Вопрос священнику. Новые ответы

На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова священник Василий Куценко.


— Здравствуйте, я хотел бы задать такой вопрос: сколько раз живет человек на земле по нашей православной вере? И есть ли об этом упоминание в Священном Писании или у святых отцов? Александр

Александр, согласно вероучению Православной Церкви человек живет на земле один раз. Земная жизнь является подготовкой к вечной будущей жизни. На это ясно указывают многие места Священного Писания. Например, Иов восклицает: Я знаю, — Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19, 25–27). Ветхозаветный праведник уверен, что итогом жизни является смерть, после которой возможно только воскресение для вечной жизни.

Также апостол Павел пишет: Человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9, 28). Здесь подчеркивается единократность жизни и смерти и ее связь с судом Божиим. Наиболее ярко это выражено в притче Спасителя о богаче и Лазаре (см.: Лк. 16, 19–31).

Многие святые отцы и церковные писатели, особенно раннехристианские апологеты, критиковали античное учение о метемпсихозе (реинкарнации), называя его языческими мифами и пустословием. Блаженный Августин, в частности, указывал на философа Порфирия, который вопреки мнению многих последователей платонизма отвергал учение о перевоплощении душ и говорил, что очистившаяся душа более не возвращается в другие тела. Блаженный Августин не исключал, что Порфирий мог прийти к такому выводу под влиянием христианства, с которым был знаком (см.: Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 10, гл. 30).

Испытавший большое влияние философии Платона христианский писатель Ориген первоначально склонялся к мнению о метемпсихозе, но в более поздних работах также отверг эту идею: «Допущение метемпсихозы, или перевоплощения душ, несовместно с кончиной мира, которую ясно утверждает Писание. Ибо если предположим, что всякая душа в течение нынешнего порядка вещей от начала и до конца мира воплощается не более как два раза, спрашивается: зачем она воплощается во второй раз? Затем ли, чтобы понести наказание за грехи первой жизни во плоти? Но если нет другого способа наказания души, кроме послания ее в тело, то очевидно ей пришлось бы воплощаться не два или три, а бесконечное число раз, и тогда уверению Св. Писания, что небо и земля мимоидут, нет никакой возможности получить свое исполнение» (Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 13, 1).

Могу рекомендовать Вам также ознакомиться с работой диакона Андрея Кураева «Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ», где наиболее полно разобран вопрос о том, почему идея реинкарнации противоречит учению Церкви.

Газета «Православная вера» № 02 (646)


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku.-novye-otvety0120

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *