Неделя 8-я по Пятидесятнице (проповеди)

25 июля \ 7 августа в 2022 году


Утр. — Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. — 1 Кор., 124 зач., I, 10-18. Мф., 58 зач., XIV, 14-22. Прав. Анны: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22-31. Лк., 36 зач., VIII, 16-21.

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(1Кор.1:10-18. – За­ча­ло 124)

[Груп­пи­ров­ки в Ко­ринф­ской церк­ви]

[Бра­тья,] при­зы­ваю вас име­нем Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, чтобы вы все го­во­ри­ли од­но и то же, и не бы­ло меж­ду ва­ми раз­де­ле­ний, но чтобы вы проч­но бы­ли в од­ном и том же умо­на­стро­е­нии и в тех же мыс­лях. (11) Ибо от до­маш­них Хлои ста­ло мне из­вест­ным о вас, бра­тья, что меж­ду ва­ми есть ссо­ры. (12) Я ра­зу­мею то, что каж­дый из вас го­во­рит: «я – Пав­лов»[1]; «я – Аполлосов»; «я – Кифин»; «а я – Хри­стов».

(13) Неуже­ли раз­де­лил­ся Хри­стос? (13б) Раз­ве Па­вел был рас­пят за вас? (13в) Или во имя Пав­ла вы бы­ли кре­ще­ны? (14) Бла­го­да­рю Бо­га, что я ни­ко­го из вас не кре­стил, кро­ме Кри­спа и Гаия, (15) чтобы кто не ска­зал, что во имя моё вы бы­ли кре­ще­ны. (16) Кре­стил же я и дом Сте­фа­на; а кре­стил ли ещё ко­го, не знаю.

(17) Ведь Хри­стос по­слал ме­ня не кре­стить, а бла­го­вест­во­вать, (17б) не в пре­муд­ро­сти сло­ва, чтобы не опу­сто­шён был крест Хри­стов. (18) Ибо сло­во о кре­сте для по­ги­ба­ю­щих – это глу­пость (мож­но пе­ре­ве­сти: безу­мие, ма­разм, «юрод­ство». – Ю. Р.), для нас же, спа­са­е­мых, – си­ла Бо­жия.


Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Мф.14:14-22. – За­ча­ло 58)

[На­сы­ще­ние 5000 че­ло­век пя­тью хле­ба­ми]

Ко­гда же на­сту­пил ве­чер, при­бли­зи­лись к Нему уче­ни­ки, го­во­ря: «Ме­сто здесь пу­стын­ное, а час уже позд­ний; от­пу­сти на­род, пусть пой­дут в сё­ла и ку­пят се­бе еды».

А Иисус ска­зал им: «Им нет нуж­ды ухо­дить; дай­те вы им по­есть». Они же го­во­рят Ему: «У нас здесь ни­че­го нет, толь­ко пять хлебов и две ры­бы». Но Он ска­зал: «Неси­те Мне их сю­да!»

И по­велев лю­дям воз­лечь на тра­ве, и взяв в ру­ки пять хле­бов и две ры­бы, воз­зрев на небо, Он про­из­нёс бла­го­сло­ве­ние, пре­ло­мил хле­бы и дал уче­ни­кам, а уче­ни­ки – на­ро­ду. И ели все, и на­сы­ти­лись; и на­бра­ли остав­ших­ся кус­ков две­на­дцать пол­ных кор­зин. А все­го едо­ков бы­ло око­ло пя­ти ты­сяч муж­чин, не счи­тая жен­щин и де­тей.

И тот­час за­ста­вил Он уче­ни­ков вой­ти в лод­ку и плыть на дру­гую сто­ро­ну, не до­жи­да­ясь, по­ка Он от­пу­стит на­род.

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

На­сы­ще­ние на­ро­да пя­тью хле­ба­ми

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Из го­да в год и из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние мы чи­та­ем Еван­ге­лие в но­вом кон­тек­сте и пе­ред ли­цом но­вых об­сто­я­тельств – ис­то­ри­че­ских или лич­ных. И каж­дый раз тот или дру­гой от­ры­вок мо­жет по-но­во­му ото­звать­ся в на­шей ду­ше.

Се­го­дня мы слы­шим о на­сы­ще­нии Хри­стом на­ро­да. У от­цов Церк­ви и ду­хов­ных пи­са­те­лей мы ча­ще все­го чи­та­ем об их изум­ле­нии пе­ред ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­ем, а так­же о вла­сти Бо­га, Ко­то­рый мог на­пи­тать мно­же­ство на­ро­да столь ма­лым. Бог мог тво­рить в этом ми­ре – та­ком Ему чуж­дом! – чу­де­са, ко­гда хоть ис­кра ве­ры, хоть тре­щин­ка в броне на­ше­го неве­рия поз­во­ля­ла Ему это де­лать.

Но ме­ня при чте­нии это­го еван­гель­ско­го от­рыв­ка по-но­во­му по­ра­зи­ли сло­ва Хри­ста. Уче­ни­ки об­ра­ща­ют­ся к Нему, чтобы Он ото­слал тол­пу, по­то­му что день на ис­хо­де, а бли­жай­шие се­ле­ния да­ле­ко. Лю­ди осла­бе­ют в пу­ти от уста­ло­сти и ноч­ных су­ме­рек, ес­ли оста­нут­ся доль­ше, – ведь они не ели весь день, вслу­ши­ва­ясь в жи­во­тво­ря­щие Хри­сто­вы сло­ва. Хри­стос же го­во­рит уче­ни­кам: «Нет, им не нуж­но ухо­дить, – а вы дай­те им есть…». Но как же они мо­гут на­кор­мить та­кую тол­пу лю­дей – муж­чин, жен­щин и де­тей, – ес­ли у них все­го пять хле­бов и две рыб­ки? Здесь – вы­зов Хри­ста и уче­ни­кам, и всем нам.

Да, один толь­ко Бог мо­жет со­вер­шить та­кое чу­до, но толь­ко в том слу­чае, ко­гда и мы со­дей­ству­емэто­му чу­ду на­ши­ми от­кры­ты­ми серд­ца­ми и щед­ры­ми ру­ка­ми, вло­жив в чу­до всё, что у нас есть.Хри­стос не ска­зал уче­ни­кам: «Сбе­ре­ги­те то, что вам нуж­но са­мим, а от­дай­те осталь­ное, от­дай­те дру­гим то, что оста­нет­ся». Нет, Он ска­зал: «Возь­ми­те всёчто у вас есть, и от­дай­те всё...».

Не го­во­рит ли Гос­подь и нам об этом сей­час, осо­бен­но в том слу­чае, ес­ли мы бо­га­ты и бла­го­по­луч­ны, и при этом каж­дый день слы­шим о го­ло­де, о ни­щен­стве и о го­лод­ной смер­ти ты­сяч и ты­сяч лю­дей? Гос­подь нам го­во­рит со­всем про­сто: «От­дай­те то, что у вас есть, и предо­ставь­те Мне дей­ство­вать даль­ше. И не про­си­те Ме­ня о чу­де, ко­гда вы са­ми мо­же­те сде­лать то, что нуж­но…».

Апо­сто­лы мог­ли сде­лать немно­го – они мог­ли толь­ко раз­де­лить пять хле­бов и две ры­бы, но ведь мы мо­жем по­де­лить­ся неиз­ме­ри­мо большим! Ес­ли бы на­ши серд­ца бы­ли от­кры­ты – и ес­ли бы на­ши ка­мен­ные серд­ца Бог пре­тво­рил в серд­ца пло­тяные, ес­ли бы мы на­учи­лись хоть немно­го – о, хоть са­мую кап­лю! – де­я­тель­ной люб­ви к ближ­не­му, – то не бы­ло бы го­ло­да в ми­ре.

И се­го­дняш­нее Еван­ге­лие нам го­во­рит: «Огля­нись во­круг и по­смот­ри на каж­до­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый го­ло­ден, без­до­мен и в нуж­де, и помни, что каж­дый из этих лю­дей – твоя от­вет­ствен­ность, что весьих го­лод, вся их без­дом­ность,  всё их ни­щен­ство в ко­неч­ном ито­ге – ре­зуль­тат тво­е­го бла­го­по­лу­чия, тво­е­го удоб­ства, тво­ей обес­пе­чен­но­сти и тво­е­го от­ка­за по­де­лить­ся и дать. Дать не боль­ше то­го, что есть, а про­сто дать.

Бу­дем пом­нить сло­ва од­но­го свя­то­го (име­ни его я сей­час не при­пом­ню): ко­гда я съе­даю ку­сок сверх сво­ей необ­хо­ди­мо­сти, ко­гда я при­об­ре­таю или удер­жи­ваю что-то сверх сво­ей стро­гой нуж­ды, – то я кра­ду это у го­лод­но­го, я кра­ду это у без­дом­но­го, я кра­ду это у за­мер­за­ю­ще­го; то есть я – вор! Не от­но­сит­ся ли это в го­раз­до большей сте­пе­ни к нам, чем к это­му по­движ­ни­ку?

Нам сле­ду­ет за­ду­мать­ся над этим. Ведь мы ве­дём се­бя как пло­хие, нечест­ные упра­ви­те­ли; по­то­му что на­ря­ду с управ­ле­ни­ем су­ще­ству­ет и от­вет­ствен­ность за бо­гат­ство – ин­тел­лек­ту­аль­ное, эмо­цио­наль­ное, нрав­ствен­ное, ма­те­ри­аль­ное. Ве­ро­ят­но, вы помни­те рас­сказ о невер­ном упра­ви­те­ле, ко­то­рый мо­шен­ни­чал и об­кра­ды­вал сво­е­го хо­зя­и­на. А ко­гда хо­зя­ин об­на­ру­жил его нечест­ность, и при­шло вре­мя для рас­чё­та, то упра­ви­тель по­звал тех, кто был дол­жен его хо­зя­и­ну, и спи­сал или умень­шил их долг. Вот нечто, че­му мы мо­жем на­учить­ся. Он об­ра­тил­ся к лю­дям, и по­мог им, чем толь­ко мог. Мы это­го не де­ла­ем.

За­ду­ма­ем­ся над сло­ва­ми Хри­ста: «Лю­дям не нуж­но ухо­дить от Ме­ня, чтобы на­сы­тить­ся, но выдай­те им то, что нуж­но…». И, ес­ли бы мы по­смот­ре­ли во­круг се­бя – не ку­да-то в за­мор­ские края, а про­сто во­круг се­бя – на нуж­ды лю­дей, ко­то­рые го­лод­ны, без­дом­ны, ли­ше­ны прав, или про­сто на со­се­да, на ближ­не­го, ко­то­рый вре­ме­на­ми так оди­нок, так нуж­да­ет­ся в под­держ­ке, друж­бе и со­ли­дар­но­сти, – мы на­ча­ли бы вы­пол­нять этот за­вет Хри­ста.

При этом не ста­нем об­ма­ны­вать­ся: мы не смо­жем ис­пол­нить его лишь доб­рым сло­вом и лас­ко­вым же­стом. Хри­стос ска­зал: «От­дай­те всё, что у вас есть…». Но, быть мо­жет, учи­ты­вая на­шу ма­лую ве­ру, узость и жест­кость на­ших сер­дец, Он ска­жет: «Дай­те лишь то, что в ва­шей жиз­ни лиш­нее, ненуж­ное, – и чест­но ска­жи­те се­бе, что та­кое этот из­ли­шек, что вы тра­ти­те на се­бя, да­же не по­лу­чая от это­го ни ра­до­сти, ни удо­воль­ствия, ни вы­го­ды. От­дай­те это, а по­том предо­ставь­те Бо­гу вос­пол­нить ваш дар и сде­лать осталь­ное».

Это – суд Бо­жий и на­до мной, и над все­ми на­ми; и это при­зыв, с ко­то­рым Бог об­ра­ща­ет­ся к каж­до­му из вас. Аминь!

Протоиерей Вячеслав Резников

О единстве Церкви

Мф.14:14–22

1Кор.1:10–18

Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч.

Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть». Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу».

Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было; смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением; и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».

Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится о всех людях, собравшихся вокруг Господа Иисуса. И затем, молитвенно вспомнив Его обетования, – просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженный, а качественно пресуществленный Хлеб. И люди благоговейно принимают его «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобало. В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13:4).

Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2:18). Ведь антихрист, – это не тот, кто прямо против Христа, но – страшнее: кто хочет занять место Христа.

Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола – как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова»? «Разве разделился Христос»? – с ужасом пишет он, – «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились»? «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».

Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого они получили все. Потому что иначе – при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить хотя бы себя одного

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

О чудесном насыщении народа

Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении об одном из величайших чудес Христовых – о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами гораздо более чем пяти тысяч человек.

Зачем Господь сотворил это чудо? Каково значение его для нас? Зачем вообще Господь творил Свои чудеса?

На этот вопрос ответ находим у евангелиста Матфея, который так говорит: «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из города пешком».

А народ, узнав об этом, толпами последовал за Ним, пешком шел по берегу озера. «И вышедши, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14, 13, 14).

Сжалился над ними – вот где ответ. Любовь к несчастному роду человеческому, любовь, которая составляет сущность Божественного естества Спасителя, руководила Им прежде всего во всех Его действиях, и при творении чудес Его. Но не только любовь, были и другие чрезвычайно важные, глубокие основания к тому, чтобы Господь творил Свои дивные чудеса: чудесами поучал Он нас.

Когда по Его повелению закинул апостол Петр сеть в море после того, как целую ночь трудился тщетно, и вытащил полную сеть рыб, и упал к ногам Спасителя, Господь сказал ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5, 10).

Видите ли, что в этом чуде был прообраз того, чем станет святой апостол Петр, прообраз того, что будет он ловцом душ человеческих.

Когда воскресил Господь из мертвых четыре дня уже лежавшего во гробе Лазаря, сказалась в этом не только любовь Его, любовь, исторгшая даже слезы из глаз Его, это было сделано и для того, чтобы показать всему миру, что Господь имеет власть над смертью и даже над тлением.

Так можно было бы сказать и о других чудесах Христа, но остановимся на чудесном насыщении народа и вникнем в глубину значения этого чуда. В чем эта глубина?

Ответ находим в словах Самого Иисуса.

Когда после исцеления Гадаринского бесноватого Господь Иисус Христос сел в лодку и переправился на другую сторону озера, народ бежал по берегу озера и встретил Его с восторгом; тогда сказал Он:«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».

Для них самым важным было насыщение хлебом. Чудо само по себе они гораздо хуже умели ценить, а Господь приучал мысли их к тому, чтобы познали они великую цель этого дивного чуда. Он говорил им: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6, 26–33).

Старайтесь не о пище тленной, не о хлебе только. Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Мф. 4,4).

Заботьтесь поэтому не о временной, не о земной пище, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, о пище духовной.

Ибо нуждается в пище не только тело наше; бессмертная душа наша жаждет правды, жаждет вечной жизни.

Душа наша тоже нуждается в пище, еще гораздо больше нуждается, чем тело в пище телесной.

Нельзя, нельзя жить без пищи для души, нельзя оставить душу нашу голодать, как это бывает со многими, бесчисленно многими людьми.

Душа наша, как сказал Тертуллиан, один из Отцов второго века, по природе христианка.

А если так, если христианка она по природе, то как может она жить без Христа, без слова Христова, без общения с Богом Отцом и Духом Святым в молитвах и таинствах?

Не может, не может: изголодается, иногда и умрет с голоду.

Вы, христиане, знаете своим сердцем, знаете эту жажду пищи духовной, этот голод души. Знаете вы, как нуждаетесь в пище духовной, как мучается, как голодает душа ваша, когда не слышите слова Божия, как жаждете услышать хоть немного от слова Божьего.

А те, которые далеки от Христа, которые живут только жизнью земли, ценя только блага земные, те что же, не голодают?

Нет, голодают, очень голодают, но этого не сознают. Их душа не умеет явно требовать пищи слова Божия, но голод души их сказывается в безотчетной мучительной тоске.

Среди всех наслаждений, среди удовлетворения похотей и страстей, в вихре веселия, богатства и роскоши на них часто нападает глубокая, мучительная тоска. Часто им все вдруг становится немилым, пустым.

Душа плачет, душа тоскует, и они смутно чувствуют эту тоску своей души-христианки. Душа требует, чтобы были утерты ее слезы. Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми пробуют утешить ее люди, далекие от духовной жизни. Душа плачет, душа тоскует, не находит себе места нигде.

Это говорит о том, что нельзя безнаказанно заглушать голос души, голос своей совести.

Вот о какой пище духовной говорил Господь Иисус Христос: Его выслушали и очень плохо поняли и сказали Ему. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 28–29).

Вот это первейшее и важнейшее из всех дел – веровать в Бога Отца и в Сына Божия, Которого Отец послал.

Выслушали люди, и странными показались им Его слова: почему должны они веровать в Него? И сказали Ему: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?»

