Протоиерей Владимир Долгих: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА НА ПУТИ К СВОБОДЕ ОТ ГРЕХА

О свободе сегодня говорят много, но часто не по делу.

Само понятие «свободы» в современном обществе стало настолько низким и пошлым, что большинство людей вообще потеряло способность хоть как-то мыслить свободу выше своего желудка. Мы не станем вдаваться в глубокие философские рассуждения о смысле и назначении свободы, а отметим лишь христианское понимание свободы от греха на основании некоторых размышлений святителя Феофана Затворника – человека, давшего немало практических советов для духовной жизни.

Если к словам святителя Феофана относиться не как к теоретическим рассуждениям, а как к конкретным наставлениям, то они могут иметь вполне прагматическую реализацию: «Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету свободы от них. Оживи чувство мучительства, и возгоришься досадою на них и желанием избыть от них. Но паче всего, исповедав немощь свою пред Господом, стой и толки в двери милосердия Его, вопия о помощи. Придет помощь! Воззрит на тебя Господь, и свет от очей Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность бодро вооружиться против страстей».

Нельзя обойти стороной и тему молитвы, где святитель также употребляет понятие свободы. Он пишет, что для нас спасительная и Богу приятная молитва может быть лишь та, которая идет прямо из нашего сердца. Свт. Феофан с осторожностью излагает свой взгляд и на то, как мы должны пользоваться готовыми печатными молитвенниками в своем домашнем правиле. Признавая их немалое значение для молящихся в тех случаях, когда в душе еще не создалось, так сказать, известного молитвенного настроения, святитель, однако, советует оставлять чтение по печатным молитвенникам, как скоро душа настроится на молитву, и рекомендует всецело отдаваться свободному течению своих молитвенных чувств. Мы видим, что, по мнению святого, христианская свобода должна проявляться и в таком субъективном и мистическом аспекте духовной жизни, как молитва. Для людей, привыкших строго регламентировать свою молитву конкретными правилами, рассмотренный совет святителя может показаться чем-то необычным, но если к молитве относиться не как к протоколу, а как к беседе с Богом, то его важность становится вполне понятной.

Хотелось бы отметить, что этот подход (полезный и для мирян) свт. Феофан применяет и в отношении монашеских правил: «Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних неких ощущений и особенно до сердечной теплоты, – правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило».

Мы видим и знаем, что владыка Феофан, как подлинный христианин, много времени уделял молитве, что и выразилось в его многочисленных рассуждениях на данную тему. Ни у кого не вызывает сомнения, что без богообщения невозможным является вообще какое-либо поступательное продвижение в духовной жизни. Продолжая эту мысль, святитель говорит, что необходимо «всяко действовать с полной свободой. Иной раз и все время молитвенное молиться своими молитвами по настоящей нужде; или такую молитву вставить в свое правило, в начале, середине и конце; или без слов, только чувство к Богу держа со взыванием: ‟Боже, милостив буди” или ‟Имиже веси судьбами, спаси”».

Здесь мы непосредственно подошли к свободе, понимаемой не иначе как власть человека над своими страстями или, в более аскетическом определении, как господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными. Такого состояния человек достигает с помощью сил души, той самой нематериальной сущности, которая, согласно святителю Феофану, сближает человека с ангельским миром и делает его по-настоящему свободным существом: «Существенное в ангеле и человеке, мыслящее, свободно действующее, себя сознающее, признается существом духовным; а на это, в учении о естестве души и ангелов, главным образом и настаивать должно».

Духовная свобода приобретается правильной жизнью. Эта правильная жизнь приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу, преподобным Богу.

Обратим внимание на упоминание свободы святителем Феофаном в его толковании на Послания апостола Павла. К примеру, в словах «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11) владыка говорит, что апостол указывает: всякий человек может быть истинным либо не истинным сыном Божьим по собственному произволению: «Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и не истинному сделаться истинным; потому что это заключается не в естественной необходимости, но в свободном произволении, от чего и происходят частые изменения».

Говоря о свободе от греха, святитель Феофан обращается к Первому Посланию к Тимофею и на примере страсти пьянства призывает освободиться от этого срамного греха: «Посему Апостол особенно предостерегает их от этого, всячески истребляя пьянство и желая, чтобы они были свободны от сей болезни и избегали происходящего от нее посрамления». Любому христианину известно, что подлинная свобода возможна лишь в Боге, ведь, идя к Нему, понуждая себя к аскетическим подвигам и молитве, человек всегда проявляет волевое усилие, а так как это волевое усилие, то оно всегда будет свободным. Отражая эту мысль, владыка ревностно призывает всякого человека выбрать спасительный путь: «Приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей, – раб ли ты, или свободный. Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, пишет бл. Феодорит, чтобы всех людей, и господ и слуг, сподобить спасения, уготовив их к тому, чтоб вместе со злочестием оставили и беззаконную жизнь».

Для обретения той истинной и подлинной свободы, о которой мы говорим, человеку необходимо помнить о добродетелях, ведущих нас к вожделенной цели: «Смиренномудрие и слуг соделывало лучшими, научая их, что рабство не причиняет вреда имеющим истинную свободу, и господ обращало к умеренности, вразумляя их, что нет пользы в свободе, если они не отличаются преимущественно верою».

Подлинная свобода может быть построена лишь на Том, Кто дал эту свободу человеку: «По себе заключайте и ο всех. Ибо вы, живя в лукавстве и злочестии и вовсе будучи лишены света боговедения, соделались близкими Богу, потому что Владыка Христос заплатил долг за вас, предав тело на смерть, чтобы вы, удостоившись звания, соделались святыми и свободными от всякого порока». Рассуждая о подвиге Христа, святитель Феофан пишет удивительные слова, которые раскрывают величие Божественной любви к падшему грешнику: «Господь Спаситель не только освободил нас от грехов (оправдал, снял вину греха), но и поставил в числе заслуженных и любимых. Он столько претерпел не для освобождения только от зла, но и для того, чтобы возвести нас к первоначальному состоянию, подобно тому, как если бы кто, освободив осужденного от наказания, возвел его еще в почетное состояние. Он поставил нас в числе не согрешивших ни в чем, или лучше, в числе не только не согрешивших, а и совершивших величайшие подвиги».

Современный мир декларирует свободу в плане вседозволенности, приводящей человека лишь к рабству греха. В таком понимании свободы человек приходит только к застою в духовной жизни, а постепенно и деградации. Нет ни одной альтернативы, за исключением христианства, которая могла бы даровать подлинную свободу, о которой мы говорим. Во все времена грех одолевал и одолевает человечка, нередко низводя его до подобия животного, руководствующегося слепыми инстинктами, и лишь спасительный подвиг Христа все изменил. Преемственность греховной жизни человека отражена святителем Феофаном Затворником в его толковании на Послание апостола Павла к Галатам: «Когда слышишь ο лукавом веке, то разумей под сим лукавые дела, растленную свободу. Для чего же Павел сказал: от настоящего века лукавого? Он сказал сие по общему употреблению слова у людей. Ибо и мы часто говорим: ныне худой был день для меня, – обвиняя не время, но дела и обстоятельства. Так и Павел, осуждая злое произволение, употребил общепринятое выражение, и показывает, что Христос разрешил вас и от прежних грехов, и поставил в безопасное пристанище от будущих».

Каждый человек должен, наконец, понять, что внешние, так сказать, свободы не могут быть самоцелью. С христианской точки зрения они являются лишь одним из возможных, но вовсе не обязательных условий достижения главной цели жизни – свободы духовной. Эти внешние свободы должны быть всегда ограниченными, чтобы быть действительно полезными. Без христианского духовно-нравственного критерия нет никакой реальной возможности правильно решить вопрос о внешних свободах. Этот христианский критерий – примат любви, жертвенной любви, над всеми прочими ценностями человеческой жизни. Христос – единственный, Кто явил пример величайшей любви к человечеству, взойдя за него на Голгофу, поэтому лишь только через усвоение спасительного подвига Господа можно обрести подлинную свободу. Духовная жизнь без борьбы со грехом, без стремления избавиться от рабства собственных страстей и заполненная лишь социальным служением, проектами и прочей внебогослужебной, внепокаянной деятельностью становится мертвой. Главная цель жизни христианина – поиск Христа и движение к Нему, а, если можно так выразиться, прагматическая аскетика святителя Феофана Затворника – хороший инструмент достижения этой самой цели.


Источник: https://pravlife.org/ru/content/prakticheskie-sovety-svt-feofana-zatvornika-na-puti-k-svobode-ot-greha

(86)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *