Иерей Андрей Чиженко: Что нужно знать о Крещенском сочельнике и самом празднике Богоявления?

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КРЕЩЕНСКОМ СОЧЕЛЬНИКЕ И САМОМ ПРАЗДНИКЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

                                                                                                        

древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день – 6 января по старому стилю (19 января по новому).  Праздник этот носил название Богоявление, так как центральным его событием было явление Бога миру. Рождество Христово как воплощение Второго Лица Святой Троицы – Бога Сына в человеческое естество. И явление человечеству впервые в новозаветное время Святой Троицы во время крещения Спасителя на реке Иордан святым Иоанном Крестителем. Бог Сын крестился, Бог Дух Святой сошел на Него в виде голубя, голос Бога Отца был слышен с неба.

После выделения в отдельный праздник Рождества Христова в церковном сознании все равно эти два вышеупомянутые праздники воспринимались как нечто единое. Именно потому период от Рождества Христова и до Крещения Господня именуется Святками, т. е. одним беспрерывным праздником. А богослужения обоих праздников являются словно бы зеркальным отражением друг друга. Так, к примеру, Крещение Господне, как и Рождество Христово, имеет свой сочельник, который празднуется накануне (за день) до праздника. В данном случае 18 января по новому стилю.

Сочельником этот день назывался потому, что наши предки варили тогда сочиво – пшеницу с медом и ели только его. Пшеница издревле считалась символом Воскресения Христова, ведь зернышко имеет вид мертвого камня, как бы мертвого тела, но, упав в землю весной, оно изменяется и оживает, выбрасывая зеленый колос. Мед – символ райской Божественной сладости, которую вкусят праведники во Царствии Небесном.

По Уставу в этот день предписывается строгий пост. Практически до окончания вечернего богослужения (обычно – семь-восемь часов вечера) не вкушается почти ничего. Позже можно отведать сочиво и растительную пищу с елеем. Это однодневный строгий пост.

Церковь призывает нас последовать примеру великого постника и аскета, святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ведь именно он по Промыслу Божию, благодаря также своим сугубым аскетическим, постническим и молитвенным подвигам, сподобился лицезреть Святую Троицу во время крещения Спасителя в реке Иордан. Подобно ему, и мы должны несколько истончиться и очиститься, чтобы приблизиться к Богу – к святому празднику Богоявления.

В этот  день положены особые службы. Они словно бы углубляют нас в праздник. С утра служатся царские (великие) часы, на которых священнослужители читают евангельские зачала, посвященные празднику. После часов совершается короткая служба под названием «Изобразительны». После нее начинается Литургия святителя Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются паремии (ветхозаветные чтения, посвященные празднику). Поются специальные тропари. И далее служится Божественная литургия. По ее окончании совершается чин великого освящения воды.

Священник кропит ею храм и молящихся. После этого по Уставу можно испить новой крещенской водички, скушать просфору или укрухи (с церковнославянского – несколько ломтей хлеба) и даже выпить немного вина. Вечером 18 января совершается в храме великое повечерие, оканчивающееся литией, после нее служится утреня. По окончании богослужения можно пойти домой и потрапезничать. Пост же окончательно разрешается 19 января после Божественной литургии. Тогда же вновь служится чин великого освящения воды. И часто священники вместе с верующими крестным ходом идут на водные источники, чтобы совершить и там чин великого освящения воды.

Таким образом происходит благословение водоемов.

Именно поэтому праздник Крещения Господня, Святого Богоявления называется еще и Просвещением. Ведь происходит уникальная и беспрецедентная вещь. Во время того как с определенной молитвой священник погружает крест в воду, сам Господь входит в нее и сотворяет из нее некое иное и святое вещество, которое называется в Церкви великой агиасмой, что переводится с греческого как великая святыня. Это словно бы небесный огонь в жидком виде. Он просвещает всю Вселенную светом Христовым, светом Божества.

Станем же и мы, братья и сестры, причастниками этого Божественного света, этой великой святыни и возрадуемся вслед за Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном тому факту, что миру явился Бог – явилась Святая Троица для спасения всех нас.


О КРЕЩЕНСКОЙ ПРОРУБИ

                                                                                                        

на словно вершина айсберга народного менталитета, погруженного в глубину веков. И в этом чудном и древнем образовании своеобразно, даже химерно, переплетаются язычество и христианство: когда человек по форме христианин, а внутренне имеет языческое устроение, когда формальные зримые православные ценности пытаются поставить на службу язычеству. Как, например, у бабки, мольфара или колдуна дом увешан иконами, а в заговорах своих она или он вспоминают святых.

В чем же конкретно состоит язычество? В чем суть его, если говорить одним предложением? Потакать своим страстям да грехам. Вот в чем истинная его суть. Потакать своим страстям да похотям и обожествлять их, возводить их в разряд божеств, облачая грех в мнимую «святость»: блуд и похоть – в богиню плодородия; гордыню и властолюбие – в богов войны, доблести, чести; чревоугодие – в сакральные ритуальные пиры или, например, древнеславянские поминальные тризны.

Сейчас язычество празднует Рождество Христово без Христа, пытаясь превратить его в милый домашний праздник уюта и комфорта. День Всех святых католической традиции 31 октября пытаются превратить скорее в День антисвятых, наряжаясь чертиками да ведьмами. Рождество святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна путают с Иваном Купалой. И в день памяти великого постника и аскета пьют, прыгают через костер и жарят шашлыки.

А вместо Крещения Господня, вместо Святого Богоявления, когда миру явилась Святая Троица и Христос Своим Пречистым Телом освятил источники водные, празднуют некую «прорубь». Вместо Божественной литургии едут в другую сторону – в прорубь, а потом часто и водочки-то с морозца, и в баньку, и уже в полубессознательном состоянии домой.

Спрашивается: где здесь Христос? Удаль залихватская – прыгнуть в студеную воду есть. Полуязыческое отношение к волшебной силе воды, очищающей грехи, тоже есть. Чревоугодие и пьянство также часто присутствует. Но Христос где? Где Тот, Кто истинно очищает грехи человеческие? И нужен ли Он в сердце человеческом? Или требуется некий вещественный материальный акт – прорубь, водочка, яблочком или огурчиком хрустнуть, а потом уже в баньку, чтобы там уже вволю предаться удовольствиям.

Ох, как тяжко душе оторваться от земного, как тяжело переступить порог неба на земле – храма. Вроде бы и хочется отпраздновать праздник Крещения Господня, но с Богом так трудно начинать разговор. Легче баночку с водой на окошко выставить, чтоб она в этот день энергией зарядилась. Легче в прорубь, а потом водочка и банька, и сладкая нега, и приятное полузабытье. Зачем идти в церковь? Храм – это ведь болезненная хирургическая операция по удалению греха. Там все напоминает о том, что болен и мне нужен Бог, нужен Врач.

Ну, а если не хочется расставаться со своим грехом? Если устраивает болотце свое, ставшее родным.

Как в фильме Мартина Скорсезе «Молчание». Сегун говорит католическому священнику, отрекшемуся от Христа, о том, что люди привыкли жить в грязи и не хотят из нее выбираться. Они изо всех сил пытаются сделать хорошую мину при плохой игре и обойти заповеди Божии, усыпив главную свою занозу – совесть.

Я не против окунания в проруби как физического упражнения. Может, оно и полезно. Не мне судить. Но сначала в такой праздник у человека должна состояться его личная встреча со Христом, перед ним лично происходит Богоявление Святой Троицы. Перед каждым из нас. Вопрос только в том, захотим ли мы направить к Богу свой духовный взор. Нужен ли мне Бог, Который пришел меня спасти? И на этот вопрос надо, мне кажется, ответить предельно честно. И если заглянешь в себя, то увидишь ни много ни мало кучу мусорную и тяжкую хроническую болезнь греха. И от нее сам не избавишься. Только Господь может избавить от нее. Затем и в мир Он пришел. И явился всем нам.

Вот о чем, наверное, следует подумать в праздник Крещения Господня.


Источники:

http://pravlife.org/content/chto-nuzhno-znat-o-kreshchenskom-sochelnike-i-samom-prazdnike-bogoyavleniya

http://pravlife.org/content/kakie-tayniki-dushi-skryvaet-v-sebe-kreshchenskaya-prorub

(141)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *