Святые мученики Хрисанф и Дария (проповеди)

День памяти: 19 марта

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святые Хрисанф и Дария

(О благотворном влиянии на душу слова Божия)

I.

Некоторый знаменитый муж, именем Полемий, переселился из Александрии в Рим, чтобы дать лучшее воспитание и образование единственному своему сыну, впоследствии св. мученику Хрисанфу, память коего совершается ныне. Приглашены были самые знаменитые наставники в науках, и Хрисанф, юноша даровитый и прилежный, оказал в них быстрые успехи. Однажды между разными книгами Хрисанф находит священныя книги Нового Завета. По своей любознательности он читает их с напряженным вниманием. Высокие истины христианской нравственности пленяют его сердце. Он жалеет, что так долго не знал о таком сокровище знания! Вкусив сладкаго, он уже не хочет горькаго: оставляет языческих учителей-философов и их учение; находит себе наставника в лице пресвитера Карпофора; верует во Иисуса Христа и принимает святое крещение. Переворот нравственный совершился. Хрисанф вскоре вступает на открытый подвиг исповедания христианства пред неверующими и победоносно совершает его до конца: мужественно претерпевает заключение и голод в темнице, куда поверг его отец-язычник; выведенный из темницы он противится искушениям роскоши и разных удовольствий; окруженный прекрасными девицами, препобеждает самое искусительное для юности обольщение. Наконец отец избирает ему невесту – умную, образованную, прекрасную лицем, Дарию, ревностную язычницу, и возлагает на нее преимущественныя надежды в совращении сына. Хрисанф убеждает Дарию предпочесть язычеству – веру святую, супружеству – девство; и оба наконец – девственники и исповедники – сподобились принять венец мучеников. Живые – они были зарыты в землю.

II.

Где начало всех этих дивных подвигов?

а) В слове Божием! Его сила просветила ум Хрисанфа светом истинного Боговедения и согрела его сердце любовию к благочестию. Оно отворило ему дверь из области тьмы и греха к духовному возрождению и царствию небесному, оно показало ему ничтожество язычества и безмерное превосходство христианской веры; оно убедило его в той отрадной истине, что за этой временной, земной жизнию, полною изнурительных трудов, болезней и всякого рода скорбей есть вечная, небесная, загробная, столь блаженная для праведных христиан, что никакое слово человеческое не может изобразить всех радостей и красоты небесного жилища их; вместе с сим оно – это зиждительное слово Божие – показало ему, что вечная, безотрадная, ужасная мука ждет всех не верующих в Господа Иисуса Христа и не творящих св. воли Его, что не нужно бояться убивающих тело, но не могущих убить души, которая безсмертна и которая так драгоценна в очах Божиих, что для избавления ее от греха, проклятия и смерти потребовалась смерть Сына Божия.

б) Такую всепобеждающую силу слова Божия можешь чувствовать и ты, возлюбленный брат, если будешь читать его с благоговением, как живое слово Самого Бога, – с полною верою и упованием, что оно есть нетленное семя благодатной жизни и насущный хлеб, питающий дух для возрастания и укрепления в доброй жизни, что оно есть духовный меч к отражению страстей, к очищению от греховных нечистот, к побеждению диавола и всех козней его, что оно есть самое лучшее средство к утешению человека среди горестей его земной и скоро проходящей жизни. И за этим драгоценнейшим сокровищем не нужно переплывать морей и предпринимать далеких путешествий; оно может и должно быть всегда и везде с тобою.

III.

Братие! Будем деятельно исполнять заповедь апостола Павла: внемли чтению… и учению, и пребывай в них. Сия бо творя и сам спасешися и послушающии тебе (1Тим. 4, 13. 16). В сем ныне да уверит нас пример свв. мучеников Хрисанфа и Дарии. (Свящ. Гр. Дьяченко).

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/10_30


Епископ Виссарион (Нечаев)

Подвиги духовнаго самоумерщвления. Поучение в день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии

«Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение» (Кол. 3, 5).

Празднуем сегодня память св. мучеников Хрисанфа и Дарии. Имя мучеников принадлежит тем святым, которые за твердость исповедания веры подвергаемы были жестоким истязаниям и мукам и после них умирали насильственною смертью. Им подобны были так называемые исповедники, которые тоже были мучимы, но не до смерти, ибо с переменою неблагоприятных обстоятельств на благоприятные получали свободу и умирали естественною смертью. О жестокости истязаний и мучений за св. веру можно судить по примеру празднуемых сегодня Хрисанфа и Дарии. Они палимы были горящими свечами и наконец закопаны были живыми в яме. Не говорим о других мучениках, которые претерпевали подобные, даже более еще мучительные истязания, – скажем только, что их мученическая кровь послужила ко благу Церкви. Как смерть Христова послужила к утверждению веры во Христа и в этом отношении, по слову Его, походила на пшеничное зерно, которое дает обильный плод только в том случае, если подвергается смерти, т е. погребается в земле, так кровь христиан была, по выражению церковного писателя, семенем новых христиан. Без этой крови невозможны были бы успехи в распространении христианства, и дело Христово погибло бы в самом начале, если бы по страху гонений христиане малодушно отрекались от Христа. К славе Церкви Христовой произошло противное; вот почему Церковь, обязанная своим процветанием мученикам, чествует их память празднествами в честь их, благоговейно хранит их останки, созидает в память их великолепные храмы, воссылает им хвалы, благодарения и мольбы. Господь прославил их на небесах, Церковь прославляет их на земле. Но как Самого Бога мы должны прославлять не только делами богопочтения, но наипаче ревностью к исполнению Его заповедей, так и мучеников святых мы должны прославлять не только славословиями и мольбами в честь их, но вместе святым и богоугодным житием.

Как мы должны исполнять заповедь Господа: «святи будите, яко Аз свят есмь» (1Пет.1:16), так и святым мученикам мы должны угождать ревностностью к подражанию их житию и подвигам. В чем должно состоять это подражание? В том ли, чтобы подобно им мы готовы были претерпеть такие же муки, такую же смерть за веру, как и они? Если представится кому-либо из нас случай засвидетельствовать сим образом твердость нашей веры пред врагами христианства, как это может случиться в среде, населенной неверными в государстве нехристианском, то непременно, согласно с заповедью Христа о исповедании веры, надлежит воспользоваться этим случаем во славу имени Христова и для спасения души. Мы, как православные христиане, живущие в православном государстве под сенью православного правительства, далеки от опасности подвергнуться гонениям за веру, по крайней мере открытым, но и мы не лишены возможности подражать мученикам, ибо что служит основанием мученичества? Заповедь о самоотвержении, обязательная для всякого христианина. Исполнить эту заповедь можно разнообразными способами. Мученики исполняли ее, обрекая себя на пытки и мучительную смерть, а прочие христиане, не проливая крови, могут исполнять туже заповедь в другой форме и удостоиться одинаковой с мучениками награды, если совершают подвиги самоотвержения в борьбе с греховными искушениями, не менее тяжкие и мучительные, как мученические подвиги. В этом именно смысле должно понимать заповедь Апостола «умертвите уды ваша яже на земли». В чем состоит это умерщвление? В том ли, чтобы физически уродовать свои члены и отсекать их, как действительно поступают изуверы, понимающие буквально подобную заповедь Христа Спасителя об отсечении соблазняющей правой руки, об избодении соблазняющего правого глаза? Конечно не в этом. Сказав: «умертвите уды ваша», Апостол продолжает: «блуд, нечистоту» и т.д. Ясно, что Апостол, говоря об удах или членах телесных, разумеет грехи, которые совершаются посредством телесных членов. Идет речь об умерщвлении не частей человеческого тела, а склонностей и привычек греховных, борьба с которыми не менее, если не более, болезненна, как телесные муки. Главная часть человеческого тела есть голова. С отнятием головы прекращается жизнь. Никто не требует, чтобы мы лишали себя жизни. Но голова есть седалище ума, памяти, воображения. Дай Бог, чтобы она наполнялась одними мыслями, представлениями и воспоминаниями чистыми и святыми. Это Богу угодно и для нас спасительно. Но случается, голова бывает гнездилищем помыслов нечистых, нецеломудренных, хульных, помышляет только об одном земном, житейском, чувственном, а о Боге и спасении души не думает, засоряется и загрязняется воспоминаниями нечистыми, злопамятством. Все это конечно грех, с которым надобно бороться. А бороться с греховными мыслями, представлениями, воспоминаниями весьма трудно, особенно если они вторгаются в нашу душу по действию диавола, который неприметно для грешника пользуется его рассеенностью и беспечностью и вносит в его ум, воображение и память духовную нечистоту. Потребны тяжкие, болезненные труды и усилия, чтобы освободиться от этой нечистоты, чтобы умертвить в себе плотское мудрование, очистить голову свою от наполняющих ее скверных представлений и воспоминаний. И благо тому, кто постоянно упражняется в этих трудах, постоянно ведет борьбу с греховными искушениями, коренящимися в голове. Это поистине мученический подвиг.

Блажени чистии сердцем (Мф.5:8). Но с каким неимоверным трудом достается эта чистота! Бьющееся в груди нашей сердце есть источник не только добрых и святых чувствований и желаний, но вместе злых похотений, страстных, богопротивных влечений, гордости, злобы, зависти, корыстолюбия, честолюбия, любострастия. Заботы об очищении своего сердца от всех этих грехов требуют от нас такого же самоотвержения, какое свойственно мученикам; ибо изнуряющие себя этими заботами так же безжалостны к себе, как безжалостен мученик, отдающий на истязание свое тело.

Привычка к чревоугодию и пьянству есть самая пагубная привычка. Она есть злоупотребление органами питания – чрева и гортани. Какой мучительный подвиг предстоит тому, кто решится победить в себе эту привычку, уничтожить это злоупотребление! Но если он достигает успеха в этом деле, то заслуживает мученического венца, ибо умерщвляет в себе грехи, хотя оставляет неприкосновенными органы, чрез которые они совершаются.

Руки даны нам для совершения честных трудов, но они же делаются орудием зла, когда например по корыстолюбию или по привычке к тунеедству простираются на чужую собственность, так же когда употребляются для совершения насилия, для нанесения побоев, для кровопролития. Но случается, что и таковые грешники раскаиваются в этих грехах и подвигами борьбы с греховными искушениями достигают того, что перестают давать волю рукам, хотя отстать от этой привычки для них было бы так же тяжело, как дать руки на отсечение. Поистине мученики.

Кто не знает, как трудно бороться с грехами языка, например с привычкою к сквернословию, кощунству, клеветам и т.п.? Но кто возненавидел эту привычку и силою самоотвержения победил ее, тот поистине совершил мученический подвиг, тот, не отсекая языка орудием вещественным, отсек его силою духовною.

Таково значение слов: «умертвите уды ваша, яже на земли». Умертвить их – значит силою самоотвержения победить в себе склонность и привычку к тем грехам, которые совершаются посредством телесных членов. Таковые победители, хотя не подвергаются телесным истязаниям и мукам, поистине достойны мученических венцов, каковых да сподобит всех нас Господь Своею благодатью.

https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/kostromskie-pouchenija/4_5


(81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *