Иерей Андрей Чиженко: ПОЧЕМУ В СУББОТУ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА МЫ ПРАЗДНУЕМ ПОХВАЛУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Действительно, в субботу пятой седмицы Великого поста мы празднуем праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В этом году событие припадает на 13 апреля по новому стилю. Праздник еще называется Суббота Акафиста, потому что на утрене данного праздника читается акафист Божьей Матери «Взбранной Воеводе».


Мне кажется, что Суббота Акафиста неразрывно связана с Крестопоклонной Неделей. На утрене Крестопоклонной Недели (когда проходит половина поста) из алтаря износится крест, чтобы мы, взирая на страсти Господни и лобызая Честное и Животворящее Древо Креста Господня, укреплялись в дальнейшем прохождении поста. Вот и в конце пятой седмицы Церковь нас продолжает укреплять в спасительном крестоношении Святой Четыредесятницы. Остался финальный рывок. В следующие выходные начинается пролог к Страстной седмице… Воскрешение святого Лазаря Четверодневного. Верхушка иудейского общества выносит приговор Христу – смерть. Господь на ослике совершает Свой Вход в Иерусалим на вольную страсть. И дальше – кровавый пот, оплевания, заушения, прободения – Голгофа. Время ужасающего, очистительного и спасительного созерцания человеком страдающего Бога – своего Спасителя.

Кто же нас может укрепить на этом пути? Конечно, Пресвятая Богородица. Она стояла у креста. Ей оружие прошло душу. Она по воле Своего Божественного Сына усыновила в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова все человечество.

И Ей мы поем акафист, чтобы Она нас укрепила взойти на вершину Великого поста, войти в Страстную седмицу.

У этого праздника есть конкретно исторические предпосылки. Дело в том, что Дева Мария неоднократно спасала константинопольцев от различных нашествий: от авар, персов, скифов, наших предков славян-язычников. Причем это совершалось крайне удивительным образом. По всем земным параметрам столица Византийской империи должна была пасть под натиском чужеземных войск. Ничто земное уже не могло спасти ее. И тогда народ во главе с патриархом, клиром и царем становились на бдение, на молитву. Очень часто это совершалось во Влахернском храме, где находились риза и пояс Пресвятой Богородицы. Православный народ совершал всенощное бдение. Именно во время одного из них блаженный Андрей Юродивый видел Пресвятую Богородицу, Которая распростерла над молящимися Свой Материнский Покров.

Отсюда, кстати говоря, и пошло слово акафист, что в переводе с греческого языка обозначает «неседальная песнь», потому что во время всенародной скорби на всенощном бдении Божьей Матери молились стоя. И первым акафистом в истории был именно акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе». Почему мы называем Деву Марию Взбранной Воеводой? Потому что Она ратоборствует наших врагов. А что касается Константинополя, то Божья Матерь неизменно приходила на помощь византийцам и спасала город.

Вот и в дни Великого поста мы просим Пресвятую Богородицу, чтобы Она укрепила нас в борьбе с невидимым полчищем диавола и бесов, с нашими внутренними страстями и распростерла над нами Свой Материнский Покров, Который, как поется в акафисте, шире облаков!

Пресвятая Богородице, спаси нас!


Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-v-subbotu-pyatoy-sedmicy-velikogo-posta-my-prazdnuem-pohvalu-presvyatoy-bogorodicy

(138)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *