Отец Александр Мень: Проповеди на Рождественский пост и Рождество

alex_menМень Александр, протоиерей

Гениально одаренный пастырь и духовный писатель, своей смертью от рук неизвестного убийцы явивший, что даже самых страшных врагов нужно простить во имя Христа. В годы советских гонений его книги помогали людям прорваться через атеистический дурман и найти Христа как Господа и Спасителя. Его труды по истории религии и поныне остаются лучшим обзором нехристианских верований. Некоторые упрекают его в том, что он чересчур благорасположен к мистикам из других традиций, но в этом отец Александр просто верен идее постепенного Откровения Бога в языческом мире, которое получило свое чистейшее и последнее воплощение в Сыне Человеческом.


men-propovedy


Начало Рождественского поста

Однажды святой Григорий Богослов, молясь в Константинопольском храме в праздник Рождества Христова, обратился к народу с восторженной речью, которую начал словами:

«Христос рождается! Выходите Ему навстречу! Христос сходит с Небес, чтобы нас поднять!»

Святитель Григорий был не только великим богословом Церкви, но и великим поэтом, слагателем церковных гимнов. Его слова: «Христос рождается! Идите Ему навстречу!» — полюбились жителям Константинополя, и каждый раз они их повторяли, и даже сложили песнопение, которое предваряет праздник Рождества Христова. С этого воскресенья мы уже начали петь эти ирмосы: «Христос рождается! Славите! Христос с Небес срящите», то есть «Идите Ему навстречу, готовьтесь к Его приходу». Начинается Рождественский пост, и мы готовимся к празднику Рождества Христова.

Но не нужно думать, что праздник — это просто приятное время, когда мы можем порадоваться, поздравить друг друга, утешиться в своих печалях! Нет, праздник Рождества Христова — это напоминание о том, что Господь пришел на землю умереть и страдать вместе с нами, чтобы каждый из нас получил жизнь вечную, чтобы каждый из нас приобщился к спасению. Этот праздник есть день выбора: кто–то принимает Его, а кто–то отвергает.

Для нас, принявших Слово Христово, подготовка к празднику есть приготовление к встрече самого Господа! Да, Он сам как бы вновь приходит на землю, чтобы посетить тебя в твоей жизни, чтобы спросить тебя о том, как ты жил, что ты привнес в сокровище своего сердца и своих дел. Христос рождается — идите Ему навстречу, готовьтесь к Нему.

Сам Господь много раз в различных притчах говорил о том, как люди должны готовиться к встрече. В Священном Писании у пророка Амоса есть грозные слова:

«Приготовься к сретению Бога твоего».

Это не означает, что надо готовиться к встрече только последнего Суда Божия. К каждому из нас Господь приходит сегодня, здесь. Приходит и требует от нас отчета так, как потребовал господин у своих слуг, которым дал таланты. Не надо думать, что притчи Господни содержат хоть что–то лишнее — в них каждое слово имеет значение.

Вспомним притчу о десяти девах. Они должны были ждать жениха, должны были стоять на страже. Но он медлил, и они заснули. Так и мы с вами: быть может, медлит Господь явить Себя — а мы духовно спим, когда надо быть на страже. Быть готовыми всегда! Потому что всегда, в любой момент Он может потребовать от нас отчета. Только тогда будет радостна эта встреча, если мы хоть что–то сделаем, хоть как–то подготовимся. Когда вы ждете дорогого гостя, как бывает печально, какое бывает у вас смущенье, если он приходит внезапно, а вы не успели убрать свой дом, не успели приготовить стол. Так бывает с человеком. Но когда мы ждем самого Господа, Который посетит нас, благословит и озарит нас Духом Своим Святым, — как должны мы приготовить «дом» свой, то есть душу свою, сердце свое, как должны мы его очистить! Может ли в это грязное помещение неочищенной нашей души войти светлый гость — Христос, Который рождается?!

И вот, дорогие мои, мне хотелось бы, чтобы Рождественский пост был для вас не только временем воздержания, а временем приготовления. Чтобы вы верили и надеялись, что в праздник Рождества Христова вы все ощутите Его действительное пришествие, Его близость, Его благодатную силу!

А пока будем готовиться и очищать свое сердце молитвой, покаянием, неустанно углубляться в Слово Божие — в Священное Писание. Будем бороться со всей нечистотой, которая есть в нашем сердце и в наших поступках, трудиться друг для друга, готовиться и внимать Господу! И каждый воскресный день будут звучать для нас слова, напоминающие о близости священного ДНЯ:

«Христос рождается — славите! Христос с Небес — срящите!» Готовьтесь идти Ему навстречу — грядет Господь наш!

Аминь.

7 декабря 1980 г.


В преддверии Рождества Христова

Итак, мы уже с вами вступаем в преддверие Рождества Христова. Снова ждем мы, когда зажжется рождественская звезда, снова, как будто это происходит сегодня, увидим глазами и Богомладенца, и пещеру, и пастухов, и волхвов, и все то, что окружает этот великий, дивный и радостный праздник.

Но сейчас еще Иосиф и Мария идут по дороге к городу Вифлеему. Час приближается. Матерь Божия с бременем устала от долгого пути, Она ждет, когда же наконец окажется Она в городе своего праотца Давида, в городе Вифлееме, где она сможет отдохнуть и где наступит великий час рождения в мир ее Сына, ибо ей обещано, что Сын ее будет Спасителем всего человеческого рода. И вот поздно вечером они входят на улицы города, идут в гостиницу, но там уже множество народа.

Они приехали сюда записываться по приказанию императора. Ни в одной гостинице нет места для Матери Спасителя мира. И тогда Иосиф, усталый и огорченный, стучится в дома, и никто ему не открывает, все двери заперты. Люди спят, и никто не хочет приютить усталую женщину и ее престарелого провожатого. Так встречает мир своего Избавителя и Искупителя. Он стучится в виде двух утомленных путников, а мир закрывает свои двери и окна. И только в хлеву для скота, куда пастухи всегда в ненастье загоняли своих овец, нашел пристанище Господь наш Иисус и Его Матерь — Мария.

Поскольку мы знаем, что пришествие Его в этот мир совершилось не только тогда, но совершается всегда, подумаем о том, как мы Его встретим? Нам горько смотреть на это зрелище, на тихий, робкий стук, на просьбы Иосифа и скорбное молчание Матери Божией. И отказ, отказ, еще раз отказ. А мы — сумеем ли мы принять идущего к нам Господа?

Он и сегодня вновь рождается в мир, который так же, как две тысячи лет тому назад, нуждается в искуплении, спасении и освобождении. Какими бы ни были великие достижения мира сего, он все равно страдает; у него нет ни мира, ни покоя. Он ищет счастья, но его не находит. И грех возрастает, и скорбь, и вражда, и ненависть. В те времена, по крайней мере, когда явился Господь, почти во всем мире не было войн. А теперь, мы знаем, что нет почти такого участка земли, где люди бы не воевали друг с другом.

Ко всем народам звучит голос Христа–Спасителя:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня».

Он стучится в дверь, Он стучится в каждое сердце, в мое и твое сердце.

Он стучится тогда, когда в нас просыпается дух молитвы. Он стучится тогда, когда мы встаем утром и чувствуем, что жизнь нам подарена, подарена кем–то, кого мы должны благодарить. Он стучится тогда, когда рядом с нами оказывается человек, нуждающийся в сочувствии, в поддержке, в помощи. Он стучится к нам и тогда, когда перед нами стоит искушение, когда мы должны выбрать свой путь. И Он нам тихо, почти что шепотом напоминает: вот настоящая дорога, выбери ее. И когда мы ошибаемся, когда нам становится горько, когда мы готовы возненавидеть себя — Он тоже стучится к нам в сердце, чтобы пробудить в нем покаяние.

Потому что только Он является нашим Спасителем, только Он может приобщить нас к Царству Божию, Царству Небесному, только Он может дать нам полное и настоящее, единственное счастье. Он, наш Господь Иисус.

Зажигается Его звезда, звезда над миром, и люди должны угадать ее среди множества звезд! И вот в далекой стороне волхвы, мудрецы, люди, овладевшие многими тайными познаниями, бросают все и пускаются в дальний и опасный путь, чтобы поклониться Младенцу. Ибо они знают, что никакая человеческая мудрость, никакие человеческие познания не могут заменить спасения, которое может дать только Бог! Вот почему они идут по этой дороге, идут за Вифлеемской звездой, и она их приводит к колыбели Младенца. И они находят там не какие–то особенные тайны, не какие–то особенные зрелища. Что же они находят, эти волхвы, познавшие всю мудрость мира?

Маленькое плачущее Дитя в пещере, где загон для скота. Но их мудрость была так велика, что позволила им увидеть в Нем Избавителя мира. Они поклонились и принесли Ему золото, ладан и смирну — потому что знали, что в этом крошечном Младенце сияет Дух Божий и Господне спасение, наконец, пришло в темный страдающий мир.

И мы с вами должны сегодня уподобиться пастухам, которые оставили свое стадо и пошли в эту пещеру. Уподобиться волхвам, которые оставили свою мудрость и пошли к Господу! Уподобиться всем тем, кто готов был Его принять. А те, кто крепко запер свои двери, кто не захотел внять гласу Божию, те пропустили драгоценный момент своей жизни, когда Господь звал, а они остались равнодушны. И как нам будет страшно и горько потом, ибо жизнь проходит, а мы не можем ничего сделать для себя.

Поэтому двери нашего сердца, глаза нашей души должны сегодня открыться. И мы должны сказать: Господи, Ты к нам идешь! И Ты идешь только ради нас, потому что Ты хочешь все наше испытать: и рождение, и болезнь, и скорбь, и смерть! Ты будешь среди нас — Человек среди людей. И вот ради этой Твоей бескорыстной любви мы должны открыть Тебе свое сердце. Открыть, чтобы Ты поселился в нашем сердце, чтобы Твой свет в нас воссиял — сегодня! завтра! всегда! В этой жизни и в вечности! И чтобы никогда огонь любви к Тебе в нас не угасал.

Аминь.


Рождество Христово

Дорогие друзья! Мне бы очень хотелось быть сегодня с вами, и вот я, хотя бы мысленно, хотя бы на расстоянии, хотя бы своим словом пытаюсь оказаться с вами за одним столом в этот день, который для нас всех является теплым, святым, семейным, торжественным. Днем осуществленного пророчества, днем, который символизирует для нас самое дорогое — что Господь приходит к нам, чтобы у нас здесь родиться. В этот день читаются слова из пророков — три главных пророчества. Я хочу вам их напомнить.

Первое пророчество о том, что имя рожденного Младенца будет Еммануил, «с нами Бог». На самом деле, если у нас нет сил, если у нас нет успеха, если у нас нет многого, о чем мечтают люди, к чему стремятся, на что надеются, но с нами Бог, то все равно мы тогда побеждаем. И человек всегда этого хочет, к этому стремится, даже не осознавая этого ясно: чтобы был с нами Бог.

Это мое вам самое задушевное пожелание в Рождественский день, чтобы вы хоть какие–то мгновения чувствовали, что Он с нами. Он приходит незаметно. Я очень люблю слова знаменитого мистика Мэйстера Экхарта: «В молчании Бог произносит Свое слово». И хотя жизнь наша очень бедна этим молчанием — у нас много шума, суеты, часто вполне необходимых повседневных занятий, — мы должны вырывать для этого молчания хоть немного, чтобы почувствовать, как Бог произносит в нас Свое Слово.

И тогда становится понятным, что же имел в виду пророк, когда говорил о том, что Избавитель придет тихо и незаметно, что Он не сломает надломившейся трости, не угасит льна, который уже дымится, курится и вот–вот погаснет. Тихо и незаметно. И результатом будет то, что есть в третьем пророчестве Исайи: «Лев ляжет рядом с ягненком».

В мировом, космическом, во вселенском масштабе — это только грядущее. Но вот вся тайна нашей веры в том, что она совмещает грядущее с сегодняшним, что Царство Божие — оно ожидаемо, и оно здесь. Поэтому эта метаморфоза — лев ляжет рядом с ягненком — эта метаморфоза будущего, метаморфоза преображенной твари, где уже не будет взаимного пожирания, есть также и символ иного состояния нашего духа.

И мы будем знать, что Господь к нам пришел, когда в нас утихнут хищные звери, когда прекратится внутренняя война, взаимное уничтожение и восстание темных стихий внутри нас. Вот это и будет мир в людях доброй воли, «в человецех благоволение».

Слова эти вам всем знакомы. Именно о них пели ангелы. Значит, Бог дает нам мир! Он посылает этот внутренний мир в самое средоточие бурной и накаленной жизни. Но Он посылает его не просто так, а человекам благоволения, людям доброй воли, то есть тем, кто стремится к этому, кто хочет, кто упорно стоит у двери и ждет, когда Он откроет и когда мы сможем сказать: «С нами Бог! Приди, Господи, к нам, будь нашим Гостем в этот Рождественский день».

Всех вас поздравляю, обнимаю, благословляю. До скорой встречи!

Поздравляю вас всех с праздником Рождества Христова. В этот день Церковь нам напоминает: Ангел сказал пастухам, что «родился сегодня для вас Господь, Который есть Спаситель Христос» [13]. Смотрите, какие слова: не просто «родился», а «родился для вас», то есть для всех нас! Рождение Христово значит, что Бог приблизился к миру и к каждому из нас, ко всем нам. Он пребывает теперь вместе с нами. Вот это знание, эту веру, это чувство, переживание сохраним все эти дни и как можно дольше; пускай вся наша жизнь будет нам радостью, даже в печали, когда мы вспомним, что родился для нас Господь Иисус.


Обратим сердце к Богу, и родится в нас Христос. Рождество Христово

Сегодня мы пришли, чтобы причаститься в день Рождества Христова. Конечно, Господь родился почти две тысячи лет назад. Но Он сделал так, что как бы рождается с нами здесь сегодня, Он приходит в этот мир, чтобы быть с нами, поэтому во время рождественской службы мы поем слова из пророка Исайи: «С нами Бог. Разумейте, народы, яко с нами Бог». Если Он с нами, значит, уже наша жизнь протекает по–другому, перед Его лицом! И подобно тому, как луч света, когда он падает в темную комнату, выхватывает все грязное, ненужное, лишнее — так сегодня свет Божий приходит в нашу судьбу, в нашу жизнь, в наше сердце — и все становится видно. И прежде всего видно наше самолюбие, эгоизм, черствость, неумение быть отзывчивыми, неумение быть подобными Богу, Который любит всех! Ведь «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф 5:45). Учитесь этому. Учитесь доброжелательности ко всему миру, к людям.

Если бы каждый человек нес в себе доброжелательность, то жизнь бы изменилась! Вы все это хорошо знаете. А у нас вместо этого постоянное озлобление. Мы недовольны всем, нам прежде всего бросается в глаза всякая отрицательная вещь! Мы полны брюзжания, притязаний. В собственной семье мы всегда стараемся командовать, главенствовать, настаивать на том, что «это мое право, мое желание». И поэтому мы несчастны. Мы несчастны, потому что нетерпеливы, невоздержанны, потому что мы не бережем любви, дружбы, не относимся правильно к своему труду, не относимся правильно к своим близким. Поэтому мы несчастны! Несчастны, потому что у нас нет любви. Не любящий никого человек — это несчастный человек, он подобен высохшему дереву.

Мы несчастны, а Господь нам предлагает счастье! Он говорит: «Блаженны нищие духом», то есть те люди, которые жаждут духовных даров. «Блаженны те, кто чист сердцем»; это счастье! — быть чистым сердцем. Наше сердце полно зависти, недоброжелательства, подозрительности, необузданных страстных чувств. Ведь у человека множество страстей, и страстей естественных, но он должен их держать под контролем, иначе все это вырвется, как огонь, как вода, превратится в наводнение, которое все сметает. Ведь не может человек жить без воды. Также и человек не может жить без переживаний, страстей, чувств. Но если вода выходит за свои границы, она превращается в вестницу гибели, и гибнут сотни, тысячи людей, разрушаются целые города. Так и наши страсти: стоит только выпустить их из–под контроля, как они начинают свое разрушительное дело.

Да, мы несчастны, потому что нам приходится врать, изворачиваться, говорить не то, что нам хочется! Мы несчастны, потому что у нас есть желание унизить другого человека. Мы постоянно страдаем оттого, что мы кажемся себе слишком ничтожными. Но может ли быть ничтожным человек, которого любит Бог! Никто не может быть ничтожным! Каждый из нас оберегаем, каждый из нас — дитя Божие. Как же мы можем быть несчастными? Мы об этом забыли! Забыли и потому несчастны!

Господи, прости нас, грешных!

Прости нас за то, что мы были неблагодарны Тебе, не ценили того, что у нас есть в жизни, не ценили своих близких, родных, мужей, жен, детей, друзей; мы не ценили небо, воздух, красоту мира, все те обстоятельства, которые давали нам раскрыться в жизни! Не ценили времени и поэтому были несчастны!

А Господь говорит: цените каждое мгновение! Потому и скрыто от нас то время, когда мы уйдем из этого мира, чтобы мы ценили каждое мгновение, жили этим мгновением! Вот это и называется «счастливая жизнь», это и есть полнота жизни. Тогда Бог будет не только где–то вдали, на Небе, — Он будет здесь, рядом с нами.

Рождество Христово. Оно нам показывает, что Бог может приблизиться к нам, что Он пришел к людям, родился в самой бедной, убогой обстановке для того, чтобы мы знали, что Он здесь с нами.

Господи, прости нас, грешных, что мы эту близость мало использовали для своей души.

У нас есть молитва; как мы молимся? Еле–еле! У нас есть таинства; как мы к ним готовимся? Очень плохо! У нас есть Священное Писание; как мы его читаем? Редко и невнимательно! Значит, Господь нам отдает Свое сердце, но оно как бы у нас валяется в небрежении!

Мы хотим быть блаженными и счастливыми, как Ты заповедал нам; но мы несчастны, потому что не умеем ценить того, что Ты нам даешь, не умеем беречь, не умеем благодарить, не умеем следовать за Тобой!

Господи, прости нас, грешных, за то, что к нам приходит уныние, тоска, душевное одиночество!

Отчего это? Оттого, что мы отдаляемся от Бога. Отчаяние — потому что мы отдаляемся от Бога. Скука, наконец, — потому что мы отдаляемся от Бога. Не может человек, который живет рядом с Богом, скучать, потому что все говорит ему о Господе. И если мы любим нашего Творца–Создателя, а через Него мы любим все, и мир, и людей, тогда все по–другому, и не может быть серости и скуки в нашей жизни. Это всегда ликование, всегда полнота — не ущербная жизнь, а полнота жизни. Ибо Господь сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). А где же наш избыток, когда мы еле–еле тянем бремя своей жизни.

Значит, будем сегодня просить у Господа прощения, потому что Он дал нам много! Он дал нам все! Он дал нам жизнь, наконец. Потому что сколько–то десятков лет назад этот храм стоял, но вас почти никого не было на свете! Вдумайтесь в эту мысль: что не было вас на свете, что ваша личность появилась по воле Божией. И вы получили от Него дар не просто жизни, а человеческого существования. Он нам все дал, и мы мало Ему отплатили, отблагодарили. Вы скажете: как отблагодарить Ему? Жить в любви к Нему. Он говорит нам в Священном Писании: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч 23:26 (церк. — слав.)). Только этого Он просит: дать Ему сердце. А раз отдали Богу сердце, значит, оно принадлежит уже и людям. Это и есть полнота жизни. И тогда мы живем по–настоящему. Сегодня праздник, сегодня Рождество Христово. Господь по милосердию Своему возвращает нам все через Свое прощение и благословение!

Господи, прости нас, что мы были так небрежны, недостойны и так плохо умели пользоваться Твоими дарами.

Господи, прости нас, грешных.


Источник: http://predanie.ru

(1139)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *