Проповеди в день памяти Вифлеемских младенцев

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

Проповедь в день памяти Вифлеемских младенцев

Ныне мы празднуем память четырнадцати тысяч святых мучеников младенцев, в Вифлееме избиенных, первых страдальцев за Христа. Они сами не знали, за что страдают, но их уже убили за Него, убили вместо Него: Ирод надеялся, что среди этих детей окажется Христос.

Память вифлеемских младенцев должна особенно почитаться всеми людьми, населяющими нашу страну, потому что нигде в мире не погибает во чреве матери столько младенцев, сколько у нас. Каждый четвертый убитый ребенок приходится на Россию, Белоруссию, Украину. Убивают самых беззащитных – еще не рожденных, находящихся в утробе матери, тех, которые не могут даже пискнуть в знак протеста.

Бывали и раньше на Руси всякие изуверства: старообрядцы некоторых толков, например, топили младенцев. Покрестят, а потом утопят – дескать, крещеный, ангельская душка, к Богу пойдет и мамку вымолит. Но таких случаев известны даже не тысячи – десятки, а сейчас счет идет на миллионы. Наша земля буквально пропитана младенческой кровью.

И страшно даже не только убийство само по. себе, а то, что оно стало обычным делом, к которому все привыкли. Некоторые медицинские кооперативы таким образом просто зарабатывают деньги: убить младенца стоит столько-то. В одну и ту же дверь женской консультации идут и затем, чтобы сохранить, и затем, чтобы убить ребенка. Притом это совершается людьми часто с высшим образованием, которые, может быть, считают себя весьма и весьма просвещенными. Страшно то, что некогда святая Русь превратилась в страну убийц, к тому же убийц, не сознающих, что они творят. Люди стали хуже зверей. Потому что звери обычно убивают не себе подобных, а других: медведь задирает кабана, олень может пригвоздить волка к сосне, а вот ворон ворону глаза не выклюет. У людей же давно, со времен Адама, в обычае убивать друг друга. Каин убил Авеля. Это случилось в первом поколении людей. Но вот до убийства своего собственного дитя надо было еще дойти. И над тем, чтобы воспитать человека, который считает, что убийство младенца – дело не только не ужасное, но нужное и полезное, потрудились многие: и философы, и врачи, и учителя, и политики, и мамы, и папы. Сколько аргументов против дитяти: нужно ведь сначала институт (теперь часто школу) кончить, или замуж выйти, или диссертацию защитить, или просто жизненные условия такие, что, дескать, нельзя иметь детей. Логичней всего, конечно, их убить.

В чем причина тех трудностей, которые мы как народ сейчас испытываем? Почему самая богатая в мире страна находится почти на грани нищеты? Горбачев, Сталин или Ленин виноват? Нет, это наказание Божие. Земля уже не выдерживает тех ужасных беззаконий, которые на ней творятся. Сейчас много говорят о возрождении России. С чего его начинать? Для того чтобы начать возрождать экономику, культуру, нравственность, надо перестать совершать самые страшные грехи. Страшнее детоубийства нет ничего. Мы должны перестать убивать собственных детей!

При этом вроде бы ртов появится больше. Конечно, но ведь пищу выращивает не колхозник и не фермер, а Господь. Крестьянин только сеет и жнет и пытается как-то сохранить урожай. А дает его, выращивает – Господь. Люди рассчитывают так: одного рожу, а семь не буду – и стану жить лучше. Потому что если бы я родил восемь детей, у меня было бы в восемь раз меньше еды и одежды. На деле выходит иначе. Кровь убитых младенцев падает на весь род убийцы. Дитя рождается, а над ним уже тяготеет преступление родителей – и от этого греха дети обычно становятся неуправляемыми. Поэтому с тем одним ребенком, которого оставили в живых, в семье намучаются больше, чем намучились бы с восемью. Сталина давно нет, а тюрьмы переполнены точно так же. Но если прежде можно было сесть «за здорово живешь», то теперь действительно совершаются страшные преступления. В наше время все стало ужаснее, циничнее. Уже школьники убивают друг друга какими-то зверскими способами. И причина не в плохом воспитании. Обычно ведь родители вообще не воспитывают детей. Ребенок формируется под влиянием своего окружения. Раньше люди были более нравственно здоровы, а кто окружает ребенка сейчас? Отец и мать – убийцы братика, сестренки. Приходит в гости тетя – тетя тоже убийца. Есть бабушка – и бабушка убийца. Все убийцы. Какие вырастут дети?

Что же делать? Значит, все потеряно? Нет, оказывается, всегда можно покаяться, исправиться, переосмыслить свою жизнь, начать ужасаться собственным поступкам и стараться как-то отойти от этого зла, хоть кого-то от него удержать. Ведь до тех пор, пока оно не прекратится, ничего хорошего на нашей земле и быть-то не может. И никакие экономисты не помогут. Потому что Бог нашу землю не благословит. Господь призвал человека к труду, призвал Адама плодиться, размножаться и наполнять землю. А у нас все идет против Бога: никто не хочет трудиться, все экономят за счет убийства собственных детей. Почти нет такой семьи, где эта проблема когда-то не вставала бы и не решалась путем убийства. Этих маленьких людей у нас убивают тоже за Христа. Их убивают, чтобы не исполнять заповедь Божию. Каждый ребенок, помимо радости – а дитя всегда радость, – это еще и труд, и ответственность. А никто не хочет трудиться и нести ответственность, поэтому, конечно, проще убить. Так возникает вражда человека против самого себя – вражда против Христа, потому что все создано Им. И мы созданы Богом существами двуполыми, способными к деторождению, для того чтобы наполнять землю радостью, трудом творческим и обильным.

В книге греческого митрополита Мелетия «Аборты» приводятся слова итальянского адвоката, сказанные еще сто лет назад: «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом обычным и абсолютно приемлемым». И с нами это произошло. Если в Америке по крайней мере половина населения активно выступает против этого преступления, то у нас никто никогда о нем даже не говорит. Вот в чем ужас.

Мы должны каждый на своем месте препятствовать злу; по возможности стараться отговорить всякого, кто замыслил его совершить; всегда об этом помнить, думать, обнажать свою совесть и держать свое сердце открытым для этого делания. И Господь покроет множество наших грехов. Мы можем спасти не одну жизнь. Поэтому не надо уставать говорить всем и каждому, особенно если у кого есть знакомые врачи, ибо многие из них в безумии своем не понимают, что они работают палачами. Надо молиться, чтобы найти нужные слова, как-то человеку объяснить и, если возможно, его остановить. Ведь вот приходит пятнадцатилетняя девочка в консультацию, и врач тут же, ни слова не говоря, дает ей направление на убийство ребенка. А если она возражает: «Да нет, я не хочу», с ней начинают спорить. У нас в приходе, слава Богу, много женщин, имеющих по несколько детей, и каждой приходится выдерживать целую битву с этими врачами, когда они буквально упрашивают, заставляют, угрожают, настаивают, чтоб мать убила свое дитя только по той причине, что их у нее уже два или три.

Многодетных ненавидят! Если женщина, которой дано такое право, подходит в магазине без очереди, то вся эта толпа убийц начинает кричать: «Нет, не давайте ей! Нарожали!» Надо было и тебе убивать так, как мы! Отношение народа к тому, кто этим преступлением не грешит, враждебное. Как же далеко можно зайти!

От чего происходит такое помрачение? На каждого человека влияет атмосфера общества, воспитует его – а у нас все пропитано, заражено грехом детоубийства. Поэтому надо уходить из мира – в Церковь. Только она может спасти, в ней по-прежнему та жизнь, которой научил людей Господь и апостолы. Только здесь можно противостать этому злу, сначала в своем сердце, потом и в семье. Правда, у нас очень мало сил. Вообще верующих в нашей стране, настоящих верующих, совсем немного. Считается, что их миллионы, но это не так. Большинство – это люди, которые «в душе» веруют, а на деле убивают детей и вообще делают что хотят. Поэтому нам очень трудно, мы одни против всего этого огромного мира, живущего по законам греха. Но нас может укреплять благодать Божия. И мы должны день и ночь молить Бога, чтобы Он даровал веру, вырвал нас из этого ада, показал путь и дал Себе послужить – хотя бы одного, двух, трех детей, братьев наших по крови и, может быть, в дальнейшем по духу, спасти от неминуемой гибели. Помоги нам в этом Премудрый Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и невинных четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. Аминь.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Святые младенцы, в числе 14,000 Христа ради избиенные

(Уроки из этого события: а) нужно избегать ослепления страстей, при которых человек доходит до ужасных преступлений; б) дети должны ценить слезы своих родителей и почитать их).

I.

Ныне память свв. 14,000 младенцев, Христа ради избиенных. Когда царь иудейский Ирод сильно разгневался на волхвов, приходивших поклониться Божественному Младенцу, по указанию звезды Его, приведшей их с востока, и не возвратившихся к Ироду с извещением о Младенце, но по бывшему им во сне откровению «иным путем отошедших в страну свою», то «послал он избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов и,желая таким образом истребить в числе других и новорожденного «Царя иудейскаго», возвещенного ему волхвами.

И тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет»… (Иерем. XXXI, 15).

Этих-то младенцев, Христа ради избиенных, бывших «начатками христианских мучеников», и прославляет святая церковь с древнейших времен.

II.

Размыслим, братие, о столь печальном событии и извлечем из него назидательные для себя уроки.

а) Первый урок тот, что в ослеплении страстей, чему подвержен был жестокий и властолюбивый Ирод и от чего всячески нужно хранить себя, можно совершить ужасныя злодеяния.

Трудно было бы поверить, братие, что Ирод, царь иудейский, совершил такое страшное злодеяние, если бы оно но подтверждалось не только евангельскою, но даже языческою историею. Как он мог решиться на такой поступок? Волхвы или мудрецы востока, руководимые чудною звездою, приходят во Иерусалим и спрашивают: «где есть рождейся Цар иудейский: видехом бо звезду его на востоце» (Мф. 2; 2). Вопрос смущает Ирода и весь Иерусалим, ожидавший тогда пришествия Мессии. Первосвященники и книжники иудейские, к которым обратился Ирод о месте рождения Христа, отвечали, что по предсказанию одного из пророков Христос должен родиться в Вифлееме. Всли бы Ирод мог сколько-нибудь разсуждать здраво: он понял бы, что тут совершается что-то сверх-естественное. Эта необыкновенная звезда, указывающая родившагося Младенца, это древнее пророчество о месте рождения Его ясно свидетельствовали, что здесь действует непосредственно Сам Бог. А что можно сделать против всемогущаго Бога? Но Ирод не разсуждает, Ирод слепотствует: он решается на борьбу с Богом, решается погубить Богомладенца.

Из-за чего все это? Из одного опасения, что родившийся Христос может лишить его – Ирода – царского престола во Иудее. Но Христос еще младенец, и много пройдет времени, пока Он возрастет; а Ирод уже стар, и может умереть гораздо прежде, как действительно и случилось.

Да притом Иудея находилась тогда под владычеством римлян, Ирод, царствовал в ней, как наместник римского императора. Чего же было опасаться Ироду, если бы даже вся Иудея возстала против него, объявив своим царем Младенца – Христа? Что могла сделать горсть иудеев против непобедимых тогда римлян? Но Ирод не разсуждает и слепотствует: он решается погубить Богомладенца. Как же он замышляет исполнить свое намерение? Сначала он думал совершить это обманом, тайно: он просит волхвов возвратиться к нему из Вифлеема во Иерусалим и разсказать, где они найдут Христа, обещаясь и сам сходить будто бы на поклонение новорожденному Царю иудейскому. Но когда волхвы, вразумленные свыше, не возвратились во Иерусалим: тогда Ирод не колеблется действовать открыто. Он дает повеление умертвить всех младенцев, имеющих не более двух лет, в Вифлееме и во всех его окрестностях, надеясь таким образом умертвить и Христа – Младенца. Страшное преступление совершено: четырнадцать тысяч невинных жертв пало, а цель Ирода не достигнута: Богомладенец спасен чудесным бегством во Египет.

Видите, братие, как ослепляют человека страсти и делают его безразсудным, а иногда и безчеловечным! Научимся же побеждать свои страсти или, по выражению св. апостола, «распинать» свою «плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Не дадим им усиливаться в нас до того, чтобы они возобладали над нами и увлекали нас по своему слепому произволу. Будем слезно просить помощи свыше в часы искушений. Будем заботиться, чтобы даже в минуты тяжких искушений сохранялся в нас разсудок и освещал нам ту бездну, в которую мы готовы устремиться: от многих падений и злодеяний мы удержались бы, если бы при искушениях умели возвышаться мыслию, умели опомниться и осмотреться.

бВторой урок, который мы извлекаем из евангельского повествования об избиении 14,000 вифлеемских младенцев, состоит в том, что дети должны ценить слезы своих матерей и вообще любовь к себе родителей.

Льются по повелению жестокого Ирода ручьи неповинной крови младенческой, текут горькие слезы. «Глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф. 3, 18). А больше всех плачут матери осиротевшия!

Кто может жалеть дитя так, как жалеет родная мать? Иаир просил Господа исцелить его умершую дочь, и Господь воскресил ее, жалея отца. А вдовица наинская, у которой несли хоронить единственного сына, уже и не просила Его. Господь без просьбы воскресил его. «Не плачь!» видно горьки материнские слезы!

А так ли, братие, дети любят своих матерей! Так ли поят, кормят, одевают и ласкают свою мать старуху, как она холила их, когда они были безпомощными младенцами? На этот вопрос страшно и стыдно отвечать. Бывают, правда, редкие, но ужасные случаи, что сын едва успеет достигнуть зрелаго возраста, уже забывает отца своего и матерь, и знать их не хочет. Сын напьется пьяный – на выговоры матери отвечает дерзостями, ругает бранным словом – это ее, свою родительницу, свою няньку, свою кормилицу, своего дорогого, своего милаго друга! Как на это поворотится у него язык!

Бывает, как слышно, – иной пьяный изверг поднимает руку на мать… И надо дивиться долготерпению Божию, если эта рука не отвалится, если гром небесный не грянет, если земля живьем не проглотит нечестивца! Но видно Господь ждет от них покаяния, хотя иногда страшно карает нераскаянных, то ужасною и мгновенною болезнию, то внезапною смертию, то какими-либо неожиданными бедствиями.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет», – заповедано в ветхом завете. «Иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет», предписывает св. пророк Моисей. Положим нынче это не исполняется, но ведь на суде Божием все, все вспомянется! Матерь Божия, Заступница рода христианскаго, не заступится за тех, которые огорчили мать свою. Господь Иисус Христос, праведный Судия, Который, и умирая на кресте, заботился о Матери Своей, с гневом изречет им: «идите от Мене проклятии во огнь вечный».


Источник: https://azbyka.ru/days/2019-01-11

(149)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *