21 июля в 2019 году
Апостольское чтение на Литургии
(Рим.10:1-10. – Зачало 103)
[Оправдание верой, или «Конец Закона – Христос»]
Братья! Доброе намерение моего сердца и мольба к Богу о них [израильтянах] – во спасение. Ведь свидетельствую им, что они имеют рвение о Боге, но не по разумению (рассудку). Ибо, не зная праведности Божией и пытаясь утвердить собственную праведность, они не подчинились праведности Божией. Потому что конец Закона – Христос, к праведности всякого верующего[1].
Моисей ведь пишет о праведности по Закону: «Исполнивший его человек будет жить им»[2]. А праведность по вере так говорит: «Не говори в сердце твоём: кто взойдёт на небо?» (Втор.9:4, 30:12-13) – чтобы Христа свести. Или: «кто сойдёт в бездну?» – чтобы Христа из мёртвых возвести.
Но что она[3] говорит? «Близко к тебе слово, [оно] в устах твоих и в сердце твоём» (Втор.30:14), – это [то] слово веры, которое возвещаем. Потому что, если ты исповедаешь (признаешь) устами твоими Иисуса Господом и поверишь в сердце своём, что Бог воскресил Его из мёртвых, – ты будешь спасён. Ведь сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Евангельское чтение на Литургии
(Мф.8:28-9:1. – Зачало 28)
[Исцеление Гадаринских бесноватых]
[В то время,] когда приплыл Он [Иисус] на другой берег, в окрестности Гадары[4], навстречу Ему вышли из могильных пещер двое бесноватых (одержимых демонами), до того жуткие, что по той дороге никто пройти не мог. И вот возопили они, вопрошая:
«Что Тебе нужно от нас, Сын Божий? Уж не пришёл ли Ты сюда, чтобы прежде срока помучить нас?!»
А в отдалении от них паслось большое стадо свиней. И стали бесы просить Его, говоря: «Если Ты нас изгоняешь, отошли нас в это свиное стадо!» И Он сказал им: «Идите!»
И они, выйдя, вселились в свиней. И вот устремилось всё стадо по крутизне в море, и погибли они в водах.
Пастухи же убежали и, достигнув города, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми. И вот весь город вышел навстречу Иисусу, и когда Его увидели, стали они просить Его оставить их края. И Он, войдя в лодку, переправился обратно и приплыл в Свой город[5].
Примечания к Апостольскому и Евангельскому чтениям
[1] В своей «ревности» – то есть стремлении следовать букве Моисеева Закона (Торы) – иудеи не поняли, что конечная цель и смысл всего Моисеева Закона – приход Христа (Мессии). Это – один из центральных пунктов богословия апостола Павла. Да и само Послание к Римлянам можно считать суммарным изложением всей его богословской системы. Его основная тема – спасение через веру, и она указана уже в начале Послания (Рим.1:16-17).
[2] Но уже сам Моисей указывает на то, что, кроме праведности по Закону (Лев.18:5), есть оправдание верой (Втор.30:12-14). Чтобы оправдаться верой, не нужно сводить Христа с Неба, – потому что Он уже Сам сошел и вочеловечился. Не нужно возводить Его из «сени смертной» на лицо земли, – потому что Он уже воскрес. Наше искупление уже совершилось, нужно только уверовать в него сердцем («всякий верующий в Него не постыдится» – Ис.28:16) и исповедовать эту веру устами («всякий, кто призовёт имя Господне, – спасётся» – Иоил.2:32).
[3] То есть это говорит праведность («она»). Так в научном греческом издании Нового Завета. В старом традиционном тексте – «говорит Писание».
[4] Или: «страна Гадаринская»; в Синодальном переводе – «страна Гергесинская». Библейские карты различают города Гергеса (на восточном побережье Тивериадского озера) и Гадара (к юго-востоку от него). В любом случае, эта территория входила в Декаполь, или Десятиградие – союз десяти заиорданских самоуправляемых эллинистических городов, населённых, в основном, язычниками. Именно они и разводили свиней, что иудеям было строго запрещено Моисеевым Законом.
[5] Имеется в виду Капернаум, город на северо-западном побережье Тивериадского озера, служивший пристанищем Христу и апостолам во время служения в Галилее. См.: Мк.1:21-34, 2:1-17; Лк.7:1-10, 10:15.
«Летняя Казанская»
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
21 июля (8 по ст. стилю)
Тропарь праздника (в русском переводе)
Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех, прибегающих под Твою могущественную защиту. О, Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, скорбях и болезнях, ныне предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем пред Твоим пречистым образом, и имеющих на Тебя непостыдную надежду на избавление от всякого зла! Даруй же всем полезное и спаси всех нас, о Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров Своим рабам!
Евангельское чтение (Богородице)
(Лк.10:38-42, 11:27-28. – Зачало 54)
[Христос у Марфы и Марии. Похвала Матери Господа]
А когда были они в пути, зашел Он в одно селение, где некая женщина по имени Марфа приняла Его у себя дома; и была у неё сестра, которую звали Мария; она села у ног Господа и слушала Его речи. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты хлопочешь и беспокоишься о многом, между тем как нужно только одно. А Мария выбрала себе благую долю, которую у неё не отнимут».
И было, когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: «Блаженна материнская утроба, носившая Тебя, и грудь, вскормившая Тебя!» А Он сказал: «Ещё блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его!»
«Летняя Казанская»
21 (8 ст. ст.) июля Русская Православная Церковь празднует чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. В народе – «Летняя Казанская», в отличие от «Осенней Казанской» (4 ноября). Это – один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году, в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Ее икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве. О каждом из них существовало предание, что именно данная икона была обретена в Казани и впоследствии оказалась в столице. Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Появление Казанской иконы в С.-Петербурге связано с учреждением здесь новой столицы Российского государства. Вероятно, в наш богоспасаемый град её привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани – в Успенском соборе Казанского женского монастыря, – но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве. Тщательные розыски результатов не дали.
В конце XX столетия много писали и говорили об иконе, находившейся в Ватикане и недавно возвращённой в Москву. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно явленная в Казани икона. Однако еще до ее возвращения было установлено, что это – довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другой сохранившийся, Петербургский, список иконы датируется примерно тем же временем. Таким образом, ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия пока нам вновь не явлен.
Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия
Подборка проповедей на портале Азбука. Ru:
Митрополит Сурожский Антоний
Исцеление двух бесноватых
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Раз за разом мы слышим евангельские рассказы о людях, исцелённых от болезней. В Евангелии это кажется таким простым и ясным: вот, существует нужда – и Бог на неё отзывается. И встает перед нами вопрос: почему же это не случается с каждым из нас? Ведь каждый из нас нуждается или в исцелении тела, или в исцелении души, а исцеляются только немногие?! Почему?
Когда мы читаем Евангелие, то упускаем из виду, что Христос не исцелял всех и каждого: один человек в толпе оказывался исцелённым, а многие, тоже недужные телом или душой, исцелены не были. И это объяснимо: ведь для того, чтобы принять действие благодати Божией во исцеление тела или души, мы должны раскрыться Самому Богу; раскрыться не исцелению, а Богу.
Мы часто хотели бы (и хотим) исключить болезнь из нашего жизненного опыта не только потому, что она затрудняет жизнь, не только потому, что болезнь идёт бок о бок с болью, но также – или даже главным образом! – потому, что она напоминает нам о нашей хрупкости. Болезнь словно бы говорит нам: «Не забывайся! Ты смертен, ты смертна! И это твое страдающее тело сейчас обращается к тебе и говорит: „У тебя нет власти вернуть мне здоровье; ты ничего не можешь сделать; я могу умереть, угаснуть; я могу обветшать и зачахнуть – и это будет конец твоей земной жизни…“». Не это ли главная причина, почему мы изо всех сил боремся за выздоровление, хотим вымолить себе здравие?
Если мы только из таких побуждений просим Бога нас исцелить, вернуть нас в состояние цельности, – то это значит, что мы просим только о забытье, о том, чтобы забыть о нашей смертности, вместо того, чтобы она была нам напоминанием и пробуждением, и мы осознали бы, что дни проходят, что время коротко. Если мы хотим достичь полного роста, к которому мы призваны на земле, мы должны спешить стряхнуть с себя всё, что в нас самих есть смертоносного. Потому что болезнь и смерть обусловлены не только внешними причинами. В нас присутствуют и злопамятство, и горечь, и ненависть, и жадность, и множество других чувств, которые убивают в нас жизнь духа и не дают нам спокойно жить теперь, в настоящем времени, вечной жизнью; – то есть жить той вечной жизнью, которая и есть попросту жизнь в буквальном смысле слова, жизнь в её полноте.
Что же мы можем сделать? Мы должны в полной мере осознавать свои цели. Когда мы приходим к Богу с просьбой об исцелении, мы должны ещё раньше приготовить себя к исцелению. Потому что быть исцелённым – не значит лишь стать «целым» для того, чтобы вернуться к такой жизни, какой мы жили прежде. Нет! Это значит стать «целым» для того, чтобы начать новую жизнь, как если бы мы осознали, что мы умерли в исцеляющем действии Божием. Наш «ветхий человек» (телотления), о котором говорит апостол Павел, – тот ветхий человек должен уйти, чтобы жил «новый человек». Мы должны быть готовы стать этим новым человеком через смерть прошлого для того, чтобы начать жить заново, как Лазарь, который был вызван из гроба не просто обратно в прежнюю его жизнь. В исцелении мы призваны к тому, чтобы, пережив нечто, не поддающееся описанию никакими человеческими словами, войти в жизнь вновь, на новых основаниях.
Способны ли мы принять такое исцеление? Готовы ли мы, согласны ли мы принять на себя ответственность новой цельности для того, чтобы снова войти в мир – в котором мы живём – с вестью о новизне, чтобы быть светом, быть солью, быть радостью, быть надеждой, быть любовью, – то есть жить новой жизнью, отдавая себя и Богу, и людям?
Задумаемся над этим, потому что мы все больны, так или иначе, мы все хрупки, мы все слабы, мы все неспособны жить полнотой даже той жизни, которая нам дарована на земле! Задумаемся над этим и попытаемся стать способными открыться Богу так, чтобы Он не только мог сотворить Своё чудо исцеления, сделать нас новыми, но и так, чтобы мы несли свою новизну – поистине Божию новизну – в мир, в котором мы живём. Аминь.
23 июля 1989 г.
Источник: https://azbyka.ru/days/2019-07-21
(96)