День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля (подборка материалов)

images12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню.


petr_pavel5


sv-4

razd001Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18)

krest_prv2

Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, от­печатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жиз­ни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их ду­ши представляют равно преизобильные сокровищницы добродете­лей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.

Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упа­сти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «ут­вердил братию» (Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, со­стоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присо­единять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11). Другой, буду­чи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселен­ную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апос­тольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1 Пет. 4, 12; 5, 8), чтобы исполнить ска­занные ему слова Христовы: Иди за Мною (Ин. 21, 19). Другой, при­званный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти — Израиля (Рим. 9, 3), пока муче­нически не скончал своего течения, чтобы получить венец прав­ды (2 Тим. 4, 6-8).

Оба оставили последующим церквам, имев­шим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назида­ний, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искуше­ниях, для очищения нашего посылаемых (1 Пет. 4, 12). Другой рас­крывает неисчерпаемое богатство премудрости и ведения, заклю­ченное во Христе для всех народов (Кол. 2, 3; Еф. 3, 8).

Очевидно, братие, должны бы быть всегда живы в нас эти обра­зы апостолов, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы, следовательно и нас, ко Христу приведших».

Но то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как ма­ло стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием остав­ляем мы «слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (Евр. 4, 12-13), и обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира» (Гал. 4, 9; Кол. 2, 8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни чело­вечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов подвер­гается среди нас осмеянию, какому подверглось оно в Афинах среди мудрецов и философов, от которых с таким тягостным настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других го­родах (Деян. 17, 18, 32-33; 18, 1; 1 Сол. 3, 1-7)? Не подвергаются ли и ныне проповедники слова этих апостолов стеснению, даже до уз, по­добно великому апостолу Христову Павлу (2 Тим. 2, 9)? Не оттого ли так и усиливается неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного открове­ния (Мф. 16, 17), какую имел называемый камнем Симон Петр? Не оттого ли все более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда от­версты и сердце расширено» (2 Кор. 6, 11), чтобы нежною любовью объять всех, кого «родил он благовествованием Христовым» (1 Кор. 4, 15)? Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на двенадцати осно­ваниях, которые суть двенадцать апостолов Христовых (Откр. 21, 14; Еф. 2, 20). Но если вместо того, чтобы приступать ко Христу, Кам­ню краеугольному, и подобно камням живым устроять из себя дом ду­ховный и священство святое (1 Пет. 2, 5), будем мы строить на ином основании, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, то ис­пытанию огня подвергнется дело каждого подобного строителя (1 Кор. 3, 11-13) и огонь, от которого погибнет настоящий мир (2 Пет. 3, 7-12), все более и более будет разрушать его, чтобы явились «но­вое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13).

Итак, пока медлит еще Господь Своим пришествием, исполним­ся страха пред Ним, чтобы хотя он побуждал нас к благочестивой и святой жизни (2 Пет. 3, 9-11), если уже не побуждает любовь к Иску­пителю нашему, принесшему Себя в умилостивление о грехах наших (Рим. 3, 25), Господу Иисусу Христу.

Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить люб­ви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя. А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скор­би порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой — доколе она стоит на земле, доколе еще слышится в мире «вещание сих апостолов и хранятся глаголы их». Аминь.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

razd001b100x100aМатериалы на сайте Православие.RU:

Вопросы священнику
0_b6c3e_d3e67765_S
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему день святых апостолов Петра и Павла именно 12 июля?

О святых апостолах Петре и Павле

 

Любовь Петра к Господу была столь пламенной, что он стал главой двенадцати апостолов, избранных Господом. Он был для них не как господин, обладающий властью принуждать, – ибо как это было бы возможно, если Господь запретил апостолам посягать на власть друг над другом, – но скорее как выразитель мнения апостолов и любимый собеседник Учителя.
Протоиерей Андрей Ткачев
В имени Петра – твердость веры. В имени Павла – добровольное самоуничижение, врачевство от гордости, грозящей духовной смертью всякому человеку. Петр и Павел не зря поминаются вместе. Ведь не что-то одно нужно человеку, но обе добродетели. Твердая вера без смирения чревата крахом и разрушением. Смирение же без веры – бесполезное самоедство.
 
Диакон Павел Сержантов
Сколько же злодеяний затеяно под красивыми лозунгами о свободе? А сколько еще будет? Слишком удобная ширма – свобода.
 
Диакон Павел Сержантов
Даже когда Апостол говорит о своих поступках, если он «хвалится», будьте уверены, он показывает, как сильная рука Божия действует через его немощные руки. Его обыкновенные человеческие руки что-то совершают, это существенно.
 
Сергей Мазаев
Дерзновение – это сила, удерживающая нас в жизни в качестве ее героев, а не зрителей. Она-то и делает простого рыбака не статистом Священной истории, а ее действующим лицом.
 
Сергей Мазаев
Человек в присутствии Бога особо остро чувствует свое недостоинство. Святые не лукавили, называя себя самыми грешными из людей: они действительно так себя ощущали.
 
Сергей Мазаев
Петр бросился на колени, простирая руки: «Христос! Христос!» Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос: «Камо грядеши, Господи?»
 
Владислав Томачинский
Апостол Павел был одним из умнейших людей не только своего времени, но и, пожалуй, всех времен и народов. Его природный интеллект соединился с божественной мудростью, даруемой Святым Духом настоящим подвижникам. «Мы имеем ум Христов», — эти слова апостола Павла в особенной степени могут быть отнесены к нему самому.
 
Сергей Худиев
Открыв Новый Завет, мы обнаруживаем нечто странное и удивительное. Мы находим в нем тяжкий компромат на людей, стоящих у самого основания Церкви.
Библейские события
О христианской жизни пишет апостол Павел: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими…»
 
Итак, решено было отправить Павла в Рим, что было согласно с его давним желанием проповедовать о Спасителе в этой столице мира. Дивную жизнь свою увенчал святой апостол Павел мученической смертью в Риме при императоре Нероне около 68 лет от рождения. Он был обезглавлен мечом.
 
И, схватив Павла, повлекли его вон из храма… Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал.
 
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел
 
Пробыв в Антиохии некоторое время, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне, апостол Павел, избрав себе нового спутника — Силу, предпринял новое свое апостольское путешествие, проходя с ним «Сирию и Киликию, утверждая церкви», а также проповедуя в Афинах и Коринфе.
 
Пробыв несколько времени в Антиохии, апостол Павел отправился в Иерусалим по случаю спора, возникшего там между христианами, обращенными из иудеев и обращенными из язычников, по поводу соблюдения обрядового закона, который следовало разъяснить, прежде чем продолжать дальнейшее обращение неверующих.
 
В чудном обращении в веру Христову Корнилия-язычника положено было начало исполнения Божественного предсказания о всемирном обращении народов к вере Христовой: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».
 
Не восхотел Бог, чтобы Церковь Его ограничилась тесным кружком одних иудеев. И вот наступил час, когда перед нею должны были расступиться пределы, за которыми существовали и прочие народы земные. Орудием же исполнения этого Божия определения должен был сделаться Савл, бывший яростный гонитель ее.
Проповеди
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел оставили последующим церквам, имев­шим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назида­ний, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искуше­ниях, для очищения нашего посылаемых (1 Пет. 4, 12). Другой рас­крывает неисчерпаемое богатство премудрости и ведения, заклю­ченное во Христе для всех народов (Кол. 2, 3; Еф. 3, 8).
 
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся хотя бы подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению.

 
Митрополит Николай (Ярушевич)
Мы прославляем сегодня великих, духоносных, богопросвещенных апостолов Христовых Петра и Павла. Они — первоверховные в ряду других святых апостолов. И когда мы взираем на них своими духовными очами, мы с благоговением преклоняемся перед величием их апостольского подвига, Они исполнители воли Божией: «…идите, научите все народы…» (Мф. 28.19). Они -пламенные проповедники слова Божия, непоколебимые, мужественные борцы за правду Христову, не боящиеся ни побоев, ни самой смерти мученической, которую оба претерпели — по древнейшему преданию — в сегодняшний день.
 
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Святое Евангелие говорит нам о том, что Господь наш Иисус Христос однажды, говоря о Царстве Божием, сказал, что оно подобно горчичному зернышку, которое меньше всех других, а когда вырастает, то становится как бы деревом — то есть большим, превосходящим все другие злаки по величине и по ветвистости своей.
 
Священник Константин Сырбу
Где сегодня ученики, которые воскликнули бы: «Я душу мою положу за Тебя»?
 
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Когда мы с вами исповедуем Христа Господом Богом, Сыном Божиим и Мессией, исповедуем от всего сердца и всей жизнью своею, открывает нам это не учебник по Закону Божию, а Дух Отца нашего Небесного. (MP3 файл. Продолжительность 10:06 мин. Размер 7.3 Mb)
 
 
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
То, что мы видим в этих двух людях, то, что церковная история сохранила о них как величайшую драгоценность, главное – это слава Божия.
 
Иеромонах Арсений (Писарев)
Подошел к концу пост, втечение которого православные христиане готовились ко дню памяти святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. 12 июля – это день, когда, согласно церковному преданию, главные христианские апостолы, учителя среди учителей – Петр и Павел, были казнены в Риме. (MP3 файл. Продолжительность 15:49 мин. Размер 7.6 Mb)
 
Иеромонах Симеон (Томачинский)
У современного мира много героев, и в изобилии имеется у него кумиров. Одни из них возглавляют список «Форбс», другие красуются на майках и плакатах, о третьих постоянно пишет бульварная пресса. Но у нас, христиан, есть свои герои, совершенно не похожие на тех идолов. И их память, двоих таких героев, мы сегодня празднуем. И, как небо отстоит от земли, так отличаются наши герои от героев массовой культуры. (MP3 файл. Продолжительность 5:56 мин. Размер 2.9 Mb)
 
Пастыри о том, почему обоих столь не похожих друг на друга апостолов – Петра и Павла – Церковь вспоминает в один день и какой должна быть наша проповедь.
 
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Что бы ни случилось, сосредоточь все силы для того, чтобы идти за Христом, и это – воля Божия. (MP3 файл. Продолжительность 19:38 мин. Размер 14.2 Mb)
 

 День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июляРевность

Протоиерей Андрей Ткачев
Как-то незаметно проникла к нам в сознание и прочно укрепилась там мысль, что проповедь Евангелия должна рождать одни сплошные сладкие плоды.
 

Камень Церкви.
Храбрость и страх апостола Петра

Протоиерей Андрей Ткачев

Нам, людям, нельзя быть самоуверенными. Одно из наших основных качеств — немощь. Вместо «человека умелого», «человека разумного» наука могла бы нас назвать «человеком немощным». Даже те, от которых менее всего ожидаешь дрожи в коленях, по временам ослабевают и теряют самообладание. Яркий пример — апостол Пётр. Волевой и смелый, горячий и порывистый, этот апостол вошёл в историю не только исповеданием веры и проповедью Благой вести, но и отречением во дворе архиерея.

 
Паломничества
Мария Шургина
Когда идешь молиться какому-нибудь святому, то он сам выходит тебе на встречу. Так и получилось: святые Вонифатий и Алексий, будто желая встретить православных, открыли двери храма. Мы не только смогли приложиться к престолу, под которым почивают их честные мощи, но и прочитали акафист, помолились перед древним Едесским образом Божией Матери. Увидели остаток лестницы, под которой жил и спасался человек Божий, и колодец, из которого он утолял жажду.
 
Священник Афанасий Гумеров
Без катакомб невозможно представить историю римского христианства первых трех веков. Этим греческим словом обозначены места погребений и тайных богослужений христиан в эпоху гонений. Изумляет протяженность подземных коридоров – более 500 километров. В них было погребено более 2-х миллионов христиан. Большинство их приняло святое мученичество.
 
Священник Афанасий Гумеров
Автобус привез нас к базилике св. Николая. Мы вошли в тот самый храм, который был воздвигнут по обету, данному мореплавателями, когда они брали в Мирах св. мощи. Первое и самое сильное впечатление – чувство реального присутствия здесь святителя Николая.
Богослужения
28 июня / 11 июля 2014 г. Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:16:45 мин. Размер 98.5 Mb)
 
29 июня / 12 июля 2014 г. Суббота 5-й седмицы по Пятидесятнице. Память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:15 мин. Размер 55 Mb)
 
29 июня / 12 июля 2013 г. Пятница 3-й седмицы по Пятидесятнице. Память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:60 мин. Размер 54 Mb)
Храмы
Владимир Бурега
История русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах достаточно хорошо известна. Однако нельзя сказать, что все ее аспекты изучены с одинаковой полнотой. В настоящей статье мы решили изложить некоторые стороны истории храма, на которые прежде историки обращали мало внимания. Главным образом речь пойдет о проблеме канонического и юридического статуса этого храма.
 
Елена Лебедева
«Замечательная благолепием» церковь святых апостолов Петра и Павла стояла до революции в Петровском-Разумовском, в парке Петровской сельскохозяйственной академии, ныне носящей имя К. А. Тимирязева. За свою долгую, интересную, но и трагическую историю церковь была и вотчинной, и приходской, и мученически погибла при советской власти.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/

(340)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *