Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святитель Игнатий, епископ Ростовский

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святитель Игнатий, епископ Ростовский

(Истинный путь жизни)

I.

Святитель Игнатий, память коего совершается ныне, был епископом в Ростове. В молодых летах ушел в монастырь, за святую и строго подвижническую жизнь был поставлен сначала архимандритом, а потом в 1262 г. и епископом. Св. Игнатий основал первую обитель Св. Троицы в Белозерском краю, откуда иноки, под руководством его, трудились в распространении христианства между чудью и корелами. Два раза предпринимал он тяжелое путешествие в татарскую орду по церковным делам. Кроме того он отличался миротворением, отвращая гибельныя княжеские междоусобия. Св. Игнатий скончался 28-го мая 1288 г. Он один из всех русских святых угодников прославился целебною силою своих нетленных останков еще до погребения их, и потому не был предан земле, так как чудеса, совершившияся при его погребении, побудили клир и народ поставить открыто мощи св. Игнатия в соборе у северных врат алтаря, где они почивают и поныне. Серебряная рака на его мощах устроена в 1745 году. В летописи ХV века св. Игнатий назван «великим чудотворцем»; в граматах XVI века – «святым чудотворцем».

II.

Братие христиане! Св. Игнатий, прославленный от Бога силою чудес, которые тотчас после его кончины начали совершаться при его нетленно доселе почивающих мощах, очевидно во время своей земной жизни «шел истинным путем», который привел его к Богу и вечной блаженной с Ним жизни. Таким ли путем мы идем?

Как иногда даже и осторожные путешественники сбиваются с пути, и потом очень жалеют о своей ошибке, так можем сбиться с своего пути и мы. И как всякий умный путешественник во время путешествия обращает внимание на свою дорогу, та ли она, по которой ему должно идти; так и всякому из нас прилично когда-нибудь осмотреться, на правом ли он пути, дабы, в случае заблуждения, немедленно стараться выйти на дорогу настоящую. Осмотримся!

В вечность не все мы идем одною дорогою. Люди обыкновенно разделяются на две дороги: одна из этих дорог ведет к вечности блаженной, другая – к вечности несчастной.

а) О дороге, ведущей к вечности несчастной, I. Христос сказал, что «она широкий путь» (Матф. 7, 13). Широкая, большая, бойкая дорога. Этим названием Он хотел сказать нам ясно то, что по этой дороге идти удобно, или легко и приятно. В самом деле, удовлетворять в жизни всем склонностям своего сердца подлинно как-то легко и приятно; а посему неудивительно, что этою дорогою, как утверждает Господь, идет много народа: «мнози суть входящия путем широким» (Матф. 7, 13). Идущие этою широкою, большою дорогою обыкновенно думают, что они умны и счастливы, и потому всякого благочестивого человека, который не хочет идти с ними одною дорогою, считают человеком глупым, и иногда смеются над ним без пощады. Но они не всегда будут смеяться: конец покажет, что им вместо того, чтобы смеяться над другими, должно было неутешно плакать о себе.

б) Другую дорогу I. Христос назвал «путем узким и тесным» (Матф. 7, 14). Этим названием также ясно Он хотел нам дать знать, что этою дорогою идти безпокойно, неприятно и трудно. И в самом деле, как легко сделаться в жизни порочным, так не легко сделаться добродетельным. Кто хочет сделаться добродетельным, тому должно обуздывать свои дурныя склонности; должно почти непрерывно останавливать злые порывы своего сердца, и много терпеть от себя самого; должно быть сильного духа, чтобы не смотреть ни на какие соблазнительные примеры людей мирского или адского духа, ни на какие насмешки неверующих, не уступать никаким искушениям и всегда твердо держаться закона Божия. Это дело трудно, а часто бывает и мучительно так, как мучительно бывает человеку, когда распинают его; потому-то слово Божие называет это дело распинанием своей плоти. «Иже Христовы суть», сказал св. апостол Павел, «плоть распяша со страстми и похотми» (Галат. 5, 24).

Так как дорога к блаженной вечности трудна, то этою дорогою идут весьма немногие люди. «Мало их есть, иже обретают путь сей», сказал Господь (Матф. 7,14). У немногих так много духа, чтобы входить в трудную, хотя и необходимую борьбу с злыми склонностями и привычками своего сердца и своей плоти. Лишь немногие так тверды, чтобы могли устоять против заразительного действия злых примеров, лести, недоброжелательного и злобного взора, насмешек, клевет и хулы мира.

III.

Братья и сестры! по которой из этих двух дорог идете вы? Этот вопрос очень важен. Господь сказал, что в Его время очень многие шли широкою, большою дорогою: «мнози суть входящии широким путем» (Матф. 7, 13). Но время Христово немного отличается от времен наших, потому что мир всегда состоял и в наше время состоит из людей, наибольшею частию не привязанных к истинному благочестию, или привязанных очень не твердо.

И так, какою идете дорогою вы? Ежели идете широкою дорогою,т.е.. живете, как живут люди мирского духа, то, как бы вы ни обнадеживали себя, конец вашей дороги не может быть хорош. «Широкий путь есть», как сказал Господь, «вводяй в пагубу» (Матф. 7, 13). Идите тесным путем: он тесен, неприятен, труден, но – «вводяй в живот» (Матф. 7, 14). Хотя Бог долготерпеливо ожидает обращения грешника и весьма милостив когда он обращается к Нему; но Он и неумолимо строгий Судия всем, которые постоянно противятся Его зову к покаянию и исправлению.

Идите тесным путем, как он ни тесен, как ни скучен и как ни труден! Ревностно содевайте свое спасение, ни мало не думая о недостатке сил! Всем трудящимся и призываюшим в помощь Господа Он всегда доставляет духовныя силы в достаточной мере.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/12_53

(83)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *