Артем Перлик: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ И ЕГО НАСЛЕДИЕ

Важные аспекты жизни святого Василия

Святого нельзя понять вне его молитвы, вне его отношений с Богом. Василий хотел деятельного служения. Молитва тоже была его служением. Основная его молитва – литургическая. Из Литургии святого Василия Великого видно, что Церковь для него – новый мир, обновлённая вселенная, организм, Троица, собирающая всё творение во Христе.

Святой Василий не хочет, чтобы человек жил вне любви. Но любовь в Церкви не чувство, а сущность человека. Эта сущность в нас задана. Открывается и растёт она по мере духовной жизни.

Все служения, все дела исходят из Литургии, из молитвенного и та́инственного всеединства.

Помолившись на Литургии, мы должны выйдя из храма являть собой Литургию в мире, освящать мир полученной нами благодатью.

Василий Великий получил прекрасное образование. Учился он в языческой школе и прекрасно знал языческую культуру и философию. Он умел из неё брать то, что созвучно христианству, и отбрасывал всё остальное. Об этом беседа святого Василия «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений». Он сравнивает человека с пчелой, которая должна со всех цветов собирать нектар, а не яд (он тоже есть в некоторых видах цветов).

Василий – образец светлого мужества. Один нецерковный человек, глядя на икону Христа, сказал, что у Него мужественное лицо.

Последователи Иисуса тоже были людьми мужественными, по крайней мере, если вопрос касался веры.

Известен случай, когда от императора-арианина Валента к Василию приехал распорядитель и, угрожая наказанием, убеждал святого принять арианство. Василий же ответил, что император ничего ему сделать не может, потому что нельзя изгнать того, кто нигде не имеет дома, но всю землю считает даром ему от Бога, нельзя огорчить заключением в тюрьму того, кто внутренне свободен от страстей, нельзя лишить имущества того, кто абсолютно ничего своего не имел и не имеет, и если его, Василия, станут бить и убивать, то ему страшен только первый удар, ведь второго он по слабости здоровья уже не вынесет и умрет, то есть отойдет к любимому Христу.

Когда распорядитель передал слова святого Валенту, тот решил оставить Василия в покое, потому что с ним действительно ничего нельзя сделать.

Свобода от всякого обладания и владения даёт ему свободу быть искренним. Христианин не боится ничего потерять, ибо ничего и так не имеет.

Одна праведная христианка на допросах в НКВД, когда у неё требовали открыть место, где прячутся священники, говорила: «Я знаю, но вам этого никогда не скажу». А когда её избивали, она повторяла: «Всё равно не скажу. Вы тут начальства боитесь, друг друга боитесь, а я всех вас не боюсь!».

Интересно, что Валент вскоре приедет к святому Василию, войдёт в храм во время Литургии, но святой не прервет службу и не выйдет навстречу императору-еретику. Хотя Василий и понимал, что его за это могут убить, но никакого внимания не обратил на императора. Валента так потрясло бесстрашное поведение святого, что император упал в обморок. По просьбе Валента Василий помолился о его больном сыне, и тот получил облегчение в болезни. Тогда император окончательно оставил святого в покое.

Такое мужество нам даёт ощущение Христа. Это не бесстрашие, так как человек не может полностью освободиться от страха боли и смерти, но страх перестает доминировать над человеком. Помогает в этом молитва.

Старец Паисий Афонский говорит: «Если у человека недостаёт мужества, он должен просить у Христа: ‟Христе мой, я боюсь, но Ты дай мне мужества!ˮ».

Сила человека проявляется в его способности жить для других, быть для всех солнышком, потому что за этим стоит огромная борьба со страстями и врагом рода человеческого. Людям же, как правило, эта борьба не видна, они замечают только результат.

Как жить для других? Святой Алексей Мечёв советовал учиться расширять сердце для того, чтобы туда помещать боль людей. Он приводил пример: когда к нему приходили и жаловались на жизнь, а ему было скучно слушать, он заставлял себя слушать и принимать на себя боль других. Так сердце начинает жить ещё кем-то, кроме себя.

Своей одежде и внешнему виду святой не уделял никакого внимания вообще, так как вся его жизнь была служением другим.

Он страдал хронической болезнью кишечника, полученной, возможно, в юности, когда сильно постился и перепостился. Известно, что когда Василий с другом Григорием Богословом ушел на время в пустыню для подвигов, они строго постились, как и многие горячие юноши. Очевидно, в более зрелом возрасте они бы так не поступили. Но тогда им нужен был совет извне, что духовная жизнь строится не вокруг поста, а вокруг Христа и любви и служения.

Позднее один из них писал другому: «Я помню время, когда мы ушли в пустыню и предавались там посту и молитве, пока за тобой не явилась единственная настоящая человеколюбица, твоя мать, и не выгнала нас оттуда».

Один современный епископ в 14 лет решил служить Богу и стал есть одни помидоры. Он подорвал себе здоровье, всю жизнь мучается от язвы и предостерегает молодых от чрезмерного поста или поста без благословения рассудительного священника.

Святой много писал о богословии, разрабатывал богословскую терминологию. В это время еретики отрицали Божественность Святого Духа. Василий пишет трактат «О Святом Духе», где мастерски доказывает, что Святой Дух есть Бог, но при этом нигде прямо Его Богом не называет. Это он делает специально, чтобы еретики прочли и убедились в том, что он говорит. В этом священническая мудрость святого – не оттолкнуть заблуждающегося, но постепенно привести к истине. У афонских отцов есть по этому поводу такой пример: если рыба, заглотнувшая крючок, слишком норовиста, рыболов не должен резко дёргать леску, но осторожно тянуть рыбу к себе. Так же поступает и опытный духовник, когда видит, что к нему пришел человек страстный или гордого ума. Подобным образом ведут себя и некоторые жены по отношению к своим гордым мужьям.

Наследие святого

До нас дошло 28 бесед Василия Великого. Например, в беседе «О том, что Бог не виновник зла» святой говорит, что зло не имеет самостоятельной сущности и существования, оно паразитирует на свободной воле разумных существ, отклоняя их от Бога.

В беседе «Побудительной к принятию святого крещения» Василий, сам крестившийся в 26 лет, настаивает, что человек должен как можно скорее принять крещение, так как без него познание Бога невозможно.

В беседе «О том, что не должно прилепляться к житейскому…» святой утверждает, что единственное богатство человека – это душа и добродетель.

Цель христианской жизни, по Василию Великому, – уподобление Богу, совершающееся через причастие Ему.

Человек может познать Творца только Духом Святым. Поскольку Бог не имеет предела, то в будущем веке человек будет вечно познавать Его и возрастать в Нем.

Сейчас Святой Дух пребывает даже с недостойными, ожидая их освящения.
Именно Святой Дух есть совершенство добродетельных, а не их добро само по себе.

Причастие

Святой Василий Великий, как и многие другие святые, настаивает на как можно более частом причащении всех людей. В причастии нет разницы между священником и мирянином, но и тот и другой должны причащаться часто – несколько раз в неделю.

Святитель Василий Великий в одном из своих писем пишет: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?»
В другом письме на вопрос молодой девушки, как часто надо причащаться, он отвечает, что в Каппадокии причащаются 4 раза в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресение. То же он советует.

Для вечной жизни необходимо причастие. Оно должно предваряться очищением и добрыми делами. Причастие – пища вечной жизни. У причастника обновляется ум. Это помогает ему глубоко воспринять христианский взгляд на мир и жить им.

Почитание святых

Почитая святых, мы воздаём славу Богу. Прикасаясь к их мощам, мы получаем некую меру благодатного освящения.

За то, что мы чтим святых во славу Божию, нас ожидает великая награда.

Священнический совет

Василий Великий учит почитать всех иереев, но прибегать за помощью только к хорошим. Каков он – хороший иерей?

Согласно святому Иоанну Лествичнику: «Истинного пастыря укажет любовь».

Наставник должен также иметь дар рассуждения.

Каким образом приобретаются эти дары? Они приобретаются через послушание духовному человеку, который сам исполняет заповеди. Когда мы, прибегая за советом к такому духовному наставнику, получаем помощь и побеждаем страсти, то тогда и сами вскоре станем наставниками. Наставник образуется из послушника.

Человек должен на опыте изведать то, о чём он говорит. Нельзя говорить о Боге и духовной жизни такие слова, которые не исходят из опыта проповедника.

Святой Макарий Великий пишет: «Имеющие в себе Божественное богатство Духа, когда сообщают другим духовные словеса, преподают им как бы изъемлемое из собственного своего сокровища. А которые не собрали в сердечные сокровищницы сего богатства, источающего из себя доброту Божественных мыслей, и таин, и превысших глаголов, те, собрав несколько цветов из Писаний обоих Заветов, носят их на конце языка своего, или, став слушателями мужей духовных, хвалятся их учением, предлагая его, как свое собственное, и себе присвояя чужое произведение. И они доставляют другим нетрудное наслаждение преподаваемым, а сами, после беседы своей, оказываются подобными нищим; потому что каждое их слово как бы в собственность возвращается тем, у кого оно занято, сами же они не приобрели собственного сокровища, чтобы могли сперва сами им увеселиться, а потом и другим сообщить его с пользою. Посему, должно прежде испросить у Бога, чтобы в нас находилось уже истинное сие богатство, а тогда удобно будет прийти нам в состояние, и другим оказывать пользу и преподавать им духовные и таинственные учения».

Нас убеждают не слова, а благодать, присутствующая в словах. Именно за благодатью человек пойдёт, потому что благодать – это Бог. Благодать может явить человеку, как хорошо жить в Боге и жить для других.

Макарий Великий: «Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не приимет он участия в блаженстве иного мира».

Благодать, праведность, по Василию Великому, не зависят от сана. Человек может быть даже епископом и, как епископ, иметь возможность совершать Таинства, но его сердце может быть не преображено благодатью. Именно это часто отталкивает людей от Церкви – когда они видят христианина, который не преобразился, не имеет опыта благодатного освящения, не праведен.

От чего зависит освящение? От интенсивности жизни для других, покаяния, участия в Таинствах. Чем больше человек живёт для других, тем больше в нем Бога.

Макарий Великий: «Как в сей видимой церкви, если не будут предшествовать сперва чтения, псалмопения и прочее последование церковного чиноположения, то иерею не следует совершать самого Божественного таинства тела и крови Христовой; также, если и все церковное правило будет выполнено, но таинственной Евхаристии иереем не совершено, и приобщения тела Христова не было, то по церковному уставу священнодействие не довершено и служение таинства недостаточно: так разумей и о Христианине. Если преуспел он в посте, во бдении, в псалмопении, во всяком подвиге и во всякой добродетели, но на жертвеннике сердца его не совершено еще благодатью таинственное действие Духа, при полном ощущении и духовном упокоении: то все таковое чинопоследование подвижничества не совершенно и почти бесполезно; потому что человек не имеет духовного радования, таинственно производимого в сердце».

В. Н. Лосский рассуждает: «…Если епископ лично не стяжал благодати, если его разум не просвещён Духом Святым, он может действовать под влиянием человеческих побуждений, может заблуждаться в отправлении власти, дарованной ему Богом. Несомненно, он понесёт пред Богом ответственность за свои действия…».

По этой причине святой Василий Великий уверен: «Как телесные немощи открываем искусным в уврачевании, так и грехи – перед способными уврачевать их».

Церковь

Для Василия Великого и святых отцов Церковь – это все крещёные люди, а не только священники и монахи. Поэтому и свои нравственные правила святой Василий адресует ко всем христианам, всем, кто должен быть свят.

Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Ошибочно под Церковью подразумевать только иерархию – епископов, священников, диаконов или тех людей, которые работают в Церкви. Церковь – это весь народ Божий. Церковь являет себя тогда, когда она совершает Божественную Евхаристию вокруг своего епископа или священника, и каждый в Церкви имеет свое служение. И мирянин, то есть крещеный член Церкви, – это не статист. Мирянин – это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином – это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения. Служение мирян не менее важно, чем служение священнослужителя. И благодарить Бога нужно за то, что все больше и больше мирян вовлекаются в это служение».


Источник: https://pravlife.org/ru/content/vasiliy-velikiy-i-ego-nasledie

(104)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *