ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ВЯЧЕСЛАВА РЕЗНИКОВА: ПЯТНИЦА СЕДМИЦЫ 25-Й ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Протоиерей Вячеслав Резников

О непростительном грехе

Лк.16:15–18, 17:1–4

1Тим.4:4–8:16

«Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует». Этими словами, по-видимому, запрещается всякий развод, и любой второй брак разведенного приравнивается к прелюбодеянию. А прелюбодеи, как известно, «Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10). Но в Евангелии от Матфея видим несколько иное: «Кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Оказывается, все же есть причина, по которой можно развестись.

Измена, это – совершенно исключительный вид греха. О других Господь говорил: если «согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему». Но грех прелюбодеяния Господь разрешил не прощать даже одного раза. Потому что этим грехом брак уже разрушен, и последующий развод только говорит об этом вслух. По церковным правилам, виновная сторона не имела права вступать в новый брак, а невиновная – могла.

А на а вопрос, равно ли это относится и к мужу и к жене, святитель Василий Великий отвечал: «Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна, по разуму онаго, равно приличествует и мужам, и женам, но не то в обычае». В те времена социальное положение женщины было таково, что она должна была простить мужу измену, а он за то же мог изгнать ее. Сейчас обычаи другие, и обе стороны имеют равные права, тем более, что «по разуму» великого святителя, так оно и должно быть.

Церковь допускала и второй брак, считая его «врачевством против блуда», как пишет Василий Великий, напоминая слова Апостола Павла: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Таковые подвергались церковной епитимьи, отлучались на некоторое время от причастия. Сейчас второбрачные венчаются по особому чину, где сильны мотивы покаяния. Возможен был даже третий брак. Святитель Василий писал, что «на троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем, как на нечистоты в церкви. Но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшее, нежели распутное любодеяние.

Так в церкви, при высоких требованиях к святости и нерасторжимости брака, допускается и снисхождение, чтобы не погрузить человека в отчаяние. «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Но при этом необходимо вникать и «в себя, и в учение», соразмеряя одно с другим: не только в себя, в свои состояния и желания, забыв о учении Господнем. И не только в учение, забыв о себе, о своих силах и возможностях.

А о том, кто способствует падению ближнего, Господь говорит: «Горе тому, через кого соблазны приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих». Как одна женщина жаловалась: «Я живу с мужчиной, а его жена «делает» мне». Что на это ответить? – мало еще делает, если ты никак не поймешь, что делаешь сама! Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/propovedi-na-kazhdyj-den/33_5


Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О жизни по Преданию

2Сол.3:6-18, Лк.13:31-35.

Апостол пишет: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Здесь уже не в первый раз встречаем слово «предание». Недавно читали: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Сол.2:15). Как видим, «предание», это – и устное, и письменное слово. А сегодня – еще об одном виде предания. Запретив поступать «бесчинно, а не по преданию», Апостол объясняет: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали день и ночь, чтобы не обременить кого из вас».

И писаное слово, и устное, и личный пример, – все это и есть живое предание Церкви. Все это постепенно записывалось, обогащалось опытом жизни во Христе, и сохранялось для последующих поколений. Кто же вступает на путь пересмотра этих ценностей, тот вступает на опасный путь. Преподобный Дорофей в своей книге рассказывает, как некто сначала унижал всякого, и говорил: «Нет никого достойного, кроме Макария». Спустя немного, стал говорить: «что такое Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория». Но скоро начал осуждать и сих, говоря: что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого, кроме Петра и Павла». Я сказал ему: «поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: «что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Наконец, возгордился он и против Самого Бога и, таким образом, лишился ума».

Чтобы этого избежать, в Церкви существует обычай: не дожидаясь, пока человек дойдет до полной погибели, отлучать его на время от церковного общения. Так и Апостол, напомнив Фессалоникийцам правый путь, одновременно предлагает и «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию». И речь здесь даже не о нарушения важнейших догматов церкви. Речь идет о заповеди, чтобы верные, «работая в безмолвии, ели свой хлеб». «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». А некоторые упорно «ничего не делают, а суетятся».

Апостол подчеркивает, что ограничение церковного общения имеет врачующий характер. «Если же кто не послушает слова вашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». Господь тоже отлучил от Себя Своих предателей: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья. И вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня». Но и это отлучение тоже не навечно: дверь покаяния откроется для того, кто придет в себя и воскликнет: «Благословен грядый во имя Господне»!

Лишение, это тоже способ научения, тоже сохраненный церковным преданием. Иной – сразу и навсегда должным образом оценит то, что ему дано, а иной – только когда этого лишится. И для иного необходимо на время лишиться церковного общения, чтобы понять, что нет ничего драгоценнее, чем быть и со Христом, под Его крыльями, и – со всеми Его птенцами, со всеми христианами от самого Рождества Христова и даже от самого сотворения мира, со всеми, кто послан был к нам «во имя Господне», и привел нас к Нему.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/propovedi-na-kazhdyj-den/32_5


 

(67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *