Войти в ледяную воду покаяния

На «простые вопросы» об исповеди и причащении, которые для многих оказываются совсем не просты, отвечают священнослужители Саратовской епархии.


Как исповедоваться в первый раз, что нужно сказать священнику?

Отвечает священник Дионисий Каменщиков, настоятель храма святого пророка Божия Илии на Ильинской площади г. Саратова:

Первая исповедь очень похожа на купание в ледяном источнике. Опытные паломники знают: чем медленнее заходишь в воду, тем тяжелее это сделать. Нечто аналогичное происходит и с человеком, который решил покаяться, но постоянно откладывает свой приход на исповедь: чем больше он колеблется, тем сложнее решиться. Так что первое правило здесь такое: нужно действовать решительно и безотлагательно.

Не следует излишне размышлять над тем, как и что будет сказано вами священнику, что вы будете делать, если батюшка спросит о том и том. Нужно просто довериться Богу и подойти исповедоваться, а дальше Господь Сам все управит.

Необходимо помнить, что Бог есть Любовь — не каратель и не мститель, а любящий Отец, который, как это показано в притче о блудном сыне, ждет возвращения Своего чада из далекой страны в отеческий дом, готовый его принять и дать самое лучшее.

Нужно понимать, что придется отринуть ложный стыд и исповедовать свои тайные грехи, пусть даже это будет очень непросто. Наша природа повреждена грехом, и нужно потрудиться, чтобы вернуть изначальный порядок вещей, когда нам станет стыдно грешить, но не стыдно каяться, а не наоборот.

Нельзя забывать о том, что покаяние предполагает твердую решимость переменить свою жизнь — прежде всего внутренне. Исповедь — это основа покаяния как процесса изменения сердца, души, всего человека и обращения его к Богу.

И, наверное, последнее из основного: когда человек впервые идет на исповедь, лучше, чтобы кто-то из знакомых порекомендовал ему священника — если, конечно, есть такая возможность. Батюшку лучше предупредить, что вы исповедуетесь в первый раз. Прийти на исповедь лучше вечером и не в большой церковный праздник, чтобы никто никуда не спешил.

В завершение хочется пересказать одно краткое повествование из творения преподобного Никодима Святогорца «Книга об исповеди». Оно называется «Страшная история». В одном городе жил некий юноша, который состоял в любовной связи с блудницей. Родители и друзья уговаривали его прекратить эти отношения. Наконец, молодой человек решился исповедоваться. Написал на листе бумаги все свои грехи и отправился к священнику. На полпути он вдруг решился зайти в последний раз к этой женщине — и там его через некоторое время нашли убитым родители. Другой воздыхатель, который был в то время у блудницы, убил его одним ударом. В складках одежды мертвого юноши обнаружили листок бумаги с выписанными грехами. Этим примером святой показывает нам, что промедление и колебание в покаянии может обернуться страшной трагедией.

Если идешь к Причастию и чувствуешь страх, что причастишься недостойно, это нормально?

Отвечает священник Александр Домовитов, настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище г. Саратова:

Если человек регулярно ходит в храм и участвует в богослужении, то за Божественной литургией он слышит слова, которые произносит священник, выходя с Чашей из алтаря: «Со страхом Божиим и верою приступите». Этот призыв звучит в нашей Церкви уже более двух тысяч лет.

Вера, страх Божий и любовь должны быть в сердце каждого христианина, приступающего к Таинству Причащения. Это здоровое и правильное внутреннее состояние человека, приступающего к Самому Христу. Но слова «со страхом Божиим» не призывают нас рабски бояться Бога. Страх Божий — это прежде всего благоговение перед Богом и благодарность Ему за безграничную любовь.

У праведного Иоанна Кронштадтского есть такие слова: «После недостойного причащения Святых Таин, случается, входит в людей сатана». Как же это так? Человек приобщается в Таинстве Евхаристии Христу — и вдруг становится общником темной силы? А всё дело в том, что принятие Христа в Таинстве Причащения связано с соответствующим отношением к Спасителю и к Святым Дарам. Если в душе нет благоговения и раскаяния в грехах, то такое причащение будет во осуждение и погибель души. Святые отцы сравнивают его с предательским поцелуем Иуды.

Но что же делать со страхом причаститься недостойно? Он может возникать в нашем сердце, как возникают другие чувства. Но если в нашем сердце при этом есть трепет, благоговение и любовь, не стоит бояться приступать к Чаше и лишать себя из-за этих помыслов и ощущений Тела и Крови Христовых.

Что делать, если человек причастился случайно? То есть просто не понимал, что происходит, и подошел к Чаше вместе с теми, кто готовился.

Отвечает протоиерей Сергий Чернобровкин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Вольска:

Думаю, сначала нужно разобраться в себе: для чего я вообще пришел в храм? Часто церковь воспринимается как место, где, совершив некое действо, можно получить желаемое благо. Человек подменяет необходимость душевного труда и напряжения исполнением определенного ритуала и думает, что если что-то неправильно исполнил, то Бог не поможет, а то и вовсе накажет. Зачастую этот страх является причиной внутреннего смущения. Не нужно суеверно бояться произошедшей ошибки. Бог желает человеку только блага и не наказывает нас за совершенные без злого умысла поступки.

В любом случае никакого особого порядка действий в случае, если человек по незнанию, без подготовки приступил к Святому Причащению, не существует. Если произошедшее беспокоит совесть, то можно молитвенно попросить прощения у Бога и рассказать о произошедшем любому священнику в исповедальной беседе. Этот совет относится к тем, кто считает себя православными христианами. А затем неплохо было бы найти немного времени и постараться узнать, что такое Причастие, как к нему готовиться и что дает Господь человеку в этом таинстве. И впоследствии, уже с должной подготовкой, опять приступить к Нему.

Если на исповеди нет слез — значит, раскаяние неискреннее, недостаточное?

Отвечает священник Павел Скрынский, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:

Главный признак истинного раскаяния в грехах — это не эмоциональные переживания на исповеди, а изменение своей жизни. В Евангелии мы видим примеры глубокого духовного перерождения: это и удивительная история Закхея, и притча о блудном сыне. В этих повествованиях мы видим нечто общее: человек, осознав глубину своего падения, ужаснувшись своему греховному состоянию, придя в себя, решается исправить свою жизнь. Наше внимание привлекается не к тому, каковы ощущения человека при раскаянии, а к тому, что он при этом делает. На исповеди должно быть чувство сокрушения о содеянном и желание преодолеть грех. А слезы о своих грехах — это дар Божий. Это особые слезы, которые появляются не по принуждению, а по действию благодати. Главное — наше стремление не повторять больше содеянных грехов, а остальное посылается в нужное время Богом.

Может ли священник нарушить тайну исповеди — например, рассказать мужу об измене жены?

Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:

По каноническим правилам Церкви пастырь не имеет права разглашать тайну исповеди вне зависимости от обстоятельств. За ее разглашение священнику грозит каноническое прещение, вплоть до запрета в священнослужении. Поэтому, признаваясь в каких-то тяжких грехах, опасаться, что о них кто-то еще узнает через священника, не стоит.

Газета «Православная вера» № 21 (641)

Подготовила Елена Сапаева


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vojjti-v-ledyanuyu-vodu-pokayaniya

(44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *