О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ ВКРАТЦЕ

Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением – потому что в этот день Бог явил Себя как Троица. Другое название этого праздника, которое мы встречаем в богослужебных книгах, – Просвещение. Господь, явившись на Иордане, просветил Собой весь мир. Ну, а самое известное событие, связанное с этим праздником, ежегодно совершающееся в православных храмах, – освящение воды.


Освящать воду на праздник Крещения в Церкви принято с V века. Причем в богослужебных текстах мы встречаем упоминание о том, что «днесь вод освящается естество», то есть освящается вся вода во всём мире. Но освящается не сама по себе, а именно потому, что по всему миру в этот день Церковь совершает древний чин.

Крещенская вода, как известно, обладает особыми свойствами. В первую очередь это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем пьющим эту воду и окропляющимся ею Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение».

Нередко эта вода не портится в течение всего года, а то и дольше, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время зацветает и становится непригодной для питья. О данном чуде свидетельствует еще святитель Иоанн Златоуст: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». Впрочем, бывает, что и крещенская вода зацветает. В таком случае ее следует вылить в непопираемое место. Не нужно видеть в этом какое-то предвестие несчастий. Однако, возможно, стоит и задуматься: не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни?

Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в нее серебряный крест и она тем самым ионизируется. По этому поводу есть такая, можно сказать, православная задачка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?» Ответ очевиден.

В советское время люди, жившие далеко от храмов, в день Крещения набирали воду из-под крана или из реки. И так как в этот день освящается вся вода на Земле – по вере этих людей Господь и такой воде подавал духовные свойства. Но если человек, имея возможность пойти в храм и поленившись это сделать, решит набрать обычной воды, конечно, такую воду нельзя считать крещенской.

В русской традиции вода освящается два раза – в Крещенский сочельник и в день Крещения Господня. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый, поэтому нет никакой разницы между водой, освященный накануне и в самый день праздника. Также совершенно неважно, в каком храме взята вода: ее святость, как и святость любого церковного таинства, не зависит ни от совершающего священника, ни от древности храма. Поэтому уж настоящим язычеством является мысль о том, что «вода в семи храмах сильнее», или подобные этому рассуждения, которые, к сожалению, приходится встречать.

Крещенской воды нужно брать столько, сколько необходимо, – чтобы хватило на весь год. При этом важно помнить, что эта вода – святыня и ее не следует добавлять в обычную пищу и уж тем более в ванную. Если вода заканчивается, ничего страшного не будет в том, чтобы разбавить ее обычной. И от количества здесь ничего не зависит: одна капля святой воды может освятить целое море.

Крещенскую воду принято пить натощак. При этом нельзя не заметить, что традиция эта совсем не обязательная. В службе праздника Крещения прямо сказано, что святая вода может приниматься в любое время, потому что «не из-за вкушения яств в нас нечистота, но от скверных дел наших: очистившись же от них, пием без сомнения сию святую воду». Если мы болеем или чувствуем нашествие каких-то страстей, нуждаемся в духовной поддержке, то независимо от того, поели мы в этот день или нет, крещенскую воду можно пить.

Отдельно следует сказать о традиции купания на праздник Крещения. Традиция эта довольно поздняя и Церковью никогда не поддерживалась. И, конечно же, нельзя проводить параллель между крещенским купанием и таинством Крещения. Это купание не «смывает грехи» и вообще не является духовно важным. Если человеку очень хочется зимой залезть в воду – что ж, Церковь не препятствует этому. Но нельзя забывать и о возможных последствиях. Купающиеся на Крещение совершенно не застрахованы от болезней, более того – известны даже смертельные случаи во время таких купаний. И, разумеется, нельзя купаться на Крещение в нетрезвом виде: это не только опасно, но и просто кощунственно.

Гораздо важнее в этот день побывать на богослужении, подготовиться к таинству Причастия, обратить внимание на свою духовную жизнь – словом, провести праздник, как и подобает христианам.

Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия телесного, душевного и – самое главное – духовного!

Подготовил иеромонах Афанасий (Дерюгин)

http://www.pravoslavie.ru/109958.html

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ ОБ ОСВЯЩЕНИИ ВОДЫ НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Днесь вод освящается естество. Днесь Сын Божий крещается в водах иорданских, не нуждаясь Сам в очищении, но дабы очистить от скверн греховный род человеческий. Разверзаются ныне небеса и слышит глас Бога Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный». Дух Святый нисходит на стоящего во Иордане Спасителя Мира, подтверждая, что именно Он есть воплотившийся Сын Божий.

Является явственно Святая Троица, открывается роду человеческому.

Освящаются воды Иорданские, вместе с ними все воды в природе, все водное естество.

Дается воде сила омывать не только тело, но и всю душу человека, возрождать всего человека к новой жизни через Крещение.

Освящается через воду и вся природа, ибо из воды состроен был мир и всюду проникает влага, оживотворяя все остальное в природе. Без влаги не могут жить ни животные, ни растения, проникает влага в каменья и во все места вселенной.

Освящаются воды, освящается через них вся вселенная, приуготовляясь к обновлению и возрождению для грядущего вечного Царства Божия.

Ежегодно в сей день проявляется Слава Божия, обновляя и подтверждая при Крещении Христовом совершившееся. Ныне снова разверзлись небеса, снова нисходит Дух Святый. Не видим то телесным оком, но ощущаем того силу. Освящаемые воды при совершении священнодействия изменяются, становятся нетленными, сохраняются многие годы. То могут видеть все, и верующие и неверующие, и мудрые и невежды.

Откуда получают то свойство воды? – То действие Святого Духа.

С верою их пиющие и мажущиеся ими получают облегчение и исцеление от немощей душевных и телесных, ими освящаются жилища, изгоняется сила бесовская, низводится благословение Божие на окропляемое ими. Через освящение воды благословение Божие снова подается всему миру, очищая его от совершаемых нами грехов и ограждая от козней диавольских.

Ныне Дух Святый нисходя на воды при погружении в них Креста Христова нисходит на всю природу.

Не может только в человека войти без его воли.

Раскроем же сердца и души наши к приятию Его и с верою из глубины души воззовем: «Велий еси Господи и чудна дела Твоя и ни едино слово довольно будет к пению чудес Твоих».

Из проповедей и поучений Архиепископа Иоанна Шанхайского


http://pravlife.org/content/svyatitel-ioann-shanhayskiy-rasskazal-chto-proishodit-vo-vremya-osvyashcheniya-vody-na

(157)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *