КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПРОШЛЫМ И НАЧАТЬ ЖИТЬ НАБЕЛО

У человека есть настоящее, есть прошлое и есть – большое или малое – будущее. Человек живет в настоящем, но его настоящее – следствие его прошлого. События, происходящие с человеком, его поступки могут быть неожиданными, но вот беспричинными – никогда: «ни с того, ни с сего», на пустом месте ничего с человеком не происходит. Поэтому напрасны слова о том, что прошлое – это то, чего уже нет: прошлое – есть. И есть наши отношения с ним. Они могут быть очень разными, как и само прошлое – светлое или черное, сладостное или горькое, постыдное или, напротив, заставляющее человека вздыхать о том, как прекрасен он был когда-то. Отношение человека к своему прошлому неразрывно связано с его отношением к настоящему, к себе самому, своей жизни, близким и, конечно, к Богу. Попытаемся обсудить эту проблему с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове.


КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПРОШЛЫМ И НАЧАТЬ ЖИТЬ НАБЕЛО

Беседа с протоиереем Александром Домовитовым


– Отец Александр, скажите, а у вас никогда не возникало такого вопроса – почему Бог не дал человеку права на черновик? Порой так хочется вернуться в начало и переписать жизнь набело, избежав массы ошибок, слабостей, заблуждений…

Протоиерей Александр Домовитов

 Вы, по сути, сейчас говорите о другой жизни для себя, не той, которая у вас есть в реальности. По моим наблюдениям – а я все-таки в основном имею дело с верующими людьми, – большинство людей пожилых уже, проживших жизнь, говорят, что другой жизни для себя не хотели бы: они принимают свою жизнь такой, как она есть. А вот люди помоложе, средних лет, от 30 до 50 – очень часто сокрушаются: вот если бы сначала, я бы такой-то ошибки не сделал, такого-то поступка не совершил, я бы многое исправил… и моя жизнь была бы сейчас гораздо лучше.

Почему так? Потому что с возрастом верующий человек мудреет, обретает смирение и учится относиться к своей жизни по-христиански. А молодому человеку свойственно смотреть на других людей, сравнивать себя с ними, их успех – с собственным успехом. Молодой человек хочет что-то успеть, чего-то достичь в этом мире, поэтому начинает жить по его законам, ориентироваться на его ценности, и мир человека связывает. А в старости – повторюсь, если человек верующий, если он духовно растет – приходит свобода от требований мира, и отношение к жизни у человека меняется. Человек понимает, что Господь оказал ему великое доверие, дав свободную волю – и он на протяжении всей своей жизни делал выбор, поступал так, как считал правильным. Значит, и ответственность за последствия он должен взять на себя. Бог ведь ни к чему его не принуждал: заповеди Христовы – это не суровые приказы, это блаженства. Бог показывает человеку верный путь, говоря с человеком на равных, не только не приказывая, но даже не прося, просто предлагая: если ты хочешь, ты можешь жить вот так и стать блаженным – счастливым. Понимая это, умудренный человек не ищет для себя никакой возможности «переписать на чистовик», никакой другой – «беловой», идеально правильной жизни – он просто берет на себя ответственность за то, что получилось, и живет дальше.

– И все же как простить самому себе – или как отпустить, не подберу более подходящего слова – те ошибки, которые были в свое время сделаны и оказали влияние на всю жизнь? Я не о грехах сейчас, а именно об ошибках, даже житейских.

Мы, конечно, совершаем ошибки и осознаем их, но беда, если мы эти мысли об ошибках в себе культивируем и от этого унываем. Наше отношение к ошибке должно быть другим. Да, была такая история в моей жизни, да, я совершил ошибку, но сейчас я должен жить – не тем, что произошло со мной тогда, а тем, что Господь дарует мне сегодня. А что Он нам дарует? Возможность быть совершенно другими, жить иначе. Нам заповедано покаяние – по сути, оно и есть переписывание себя набело в течение всей жизни. Господь прощает нам не только ошибки, но и тяжкие грехи. А совершая ошибки, человек становится мудрее. И поэтому за них тоже надо благодарить. Как говорит апостол Павел: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фес. 5, 16–18). А еще здесь можно вспомнить слова Спасителя: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Если не нужно заботиться о дне завтрашнем, то о вчерашнем тем более не нужно: в нем ведь ничего уже не изменишь.

– Если человек постоянно сокрушается о прошлом, это ведь сказывается на его настоящем, так?

Да, постоянное возвращение к прошлому становится преградой меж человеком и его настоящим. Человек не принимает себя, своей жизни – той, которая творится сейчас. Он впадает в уныние, опускает руки и вместо того, чтобы действовать, говорит себе: я уже ничего не исправлю, я плохой, у меня ничего не получится. Бездействие неотделимо от уныния. Когда человек начинает действовать, да хотя бы руками работать, у него эта страсть уныния уходит. Пример тому – монастырская жизнь, с ее трудовыми послушаниями и молитвой. Тяготы монашеской жизни помогает вынести именно труд. Если бы не было трудовых послушаний, монахи, может быть, разбежались бы уже из монастыря. Но и в миру человек тоже призван к послушанию, поэтому, чтобы справиться с унынием из-за прошлого, нужно сказать себе: я сюда, в этот мир, послан работать, и я иду работать.

Человеку не надо жить прошлыми состояниями. Мы живем – либо надеждой на будущее, либо воспоминаниями о прошлом, хорошем или плохом, а настоящий день – его мы не замечаем…

– В то время как действовать можем – только в нем…

Да, только в нем. Мы вспоминаем свое детство, потому что там, в детстве, нам было хорошо: все было ново, свежо, радостно. А сейчас нам нехорошо: проблемы, скорби, неустройства, усталость. А на самом деле-то ведь никто ничего у нас не отнял: радость и утешение мы призваны находить в каждом дне, и чем дольше живем, подрастая духовно, тем больше радости должно в нашей жизни быть. Почему преподобный Серафим Саровский сиял радостью и каждого встречал словами «Радость моя»? Другое дело – что в детстве это давалось нам даром, а взрослый человек для этого должен потрудиться, преображая себя – с помощью Божией, конечно, благодатью Его, таинствами церковными.

– Слушая вас, вспоминаю запись из дневника Бориса Викторовича Шергина – о дне, когда «Старость с детством радостным таинственно сольются»… Однако же святые не только радовались: их молитвы, оставленные нам в наследство, полны сокрушения о грехе и о грехах, именно прошлых – «кое убо не содеях зло, кий грех не сотворих» (Симеон Метафраст). Получается, что святые отцы как раз и не искали освобождения от прошлого, напротив, всегда держали его грехи перед своими духовными глазами?

Да, вслед за царем Давидом – «яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс. 50, 5). «Выну» означает всегда. Святые видели себя худшими из грешников, почему? Потому что – чем ближе человек к Богу, тем лучше он видит, насколько он от Него далек. Или это можно сравнить с пылинками в солнечном луче – пасмурно, и кажется, что пылинок нет, вышло солнышко – вон их сколько. В свете любви Божией подвижник видит свои грехи. И это становится для него поводом к сокрушению. Это состояние покаяния, скорби о грехе, которого человек сам себе не прощает, не дерзает простить – но Бог прощает человека, живущего в состоянии покаяния. Апостол Петр плакал до конца дней своих о своем отречении – неужели он не знал, что Христос ему это простил? Знал, но сам себе простить не мог. И не нужно думать, что человек сам себе должен прощать – нет. Тут просто две совершенно разных ситуации. Одно дело – когда человек от грехов своих впадает в уныние, и мы ему говорим: ну что ты унываешь, есть ведь Господь, Он в ответ на твое покаяние все тебе простит. И совсем другое дело – когда человек не может забыть о своем грехе, потому что видит его в свете славы Божией, в свете Божией любви. Он знает, что не будет за эту ошибку перед Богом отвечать, что его покаяние в ней принято, но он сам не может свой грех, свое падение забыть. Это никакого отношения к унынию не имеет, это состояние благодатное. Вот почему святые отцы одновременно и о грехах своих сокрушаются, и смиряются, и радуются. Это и есть правильное состояние человека. Мы, наверное, слишком мирские люди, если думаем, что это несовместимо, что одно из двух – или плач о грехах, или радость о Христе. И по той же причине мы не верим, что человек, живущий в грехе, в блуде, как Мария Египетская, может святым стать. А человек всегда может стать святым, каково бы ни было его прошлое.

– Хочу задать вам вопрос о стыде. Стыд – это ведь не совсем то же, что раскаяние. Стыд – острое переживание, вызванное несоответствием каких-то наших поступков изначально заданному идеалу. Это чувство можно назвать даже эстетическим, недаром же об ином поступке говорят – «Некрасиво». Как быть, если жжет, не угасая, стыд за что-то некрасивое в прошлом?

Этот идеал вложен в человека Творцом, и Им же дан человеку стыд – как сигнал несоответствия. И с раскаянием, с внутренним исправлением человека стыд должен уйти. Переживание стыда зависит от того, насколько человек верующий. Верующий знает, за что и почему ему стыдно. И знает, что Господь ему простил. Неверующий остается наедине со своим стыдом – без надежды на то, что кто-то ему эту ошибку простит. Он живет со своей ошибкой, идет по жизни с этим камнем, и ему не к кому обратиться, некого попросить, чтоб сняли камень, наконец; не от кого получить утешение.

– Я – верующий человек, уж это-то я могу о себе сказать; но знаю, что такое неотступность, неисцелимость стыда. Это – когда боишься встретиться с одноклассниками, однокурсниками, потому что они что-то такое о тебе помнят.

Такое самоедство – оно, возможно, у вас от гордости. У гордости есть две крайности – мания величия («Я прекрасен и всеми любим») и мания преследования («Я так плох, что меня никто не любит, все смотрят на меня с осуждением, мне перед всеми стыдно»). Страх встретиться с людьми, знавшими вас в прошлом – это момент, когда вы сами для себя определили отношение людей к себе: «Они непременно вспомнят и подумают обо мне вот это». А они, может быть, давно все забыли и не подумают ничего, или у них совершенно иное мнение о том давнем эпизоде. А вы свои собственные мысли вложили в их головы. Потому мы и осуждаем людей – если не вслух, то в собственных мыслях: «Он наверняка вот так думает, у него вот этот камень за пазухой, я чувствую». А у него, может быть, и нет никакого камня, этого всего лишь наше собственное состояние, наша несвобода, темное, потускневшее око, которым мы смотрим на ближнего. Мнительность, подозрительность в человеке – именно отсюда.

– В противоположность предыдущему вопросу: я знаю людей, преодолевших грех, а вместе с ним и стыд, не боящихся своего прошлого. Например, Клаус Кеннет, православный немец, автор бестселлера «Два миллиона километров до любви» – в своей книге он рассказывает о себе даже самые позорные, казалось бы, вещи, и не разрешает редакторам при переизданиях это вычеркивать: читатели должны знать всё, как было. Рядом со мною в храме стоит человек, у которого в прошлом пять судимостей и белая горячка, и уже по воцерковлении было два жестоких срыва – думали, не выкарабкается, но он нашел в себе силы встать на ноги, вернулся в храм. Когда я решила написать о жизненном пути этого прихожанина, я предложила ему анонимный вариант, но он сразу отрезал: «Нет, пусть будет мое имя, и фамилия, и фотография – пусть все знают, что это я, что на мне Бог сотворил чудо». Почему, на ваш взгляд, эти люди не боятся своего тяжелого прошлого?

Вспомните историю гадаринского бесноватого, из которого Христос изгнал легион бесов. Он хотел остаться со своим Исцелителем, но что ответил ему Господь? – «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог.

Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8, 39). И эти люди, исцеленные Христом, полны благодарности Ему и хотят исполнить свой долг перед Ним – рассказать всем о том, из какой бездны Он их поднял. Они не боятся, потому что с ними Христос; не стыдятся, потому что не может быть стыдно говорить о чуде Божием. Пример этих людей говорит о том, насколько Бог человека любит – и Сам Спаситель об этом говорит: «Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18,12–14). Общество человеку вынесло уже, может быть, приговор, мы готовы на этом приговоре расписаться – а Господь идет человека спасать.

– Наконец, я должна задать вам вопрос самый трагический, наверное, вопрос – о непоправимой вине перед другими людьми, о том страдании, которое мы им принесли в прошлом… Как к этому относиться?

Прежде всего, нужно думать о том, что мы несем нашим ближним, близким сегодня. Ведь именно сегодня мы призваны слушать свою совесть. Как пишет апостол Иаков, брат Господень, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (4, 17). Мы разумеем делать добро. Если мы забыли, забросили своих стариков-родителей, мы можем взять телефон и позвонить им, мы можем изменить наше отношение к ним – прямо сейчас, не откладывая, и таким образом убрать из своей жизни эту вину; ну а если родителей уже нет, что нам остается? Нам остается жизнь в Боге и молитва за усопших родителей, и добрые дела. Одним из таких дел может стать помощь кому-то другому, кто тоже не очень внимателен к своим живым еще старикам: мы можем вовремя рассказать этому человеку свою грустную историю.

С протоиереем Александром Домовитовым
беседовала Марина Бирюкова

22 ноября 2019 г.

(99)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *