Слово в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (проповеди)

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась чудотворением в 1688 году. Сколь­ко уте­ши­тель­но­го за­клю­че­но в од­ном уже име­ни этой ико­ны — бу­дя­щем, укреп­ля­ю­щем ве­ру лю­дей в Бо­го­ма­терь, как в див­ную За­ступ­ни­цу, ко­то­рая спе­шит всю­ду, где слы­шит­ся стон стра­да­ния люд­ско­го, ути­ра­ет сле­зы пла­чу­щих и в са­мом го­ре да­ет ми­ну­ты от­ра­ды и ра­до­сти небес­ной. Ра­дуй­ся же веч­но Ты, небес­ная скор­бя­щих Ра­дость!


Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова)

Слово в день празднования иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим, – с такими умилительными и глубокосодержательными словами Святая Церковь от лица всех христиан обращается к Пречистой Деве Марии, научая и нас всегда прибегать под Ее Материнский покров.

Дорогие братия и сестры, счастлив человек, который имеет добрую, сердечную мать! Для него всегда готовы искренняя любовь, ласка, теплые задушевные слова. Около него всегда – добрый наставник, хранитель и руководитель его чистой, нравственной жизни. А какие теплые, пламенные и усердные молитвы возносят уста матери к Престолу Всевышнего за своего ребенка! Даже тогда, когда она расстается со своей жизнью, главная ее забота бывает о детях. В лице матери каждый имеет дорогое сокровище, драгоценнее которого на свете нет ничего. И напротив, люди, которые рано лишаются родной матери, вынуждены бедствовать, скорбеть, испытывая тяжкую долю в своей жизни. Таким несчастным мы сострадаем, называем их сиротами. Но, дорогие, Церковь ныне во всеуслышание говорит, что нет, не было и не будет у Бога сирот! Все живущие на земле имеют мать: дорогую, святую, крепко любящую и нежно заботливую, трогательно пекущуюся о нас с колыбели и до самой могилы; эта Мать – Царица наша Небесная.

При жизни Своей Она перенесла всю муку, все волнения, все заботы, весь крест материнства. Меч страданий не один раз проходил через Ее душу и не один раз причинял раны Ее чистому и непорочному сердцу. Она видела, как Сын Ее, сотворивший небо и землю, не имел где главы приклонить. Она видела глумления, оплевания, заушения и гонения на Божественного Своего Сына. Видела Она, как Он, Праведнейший и Святейший Ее Сын, людскою злобой был осужден на позорную казнь наравне с убийцами и грабителями. Видела, как Он упал под тяжестью Креста; видела Его на Кресте, когда на Ее глазах терновник на главе Страдальца из темного стал красным от Его крови. В эти ужасные минуты Она столько пережила, испытала и перечувствовала! Какие тяжкие душевные страдания Она перенесла! После же Ее славного Успения, когда Она со Своим пречистым телом переселилась на небо, все Ее страдания прекратились.

Ныне Матерь Божия восседает одесную Сына Своего; пред Ней, честнейшей Херувим и славнейшей Серафим, преклоняются все Архангелы и Ангелы на небесах и Ее славословят все верные христиане на земле. Но, переживая величайшую радость и испытывая неизреченное блаженство, которых мы и представить не можем, Она, тем не менее, помнит и не забывает страну плача и рыдания – землю, ибо в душе Ее глубоко и навсегда остались и запечатлелись воспоминания о пережитых и перенесенных Ею материнских муках. И эти воспоминания родили и закрепили в Ее сердце самую глубокую любовь к страждущим меньшим братиям и сестрам Ее Божественного Сына. Посему-то Она всегда с нами – где бы мы ни были и как бы ни жили. Она всегда готова оказать нам Свою помощь, облегчить наши страдания, влить утешение в нашу истерзанную, мятущуюся и горюющую душу и в Своих материнских объятиях успокоить, утешить, поддержать и ободрить нас. Нет отказа в Ее материнском сердце ни для какой мольбы, ни для какой просьбы! Даже более – Она, как нежная мать, торопится к Своим деткам, когда они скорбят, мятутся и погибают. И Она как Матерь Бога Всевышнего имеет благодатную Божественную силу, чтобы помогать нам.

Итак, дорогие, видите, есть у всех, живущих на земле, любящая, светлая, всемогущая Мать. Она – стена нерушимая, надежда ненадежным, Она – радость всем скорбящим. И когда вы страдаете, мучаетесь, когда вам поистине трудно и тяжело жить, когда вы находитесь на краю гибели, когда вы теряете надежду и впадаете в отчаяние, вспомните, что у нас, несмотря на всю грязь, нечистоту нашей жизни, есть крепко любящая Мать! Верьте, что лишь воззовете вы к Ней, как Она сейчас же придет, да и идет уже к вам с помощью, утешением, облегчением и спасением! Только позовите Ее, только скажите Ей со слезами, с упованием, с верою: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице! Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся! И не сомневайтесь, что Она, услышав ваш скорбный вопль, придет к вам, отрет ваши слезы, облегчит страдания и избавит вас от опасности, гибели, от злой тоски и уныния.

Однажды святой Андрей Христа ради юродивый был восхищен на небеса и видел славу святых, но не смог увидеть там Пресвятую Деву Марию. На вопрос, где же Она, Ангел, сопровождавший святого, отвечал ему, что Божия Матерь сейчас на земле, посещает больных и осушает слезы всех обремененных и угнетенных скорбями. Всех случаев заступления Богоматери невозможно и перечислить. Примером милости Царицы Небесной к нам может служить и нынешнее торжество – в честь иконы Ее «Всех скорбящих Радость».

Это было в XVII веке, в Москве: родная сестра патриарха Иоакима именем Евфимия тяжко занемогла, без всякой надежды на выздоровление. Все понимали, что ее недуг неизлечим, и потому поспешили напутствовать больную Святыми Тайнами к отходу в вечность. И вот, лежа на одре после причащения, Евфимия стала усердно молиться Спасителю и особенно горячо Матери Божией, говоря: «О всемилостивая Владычице моя, Богородице! Услыши меня, немощную, и помилуй скорбную, уже на одре смерти лежащую. Весь мир Тобою хвалится, и все приемлют неоскудные Твои милости; только я одна лишилась сей благодати Твоей и, конечно, приемлю достойное наказание по моим безмерным беззакониям. Но, о Всемилостивая! Не яростию, ниже гневом накажи меня, но призри благоутробно на сию лютую немощь мою и помилуй меня». И вдруг после молитвы своей слышит она голос: «Евфимия! Ты так долго страдаешь; почему же ты не прибегаешь к общей всех Целительнице?» Когда больная с изумлением спросила: «Где же мне найти такую Целительницу?», то голос отвечал ей: «Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Призови священника сей церкви с этим образом, и когда он отслужит пред ним молебное пение с водоосвящением, ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись же, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление имени Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени».

Узнав, что в храме Преображения на Ордынке действительно есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», Евфимия призвала священника с нею к себе в дом и по совершении перед образом молебна с водоосвящением получила исцеление.

Поэтому, дорогие мои, веруйте от всего серд­ца, от всей души, что Царица Небесная никогда нас не покинет, никогда нас не забудет, что всегда Она с нами – и в горе, и в радости; когда рождаемся и когда умираем; и здесь, на земле, и там, на небе. И для всех Она одинакова в любви и милости Своей – и для праведников, и для грешников, и теперь, и всегда, до скончания века. Ибо Она – наша Мать, неизменная, любящая и спасающая.

Поэтому будем же мы, дорогие во Христе братия и сестры, всегда на Нее, милосердную, с упованием и дерзновением взирать и, кланяясь Ее пречистому образу «Всех скорбящих Радость», смиренно едиными устами и единым сердцем с любовью воспевать, взывая: Радуйся, Заступнице усердная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Аминь.

1962 г.

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 

Господь сказал Своим ученикам: «Все предано Мне Отцем Моим». Что все? Весь мир сотворен Словом Божиим, через Слово. А Слово есть Иисус, Божественный Логос, поэтому все сотворено через Него. Как мы в Символе веры говорим: «Имже вся быша». Человек не может познать Бога, потому что Бог – Существо много выше его. Подобно тому, как ни одно животное не может познать человека; это недоступно его сознанию. Высшие животные, собака, корова, лошадь, еще могут знать человека. А низшие, какая-нибудь лягушка, – нет; просто изредка на нее что-то темное надвигается и на голову ей встает, а она не понимает, что с ней произошло.

Так же и человек – он не в состоянии познать Дух Божий, потому что в результате грехопадения сам лишился своей духовной жизни, отпал от Бога и постепенно стал превращаться в животное. Человек трехсоставен: у него есть дух, душа и тело. И чем больше дух оскудевает в человеке, тем он больше напоминает животное. Действительно, когда мы смотрим на людей, на их поведение, на их поступки, естественно приходит мысль: а может быть, и правда человек произошел от обезьяны, потому что дела его похожи на дела обезьяны. Почти ничто не говорит о том, что человек от Бога произошел.

Животное не может управлять своими чувствами – чувство голода у него возникнет, или чувство гнева, или ему захочется попрыгать. Трудно себе представить мартышку, которой вдруг захотелось бы попрыгать, но она сама себе сказала: нет, сейчас прыгать не время. Такую команду себе дать может только человек, у которого над его чувствами, над его душой есть еще нечто – дух. Но большинство людей, живущих на земле, управлять собой не в состоянии. Они стараются, наоборот, весь мир подчинить своим желаниям – то, что мне хочется, то я и стараюсь делать. И живя так, по-обезьяньи, человек очень быстро переходит в соответствующее состояние. Поэтому естественно, что Чарльз Дарвин решил: человек, наверное, произошел от обезьяны, ведь он во всем похож на нее, и внешне, и внутренне. И недаром эта идея родилась только в девятнадцатом веке, причем в конце, раньше такая кощунственная мысль никому не могла в голову прийти, потому что именно с девятнадцатого века начался массовый отход человека от Бога, от источника духовной жизни. И поэтому, конечно, человек стал деградировать духовно и превратился в свинью, в обезьяну, в тигра и так далее.

Но теперь, в двадцатом веке, мы наблюдаем падение еще более глубокое. Если взять какого-нибудь среднего москвича или жителя Казани или Самарканда и рассмотреть его жизнь, мы увидим, что обезьяна – существо, гораздо более высоконравственное. Она никогда не сделает такого, что делает человек. То есть, оказывается, падение возможно еще ниже: люди ушли из области звериной в область демоническую, они во многих своих поступках стали хуже животных, гораздо хуже. Животное очень трудно заставить есть какую-то гадость, которая ему вредна, а человек это делает и пьет напитки, которые его отравляют, делают его дураком, безумцем. Животное такого делать не будет, если только специально с помощью каких-то хитростей не пристрастить его к греховным занятиям. А человек так поступает сам. Это происходит оттого, что он отошел от Бога и удаляется все дальше и дальше, в бездну сатанинскую. Поэтому люди совершают иногда сатанинские дела, которые с точки зрения здравого смысла не имеют никакого объяснения.

И в древности случались всякие преступления, но они были как-то хоть целесообразны. Например, убить для того, чтобы ограбить, – это понятно. Или на большой дороге схватить, что-то отнять. У него есть, у меня нет – и я отнял. Это понятно. Но теперь мы встречаемся с такими поступками, которые никак нельзя понять. Вот едет человек в лифте и выламывает микрофон. Зачем? Этим микрофоном нельзя воспользоваться – значит, просто сломать. Или взять в подъезде и плюнуть на пол – поступок, совершенно непонятный с точки зрения здравого смысла. Зачем в своем доме делать грязь? Это не укладывается в голове. Даже кошка так не поступает, более примитивное животное, чем обезьяна. Кошка никогда не будет гадить там, где она живет, – только когда она оказалась в закрытом помещении и как бы вынуждена. А человек, который может космический корабль создать, на Луну полететь или сердце от одного к другому пересадить, – этот человек такие вещи делает. А причина – в уходе от Бога.

И вот однажды в середине человеческой истории Господь, сжалившись над человечеством, решил открыть Себя людям и послать в мир Своего Сына Единородного, Который родился от Пречистой Девы Марии, стал Иисусом Христом, вочеловечился, то есть Бог стал человеком. Зачем? Мы ведь знаем, к чему это привело: этого Бога возненавидели, оклеветали, оплевали, избили и распяли на Кресте за то, что Он пришел, – вот человечество какой благодарностью ответило на Его любовь. А Он пришел, чтобы человека соединить опять с Богом, потому что люди настолько удалились от Него, настолько свою духовность потеряли, что они Бога почувствовать своим духом уже не могли. Поэтому Бог принял на Себя плоть человеческую, чтобы люди, познав человека Иисуса Христа, через него познали Бога. Потому что Христос говорил так: «Я и Отец – одно».

И Он Своим ученикам говорил еще: «Все предано Мне Отцем Моим, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца; и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Своим ученикам апостолам Христос открыл, что Он есть Сын Божий и что, познав Его, они таким образом могут познать Отца; возлюбив Его, они возлюбят Отца; соединившись с Ним, они соединятся и с Отцом. И для каждого человека, живущего на земле, потерявшего свою духовность, появилась возможность вновь соединиться с Отцом Небесным, то есть пройти опять этот путь от глубин сатанизма к демонизму, потом к животному, далее к человеку и, наконец, войти в ангельский мир. Из той бездны падения, в которой человек оказался, вернуться снова к тому, к чему он призван по происхождению от Бога. Но это возможно только через Иисуса Христа.

Как это происходит? Господь основал Свою Церковь, которой дал Духа Своего. Поэтому каждый человек, соединившийся с Церковью, соединяется со Христом, так как Церковь есть Тело Христово. Соединяясь со Христом, с Его Телом, он тем самым соединяется и с Духом Божиим. Дух Божий поселяется в человеке, и тот начинает постепенно преображаться из демона и скотины в человека, а потом – в ангела.

Соединиться с Церковью скотина, конечно, не может. Мы не крестим ни быков, ни козлов, ни псов, потому что животное не может наследовать вечную жизнь. Поэтому прежде, чем соединиться с Церковью, человеку положено принести покаяние в своих грехах, во всех своих скотских поступках, то есть отказаться от скотской жизни. Для этого не надо никакой духовной жизни – просто нужно взять и сказать: я не буду пьянствовать, я не буду воровать, я не буду убивать, блудить, желать чужого, завидовать, хотеть того, что мне не принадлежит, а буду чтить отца и мать, буду знать Единого Бога и не буду поклоняться иным – лжебогам. Все очень просто, тут никаких сверхъестественных сил не надо – просто решить: я больше не буду скотиной.

И когда человек отказывается от всего скотского, он может приступить к крещению, которое и есть начало жизни духовной, то есть возрастания во Иисусе Христе. Поэтому если человек опять возвращается к своим прежним проступкам, духовное движение его сразу прекращается, он сам отлучает себя от Церкви. Допустим, если голодная собака утащила пачку масла, она не несет за это никакой расплаты, потому что она – животное. Но человек, укравший пачку масла, тем самым выводит себя из Церкви. Крещение его отныне как бы недействительно, оно уже перестает действовать как прививка дичка к плодоносному дереву Церкви Христовой, потому что он отсек себя от истинной виноградной лозы. И вернуться в Церковь он может только через покаяние.

Если человек осознает свой поступок, поймет, какая это глупость была, что ради пачки масла он лишился Царствия Небесного, придет в Церковь и скажет ей: прости меня; и если Церковь через священника его простит, он может опять соединиться с ней и опять начать новую жизнь – с нуля. Но тот период, который он прожил от крещения до этой кражи, будет вычеркнут. За это время человек мог духовно взлететь до небес – но он перечеркнул все, он с горы упал вниз. Как в детской игре, когда кидают кубик и передвигают фишку и вдруг, дойдя до какого-то красного значочка, падают вниз и начинают все сначала, – так же и здесь. И понятно, упав с горы, опять начать восхождение наверх гораздо тяжелее, чем с самого начала постепенно, но неуклонно идти вперед. Вот о чем эти слова, которые приводит Господь: Отца «не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Поэтому только соединившись со Христом, со всей Церковью можно прийти к Отцу Небесному.

И дальше Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали». То, что мы слышим в Священном Писании, выдумать нельзя, до этого вообще нельзя додуматься, это есть откровение Божие. И поэтому Господь, обращаясь к Своим ученикам, а через это слово и к нам с вами, как бы говорит: вы блаженны, вам можно позавидовать, вам дано такое учение, вам дана такая возможность, что от сатанизма и скотства вы можете стать человеками и ангелами; многие, кто жили до вас, страшно хотели бы это приобрести, а вам это дано.

Обращаясь к ученикам, Господь сказал: блаженны вы. И мы с вами можем достичь этого блаженства. А каким образом оно достигается, сказано во втором Евангелии, которое мы тоже сегодня читали. В нем рассказывается эпизод, когда Христос пришел в дом к двум сестрам, Марфе и Марии, и стал, по обычаю Своему, говорить о Царствии Божием. Мария села у ног и, раскрывши рот, Его слушала, а Марфа хлопотала по дому, готовила еду, постели, потому что был уже вечер. Ну и, конечно, она возмутилась: Господи, скажи ей, пусть она мне поможет; что же это я одна работаю, а она сидит, как будто делать ей нечего. И Господь сказал: «Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу». Все твои дела и заботы – это ничто по сравнению с Царством Небесным.

Все наши дела земные по сравнению с тем, что мы можем приобрести, есть ничто. Поэтому Господь сказал: «Мария избрала благую часть». Человек, который изберет эту благую часть, во главу своей жизни будет ставить слышание слова Божия. Господь, когда одна женщина прославила Его и Его Пречистую Матерь, сказал: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». Что значит хранящие? Большинство из нас как воспринимают слово Божие? В одно ухо влетело, а в другое вылетело и не оставило в нас никакого следа. Ну да, какую-то информацию мы умом приняли, запомнили, но это не значит хранить в сердце своем.

Хранить в сердце – означает принять сердцем, исполнить. Если в слове Божием сказано: «Молитесь за обижающих вас» – я уже тому, кто меня обижает, не буду выцарапывать глаза, не буду на него жаловаться всем подряд, а стану за него молиться. Вот если человек так поступает, значит, он принял слово Божие. А если он поступает как ему хочется, как ему нравится, как ему считается нужным и важным, то значит, этот человек не принял слово Божие.

Путь к Отцу Небесному идет только через Христа. Христос для того на землю и пришел, для того Церковь основал, для того апостолов научил, чтобы они передали нам это здравое учение, как из животного сделаться ангелом. И каждому человеку на земле такая возможность дана, потому что Священное Писание переведено на все языки мира и любой знает, где существует Христианская Церковь.

Каждый человек независимо от национальности, от возраста, от пола может прийти и научиться, начать путь восхождения, но большинству земные хлопоты представляются более важными. И так обычно хлопочет человек всю жизнь, а когда умирает, то терпит большой урон, потому что все его хлопоты земные оказываются абсолютно ненужными делами: ни уму, как говорится, ни сердцу и ни ближним. Человек более всего нуждается в пище духовной, потому что дух вечен, а тело временно, оно имеет конец. Вот поэтому Господь Своим ученикам говорит, что они блаженны. Они избрали эту лучшую участь, они Его слушали, Ему внимали. И хотя, конечно, многого не понимали, многого еще не чувствовали, но изо всех сил старались. Так вот, если и мы будем изо всех сил стараться, то и нам откроется Отец Небесный, и мы Его почувствуем, и мы от своей скотской жизни придем к жизни человеческой, а не будем только копить, чтобы потом что-то такое купить, на себя напялить и перед зеркалом крутиться – ну точно обезьяны. Как будто у нас других и забот нет, кроме: как я выгляжу, да как я чувствую себя, да как мое тело, в каком оно сейчас состоянии – больше ни о чем, только о теле да о внешнем виде.

Так мы и живем, к сожалению. А если мы хотим быть христианами, нам надо от этого отвращаться, иначе зачем тогда мы крестились? Какой в этом смысл, быть крещеным? Мы только подвергнемся из-за этого большему осуждению. Представим, что двое людей живут одинаковой грешной жизнью – этот живет в грехе, и тот живет в точно таком же грехе, только один крещеный, а другой не крещеный. Задачка такая: кто в аду будет ниже? Крещеный будет ниже, потому что с него спрос совсем другой. Он должен заповеди выполнять не естественные: не убивай, не прелюбодействуй – это сказано для людей-зверей; а человек-христианин должен исполнять заповеди сверхъестественные – даже мысли блудные в голову не принимать, не то что до дела доходить. Вот что Господь требует.

Если некрещеный человек дал взаймы десять рублей и пришел срок, он говорит: мы же до седьмого договаривались, верни мне. И все, квиты, греха никакого нет – дал десять рублей и вернулось десять рублей, не наварил ничего, процентов не взял, все по-честному. Ну а если крещеный человек дал взаймы кому-то тысячу рублей и имеет наглость требовать назад? Как так, ты же крещеный, ты такого права не имеешь. В Писании сказано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», но разве сказано требовать назад? Нет, назад нельзя. Это же трудней исполнить? Трудней. Поэтому для крещеного человека задача в его жизни более сложная, более возвышенная.

Господь говорит: если даешь взаймы, сразу про это забудь. Отдали тебе – хорошо. Не отдали – еще лучше. Избавляйся от жадности, избавляйся от сребролюбия, считай, что милостыню подал, и забудь про это дело, и будь спокоен, борись со своим гневом, не рассказывай никому, как тебя обманули, не кипи, если ты хочешь христианином быть. Докажи, что для тебя Царствие Божие важней, чем деньги. Докажи именно на деле, покажи Богу. А Бог видит не только твой поступок, но и те чувства, которые ты испытываешь во время этого поступка. Так покажи Ему, что твое сердце совершенно не жалеет этих денег. А если друга ограбили? Вот тут помоги ему и деньгами, и знакомствами – чем сможешь.

Вот этого Господь и требует. Понятно, что эта задача более сложная духовно. И тот, кто крестился и этого не выполняет, оказывается гораздо ниже того, который поступки и худшие совершает. Но он не крестился, он ничего Богу не обещал. А у тебя священник спрашивал: отрекаешься от сатаны? И ты отвечал: отрекаюсь. Потом священник спрашивал: отрекся ты сатаны? И ты говорил: отрекся. Что же ты делаешь тогда дела сатанинские? Значит, ты врал? Кому? Богу? А теперь что хочешь? Поэтому и существует такое понятие, как Страшный суд. И пока мы на пути к этому суду, нам надо стараться от своей грешной жизни избавляться, коли мы носим на себе крест и крестили нас во имя Пресвятой Троицы. Аминь.

Проповедь священника Иоанна Павлова

Икона «Всех скорбящих радость»

Скорби в нашей жизни неизбежны. В мире будете иметь скорбь, говорит нам Спаситель, но мужайтесь, ибо Я победил мир. Христос победил мир и царствующую в нем смерть, и это означает, что для верных Его последователей неизбежная для всех смерть теперь не страшна, ибо она открывает им вход не в ад, но в жизнь вечную. Поэтому все земные скорби христиане должны претерпеть мужественно и благодушно – ведь в конце их ждет вечное избавление и награда. Теоретически это всем понятно. Однако на деле часто случается, что нам не хватает мужества понести благодушно скорби, и мы начинаем в скорбях унывать или даже впадать в отчаяние. Когда это происходит, то где нам искать помощи и поддержки?

Многовековой опыт христианской жизни свидетельствует, что одно из самых быстрых и верных средств – прибегать к заступлению Божией Матери. Божия Матерь есть для нас небесная Заступница и скоро слышит обращенные к Ней молитвы. «Наша Богородица – говорит старец Иосиф Исихаст, – это Матерь милости, источник благости, и Благодать Ее успевает везде: лишь откроешь уста, чтобы призвать Ее, и Она сразу приходит как истинная Мать. Так вот, призывай Ее без всякого колебания и найдешь бесплатного помощника и врача в твоих скорбях».

Та истина, что Матерь Божия скоро помогает в наших скорбях, выразилась в названии многих богородичных икон, например: «Утоли моя печали», «Утешительница скорбящих», «В скорбех и печалех утешение», «Всех скорбящих радость». Прибегая с верой к Божией Матери, скорбящие получают радость даже и в том случае, если не избавляются сразу от своих скорбей, болезней и жизненных проблем. Ибо через предстательство Небесной Заступницы в скорбящую душу приходит Благодать Божия, а Благодать Божия сильна утешить человека даже посреди самых великих испытаний и бед. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что любая человеческая скорбь, даже самая большая, не имеет над христианином абсолютной власти, потому что осенение Божественной Благодати способно обратить даже величайшую скорбь в величайшую радость.

Как это может быть? Когда Благодать приходит в душу человека, тогда душа становится причастной той вечной жизни, над которой земной мир с его злом и страданием не имеет власти. Дух Святой со всей очевидностью тогда свидетельствует душе, что существует вечная жизнь и вечная радость и что эта жизнь и радость выше материального мира и не зависит от него. Человек получает тогда опытное и достовернейшее знание, что любые земные скорби кратковременны и неизбежно пройдут. И вот это знание дает человеку силы переносить все скорби. Преподобный Серафим Саровский говорил одному монаху, что если бы он знал, какую радость и блаженство уготовал Бог праведникам, то никогда бы не унывал, но даже если бы его келья была полна червей, поедающих в течение всей жизни его плоть, то он бы с радостью на это согласился, только бы не лишиться блаженной жизни в Царстве святых.

Итак, как бы тяжело нам ни было, никогда не надо отчаиваться! Будем молиться Божией Матери, и Ее благодатная помощь непременно придет. Ведь еще и потому Царица Небесная скоро слышит наши молитвы, что Сама Она испытала на земле бедствия и напасти, пережила много горестей и скорбей. Вспомним хотя бы события Христова Рождества: как ходила юная Мария по улицам ночного Вифлеема, тщетно ища пристанище, где Она могла бы разрешиться от бремени. Вспомним, как новорожденного Иисуса искал погубить злой тиран Ирод, от которого Мария с Младенцем должна была тайно бежать в Египет. Какой страх за Своего Сына Она испытывала, когда повсюду рыскали разосланные Иродом убийцы? Что претерпела Она, когда по дороге в Египет на них напали разбойники и хотели их всех умертвить? И позже, когда Иисус вышел на Свое служение, – ведь у Него было много врагов, искавших Его смерти. И конечно, для Его Матери это было источником непрерывного страдания и скорби.

А что пережила Она, когда враги осуществили свои угрозы и Ее Сын был арестован? Когда над Ним совершали неправедный суд, когда издевались и били? Что испытала Ее душа, когда озверевшая толпа кричала: распни, распни Его? Какую скорбь претерпела Она, когда Ее возлюбленный Сын в великих страданиях умирал на Кресте? Преподобный Силуан Афонский говорит, что скорбь Божией Матери при распятии мы постичь не можем. Когда Она стояла у Креста, Ее скорбь была безмерно велика, и если Она осталась жива, то только потому, что всемогущая сила Божия укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы после Вознесения оставалась на земле в утешение и радость новому народу христианскому.

Сама пронеся в нашем мире крест страданий и скорбей, Матерь Божия знает цену этим скорбям, знает, как помочь людям, которые пока еще должны нести земные скорби. Поэтому всегда, когда нам трудно, будем прибегать в молитвах к Царице Небесной. И мы увидим, что не останутся наши молитвы тщетными, но непременно придет к нам небесная помощь, рассеется мрак уныния и воцарятся в измученной нашей душе мир и тишина. Аминь.

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского)

Слово в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

«И Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк. 2, 35).

Эти слова, сказанные некогда святым праведным Симеоном Богоматери, сами собою приходят на память в нынешний праздник Божией Матери, всех скорбящих Радости, побуждая нас, братие и сестры, вспомнить, как Она сделалась Радостью всех скорбящих.

Не радоваться только суждено было Ей о Том, пришествию Которого, даже «издали видя, пророки и праведники радовались» (Евр. 11, 13; Ин. 8, 56), но и терпеть великую скорбь ради Божественного Сына Своего. Еще когда Она носила Его во чреве, Она не могла не мучиться в душе Своей от подозрений Иосифа, нареченного Ее мужа, доколе не открыта была ему тайна бессеменного зачатия Сына Божия. Затем в первые же дни земной жизни Ее Сына, будущего Избавителя Израиля, Она должна была бежать с Ним в Египет, прежнюю страну рабства Израиля. Когда Она принесла Его во храм, то святой Симеон сказал Ей о судьбе Божественного Младенца: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо; и Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления» (Лк. 2, 34–35). И действительно, вся последующая земная жизнь Ее Сына была для Нее исполнена скорби, которая как бы оружием пронзала душу Ее. Так, Она видела презрение, насмешки, хулы, гонения, воздвигаемые на Ее Божественного Сына, видела, как неоднократно пытались иудеи убить Его и как Он Сам не хотел прибегать к какой-либо человеческой защите. Когда, например, однажды Она, побуждаемая опасениями Своего материнского сердца, пришла с братьями Иисусовыми по плоти, «желая говорить с Ним», то Он, указав на слушавших Его слово, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 46–50). Истинное же училище скорби было для Нее в то время, когда Сын Ее распятый висел на Кресте, осмеиваемый первосвященниками, книжниками и народом, оставленный самими избранными Им учениками, кроме Иоанна, и когда Она с некоторыми другими женами стояла при Кресте Его.

Но, научаясь терпеть скорби от людей, Пречистая Богоматерь научалась в то же время и ходатайствовать за людей. Видя, как Сын Ее после крещения начал призывать всех в Свое Царствие, Она уже на браке в Кане Галилейской обращается к Нему с просьбой помочь хозяевам в случившейся нужде, говоря: «Вина нет у них» (Ин. 2, 3). Видя, как Сын Ее призывает к Себе не только «труждающихся и обремененных» (Мф. 11, 28), но с величайшею кротостию и долготерпением учит самих фарисеев и книжников, ослепивших свои духовные очи и ожесточивших сердца свои (Мф. 13, 13–15), Она и все это «слагала в сердце Своем» (Лк. 2, 19). Она видела, как Сын Ее на Кресте молился за распинавших Его, прося Отца вменить неведению, а не ожесточившемуся их сердцу совершенное ими злодеяние, и Она Сама научилась ходатайствовать за людей даже злых и ожесточающихся. Но как Божественный Сын Ее, претерпев «скорби смертельные» (Мф. 26, 38) и «победив мир» (Ин. 16, 33) с его злом, дал мир ученикам Своим и восхотел, чтобы в единении с Ним они всегда «имели радость Его, исполнену в себе» (Ин. 17, 13), так и Пречистая Матерь Его, после того как оружие прошло чрез Ее душу, сделалась для мира не только «в предстательствах непреложным упованием», но и «всех скорбящих Радостью».

Чему же научает нас, братие и сестры, эта история скорбей Божией Матери, испытанных Ею прежде, чем Она сделалась Радостью всех скорбящих? Тому, что и мы не должны считать скорби здешней жизни «приключением для нас странным» (1 Пет. 4, 12).

Если Она, Пречистая и Пренепорочная Матерь Божия, претерпела столь великие скорби во время земной жизни Сына Своего, то нам ли, непрестанно согрешающим и отступающим от Бога, можно думать, будто нам не нужны скорби для духовного блага нашего?

Посему и молиться Богоматери мы должны не столько об избавлении от житейских скорбей, которые должны научать нас терпению и возводить к духовному совершенству (Иак. 1, 3–4), сколько об избавлении от бед душевных, от грехов, от «страстей прилогов, смущающих нас»42. Начало избавления от этих бед полагается слезами покаяния, проливаемыми нами от сердца перед иконою Той, Которая родила «всяку слезу отъемшаго Христа». Поэтому-то и святая Церковь особенно напоминает нам об этих целительных для души слезах покаяния в праздники в честь святых икон Богоматери. «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души»43, слышим мы в песнопениях настоящего праздника. Конечно, Пресвятая Богородица есть «всех скорбящих Радость и обидимых Заступница и алчущих Питательница, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступница», однако не от этих внешних бед Она прежде всего желает избавить нас, напротив, более помогая в претерпении именно этих скорбей, Она является воистину «преподобных похвалою и страдальцев венчанием»44.
Вспомним хотя бы некоторых избранников Божией Матери, которым Она являлась, и посмотрим, когда Она являла им Свою помощь. Так, преподобный Иоанн Дамаскин сначала много претерпел от врагов Церкви, защищая святые иконы своими писаниями, лишился своей десницы, и уже после этого Богоматерь явилась утешительницею его, исцелив ему руку, дабы снова могла она писать в защиту святых икон. А еще впоследствии, когда отличавшийся большою ученостью преподобный Иоанн пришел в лавру святого Саввы Освященного, прося принять его в послушание, то сколько ему пришлось испытать? На него было наложено послушание весьма тяжкое ничего не говорить и не писать относящегося к науке, которую он хорошо изучил. И он беспрекословно повиновался, пока один брат не попросил его своими умилительными песнопениями смягчить скорбь по умершем брате. После того строгий старец, несмотря на просьбы других добродетельных иноков, совершенно отказался принять преподобного Иоанна к себе в послушание, разве тот исполнит тяжелую епитимию очистит своими руками все отхожие места в обители и вымоет нечистоты. Преподобный Иоанн беспрекословно исполнил все требуемое. И вот, после того как он столько был испытан и достиг чрез свое смирение столь высокого духовного совершенства, Божия Матерь явилась старцу и велела ему разрешить преподобному Иоанну воспевать и писать все, что захочет. Точно так же и преподобный Серафим сделался любимым избранником Божией Матери после того, как он весьма много претерпел в пустыне и от злых людей, и от демонских страхований, и от болезней, ибо чрез эти-то скорби дух его столь и воспламенился любовию к Богу, сделавшись еще на земле способным предвкушать небесные радости и видеть являющихся из горнего мира.

Научимся же, братие и сестры, и мы без ропота и уныния претерпевать очищающие нас скорби здешней жизни, ибо «несть радоватися нечестивым», – говорит Господь чрез одного из Своих пророков (Ис. 48:22, 57:21)! Самая вера наша чрез терпение скорбей сделается более твердою и молитва более дерзновенною, когда мы не будем видеть в скорбях что-либо случайное, но всегда будем прозревать в них научающую нас благодетельную Десницу Божию. Терпеливо ожидая «конца нашего терпения от Господа» (Иак. 5, 11), мы будем замечать, как, хотя бы после долгого времени, исполняются на нас слова Христовы: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам… да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:7, 11). И не только сами мы будем иметь в себе радость, но и сделаемся еще утешителями других. Ибо лишь тот может быть утешителем других, кто сам претерпел многие скорби и сохранил веру среди них; утешения же человека, не испытавшего скорбей, бывают недействительны, как для Иова недействительны были утешения друзей его.

Не будем же отстраняться от скорбей, хотя всегда будем, «многими содержими напастьми», молитвенно припадать к Матери Божией, чтобы Она во время этих скорбей «не вверила нас человеческому предстательству», укрепила нас, когда «терпети не возможем демонского стреляния», «моление наше полезно сотворила», и если бы не всегда благоугодно было Ей удалить скорбь временную, то среди самой скорби или после нее опять «радости наше сердце исполнила, как радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи»!45 Аминь.


42 Канон молебный ко Пресвятой Богородице, песнь 1-я.
43 Тропарь Богородице.
44 Канон благодарный ко Пресвятой Богородице, песнь 9-я.
45 Канон молебный ко Пресвятой Богородице, стихира по 6-й песне, песни 1-я и 9-я.


Источник: https://azbyka.ru/

(525)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *