Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Святой мученик Орест

Мученик Оре́ст Тианский (Каппадокийский)

День памяти: 10 ноября


Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святой мученик Орест

(Достойно ли мы носим звание христиан?)

I.

Святой Орест, память коего совершается ныне, вместе с апостолами: Ерастом, Олимпом и Родионом, был врач тианский в Каппадокии и много пострадал во время гонения при Диоклитиане. Его истязали веревками и жилами, так что все тело его представляло одну сплошную рану. В продолжение 7-ми дней морили голодом и жаждою, потом вбили ему в пяты 20 гвоздей и, привязав к лошади, гнали ее с ним по полям и острым камням… И стяжал он за непоколебимость своей веры во время всех этих страданий вечное блаженство, о котором сам засвидетельствовал, когда явился ликующий святителю Димитрию ростовскому, писавшему в то время об его мученическом подвиге, и сам дополнил сказания о себе, объявив, что он «больше претерпел мук за Христа», чем это было известно его жизнеописателю, при чем показал и раны свои, которыми был изъязвлен за 15 веков перед тем…

Останки св. муч. Ореста были брошены в реку, но христиане успели извлечь их оттуда и предали погребению на горе близь Тианы.

II.

В истории страданий св. мучен. Ореста весьма примечательно следующее обстоятельство.

Когда св. Ореста спрашивали о его имени, то он назвал себя христианином, и долго не хотел сказать мучителю своего имени. «Имя христианин гораздо честнее и славнее всех имен в мире, говорил Орест. Если ты хочешь знать, то от рождения телесного я назван Орестом, а от рождения духовного называюсь христианином. Теперь ты поймешь, что рождение духовное важнее телеснаго, а потому имя христианин важнее, нежели Орест».

Есть люди, которые величаются своими титулами, но как они небрегут о своем имени христианина!

Между тем для христианина нет и не может быть ничего драгоценнее, как быть истинным христианином, т. е. достойно носить свое звание христианина. Итак спросим себя: достойно ли мы носим свое звание учеников Христовых? Можем ли мы быть подражателями в этом отношении истинному христианину, каков был св. муч. Орест, ныне прославляемый?

Не удивляйтесь этому вопросу, и не почитайте его необыкновенным. У нас звание христианина унижено, вменено в малое, предано забвению; но оно важнее всех званий и отличий в мире: ибо оно одно прославит или постыдит нас некогда пред лицем всего мира. Раб ли кто и находится в самой презренной доле: если он истинный христианин, то его ожидает престол и царство, с коими не могут сравняться все престолы земные. Властелин ли кто и правитель: если он не христианин истинный, то его ожидает такая тьма, такая бедность, такие узы, пред коими все темницы земныя, все лишения, скорби и казни человеческие суть малое только подобие.

а) Итак, еще вопрошу: христиане ли мы? Не спешите ответом. Нам очень хорошо известно, что мы все крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что по временам мы ходим в храм Божий и совершаем известное число поклонов и молитв, что раз в году, во время св. поста, являемся к исповеди и причащению святых таин, что мы не убегаем и прочих таинств и обрядов св. церкви: все это принадлежит к званию христианина; но все это одно не составляет еще истинного христианства. Ибо, исполняя все это, можно быть худым человеком, неверным супругом, мздоимным судиею, лукавым продавцом, вредным гражданином: можно ли таких людей назвать христианами? Нет, христианину как обещано чрезвычайно многое, так и требуется потому от него немалаго.

От христианина требуется, чтобы он не имел своей воли и своих правил, занятых от мудрости земной, или обычаев века, а следовал во всем воле Божией и правилам евангелия.

От христианина требуется, чтобы он, не поблажал своей падшей природе, не давал воли над собою страстям, а сражался с ними и побеждал их, отсекая всякое нечистое желание, уклоняясь духа гордости, роскоши и любостяжания.

От него требуется, чтобы он во всех действиях и при всех обстоятельствах своей жизни имел в виду не одно свое благосостояние, а первее всего славу Божию и благо своих ближних.

От христианина требуется, чтобы он, живя в мире, пользуясь дарами природы и искусства, плодами труда собственного и чужого, не прилеплял ни к чему сердца своего, был всегда готов все оставить, чтобы не потерять своей совести и своего спасения.

От него требуется, чтобы он не столько водился настоящим – видимым, сколько взирал на невидимое и ожидал грядущаго, приготовляя себя к мирному переходу, путем смерти, в вечность, к Искупителю своему и Господу.

От истинного ученика И. Христа требуется, чтобы он был превыше не только соблазнов, но и скорбей мира, чтобы вел явную и тайную брань с пороком, господствующим в сердцах сынов века сего, – чтобы всегда и для всех служил примером любви, смирения, благодушия, терпения, незлобия.

Вот требования от христианина! Требования необходимыя, без коих христианство останется праздным именем.

б) Теперь осмотритесь, братие мои, и ответствуйте: исполняются ли в вас эти требования и условия истинного христианства? Есть ли в вас те добродетели и святыя качества, без коих оно быть не может?

Можете ли сказать, братие мои, что спасение душ ваших для вас дороже всего в мире? что хотя половина, хотя третья часть времени и сил ваших употребляется вами прямо и непосредственно на усовершение себя в добродетелях, на приготовление себя к вечности, на покаяние во грехах ваших.

Блажен, кто чувствует в своей совести, что он не напрасно носит драгоценное имя христианина, что он старается быть верным последователем заповедей Христовых, что грех и страсти не владычествуют в душе и сердце его, что мир с его соблазнами не имеет для него прелести. Таковый благословен от Бога Отца, благословен от Бога Сына, благословен от Бога Духа Святаго. Таковый спокойно может пребывать в своем звании, каково бы оно ни было; спокойно может взирать на все, с ним случающееся, с твердою уверенностию, что верующим в Бога вся споспешествуют во благое: спокойно может ожидать своей кончины, которая приведет для него с собою награду за все труды и подвиги.

Но стократ злополучен тот, кто идет путем противным и, быв доселе предан суете мирской и страстям, не помышляет о своем исправлении. Каким бы счастием ни наслаждался он в этом мире, как бы ни были огромны его житницы, светлы чертоги, богата прислуга, многочисленны знаки почестей, пышны и велики титулы, участь его достойна слез и воздыханий; ибо все это нисколъко не спасет его от гнева грядущаго. Настанет грозный час, когда все, что забавляло, радовало, наполняло душу и сердце, разсыплется в прах и исчезнет как сон; и бедный грешник останется один с прокаженною грехом душею своею, и должен будет терпеть и страдать вечно.

III.

Памятуйте это, братие мои, и не попускайте ослеплять себя суетою и соблазнами мирскими. Сладость греховная обольстительна, но привременна и скоропреходяща; а вред, от нея проистекающий, вечен и ужасен. Добродетель, напротив, требует борьбы и подвига, но награда за нее несомненна и безконечна. Кроме сего, человек добродетельный и здесь уже находит покой в сердце и утешение в совести: а злочестивые и здесь страдают невидимо, и видимо редко не посрамляются напоследок.

Памятуя сие, будем тверды и непоступны в добродетели, хотя бы она и соединена была с лишением; станем отвращаться греха, хотя бы он обещал нам рай сладости. Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/6_17


Житие

Свя­той му­че­ник Орест жил в кон­це III ве­ка в го­ро­де Ти­ане в Кап­па­до­кии во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на и был зна­ю­щим и ис­кус­ным вра­чом. С дет­ских лет свя­той Орест был во­ис­ти­ну доб­рым хри­сти­а­ни­ном.

По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра в Ти­а­ну для борь­бы с хри­сти­ан­ством, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шим­ся в Ве­ли­кой Кап­па­до­кии, на­прав­лен был во­е­на­чаль­ник Мак­си­мин. В чис­ле пер­вых на суд к Мак­си­ми­ну был при­ве­ден Орест. Он му­же­ствен­но и от­кры­то ис­по­ве­дал свою ве­ру в Рас­пя­то­го и Вос­крес­ше­го Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Го­ни­тель пред­ла­гал свя­то­му бо­гат­ства, по­че­сти, сла­ву вза­мен от­ре­че­ния от Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, но свя­той Орест был непре­кло­нен. По при­ка­зу Мак­си­ми­на Оре­ста при­ве­ли в бо­га­тый язы­че­ский храм и вновь пред­ло­жи­ли по­кло­нить­ся идо­лам. Ко­гда он от­ка­зал­ся, 40 во­и­нов, сме­няя друг дру­га, би­ли свя­то­го му­че­ни­ка плетьми, пал­ка­ми, во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, за­тем пы­та­ли ог­нем. Свя­той Орест воз­звал к Гос­по­ду: «Бо­же, со­тво­ри со мною зна­ме­ние во бла­го, да ви­дят нена­ви­дя­щие ме­ня и по­сты­дят­ся». И Гос­подь услы­шал вер­но­го ра­ба Сво­е­го. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, идо­лы по­па­да­ли и раз­би­лись. Все бе­жа­ли из хра­ма; ко­гда от­ту­да вы­шел свя­той Орест, храм рух­нул.

Разъ­ярен­ный Мак­си­мин при­ка­зал за­клю­чить свя­то­го му­че­ни­ка на семь дней в тем­ни­цу и не да­вать ему ни еды, ни пи­тья, а на вось­мой день про­дол­жить му­че­ния. Свя­то­му вби­ли гвоз­ди в пят­ки, за­тем при­вя­за­ли к ди­ко­му ко­ню. Вла­чи­мый по кам­ням, свя­той му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду в 304 го­ду. Мо­щи его бы­ли бро­ше­ны в мо­ре.

Ко­гда мно­го ве­ков спу­стя, в 1685 го­ду, в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре один инок (Ди­мит­рий, впо­след­ствии мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, па­мять 28 ок­тяб­ря) пе­ре­пи­сы­вал с древ­ней ру­ко­пи­си жи­тие свя­то­го Оре­ста и, утом­лен­ный, уснул, ему в сон­ном ви­де­нии пред­стал свя­той му­че­ник и, по­ка­зав глу­бо­кую ра­ну в гру­ди, пе­ре­ре­зан­ные у лок­тей жи­лы и пе­ре­би­тые го­ле­ни, ве­лел до­пол­нить свое жи­тие, так как в древ­ней ру­ко­пи­си бы­ли опи­са­ны не все му­ки, ко­то­рые пре­тер­пел свя­той. Сми­рен­ный инок вы­пол­нил же­ла­ние свя­то­го му­че­ни­ка Оре­ста и вос­сла­вил Бо­га, Див­но­го во свя­тых Его.


Тропарь мученику Оресту врачу

глас 4

Удо́м усекнове́ние терпе́л еси́/ и о́гненную лю́тую му́ку, му́чениче,/ подви́гся, всесла́вне,/ венце́м я́ве увязе́ся нетле́нным, преблаже́нне,/ Престо́лу же предстои́ши Святы́я Тро́ицы,/ Ю́же помоли́, да спасе́т ны,/ му́чениче Оре́сте,// ве́рою пою́щим тя.

Перевод: Рассечения жил терпел ты и жестокие огненные пытки, мученик, подвиг совершив, всеми прославляемый, венцом ты истинно увенчался нетленным, преблаженный, Престолу же предстоишь Святой Троицы, Ее же умоли, да спасет нас, мученик Орест, с верой воспевающих тебя.


Источник: https://azbyka.ru/days/sv-orest-tianskij-kappadokijskij

(165)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *