того Истинного Хлеба, который даст им впоследствии Бог. «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 30–33).
Вот о каком хлебе говорил Господь Иисус Христос, вот о какой пище нетленной. Вот каково внутреннее значение великого чуда насыщения пяти тысяч человек.
Господь этим чудом подготовлял сердца человеческие к пониманию того, что есть иная, Божественная. вечная пища, пища для души; подготовлял к пониманию того, что Он Сам, Сын Божий, есть эта пища, Сам есть Хлеб, сшедший с небес, что Он отдал Свою Плоть за жизнь мира.
Вот это запомните. Вспоминайте почаще эту великую евангельскую историю о насыщении Господом огромной толпы народа.
Помните, что она знаменовала ту пищу небесную, без которой не может жить душа.
Помните, что души ваши голодны, что они нуждаются в пище небесной, пище совсем, совсем другого порядка, чем пища телесная, и никогда не оставляйте душу без этой пищи, как не оставляете без пищи тело ваше.
Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».
Помните всегда о слове Божием, поучайтесь в нем; слушайте его с глубоким вниманием; вникайте в него, проникайтесь им.
И просите при этом помощи у Самого Христа Бога нашего. Просите, чтобы помог Он вам уразуметь дивный смысл того, что читаете, ибо в Евангелии читаете вы слова Христовы, те слова, подобных которым мир никогда не слышал и не услышит.
И это будет самой необходимой пищей для душ ваших. Аминь.
23 июля 1950 г.
Ещё проповеди на портале Азбука.Ru:

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). На Мф.14:14-22.
Святитель Димитрий Ростовский. Поучение на Евангелие о пяти хлебах, Мф.14:20.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). На 1Кор.1:10-18.
Протоиерей Василий Михайловский. На 1Кор.1:10-18.
Протоиерей Димитрий Смирнов. На Ин.20:11-18.
![]()

2 августа (20 июля по ст. ст.). Память пророка Илии (IX в. до Р. Х.)
Грозный пророк
Среди множества имен, заполняющих христианские Месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе. Но в то же время он предстаёт людям фигурой полусказочной, каким-то соперником Зевса Громовержца, который разъезжает по небесам в колеснице и мечет на землю молнии. Одновременно он настолько «охлаждает» в день своего праздника воду в реках и озерах, что купание в них становится, для суеверных россиян, делом почти что погибельным (реальная температура воды, особенно в южных регионах, почему-то в расчёт не принимается)! Разумеется, сам великий пророк в этом отнюдь не виновен; виновата полуязыческая народная традиция и элементарное неумение понимать древнюю письменность с её образно-поэтическим языком, обилием гипербол и красочных метафор, буквальное восприятие которых и рождает в малообразованных людях нелепые фантазии. Можно сто раз читать или слушать библейское повествование о пророке; но без понимания исторического контекста – это бесполезно.
Что же мы достоверно знаем об Илие? В какой обстановке он жил? Что происходило почти три тысячи лет тому назад на Ближнем Востоке?
Израильское царство в IX веке до н. э.
Жизнь Илии (точнее – только годы его общественного служения) описана в библейских хроникальных 3-й и 4-й «Книгах Царств» и отражает реальный религиозный конфликт того времени. Он появляется в истории уже зрелым человеком, так как о его происхождении известно лишь, что он – «фесвитянин из жителей галаадских» (3Цар.17:1). Главное дело пророка – борьба за веру в истинного Бога, за сохранение нравственных и социальных законов Моисеевой религии, из которой возросло поздне́е христианство. На это указывает и само теофорное имя Илия («Мой Бог – Яхве»).
После смерти царя Соломона (около 931 до н. э.) его блестящая монархия разделилась на два соперничающих царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории которого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший культурную экспансию со стороны высокоразвитых соседей – Сирии и Финикии, оказался под угрозой полной утраты своей уникальной религиозной самобытности. Кризис достиг апогея в первой половине IX века до н. э., когда женой слабохарактерного царя Ахава (874–853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала (Итбаала). Она стремилась полностью уничтожить богооткровенную религию Моисея и сделать культ своего бога Ваала (Бела) государственной религией Израиля. По приказу этой фанатичной язычницы алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.
Яхве или Ваал?
Ваал – это ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физической похоти. Культ Ваала и его супруги Астарты сопровождался «священной проституцией» (привлекавшей молодых израильтян), изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, вокруг огромных каменных фаллических изображений (по еврейски мацце́бы – «высоты», как смущенно переводит этот непристойный термин наша Библия). По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в экстаз.
В это время и появляется в нравственно погибающем Израиле пророк Илия. Он безбоязненно предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников (о ней свидетельствуют и финикийские тексты). Вскоре пересыхают последние источники; царь и народ убеждаются в правоте слов пророка и соглашаются с предложением Илии устроить между ним и служителями Ваала религиозное состязание, которое должно зримо открыть сомневающимся истинного Бога.
Царь Ахав и многочисленные израильтяне, собравшиеся у горы Кармил (давшей позднее название мужскому и женскому католическим орденам), на побережье Средиземного моря, воочию убеждаются в ложности Ваала. Автор Книги Царств не без юмора описывает, как языческие жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться от своего бога никакого знамения. Напротив, по молитве Илии, в которой он просил Бога явить Себя «в огне» и обратить сердца людей, ниспавшее с небес пламя поглотило дрова и лежавшую на них жертву, – причём жертву, обильно политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в своем отступничестве, восклицая «Яхве (Господь) – вот [истинный] Бог!», а Илия торжествовал победу. Языческие жрецы, развращавшие народ, были казнены. Вслед за этим хлынул дождь, и засуха отступила (3Цар.18:20-40).
Неудавшаяся миссия?
Но восстановления истинной веры не произошло: царь Ахав вновь оказался бессильным перед яростью Иезавель, объявившей пророка своим личным врагом. «И послала Иезавель гонца к Илие сказать: Если ты – Илия, то я – Иезавель; пусть то́ и то́ сделают мне боги и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоей душой того, что сделано с душой каждого из них» (3Цар.19:2). Неумолимая в своем фанатизме царица хочет отомстить за своих погибших жрецов.
Илия бежит к священной горе Синай, где некогда Моисей получил свои знаменитые Законы, а Израиль осознал себя народом Божиим и двинулся на завоевание Земли обетованной. Пророк в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и «неудавшейся» истории Израиля, которую он своим символическим сорокадневным путем через Синайскую пустыню словно бы хочет обратить вспять. «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её» (3Цар.19:10).
Нет, не всё потеряно, – слышит в ответ Илия. Бог говорит ему, что остались в Израиле семь тысяч человек, «не преклонивших колени перед Ваалом». Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.
Земная жизнь Илии после этого завершена: его плащ пророка падает у ног Елисея, а сам он таинственно исчезает – возносится на небо «в огненной колеснице» (символ особой богоизбранности).
Место Илии в библейской традиции
В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая ещё до прихода Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.
Второе явление на земле Илии происходит перед пришествием Мессии, и Христос сам указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним «в духе и силе Илии», но оставшегося трагически неузнанным (смотрите: Мал.4:5; Мф.11:14, 17:10-13). Вместе с Моисеем он также является на горе Фавор во время знаменательной сцены преображения Иисуса Христа. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания. (Подробнее о смысле этого явления смотрите в моей статье о празднике Преображения Господня.)
Илия в народной традиции и иконописи
Наши предки с глубокой древности благоговели перед этим угодником Божиим. В Киеве ещё до официального крещения Руси была церковь во имя Святого Пророка Илии (упоминается в «Повести временных лет» под 944-м годом).
Но в полуязыческой славянской традиции (от которой мы до сих пор не можем избавиться) Илия – могучий и грозный распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает тёмные адские силы, низводит на поля дождь и даёт им плодородие. В одном древнерусском сборнике находим такое объяснение: «Молния есть сияние огня сущаго вверху на тверди[1]; небесный же огонь, то ты разумей огнь сущий, его же Илия молитвою сведе на полена и на всесожжение. Сего огня сияние есть молния». Коротко и ясно! С принятием христианства славяне вольно или невольно отождествили святого пророка Илию с Перуном, которого наши предки также считали главным распорядителем грома, молнии, дождя и других явлений стихии.
В отличие от других праздников, в «Ильин день» не совершали каких-либо значительных обрядов; в то же время к этому дню приурочено множество верований, календарных и хозяйственных примет, запретов. Большинство из них связаны с сельскохозяйственным календарём, а сам этот день, как правило, совпадал с началом жатвы. «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи баба фартуком нагонит», – читаем мы в словаре Владимира Даля. И еще: «Илья-пророк два часа светлого времени уволок», «Ильин день до обеда – лето, поле обеда – осень», «Илья лето кончает». Грустно, но это так, не за горами – «Первый Спас», действительный предвестник осени.
Русская иконография Илии сложна и разнообразна. Наряду с единоличными образами Илии среди других пророков (росписи куполов храмов, иконы пророческого ряда иконостаса), широкое распространение получили композиции, имевшие прообразовательное значение. Чудесное «Кормление пророка Илии вороном» (3Цар.17:2-6) – это ветхозаветный прообраз новозаветной Евхаристии, а «Огненное восхождение Илии на небо» (4Цар.2:8-14) – это указание на Вознесение Иисуса Христа. Представление об Илии как об одном из первых обитателей рая запечатлено в иконах «Воскресение-Сошествие во ад», где он вместе с Енохом встречает ветхозаветных праведников у райских врат.
Литература:
Цветков В. Житие св. пророка Илии. М., 1900;
Макашина Т. С. Ильин день и Илия-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 83–101;
Горшкова В. В. Служба И. Пророку и икона «Илия Пророк» из собрания Ярославского художественного музея // Литургия, архитектура и искусство Византийского мира. СПб., 1995 (Византинороссика. Т. 1). С. 138-146.
Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. М., 1997. С.149–152.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
![]()
Из богослужения праздника (в русском переводе)
Стихиры на Господи воззвах
Милосердное Слово, Сын Божий! Ты, перенесший с земли на небо на огненной колеснице Илию Фесвитянина, по молитвам его спаси нас, православно Тебя хвалящих и с радостью совершающих божественную и спасительную память его.
Богом ублажаемый Илия! Ты еще раньше видел вразумляющее тебя пришествие Божие в землетрясении и в тихом ветре. Теперь ты, боговдохновенный, с удивлением сидя на четвероконной колеснице, дивно переселился на небо.
Тропарь пророку Илие
Илия славный! Он – во плоти Ангел, пророков основание, второй Предтеча (Предшественник) пришествия Христова. Он свыше послал Елисею благодать, чтобы ею отгонять недуги и очищать прокаженных. Поэтому и почитающим его обильно подаёт исцеления.
Кондак пророку Илие
О, Пророк и провидец великих дел Бога нашего, великоименитый Илия, словом своим удержавший изливающие дождь облака! Моли о нас Единого Человеколюбца.
![]()
Апостольское чтение на Литургии (пророку)
[О долготерпении и силе молитвы]
[Братья,] в качестве примера страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы прославляем как блаженных выстоявших [в испытаниях]: о терпении Иова вы слышали и что́ совершил с ним Господь – вы увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд.
Но прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, и никакой другой клятвой; да будет же у вас: «да» – да и «нет» – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение.
Страдает ли кто из вас – пусть молится. Благодушествует ли кто – пусть поет псалмы. Болеет ли кто из вас – пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (оливковым маслом) во имя Господне. И молитва веры спасет изнемогающего, и воздвигнет его Господь; и если он совершил грехи, будут отпущены.
Признавайтесь друг пред другом в грехах и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Многое ведь может усиленная молитва праведного.
Илия был человек, подобный нам, и молитвой помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять он помолился, и небо дало дождь, и земля прорастила плод свой.
Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит его кто-нибудь, – пусть тот знает, что обративший грешника с его ложного пути спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
![]()
Евангельское чтение на Литургии (пророку)
[Проповедь Христа в назаретской синагоге]
[В то время] все дивились тем словам благодати, которые Он говорил[2], и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»
И сказал Он им: «Без сомнения, вы сейчас скажете Мне с присказкой: «Врач, исцели себя! То, что́ Ты, как мы наслышаны, сделал в Капернауме, сделай мол, здесь, у Тебя на родине!»» И Он сказал: «Аминь (истинно), говорю вам: не бывает пророк принят на родине своей. И ещё говорю вам в согласии с истиной, что много было вдов в Израиле во дни пророка Илии, когда заключено было небо на три года и шесть месяцев, так что по всей земле сделался голод великий; но ни к единой из них не был послан Илия, а был он послан к вдовице в Сарепту, в Сидонскую землю. И много было в Израиле прокажённых при пророке Елисее, и ни один из них не был очищен, а только Нееман, сириец».
И все в синагоге, слыша это, исполнились ярости. Они поднялись, и вывели Его вон из города, и повлекли к обрыву горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его с кручи. А Он, пройдя посреди них, пошёл Своим путем.
Примечания
[1] «Твердь», согласно наивным космологическим представлениям библейских времен, – прозрачная перегородка, представляющая собой небесный свод, который не дает небесной воде затопить землю. К нему прикреплены Солнце и Луна и прочие «светила» (См. Книга Бытия 1 гл.).
[2] Речь идет о сказанном Иисусом Христом в начале проповеди; смотрите предшествующие стихи этой главы.
Проповеди на портале Азбука.Ru:

Митр. Макарий (Булгаков). Слово в день св. пророка Илии.
Прот. Григорий Дьяченко. Поучение 1-ое. Св. пр. Илия.
Прот. Григорий Дьяченко. Поучение 2-ое. Св. славный пророк Божий Илия.
Прот. Родион Путятин. В день пророка Божия Илии.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день св. пророка Илии о молитве.
Свт. Филарет Московский. Слово в день св. пророка Илии.
Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в день святого пророка Илии.
Источник: https://azbyka.ru/days/2020-08-02
(185)