Им нужно было знамение, нужны были доказательства, их сердца еще не знали любви Христовой.

«Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть, – это было настоящее знамение, что Моисей дал им хлеб с неба. – Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес».

Манна не была истинным хлебом Божиим, она была только прообразом того Истинного Хлеба, который даст им впоследствии Бог. «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 30–33).

Вот о каком хлебе говорил Господь Иисус Христос, вот о какой пище нетленной. Вот каково внутреннее значение великого чуда насыщения пяти тысяч человек.

Господь этим чудом подготовлял сердца человеческие к пониманию того, что есть иная, Божественная. вечная пища, пища для души; подготовлял к пониманию того, что Он Сам, Сын Божий, есть эта пища, Сам есть Хлеб, сшедший с небес, что Он отдал Свою Плоть за жизнь мира.

Вот это запомните. Вспоминайте почаще эту великую евангельскую историю о насыщении Господом огромной толпы народа.

Помните, что она знаменовала ту пищу небесную, без которой не может жить душа.

Помните, что души ваши голодны, что они нуждаются в пище небесной, пище совсем, совсем другого порядка, чем пища телесная, и никогда не оставляйте душу без этой пищи, как не оставляете без пищи тело ваше.

Помните, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

Помните всегда о слове Божием, поучайтесь в нем; слушайте его с глубоким вниманием; вникайте в него, проникайтесь им.

И просите при этом помощи у Самого Христа Бога нашего. Просите, чтобы помог Он вам уразуметь дивный смысл того, что читаете, ибо в Евангелии читаете вы слова Христовы, те слова, подобных которым мир никогда не слышал и не услышит.

И это будет самой необходимой пищей для душ ваших. Аминь.

23 июля 1950 г.

Ещё проповеди на портале Азбука.Ru:

Епископ Виссарион (Нечаев). Благотворное влияние христианской веры на земное благосостояние, Мф.14:14-22.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). На Мф.14:14-22.

Святитель Димитрий Ростовский.  Поучение на Евангелие о пяти хлебах, Мф.14:20.

Священномученик Фаддей (Успенский). На Мф.14:14-22.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). На 1Кор.1:10-18.

Протоиерей Василий Михайловский. На 1Кор.1:10-18.

Протоиерей Димитрий Смирнов. На Ин.20:11-18.

2 ав­гу­ста (20 июля по ст. ст.). Па­мять про­ро­ка Илии (IX в. до Р. Х.)

Грозный пророк

Сре­ди мно­же­ства имен, за­пол­ня­ю­щих хри­сти­ан­ские Ме­ся­це­сло­вы, имя про­ро­ка Илии, жив­ше­го по­чти три ты­ся­чи лет то­му на­зад, за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. Ма­ло кто из свя­тых поль­зу­ет­ся та­ким по­чи­та­ни­ем в пра­во­слав­ном на­ро­де. Но в то же вре­мя он пред­ста­ёт лю­дям фигу­рой по­лу­с­ка­зоч­ной, ка­ким-то со­пер­ни­ком Зев­са Гро­мо­верж­ца, ко­то­рый разъ­ез­жа­ет по небе­сам в ко­лес­ни­це и ме­чет на зем­лю мол­нии. Од­новре­мен­но он на­столь­ко «охла­жда­ет» в день сво­е­го празд­ни­ка во­ду в ре­ках и озе­рах, что ку­па­ние в них ста­но­вит­ся, для суе­вер­ных рос­си­ян, де­лом по­чти что по­ги­бель­ным (ре­аль­ная тем­пе­ра­ту­ра во­ды, осо­бен­но в юж­ных ре­ги­о­нах, по­че­му-то в рас­чёт не при­ни­ма­ет­ся)! Ра­зу­ме­ет­ся, сам ве­ли­кий про­рок в этом от­нюдь не ви­но­вен; ви­но­ва­та по­лу­язы­че­ская на­род­ная тра­ди­ция и эле­мен­тар­ное неуме­ние по­ни­мать древ­нюю пись­мен­ность с её об­раз­но-по­э­ти­че­ским язы­ком, оби­ли­ем ги­пер­бол и кра­соч­ных ме­та­фор, бук­валь­ное вос­при­я­тие ко­то­рых и рож­да­ет в ма­ло­об­ра­зо­ван­ных лю­дях неле­пые фан­та­зии. Мож­но сто раз чи­тать или слу­шать биб­лей­ское по­вест­во­ва­ние о про­ро­ке; но без по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста – это бес­по­лез­но.

Что же мы до­сто­вер­но зна­ем об Илие? В ка­кой об­ста­нов­ке он жил? Что про­ис­хо­ди­ло по­чти три ты­ся­чи лет то­му на­зад на Ближ­нем Во­сто­ке?

Из­ра­иль­ское цар­ство в IX ве­ке до н. э.

Жизнь Илии (точ­нее – толь­ко го­ды его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния) опи­са­на в биб­лей­ских хро­ни­каль­ных 3-й и 4-й «Кни­гах Царств» и от­ра­жа­ет ре­аль­ный ре­ли­ги­оз­ный кон­фликт то­го вре­ме­ни. Он по­яв­ля­ет­ся в ис­то­рии уже зре­лым че­ло­ве­ком, так как о его про­ис­хож­де­нии из­вест­но лишь, что он – «фе­свитя­нин из жи­те­лей га­ла­ад­ских» (3Цар.17:1). Глав­ное де­ло про­ро­ка – борь­ба за ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, за со­хра­не­ние нрав­ствен­ных и со­ци­аль­ных за­ко­нов Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии, из ко­то­рой воз­рос­ло поздне́е хри­сти­ан­ство. На это ука­зы­ва­ет и са­мо тео­фор­ное имя Илия («Мой Бог – Ях­ве»).

По­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (око­ло 931 до н. э.) его бле­стя­щая мо­нар­хия раз­де­ли­лась на два со­пер­ни­ча­ю­щих цар­ства – Из­ра­иль­ское (со сто­ли­цей в Са­ма­рии) и Иудей­ское, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го остал­ся Иеру­са­лим. Вско­ре Из­ра­иль, ис­пы­ты­вав­ший куль­тур­ную экс­пан­сию со сто­ро­ны вы­со­ко­раз­ви­тых со­се­дей – Си­рии и Фини­кии, ока­зал­ся под угро­зой пол­ной утра­ты сво­ей уни­каль­ной ре­ли­ги­оз­ной са­мо­быт­но­сти. Кри­зис до­стиг апо­гея в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка до н. э., ко­гда же­ной сла­бо­ха­рак­тер­но­го ца­ря Аха­ва (874–853) ста­ла фини­ки­ян­ка Ие­за­вель, дочь тир­ско­го ца­ря-жре­ца Еф­ваала (Ит­баала). Она стре­ми­лась пол­но­стью уни­что­жить бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея и сде­лать культ сво­е­го бо­га Ва­а­ла (Бе­ла) го­судар­ствен­ной ре­ли­ги­ей Из­ра­и­ля. По при­ка­зу этой фа­на­тич­ной языч­ни­цы ал­та­ри Ях­ве бы­ли раз­ру­ше­ны, а Его слу­жи­те­ли пе­ре­би­ты.

Ях­ве или Ва­ал?

Ва­ал – это ха­на­а­ней­ский (фини­кий­ский) бог бу­ри, до­ждя, пло­до­ро­дия и физи­че­ской по­хо­ти. Культ Ва­а­ла и его су­пру­ги Астар­ты со­про­вож­дал­ся «свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей» (при­вле­кав­шей мо­ло­дых из­ра­иль­тян), изу­вер­ства­ми и ноч­ны­ми ра­де­ни­я­ми (как у неко­то­рых сек­тан­тов) в осо­бых ро­щах, во­круг огром­ных ка­мен­ных фал­ли­че­ских изо­бра­же­ний (по ев­рей­ски мац­це́бы – «вы­со­ты», как сму­щен­но пе­ре­во­дит этот непри­стой­ный тер­мин на­ша Биб­лия). По до­ро­гам сло­ня­лись же­но­по­доб­ные язы­че­ские жре­цы, мно­гие из ко­то­рых бы­ли скоп­ца­ми, и вы­со­ки­ми го­ло­са­ми рас­пе­ва­ли рит­мич­ные гим­ны, вво­див­шие слу­ша­те­лей в экс­таз.

В это вре­мя и по­яв­ля­ет­ся в нрав­ствен­но по­ги­ба­ю­щем Из­ра­и­ле про­рок Илия. Он без­бо­яз­нен­но пред­ре­ка­ет страш­ную за­су­ху, по­сы­ла­е­мую Бо­гом для вра­зум­ле­ния бо­го­от­ступ­ни­ков (о ней сви­де­тель­ству­ют и фини­кий­ские тек­сты). Вско­ре пе­ре­сы­ха­ют по­след­ние ис­точ­ни­ки; царь и на­род убеж­да­ют­ся в право­те слов про­ро­ка и со­гла­ша­ют­ся с пред­ло­же­ни­ем Илии устро­ить меж­ду ним и слу­жи­те­ля­ми Ва­а­ла ре­ли­ги­оз­ное со­стя­за­ние, ко­то­рое долж­но зри­мо от­крыть со­мне­ва­ю­щим­ся ис­тин­но­го Бо­га.

Царь Ахав и мно­го­чис­лен­ные из­ра­иль­тяне, со­брав­ши­е­ся у го­ры Кармил (дав­шей позднее на­зва­ние муж­ско­му и жен­ско­му ка­то­ли­че­ским ор­де­нам), на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го мо­ря, во­очию убеж­да­ют­ся в лож­но­сти Ва­а­ла. Ав­тор Кни­ги Царств не без юмо­ра опи­сы­ва­ет, как язы­че­ские жре­цы, ска­кав­шие во­круг жерт­вен­ни­ка весь день, гром­ко во­пив­шие и ко­лов­шие се­бя но­жа­ми, не смог­ли до­бить­ся от сво­е­го бо­га ни­ка­ко­го зна­ме­ния. На­про­тив, по мо­лит­ве Илии, в ко­то­рой он про­сил Бо­га явить Се­бя «в огне» и об­ра­тить серд­ца лю­дей, нис­пав­шее с небес пла­мя по­гло­ти­ло дро­ва и ле­жав­шую на них жерт­ву, – при­чём жерт­ву, обиль­но по­ли­тую во­дой, что ис­клю­ча­ло со­мне­ния в ис­тин­но­сти чу­да. На­род пал на ко­ле­ни и ка­ял­ся в сво­ем от­ступ­ни­че­стве, вос­кли­цая «Ях­ве (Гос­подь) – вот [ис­тин­ный] Бог!», а Илия тор­же­ство­вал по­бе­ду. Язы­че­ские жре­цы, раз­вра­щав­шие на­род, бы­ли каз­не­ны. Вслед за этим хлы­нул дождь, и за­су­ха от­сту­пи­ла (3Цар.18:20-40).

Неудав­ша­я­ся мис­сия?

Но вос­ста­нов­ле­ния ис­тин­ной ве­ры не про­изо­шло: царь Ахав вновь ока­зал­ся бес­силь­ным пе­ред яро­стью Ие­за­вель, объ­явив­шей про­ро­ка сво­им лич­ным вра­гом. «И по­сла­ла Ие­за­вель гон­ца к Илие ска­зать: Ес­ли ты – Илия, то я – Ие­за­вель; пусть то́ и то́ сде­ла­ют мне бо­ги и ещё боль­ше сде­ла­ют, ес­ли я зав­тра к это­му вре­ме­ни не сде­лаю с тво­ей ду­шой то­го, что сде­ла­но с ду­шой каж­до­го из них» (3Цар.19:2). Неумо­ли­мая в сво­ем фа­на­тиз­ме ца­ри­ца хо­чет ото­мстить за сво­их по­гиб­ших жре­цов.

Илия бе­жит к свя­щен­ной го­ре Си­най, где неко­гда Мо­и­сей по­лу­чил свои зна­ме­ни­тые За­ко­ны, а Из­ра­иль осо­знал се­бя на­ро­дом Бо­жи­им и дви­нул­ся на за­во­е­ва­ние Зем­ли обе­то­ван­ной. Про­рок в от­ча­я­нии го­во­рит Бо­гу о кра­хе сво­ей мис­сии и «неудав­шей­ся» ис­то­рии Из­ра­и­ля, ко­то­рую он сво­им сим­во­ли­че­ским со­ро­ка­днев­ным пу­тем через Си­най­скую пу­сты­ню слов­но бы хо­чет об­ра­тить вспять. «Сы­ны Из­ра­иле­вы оста­ви­ли за­вет Твой, раз­ру­ши­ли Твои жерт­вен­ни­ки и про­ро­ков Тво­их уби­ли ме­чом; остал­ся я один, но и мо­ей ду­ши ищут, чтобы от­нять её» (3Цар.19:10).

Нет, не всё по­те­ря­но, – слы­шит в от­вет Илия. Бог го­во­рит ему, что оста­лись в Из­ра­и­ле семь ты­сяч че­ло­век, «не пре­кло­нив­ших ко­ле­ни пе­ред Ва­а­лом». Он дол­жен вер­нуть­ся в стра­ну и из­брать се­бе пре­ем­ни­ка в ли­це Ели­сея, ко­то­рый и за­вер­шит на­ча­тую им борь­бу за ве­ру.

Зем­ная жизнь Илии по­сле это­го за­вер­ше­на: его плащ про­ро­ка па­да­ет у ног Ели­сея, а сам он та­ин­ствен­но ис­че­за­ет – воз­но­сит­ся на небо «в ог­нен­ной ко­лес­ни­це» (сим­вол осо­бой бо­го­из­бран­но­сти).

Ме­сто Илии в биб­лей­ской тра­ди­ции

В биб­лей­ской тра­ди­ции Илия – один из двух вет­хо­за­вет­ных свя­тых, не уви­дев­ших смер­ти на зем­ле, но удо­сто­ен­ных рая ещё до при­хо­да Иису­са Хри­ста. По­это­му на неко­то­рых ико­нах Вос­кре­се­ния мож­но ви­деть Илию и Ено­ха у во­рот рая, встре­ча­ю­щих древ­них пра­вед­ни­ков, вы­во­ди­мых Хри­стом через взло­ман­ные во­ро­та ада.

Вто­рое яв­ле­ние на зем­ле Илии про­ис­хо­дит пе­ред при­ше­стви­ем Мес­сии, и Хри­стос сам ука­зы­ва­ет на Иоан­на Пред­те­чу как на про­ро­ка, явив­ше­го­ся пе­ред Ним «в ду­хе и си­ле Илии», но остав­ше­го­ся тра­ги­че­ски неузнан­ным (смот­ри­те: Мал.4:5Мф.11:14, 17:10-13). Вме­сте с Мо­и­се­ем он так­же яв­ля­ет­ся на го­ре Фа­вор во вре­мя зна­ме­на­тель­ной сце­ны пре­об­ра­же­ния Иису­са Хри­ста. Два са­мых ав­то­ри­тет­ных че­ло­ве­ка Вет­хо­го За­ве­та оли­це­тво­ря­ют со­бой За­кон и Про­ро­ки – два пер­вых и важ­ней­ших раз­де­ла Свя­щен­но­го Пи­са­ния. (По­дроб­нее о смыс­ле это­го яв­ле­ния смот­ри­те в мо­ей ста­тье о празд­ни­ке Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.)

Илия в на­род­ной тра­ди­ции и ико­но­пи­си

На­ши пред­ки с глу­бо­кой древ­но­сти бла­го­го­ве­ли пе­ред этим угод­ни­ком Бо­жи­им. В Ки­е­ве ещё до офи­ци­аль­но­го кре­ще­ния Ру­си бы­ла цер­ковь во имя Свя­то­го Про­ро­ка Илии (упо­ми­на­ет­ся в «По­ве­сти вре­мен­ных лет» под 944-м го­дом).

Но в по­лу­язы­че­ской сла­вян­ской тра­ди­ции (от ко­то­рой мы до сих пор не мо­жем из­ба­вить­ся) Илия – мо­гу­чий и гроз­ный рас­по­ря­ди­тель са­мых страш­ных и бла­го­де­тель­ных сил при­ро­ды. Он по­сы­ла­ет на зем­лю мол­нию, гре­мит по небу, разъ­ез­жая в сво­ей ко­лес­ни­це, ка­ра­ет тём­ные адские си­лы, низ­во­дит на по­ля дождь и да­ёт им пло­до­ро­дие. В од­ном древ­не­рус­ском сбор­ни­ке на­хо­дим та­кое объ­яс­не­ние: «Мол­ния есть си­я­ние ог­ня су­ща­го ввер­ху на твер­ди[1]; небес­ный же огонь, то ты ра­зу­мей огнь су­щий, его же Илия мо­лит­вою сведе на по­ле­на и на все­со­жже­ние. Се­го ог­ня си­я­ние есть мол­ния». Ко­рот­ко и яс­но! С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства сла­вяне воль­но или неволь­но отож­де­стви­ли свя­то­го про­ро­ка Илию с Пе­ру­ном, ко­то­ро­го на­ши пред­ки так­же счи­та­ли глав­ным рас­по­ря­ди­те­лем гро­ма, мол­нии, до­ждя и дру­гих яв­ле­ний сти­хии.

В от­ли­чие от дру­гих празд­ни­ков, в «Ильин день» не со­вер­ша­ли ка­ких-ли­бо зна­чи­тель­ных об­ря­дов; в то же вре­мя к это­му дню при­уро­че­но мно­же­ство ве­ро­ва­ний, ка­лен­дар­ных и хо­зяй­ствен­ных при­мет, за­пре­тов. Боль­шин­ство из них свя­за­ны с сель­ско­хо­зяй­ствен­ным ка­лен­да­рём, а сам этот день, как пра­ви­ло, сов­па­дал с на­ча­лом жат­вы. «До Ильи поп до­ждя не умо­лит, по­сле Ильи ба­ба фар­ту­ком на­го­нит», – чи­та­ем мы в сло­ва­ре Вла­ди­ми­ра Да­ля. И еще: «Илья-про­рок два ча­са свет­ло­го вре­ме­ни уво­лок», «Ильин день до обе­да – ле­то, по­ле обе­да – осень», «Илья ле­то кон­ча­ет». Груст­но, но это так, не за го­ра­ми – «Пер­вый Спас», дей­стви­тель­ный пред­вест­ник осе­ни.

Рус­ская ико­но­гра­фия Илии слож­на и раз­но­об­раз­на. На­ря­ду с еди­но­лич­ны­ми об­ра­за­ми Илии сре­ди дру­гих про­ро­ков (рос­пи­си ку­по­лов хра­мов, ико­ны про­ро­че­ско­го ря­да ико­но­ста­са), ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ком­по­зи­ции, имев­шие про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние. Чу­дес­ное «Корм­ле­ние про­ро­ка Илии во­ро­ном» (3Цар.17:2-6) – это вет­хо­за­вет­ный про­об­раз но­во­за­вет­ной Ев­ха­ри­стии, а «Ог­нен­ное вос­хож­де­ние Илии на небо» (4Цар.2:8-14) – это ука­за­ние на Воз­не­се­ние Иису­са Хри­ста. Пред­став­ле­ние об Илии как об од­ном из пер­вых оби­та­те­лей рая за­пе­чат­ле­но в ико­нах «Вос­кре­се­ние-Со­ше­ствие во ад», где он вме­сте с Ено­хом встре­ча­ет вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков у рай­ских врат.


Ли­те­ра­ту­ра: 

Цвет­ков В. Жи­тие св. про­ро­ка Илии. М., 1900; 

Ма­ка­ши­на Т. С. Ильин день и Илия-про­рок в на­род­ных пред­став­ле­ни­ях и фольк­ло­ре во­сточ­ных сла­вян // Об­ря­ды и об­ря­до­вый фольк­лор. М., 1982. С. 83–101;

Горш­ко­ва В. В. Служ­ба И. Про­ро­ку и ико­на «Илия Про­рок» из со­бра­ния Яро­слав­ско­го ху­до­же­ствен­но­го му­зея // Ли­тур­гия, ар­хи­тек­ту­ра и ис­кус­ство Ви­зан­тий­ско­го ми­ра. СПб., 1995 (Ви­зан­ти­но­рос­си­ка. Т. 1). С. 138-146.

Цер­ков­но-на­род­ный ме­ся­це­слов на Ру­си И. П. Ка­лин­ско­го. М., 1997. С.149–152.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Из бо­го­слу­же­ния празд­ни­ка (в рус­ском пе­ре­во­де)

Сти­хи­ры на Гос­по­ди воз­звах

Ми­ло­серд­ное Сло­во, Сын Бо­жий! Ты, пе­ре­нес­ший с зем­ли на небо на ог­нен­ной ко­лес­ни­це Илию Фе­сви­тя­ни­на, по мо­лит­вам его спа­си нас, пра­во­слав­но Те­бя хва­ля­щих и с ра­до­стью со­вер­ша­ю­щих бо­же­ствен­ную и спа­си­тель­ную па­мять его.

Бо­гом убла­жа­е­мый Илия! Ты еще рань­ше ви­дел вра­зум­ля­ю­щее те­бя при­ше­ствие Бо­жие в зем­ле­тря­се­нии и в ти­хом вет­ре. Те­перь ты, бо­го­вдох­но­вен­ный, с удив­ле­ни­ем си­дя на чет­ве­ро­кон­ной ко­лес­ни­це, див­но пе­ре­се­лил­ся на небо.

Тро­парь про­ро­ку Илие

Илия слав­ный! Он – во пло­ти Ан­гел, про­ро­ков ос­но­ва­ние, вто­рой Пред­те­ча (Пред­ше­ствен­ник) при­ше­ствия Хри­сто­ва. Он свы­ше по­слал Ели­сею бла­го­дать, чтобы ею от­го­нять неду­ги и очи­щать про­ка­жен­ных. По­это­му и по­чи­та­ю­щим его обиль­но по­да­ёт ис­це­ле­ния.

Кондак про­ро­ку Илие

О, Про­рок и про­ви­дец ве­ли­ких дел Бо­га на­ше­го, ве­ли­ко­име­ни­тый Илия, сло­вом сво­им удер­жав­ший из­ли­ва­ю­щие дождь об­ла­ка! Мо­ли о нас Еди­но­го Че­ло­ве­ко­люб­ца.

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии (про­ро­ку)

(Иак.5:10-20)

[О дол­го­тер­пе­нии и си­ле мо­лит­вы]

[Бра­тья,] в ка­че­стве при­ме­ра стра­да­ния и дол­го­тер­пе­ния возь­ми­те про­ро­ков, ко­то­рые го­во­ри­ли име­нем Гос­под­ним. Вот, мы про­слав­ля­ем как бла­жен­ных вы­сто­яв­ших [в ис­пы­та­ни­ях]: о тер­пе­нии Иова вы слы­ша­ли и что́ со­вер­шил с ним Гос­подь – вы уви­де­ли, по­то­му что мно­го­мило­стив Гос­подь и ми­ло­серд.

Но преж­де же все­го, бра­тья мои, не кля­ни­тесь ни небом, ни зем­лей, и ни­ка­кой дру­гой клят­вой; да бу­дет же у вас: «да» – да и «нет» – нет, чтобы вам не под­пасть под осуж­де­ние.

Стра­да­ет ли кто из вас – пусть мо­лит­ся. Бла­го­ду­ше­ству­ет ли кто – пусть по­ет псал­мы. Бо­ле­ет ли кто из вас – пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церк­ви, и пусть по­мо­лят­ся над ним, по­ма­зав его еле­ем (олив­ко­вым мас­лом) во имя Гос­подне. И мо­лит­ва ве­ры спа­сет из­не­мо­га­ю­ще­го, и воз­двигнет его Гос­подь; и ес­ли он со­вер­шил гре­хи, бу­дут от­пу­ще­ны.

При­зна­вай­тесь друг пред дру­гом в гре­хах и мо­ли­тесь друг за дру­га, чтобы быть ис­це­лен­ны­ми. Мно­гое ведь мо­жет уси­лен­ная мо­лит­ва пра­вед­но­го.

Илия был че­ло­век, по­доб­ный нам, и мо­лит­вой по­мо­лил­ся, чтобы не бы­ло до­ждя, и не бы­ло до­ждя на зем­ле три го­да и шесть ме­ся­цев. И опять он по­мо­лил­ся, и небо да­ло дождь, и зем­ля про­рас­ти­ла плод свой.

Бра­тия! Ес­ли кто из вас укло­нит­ся от ис­ти­ны, и об­ра­тит его кто-ни­будь, – пусть тот зна­ет, что об­ра­тив­ший греш­ни­ка с его лож­но­го пу­ти спа­сет ду­шу от смер­ти и по­кро­ет мно­же­ство гре­хов.

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии (про­ро­ку)

(Лк.4:22-30)

[Про­по­ведь Хри­ста в на­за­рет­ской си­на­го­ге]

[В то вре­мя] все ди­ви­лись тем сло­вам бла­го­да­ти, ко­то­рые Он го­во­рил[2], и спра­ши­ва­ли: «Раз­ве Он – не сын Иоси­фа?»

И ска­зал Он им: «Без со­мне­ния, вы сей­час ска­же­те Мне с при­сказ­кой: «Врач, ис­це­ли се­бя! То, что́ Ты, как мы на­слы­ша­ны, сде­лал в Ка­пер­на­у­ме, сде­лай мол, здесь, у Те­бя на ро­дине!»» И Он ска­зал: «Аминь (ис­тин­но), го­во­рю вам: не бы­ва­ет про­рок при­нят на ро­дине сво­ей. И ещё го­во­рю вам в со­гла­сии с ис­ти­ной, что мно­го бы­ло вдов в Из­ра­и­ле во дни про­ро­ка Илии, ко­гда за­клю­че­но бы­ло небо на три го­да и шесть ме­ся­цев, так что по всей зем­ле сде­лал­ся го­лод ве­ли­кий; но ни к еди­ной из них не был по­слан Илия, а был он по­слан к вдо­ви­це в Са­реп­ту, в Си­дон­скую зем­лю. И мно­го бы­ло в Из­ра­и­ле про­ка­жён­ных при про­ро­ке Ели­сее, и ни один из них не был очи­щен, а толь­ко Нее­ман, си­ри­ец».

И все в си­на­го­ге, слы­ша это, ис­пол­ни­лись яро­сти. Они под­ня­лись, и вы­ве­ли Его вон из го­ро­да, и по­влек­ли к об­ры­ву го­ры, на ко­то­рой по­стро­ен их го­род, чтобы сбро­сить Его с кру­чи. А Он, прой­дя по­сре­ди них, по­шёл Сво­им пу­тем.


При­ме­ча­ния

[1] «Твердь», со­глас­но на­ив­ным кос­мо­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ни­ям биб­лей­ских вре­мен, – про­зрач­ная пе­ре­го­род­ка, пред­став­ля­ю­щая со­бой небес­ный свод, ко­то­рый не да­ет небес­ной во­де за­то­пить зем­лю. К нему при­креп­ле­ны Солн­це и Лу­на и про­чие «све­ти­ла» (См. Кни­га Бы­тия 1 гл.).

[2] Речь идет о ска­зан­ном Иису­сом Хри­стом в на­ча­ле про­по­ве­ди; смот­ри­те пред­ше­ству­ю­щие сти­хи этой гла­вы.

Проповеди на портале Азбука.Ru:

Митр. Макарий (Булгаков). Слово в день св. пророка Илии.

Прот. Григорий Дьяченко. Поучение 1-ое. Св. пр. Илия.

Прот. Григорий Дьяченко. Поучение 2-ое. Св. славный пророк Божий Илия.

Прот. Родион Путятин. В день пророка Божия Илии.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).  Слово в день св. пророка Илии о молитве.

Свт. Филарет Московский. Слово в день св. пророка Илии.

Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в день святого пророка Илии.


Источник: https://azbyka.ru/days/2020-08-02

(185)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *