Слово Патриарха: Неделя 25-я по Пятидесятнице


Об отношении Церкви к политической деятельности

В сегодняшнем апостольском чтении мы находим слова апостола Павла, написанные в тюрьме, в особо трудных для него обстоятельствах (см.: Еф. 4: 1–6). Он был схвачен без всяких на то оснований и направил свое послание ученикам, оставаясь в темнице. Слова апостола Павла помогают нам осознать и величие его личности, и красоту учения, которое он проповедовал. О чем человек может писать из тюрьмы? Например, попросить передать ему вещи или продукты, о чем-то похлопотать, как-то облегчить тяготы заключения. Но о чем пишет Павел из тюрьмы, оказавшись рядом со смертью? Вот его слова: умоляю вас, братия, будьте снисходительны друг к другу, будьте терпеливы и созидайте союз мира и любви.

Можем ли мы представить себе что-то подобное? Многие выдающиеся люди оказывались в заключении и писали там письма. Нередко это были призывы к продолжению начатой ими борьбы, некие политические прокламации; но только у апостола Павла мы читаем дивные слова о долготерпении и снисхождении друг к другу. Это послание помогает понять самую суть христианства. Церковь Божия не предлагает политических концепций, которые могут быть положены в устройство человеческой жизни. Она устраняется от тех сфер общественной деятельности, в которых кипят страсти, конкуренция, борьба, в том числе борьба за власть. Священнослужитель должен быть отстранен от всякого рода интриг и конфликтов внешнего мира. Это не значит, что он не должен уметь разбираться в людях, это не значит, что он должен быть безразличен к тому, какие силы берут верх в обществе, но нельзя, чтобы он душу свою отдавал на растерзание всех этих сил. Священнослужителю необходимо сохранять некую дистанцию, чтобы оказаться близким к любому – и к правому, и к левому, вне зависимости от политических взглядов.

Священник должен быть отцом для всех, а Церковь должна быть матерью для всего народа. Как мать призвана удерживать детей от дурных поступков, так и Церковь должна напоминать людям и обществу о том, что соответствует воле Божией, Его замыслу о мире, а что является опасным изобретением лжеименного знания и может привести к тяжелейшим последствиям в личной, семейной или общественной жизни. Такова миссия Церкви, и в ней нет ничего нового кроме того, чему мы все научены Спасителем и Его апостолами, в том числе святым апостолом Павлом.

Мы знаем, что стихии мира пытаются ворваться в церковную ограду. Все вы хорошо знаете, что сегодня происходит за рубежами нашего Отечества, какое колоссальное давление оказывается и на страну, и на Церковь нашу. Одно давление тесно связано с другим, у них одни и те же источники, за ними стоят одни и те же силы. Но мы как Церковь с 2000-летней историей хорошо знаем, что любое давление, проистекающее от человеческой неправды, преодолевается силой Божией и честной, мужественной позицией того, кто ему противостоит. И сегодня нам как народу особенно нужна консолидация сил, преодоление разногласий несущественных, второстепенных, таких, которые остаются на поверхности, не затрагивая глубинные интересы народа. Но там, где есть прямое соприкосновение закона и нравственности, где есть попытки закон государственный противопоставить закону Божиему, мы должны быть начеку и говорить: не делайте этого никогда, ничего доброго не получится. Потому что Божий закон превыше любого человеческого закона, и появление законов, которые подталкивают к деяниям, противным воле Божией, всегда оборачивается крахом как для тех, кто эти законы создавал, продвигал и утверждал, так и для тех, кто этим законам следовал.

Из проповеди после Литургии
в кафедральном соборе Христа Спасителя
г. Калининграда, 8 декабря 2019 года

О религиозном воспитании детей

Иногда меня спрашивают, в том числе журналисты: а когда вы себя почувствовали верующим? когда вы пришли в храм? Я отвечаю: не помню когда. По всей вероятности, в том возрасте, когда я еще себя толком не осознавал, и я благодарю своих родителей за то, что мое воспитание началось с самого раннего детства. Обращаясь сегодня к родителям, к православным людям, я говорю: ни в коем случае не откладывайте религиозное воспитание ваших детей, не ссылайтесь на возраст или на состояние здоровья!

Некоторые говорят: ребенок еще слаб, чтобы вести его в храм. Приводить ребенка в храм следует в любое время, если это физически возможно. И чем раньше начинается воцерковление личности, тем сильнее ее религиозность, а значит, тем сильнее убеждения, в том числе нравственные, которые формируют личность, делают ее сильной, не приемлющей зла, открытой к добру. Ту самую личность, которая является общественным идеалом. Нельзя сформировать такой общественный идеал, не занимаясь воспитанием с детства, и в первую очередь это относится к религиозному воспитанию, к воцерковлению детей.

В определенном возрасте наступает перелом, и младенец становится отроком или отроковицей. Появляются некие чувства, которых не было в раннем детском возрасте, человек делается очень восприимчивым к влияниям извне. Этот возраст мы называем переходным и считаем очень сложным, но он может быть совершенно не опасным, если всё заложено в личности с самого раннего детства, если заложено определенное мировоззрение и, что самое главное, сформирован духовный опыт. Если ребенок знает, что такое храм, что такое причащение Святых Христовых Таин, если он с радостью идет в церковь на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его мироощущение, его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией, которая изливается на младенца при посещении им храма.

Вот почему приведение детей в храм – это одна из самых главных задач воспитания младенцев. Если мы хотим, чтобы нам на смену пришли люди целостные, крепкие духом, мужественные, сильные, любящие тех, кто их окружает, и, самое главное, любящие родителей, любящие Отечество свое, мы должны помнить: религиозное воспитание, посещение храма, действие Божией благодати являются надежными факторами, обеспечивающими такое становление человеческой личности.

Из проповеди в Успенском соборе Московского Кремля
в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,
4 декабря 2019 года

О соединении разума и веры в одном человеке

Святитель Филарет был действительно совершенно особой, уникальной личностью, обладавшей выдающимися умственными и духовными силами. Господь призвал его к высокому служению архипастыря града Москвы в то самое время, когда под натиском западного рационализма от всякой церковной жизни, тем более от богословия, отрывалась мысль рациональная, когда пролагались границы между наукой и верой, когда значительная часть нашей интеллигенции, именуя себя православной, практически отреклась от Бога и от Церкви. И святитель бросил вызов наметившейся тенденции отделить знания от веры, жизнь образованного общества от Церкви, ибо никто, даже самый критически настроенный в отношении Православия человек, в тогдашней России не мог не отдавать должное его глубочайшим энциклопедическим знаниям, его высочайшей образованности и культуре. Святитель Филарет был первым, кто в нашей Церкви и в нашей стране удостоился ученой степени доктора богословия. Но на этом не остановилось его восхождение от силы к силе. Научное сообщество России осознало, что присутствие в Академии наук столь выдающейся личности просто необходимо для самой академии, и святитель Филарет становится академиком – вначале почетным, а потом и действительным членом.

Все это свидетельствует о том, как сила разума, сила образования, сила веры, сила благочестия могут объединяться в одной личности. А ведь одним из самых существенных противоречий нового времени, вплоть до наших дней, является если не прямой конфликт, как в XIX веке, но все-таки недопонимание, а иногда и напряженность между верой и знанием. Но это противоречие снимается в личности святителя Филарета – энциклопедиста, замечательного ученого и одновременно великого пастыря, аскета, молитвенника, Божиего угодника.

Святитель Филарет соединяет то, что силы зла пытались разделить, нередко в полной мере добиваясь своего. Мы знаем, что люди знания часто взирают на веру высокомерно, подвергая ее критике, более эмоциональной, нежели рациональной. А ведь невозможно подвергать идею Бога рациональной критике, потому Бог вне и выше всякого человеческого разума. Если мы к Богу применяем критерий разума, мы встаем на путь ложной методологии и ничего не достигнем. Только чистые сердцем Бога узрят (см.: Мф. 5: 8), в то время как у людей, прославившихся в сфере науки, нередко развивается чувство собственного превосходства над другими, чувство гордости, которое мешает с чистым сердцем обратиться к Богу. Но святитель Филарет являет нам дивный пример человека, соединившего в самой своей личности энциклопедические знания, глубокую веру и полную посвященность в служение Господу.

Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя
в день памяти святителя Филарета Московского,
2 декабря 2019 года


Источник: http://www.pravoslavie.ru/126236.html

(63)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *