Слово Патриарха: Седмица 7-я по Пасхе

О молодежи и конфликте в Екатеринбурге

Забота о старшем детском возрасте, о юношестве, в целом о молодежи должна быть для нас абсолютным приоритетом. Скажу вещь, может быть, вполне банальную: люди в этом возрасте очень восприимчивы, легко внушаемы, легко организуемы. И мы знаем, что сейчас в нашем обществе происходит. Например, организовали группу молодежи, которая не имела никакого отношения к возведению храма в Екатеринбурге. Мне удалось ознакомиться с тем, какой информацией люди обменивались в социальных сетях, – это была хорошо организованная акция, в которой принимала участие молодежь. Но почему же она так легко поддалась тем, кто призывал отказаться от выбранного участка? Идея построить храм в этом месте была совершенно логична; справа и слева от храма предполагалось разбить парк, а также сделать красивую набережную, по которой могли бы гулять люди. То есть предполагалось превратить это место в самое замечательное место города – и что в результате? А в результате мы получили то, что получили.

Глубоко убежден, что все эти идеи необходимо было представить визуально – не просто ставить заборчик, а разместить на нем виды всего того, что здесь будет построено. Может быть, это не столько вина, сколько недосмотр тех, кто организовывал это строительство. Из всего этого нужно вынести определенные уроки. Если мы начинаем такое доброе дело, как строительство храма, мы должны убедительно представить свой проект людям, ради которых этот храм и строим.

Строительство храмов никак не должно становиться предметом борьбы, в том числе политической. А факт, что в данном конфликте присутствовало политическое измерение, совершенно очевиден.

Наши города понесли колоссальный ущерб от тотального разрушения храмов в послереволюционную эпоху, страна практически изменила свое лицо. Мы имеем моральное, историческое право строить и восстанавливать храмы, но нам следует это делать таким образом, чтобы строительство объединяло людей. Думаю, пример Москвы должен быть важным для всей страны. В обезбоженных, лишенных всяких религиозных символов огромных новостройках Москвы сотни тысяч жителей не имели ни одного храма. Сейчас мы наблюдаем, как появляются новые храмы, нередко замечательной архитектуры, – как же они влияют на эстетику условий проживания! И, конечно, дело не только в эстетике, духовный фактор также имеет очень большое значение. Что же происходит? Мы делаем что-то невероятное? Но если в Москве уничтожили «сорок сороков», то почему же не восстановить хотя бы их часть? Так и по всей стране – все уничтожалось под корень. Разве мало было взорванных храмов, монастырей, тех, кто был расстрелян на этих руинах? Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы идти вперед, объединяя людей, укрепляя веру в духовные начала жизни и одновременно развивая добрые отношения и конструктивный диалог с теми, кто не всегда и не вполне с нами согласен.

Из слова на заседании
Высшего Церковного Совета
13 июня 2019 года

О том, как стать своим Богу

Сошествие Святого Духа имеет совершенно особое значение. Дух и так присутствовал в космосе – в творении мира, в человеческой истории. Но через смерть и Воскресение Господа и Спасителя Дух сошел на каждого из апостолов, а через это сошествие, через великое церковное Таинство миропомазания Святой Дух сходит на каждого человека. Мы все облагодатствованы силой Божией, потому что приняли печать дара Духа Святаго, – ничего подобного не могло быть до пришествия в мир Спасителя, до Его смерти, до Его Воскресения, до искупления от первородного греха рода человеческого.

Святой Григорий Богослов, размышляя о Святом Духе, говорит: «Через Него познается Отец и прославляется Сын». Действительно, мы можем Его прославить, будучи свидетелями великой Божественной силы, явленной в Сошествии Святого Духа. Мы можем познавать Господа и Спасителя через Священное Писание, через слова апостольские; каждый может лично переживать присутствие Господа в своей жизни, и это переживание присутствия Спасителя совершается Духом Святым.

Никакие человеческие усилия не способны ввести нас в соприкосновение с Богом, с Господом и Спасителем, как только силой Святого Духа. Вот почему и говорит апостол, что мы не чужие, но свои Богу (см.: Еф. 2: 19). Что значит «свои»? То, что мы имеем дар Святого Духа и через этот дар реально соединяемся с Богом Отцом и прославляем Сына Божиего, через смерть и Воскресение Которого явлена нам благодать Святого Духа.

День Святой Пятидесятницы – это день рождения Церкви. Церкви, которая призвана передавать людям дар Святого Духа. Церкви, которая призвана провозглашать Божию правду силой Святого Духа. Церкви, которая не может ошибаться в своей совокупности, – не в отдельных людях, даже иногда весьма известных, а именно в своей целокупности не может ошибаться, когда говорит голосом Вселенских Соборов, потому что через нее говорит и действует Дух Божий.

Дух Божий – Господь, сегодня и вовеки до Второго Пришествия пребывающий неотлучно от рода человеческого. И мы, входя в Церковь, принимая Таинство крещения, запечатлевая себя печатью дара Духа Святаго через Таинство миропомазания, входим в особый контакт с Богом. Мы становимся близки Господу, а Он – близок к нам. И единственное, что может поколебать связь Бога с искупленным человечеством, Им Самим установленную, – это наши нераскаянные грехи. Поэтому ответ на дар Святого Духа – наше покаяние, наша молитва и наша вера.

Из проповеди после Литургии
в Троице-Сергиевой Лавре,
16 июня 2019 года,
в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы

17 июня 2019 г.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/121884.html

(59)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *