Марина Бирюкова: Открылась девочке, спасла Россию

И вот, снова он близок, этот день: когда после Божественной литургии в храме в честь Казанского образа Божией Матери по улице Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) к старейшему в городе храму — Свято-Троицкому кафедральному собору — двинется многолюдный крестный ход с Казанской иконой. «Осенняя Казанская» — так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской (21 июля по н.с.) — днем обретения в Казани чудотворного образа. А с недавних пор 4 ноября — это еще и государственный праздник. День народного единства. Что же мы празднуем, какие события вспоминаем в этот день?


Начнем все же издалека. В 1552 году как раз в праздник Покрова Пресвятой Богородицы пало враждебное Руси Казанское ханство — войско царя Иоанна IV (Грозного) взяло Казань. 60 тысяч ранее захваченных татарами русских православных людей было освобождено из плена. Национальный состав города и его окрестностей изменился — в Казань потянулись русские люди всех сословий. В 1579 году в Казани случился страшный пожар: мусульмане увидели в нем «кару Аллаха», обрушившуюся на русских завоевателей. Но тем к пожарам было не привыкать, и они сразу принялись отстраивать свой город.

И вот именно тогда десятилетняя девочка Матреша увидела во сне сияющий образ Богородицы с Младенцем, и Сама Пречистая сказала Матреше, где надлежит искать Ее образ, скрытый в земле: во дворе стрелецкого сотника Данилы Онучина (или Анучина); в этом дворе и начался пожар. Отроковицу Матрену принято считать дочерью сотника Данилы, но это, скорее всего, не так. Автор исторической повести «Заступница усердная» протоиерей Николай Агафонов указывает нам на то, что Онучины — это дворяне, а Матрена, как свидетельствует очевидец событий, была дочерью «некоего мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную», то есть простого стрельца. Может быть, еще и поэтому ей не сразу поверили; казанский воевода князь Булгаков и архиепископ Иеремия не придали значения рассказу отроковицы и ее матери. Тогда мать и дочь на глазах соседей принялись копать сами — в месте, указанном Самою Пречистою. И вскоре действительно нашли икону, завернутую в рукав стрелецкого кафтана. Возможно, ее спрятали здесь православные пленники татарской Казани.

Весть о чуде мигом разлетелась по городу. На место обретения иконы прибыло духовенство во главе с архиепископом. Образ был торжественно, с пением перенесен в Никольскую церковь, а затем, после молебна — в Благовещенский собор, первый православный храм города. Во время шествия получили исцеление два слепца. Их имена — Иосиф и Никита — известны нам благодаря священнику Никольской церкви Ермолаю, в будущем — митрополиту Казанскому Ермогену, а с июля 1606 года — Патриарху всея Руси. Будучи казанским правящим архиереем, Владыка Ермоген написал «Повесть и чудеса Пречистой Богородицы, честного и славного Ее явления образа, иже в Казани» (именно ее мы процитировали выше) и составил службу Богородице перед Казанской Ее иконой.

Патриарх Ермоген — великий исповедник Православия, страдалец за Святую Русь; его твердость, его готовность к мученичеству, его высочайший нравственный авторитет, доверие русских людей к его слову были одной из главных причин того, что Россия устояла и пережила Смутное время.

В январе 1598 года смертью боголюбивого царя Феодора Иоанновича пресеклась династия Рюриковичей. Начался затяжной политический, духовный и социальный кризис, получивший название Смуты, или Смутного времени.

Смутой воспользовались как внутренние, так и внешние враги православного государства. Самозванец, удачно выдавший себя за трагически погибшего в детском возрасте сына Ивана Грозного Димитрия, получил от католической Польши и папского нунция войско и колоссальную поддержку. В разгар войны с Самозванцем скончался царь Борис Годунов; его 16-летний сын Федор, наследник престола, был растерзан бунтовщиками. В июле 1605 года московское боярство встретило Лжедмитрия в Москве как победителя и законного русского царя. Правда, царствование авантюриста было недолгим, его убили восставшие москвичи во главе с боярином Василием Шуйским. Шуйский стал царем, но власть его оказалась непрочной: народ Шуйского не принял. Вспыхнуло восстание Ивана Болотникова, бывшего холопа, человека фантастической судьбы, который общался в свое время с Лжедмитрием: тот назначил его своим воеводой. Самозванцы плодились, как зайцы в полях: на помощь Болотникову прибыли отряды «царевича Петра» (якобы внука Ивана Грозного), а на смену убитому Лжедмитрию I пришел Лжедмитрий II, он же Тушинский вор. Вслед за ним на Среднюю Россию набросились крымские татары. В 1609 году началась полномасштабная Русско-польская война. Царь Василий Шуйский был свергнут, так называемая Семибоярщина признала правителем Руси польского королевича Владислава…

Впрямь, казалось, что православной Руси, России настал конец; что поляки и шведы руками доморощенных авантюристов растащат ее на куски, отнимут у нее веру или она сама — без царя в голове — рассыплется на десятки разбойных «республик»…

Но Русь православная молилась перед своими святыми иконами, в том числе и перед чудотворным Казанским образом; а грамоты несгибаемого Патриарха Ермогена, запертого в темнице Чудова монастыря и сознательно умерщвляемого голодом (ему бросали только лошадиный корм — снопы овса) стучались в сердца русских людей.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года второе русское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выбило из Китай-города польский гарнизон, окончательно освободив, таким образом, Москву от поляков. Ополченцев вела в бой Сама Богоматерь в Казанском Своем образе. Это был список, доставленный из Казани.

Подлинник Казанской иконы не сохранился — в эпоху, когда подступила уже к горлу России новая смута, в 1904 году, он был похищен из Казанского Богородицкого монастыря и — то ли уничтожен, то ли тайно перепродан кому-то похитителем. Несмотря на это печальное обстоятельство, Казанский — один из самых любимых в нашем народе образов Пречистой Девы. Начиная с Казанского собора в Казани (1594 год), с Казанской церкви на углу Красной площади и Никольской улицы, построенной князем Пожарским в память о победе 1612 года, на Русской земле выросли тысячи и тысячи храмов, освященных в честь этого образа. В Саратове таких церквей было две: Старо-Казанская (на Старособорной, ныне Музейной площади) и Ново-Казанская в Солдатской слободке, или, как мы теперь говорим, на Улешах; она была освящена священномучеником епископом Гермогеном (Долганёвым) в октябре 1905 года. Старую Казанскую снесли в 30-х годах (сохранился лишь дом причта на Покровской, ныне улица Лермонтова). Новая, хоть и утратила храмовый облик, но уцелела: в ней устроили детский сад болто-заклепочного завода. В 1994 году здание вернули Церкви: сейчас это прекрасный храм, из ворот которого каждый год 4 ноября выходит Казанский крестный ход.

День народного единства, учрежденный в 2005 году как альтернатива революционному празднику 7 ноября, не очень-то привился пока в народе. Часто можно услышать: что это за праздник, какое единство, сплошной разброд, конфликт и недовольство… Но давайте помнить: тогда, в начале XVII века был вот уж разброд так разброд, причем кровавый! И все же показали русские люди свою способность объединяться ради спасения Отечества. Единство обретается непросто, да — но можно ли отчаиваться, если над нами по-прежнему образ Пресвятой Богородицы, открывшийся простой десятилетней девочке Матреше из Казани.


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/otkrylas-devochke-spasla-rossiyu

(104)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *