Антон Черников: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАРОЖДАЮЩУЮСЯ ЛЕНОСТЬ

Лень многими из нас не воспринимается как страсть, с которой нужно бороться, или грех, который необходимо искоренять. Однако она не менее страшна для человека, чем другие страсти, являясь значительным препятствием на пути ко спасению, т.к. ведет за собой многие другие страсти и отдаляет от Бога.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Каждому из нас прекрасно знакомо состояние, когда всё наскучило и есть большое желание отдохнуть. И часто после такого расслабления наступает момент лености, когда не хочется браться за необходимые дела, мы предаёмся забвению и тратим время впустую. Одно из чтений книги притч Соломона обличает нас: Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Притч. 6:9). О том, откуда возникает такое состояние и к чему приводит, а главное, как выйти из этого положения, и хотелось бы с вами поговорить.

Преподобный Иоанн Лествичник, говоря об унынии и лености, указывает, что они — пассивность воли человека, расслабление души и изнеможение ума [1]. Зерно лености характеризуется отсутствием желания. То есть человек не хочет что-либо делать не потому, что он против этого, но потому, что внутри него отсутствует стремление к самому желанию.

Так, в Евангелии от Матфея Господь рассказывает всем нам известную притчу о талантах и рабе, который бездействовал и зарыл свой талант. Господин сурово обличает его, называя лукавым и ленивым и тем самым указывая на то, что эти отрицательные качества человека могут довести до таких крайних состояний, что господину останется только сказать: Возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов… а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:28, 30). В книге премудрости Иисуса сына Сирахова автор проводит и такую аналогию, говоря: Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку (Сир. 22:2), — тем самым показывая, что всякий, связывающийся с ленивым, будет разочарован и вынужден отказаться от его «помощи».

Отметим также, что в ногу с леностью идёт и другой грех — нерадение. Его признаками являются небрежность, безответственность, пренебрежение, праздность, бесчувствие в делах веры, халатное отношение к делу своего спасения.

Откуда всё-таки появляется у нас этот грех? Как мы знаем, у каждой греховной страсти можно обнаружить естественное основание, извращением которого она является. Так, например, потребность в пище стала основанием для чревоугодия, потребность в защите тела послужила возникновению любостяжания и сребролюбия. И в нашем случае каждому человеку необходимо давать отдых своему телу от трудов и забот, что составляет одно из свойств, удовлетворение которого естественно для нас, однако злоупотребление им рождает леность. Также есть несколько других тому причин. Во-первых, чревоугодие, говоря о котором прп. Иоанн Лествичник выделяет много порождений этой страсти. В числе их присутствует леность как первое её следствие. «Дщери мои [чревоугодия] суть: леность, многословие, дерзость, смехотворство…» [2], — говорит преподобный. Во-вторых, причиной лености бывает уныние. Об этом прп. Ефрем Сирин пишет: «Не имеющую предлога и настоятельной какой-либо причины леность к деланию добродетелей называю унынием и беспечностью» [3]. Страсть же, которая рождает уныние, есть тщеславие. Ему же причиной является празднословие, которое расхищает человека полностью и после которого на душе остаётся пустота, поэтому прп. Иоанн и называет уныние одним из первых исчадий многословия [4].

Рассмотрев основные происхождения этого греха, скажем и о его признаках. Каков ленивый человек, как его определить? Премудрый Соломон говорит: Леность погружает в сонливость(Прем. 19:15), поэтому признаки ленивой страсти — сонливость, многоспание, долгое лежание в постели, бесцельное хождение из угла в угол, а также, что покажется, возможно, менее очевидным, усердие к второстепенным делам, стремление к упрощению, отсутствие подвига, постоянства, терпения. Из всего этого четко видны те пагубные последствия, к которым приводит леность: разложение души и ума, поражение воли, бессилие, телесные болезни, в конечном итоге, своеволие и гордость. По этому поводу прп. Никодим Святогорец пишет: «Болезнь лености и нерадения ядом своим невидимо мало-помалу растлевает не только начальные и малые еще корни, из которых могли со временем произрасти навыки добродетельные, но и те, которые давно уже углубились и служат основой всех порядков доброй жизни» [5]. В итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые, подобно тем девам, которые не позаботились о приобретении масла для своих светильников, лишаются Царствия Небесного.

Видя столь обманчиво-приятное воздействие этого греха и устрашившись тех последствий, к которым он приводит, спросим себя: какие же методы необходимы нам, чтобы не только преодолеть его воздействие, но и полностью искоренить его?

Обратимся к словам премудрого Соломона, который, обличая нас в этом пороке, говорит: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч. 6:6-8). Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, пишет: «Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия <…> поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию»[6]. Этим примером святые призывают нас возгреть в себе ревность и любовь к Богу, которая будет побуждать нас следовать заповедям Его, стремиться к постоянству в трудах и преодолению себя, не допуская праздности и безделья.

Будем же и мы, проявляя милосердие, переступая через самого себя, выходить из своих греховных пределов, уподобляться Христу Спасителю, Который пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10) и, показав искушающему Его законнику пример истинного милосердия, призвал и нас: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37).

Таким образом, лень и нерадение являются по своей сути тяжкими грехами, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего. К ним нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, то есть к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, нерадение, другие греховные склонности и пороки и через то сподобится Небесного Царствия, чтобы в чистоте и правде прославлять Отца и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь.


[1] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 187.

[2] Там же. С. 200.

[3] Сокровищница духовной мудрости. — Т. 5. —/ М.: Изд. МДА, 2004. — С. 436.

[4] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 187.

[5] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — С. 105.

[6] Иоанн Златоуст, свт. Творения. — Т. 2. — СПб.: Изд-во СПДА, 1896. — С. 140.


Источник: http://sdsmp.ru/news/n8534/

(61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *