Дальние пещеры Киево-Печерской лавры

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодо́сия) почивающих

День празднования: 28 августа


Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.

келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе и гроб, устроенный в углублении южной стены его церкви. Под верхней доской с изображением лика святого угодника Божьего внизу находится небольшое отверстие, через которое можно видеть могилу, 17 лет хранившую нетленные останки святого. Потом могила была раскопана руками блаженного Нестора, и останки преподобного Феодосия были перенесены в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры.

Дальние пещеры находятся на расстоянии 100 саженей от Ближних, и ведет к ним через сад деревянная галерея, оканчивающаяся небольшой площадкой, на которой расположена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1696 году на том месте, где раньше стояла деревянная церковь, сооруженная преподобным Феодосием.

В этой церкви почивают нетленные мощи преподобного Лонгина, вратаря Печерского (стражника при вратах), который за свою особую святость и великое послушание стяжал дар прозорливости. Он видел все помыслы и намерения людей и, сидя при вратах монастырских, пристально наблюдал за входящими в обитель: добрых одобрял и ободрял все их намерения, злых — укорял и обличал, а потом направлял на путь добродетели. Но еще больше преподобный Лонгин следил за входящими в свою душу помыслами и во все дни заботился о том, чтобы вступить в единение с Богом и войти в Царствие Небесное.

Над самым входом в пещеру в XIX веке была построена церковь во имя Зачатия Святой Анны, возведенная на месте обветшавшей, сооруженной еще преподобным Варлаамом. Из Зачатьевской церкви устроен вход в пещеру, которая, спускаясь ступенями с вершины холма, приводит в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Святынями ее являются мощи святых угодников Божьих, мироточивые главы неизвестных по имени святых и три церкви, устроенные в разных местах пещеры. При входе в нее через башню паломники поклоняются нетленно почивающим мощам, среди которых мощи:

Преподобного священномученика Лукиана, в 1243 году пострадавшего от войск хана Батыя, как говорится в надписи на одной древней доске. Больше о преподобном Лукиане ничего не известно.

Преподобного Лаврентия, затворника, который возненавидел суету мирскую и захотел удалиться в темную пещеру, чтобы постом и молитвой сподобиться общения с миром ангельским.

Преподобного Мартирия, диакона, который за свою великую чистоту и постнические подвиги получил от Бога дар чудотворения, так что при жизни многие обращались к нему за помощью в своих делах и нуждах.

Преподобного Илариона, схимника, который, как полагают, и был тем пресвитером из церкви села Берестова, кто первым выкопал на холме пещеру, а потом стал митрополитом Киевским — первым из русских, а до того времени митрополитами были все греки. Это был пастырь благочестивый и просвещенный, а написанное им «Слово о законе и благодати» является первым дошедшим до нас авторским произведением древнерусской литературы. Оно представляет собой праздничную пасхальную проповедь, в которой митрополит Иларион живо, глубоко и с теплотой изъясняет превосходство Нового Завета, как завета всеобъемлющей спасительной благодати, дарованной людям Иисусом Христом; потом с радостным умилением изображает торжество Христовой веры в земле Русской и прославляет великого князя киевского Владимира.

Преподобного Феодора, князя Острожского. После многих трудов и подвигов Федор Данилович оставил прелесть и славу земного мира и принял святое иночество, отличался смирением и безмолвным подвизанием.

Преподобного Феофила, последнего епископа вольного Новгорода. Во время смут он постоянно призывал горожан не изменять православию и не отдаваться под власть литовцев, а также призывал примириться с великим князем московским Иваном III. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника, волновала вече и народ, и в 1487 году епископ Феофил был посажен в Чудов монастырь, где он тяжело заболел. По преданию, во сне увидел Святого Нифонта, епископа Новгородского, который сказал ему: «Ты обещал поклониться святым печерским чудотворцам и не исполнил этого. За то Господь сократил годы твоей жизни. Разве ты не знаешь, что не исполнивший обета, данного Богу, не увидит лица Божия!»

Проснувшись, святой Феофан немедленно отправился в Киев, но болезнь продолжала преследовать его в пути. Он уже достиг берегов Днепра и неподалеку от города получил от Господа откровение, что не доберется живым до желанных пещер, и только тело его упокоится здесь. Святое тело усопшего архиепископа приплыло к Печерскому монастырю и было погребено в Дальних пещерах.

В Дальних пещерах покоятся и мощи преподобного Григория, чудотворца, отличавшегося подвигом воздержания и постничества. Пищей ему всю жизнь служило невареное зелье, а питьем — вода. День и ночь он проводил в молитве и своей праведной жизнью сподобился от Бога дара чудотворения: все больные, которые вкушали приготовленное им зелье, тут же исцелялись.

Преподобного Ипатия, целебника, весь день трудившегося на послушании монастырском, а ночью стоявшего на молитве. Вкушал он только хлеб и воду (и то в малых количествах) и очень мало спал. От Господа он получил благодатный дар исцелять возложением рук на больного.

Преподобного Моисея, чудотворца, умерщвлявшего плоть свою постом и молитвой. Собственными руками он сделал железный пояс и крест и носил их на своем теле. Любимым его ежедневным подвигом были бесчисленные коленопреклонения, от которых он просветился душой и получил от Господа дар чудотворения.

Преподобного Нестора некнижного, названного так для отличия от Нестора-летописца. Оставив мир с его суетными страстями и заботами, Нестор некнижный усердно служил Господу, никогда не дремал, а молясь, всегда старался мыслить только о Боге. За это удостоился во время богослужения видеть Господа Иисуса Христа со святыми ангелами и получил откровение о своей кончине.

Преподобного Памвы, затворника, которого еще называли Послушливым. По преданию, он был в плену у язычников, где пострадал за веру Христову. Язычникам он говорил: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа истинного — всемогущего Бога, который сотворил небо и землю и может избавить меня от рук ваших молитвами Печерских старцев». И действительно, ангел Божий чудесным образом освободил преподобного Памву от цепей и перенес живым и здоровым в его келью. После этого преподобный заключился в затвор, чем и угодил Господу своим благочестивым житием.

Преподобный Софроний, затворник, ежедневно носивший на себе власяницу и железный пояс Он выучился грамоте уже в зрелом возрасте и потом ежедневно прочитывал всю Псалтирь.

Преподобный Мардарий, затворник-нестяжатель. Кроме поста, молитв и послушания, он еще особенно подвизался в нищете и нестяжательстве. В келье его не было ни одной вещи, кроме одеяния, которое преподобный Мардарий носил на себе.

Преподобного Амона, по благословению игумена Печерского путешествовавшего на святую Афонскую гору и в святой град Иерусалим. Вернувшись оттуда, он жил в затворе так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец иноческой жизни. Преподобной Амон заботился только о приобретении богатств нетленных и, затворившись в пещере, своими подвигами разрушал все козни бесовские.

В церкви Благовещения почивают мощи Преподобного Евфимия, схимника, жившего в безмолвии в подражание добродетелям великих святых. Часто с величайшим благоговением приносил он бескровную жертву и своими молитвами достиг духовного общения с ангелами. Потом принял великую схиму и предался совершенному безмолвию, только для молитвы и скудной пищи отверзая уста свои. За благочестивые подвиги Бог удостоил преподобного Евфимия райской сладости и славословия на небе, где он о нас молит милосердного Бога.

Преподобного Вениамина, из богатых купцов, который обратился к иноческим подвигам, размышляя над словами Священного Писания «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное». Отнеся данное изречение прямо к себе, он раздал все свое имущество в храмы Божий и нищим, а сам постригся в Печерском монастыре и до конца дней своих угождал Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием, за что получил от Всевышнего венец славы вечной.

Преподобного Тита, который сначала был воином и отличился во многих сражениях. Но получив опасную рану в голову, он оставил воинскую службу и поступил в Печерский монастырь, где до конца жизни оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Господа прощение.

В церкви преподобного Феодосия почивают:

Преподобный Макарий, диакон, еще в юности избранный Богом на служение Ему и призванный на житие иноческое. Оставляя детские игры и забавы, он хранил молчание и воздерживался в пище, как муж совершенный, хотя был еще отроком. В детстве он сильно болел, но Господь исцелил Макария, и родители отдали его в Печерский монастырь. Преподобные отцы полюбили его за кротость и смирение, научили читать и всяким иноческим добродетелям.

Преподобный Пимен, постник, который днем молол зерно в жерновах, носил дрова для всей братии, а ночью молился. Хлеб он вкушал только один раз в неделю (и то очень мало), но никогда не ослабевал от поста и труда.

Неподалеку от кельи преподобного Феодосия находится часть мощей святого младенца — одного из детей, убитых по повелению царя Ирода при Рождестве Спасителя. Эта святыня была привезена в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном.

Здесь же покоятся мощи преподобного Силуана, схимника, ревностно заботившегося о чистоте душевной. Плоть свою он изнурял постом, а душу очищал молитвой и однажды молитвой даже связал хищников в своем огороде. Злобные же соблазны духовных воров он предвидел заранее и отражал их козни не только от себя, но и от других.

В Дальних пещерах покоятся останки легендарного Ильи Муромца, которого многие из нас воспринимают только как былинного богатыря. В действительности же Илья из города Мурома жил в XII веке. Совершив множество ратных подвигов, он на склоне лет нашел тихое пристанище в обители Киево-Печерского монастыря, где вел размеренный образ жизни и замаливал свои грехи. По версии кандидата географических наук С. Хведчени, Илья Муромец умер в 1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город был взят приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграблены, все церковные ценности расхищены, а большая часть Киева сожжена. Враги безжалостно расправлялись с жителями, не щадя ни старцев седых, ни детей малых. Конечно же, славный богатырь Илья Муромец не мог оставаться в стороне от битвы, вновь ему пришлось взяться за оружие, и немало противников положил он в том бою, но и сам был смертельно ранен. После смерти он был погребен в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, где и сейчас покоятся его мумифицированные останки.


Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры

sob6


Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних Пещерах (прп. Феодосия) почивающих

  1. ПРЕПОДОБНЫЙ ИГНАТИЙ, архимандрит Печерской обители (20 дек.) Исцелял, давая вкушать просфору, на которой он совершал Литургию.
  2. ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН, схимник (10 июня и 10 июля) Он проходил послушание сторожа монастырского сада. Однажды, стоя в келье на молитве, он по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил их жить трудолюбиво и отпустил.
  3. ПРЕПОДОБНЫЙ АГАФОН, чудотворец (20 февр.) Его надгробная надпись гласит «Яко пророк, будущая возвещал, яко врач, возложением рук своих, немощныя исцеляяй, яко свят, на небе со святыми во славе, телом же в нетлении с преподобными зде (в пещере) пребываяй».
  4. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗИНОН, постник (30 янв.)
  5. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ, диакон (19 янв.) Был отдан в монастырь в детстве по обету, за исцеление его от неизлечимой болезни. Здесь он обучился грамоте и особенно полюбил молитву и чтение божественных книг.
  6. ПРЕПОДОБНЫЙ АХИЛА, диакон (4 янв.) Питался одной просфорой в неделю.
  7. ПРЕПОДОБНЫЙ ИПАТИЙ, целебник (31 марта) Питался хлебом и водой. Служил больным и исцелял их возложением рук.
  8. ПРЕПОДОБНЫЕ МЕРКУРИЙ (4 и 24 нояб.) и ПАИСИЙ (19 июля) Единомысленные по духу и любви Христовой, они были погребены, по их просьбе, в одной могиле.
  9. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛАВРЕНТИЙ, затворник (29 янв.) Жил в темной пещере.
  10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ, чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны.
  11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По некоторым данным, он в миру был священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп. Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги.
  12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ, трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был празден, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца.
  13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю.
  14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ, затворник (2 дек.) Жил XIII в. в пещере. Пребывал в безмолвии и непрестанно стоял на молитве.
  15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ, схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину.
  16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ, чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду.
  17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу.
  18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ, послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах.
  19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР, некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины.
  20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ, воин (27 февр., см. его житие на эту дату)
  21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый, затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.
  22. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ, постник (24 марта, см. его житие на эту дату)
  23. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР, князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости.
  24. ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ, затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс. Ежедневно прочитывал всю Псалтирь.
  25. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ, иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных.
  26. ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН, затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания.
  27. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ, нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату)
  28. ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ, затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев.
  29. ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Притч. 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты.
  30. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь. По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах.
  31. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ, диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое.
  32. ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ, иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.
  33. ПРЕПОДОБНЫЙ КАССИАН, затворник (28 авг.) Был смиренен перед всеми, трудолюбив и постник. Он заставил бесов сознаться, как много есть в Печерском монастыре иноков, которых они боятся, и как боятся бесы вообще Печерских святых. Затворился он в пещере перед кончиной.
  34. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИОР, затворник (память в субботу Сырной седмицы перед Великим постом). Пример для постников и трудолюбцев. Жил в темной пещере в непрестанной молитве.
  35. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ (15 февр.) Непрестанно плакал, памятуя о часе смертном. При кончине увидел ангелов, которые вознесли его душу на небо.
  36. ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ, многоболезненный (4 апр.) Поступил в Печерский монастырь по обету, данному в многолетней болезни, получив исцеление, жил в молитве, посте и служении братии.
  37. 38. ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ (по прозванию Щепа), иеромонах, затворник (3 окт.) В 1453 г. на Пасху он вошел в пещеру прп. Антония, чтобы покадить тела усопших, и сказал: «Святые отцы и братья! Сегодня есть великий день! Христос Воскресе!» И отвечал ему от всех святых тел голос, как гром: «Воистину Воскресе!» После этого прп. Дионисий затворился в пещере, где и скончался.
  38. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ, затворник (25 окт.)
  39. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛУКИАН, священномученик (15 окт.) Согласно надписи на древней его иконе пострадал от Батыя около 1243 г.
  40. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР, молчаливый (17 февр.) Молчание его было средством, чтобы ум его не развлекался ничем земным.
  41. ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ, затворник, постник, молитвенник и чудотворец (3 июля).
  42. ПРЕПОДОБНЫЙ ЛОНГИН, вратарь Печерский, прозорливец (16 окт.) Провидя не только дела, но и мысли человеческие, он многих привел к покаянию, а добродетельных укрепил на их пути.
  43. Часть мощей СВЯТОГО МЛАДЕНЦА, убиенного за Христа от Ирода, принесенная в 1620 г. Патриархом Иерусалимским Феофаном.
  44. Тридцать одна мироточивая глава и одна голень неизвестных святых. Когда святыни были обретены, они источали миро, почему и были положены в Дальней пещере наряду с мощами других угодников Божиих. Кроме этих святых угодников упоминаются невидимо почивающие в Феодосиевой пещере: АМФИЛОХИЙ, епископ Владимир-Волынский (+ 1122, память его 10 окт.); СИМЕОН, епископ Переяславский; ТИМОФЕЙ, с 1127 г. игумен Печерский; АКИНДИН, игумен Печерский (1219—1235), по его предложению прп. Поликарп, архимандрит Печерский (память его 24 июля), написал некоторые жития Печерских подвижников; старцы ЕВЛОГИЙ и СИМЕОН.

Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец

Святая праведная Анна Пророчица


Источники:

Дальние пещеры Киево-Печерской лавры

http://hram-nikola.kiev.ua/zhitiya-svyatykh/1318-sobor-prepodobnykh-ottsov-kievo-pecherskikh-v-dalnikh-peshcherakh-pochivayushchikh

(125)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *