Суббота третья Великого поста (проповеди)

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О том, к нам ли пришел Господь?

Суббота третья Великого поста

Прошли почти три недели Великого поста. Мы потрудились, получили в таинстве покаяния прощение грехов, приобщились Тела и Крови Христовых. И только-только мы ощутили некоторый прилив духовного здоровья, как вдруг Господь говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Тогда эти слова были обращены к фарисеям, которые осудили Господа за то, что Он имел общение «с мытарями и грешниками». После этих слов считавшие себя праведниками должны были почувствовать, что этот уважаемый всеми Учитель не имеет к ним никакого отношения.

Зато грешники должны воспрянуть духом. Раз Господь пришел к ним, то Он им непременно поможет. Трудно оставить грех, тем более, если грехом зарабатываешь на жизнь, и ничего другого не умеешь. Порой ничего не остается, как только плакать. А от Господа не укроется ни одна слеза. Вот зашел мытарь между своими делами помолиться в храм, поплакал, а Господь уже приводит его в пример, противопоставляет внешним праведникам. И хотя этот мытарь еще не может оставить своего ремесла, но Господь уже не забудет его слез. Может быть, будущий Апостол Матфей и был тем самым мытарем, слезы которого увидел Господь и рассказал о них в притче (Лк.18). Но все же Матфей продолжал сидеть «у сбора пошлин». Тогда Господь Сам подошел к нему и сказал: «следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним».

А мы – кем себя считаем: праведниками или грешниками? Конечно, скажем: «грешниками», и даже «грешнейшими всех человек». Но почему же мы вдруг остановились, стали оглядываться назад и по сторонам, с тайным удовлетворением, что, вот, могу же и я! – Не так, как другие, «прочие человецы». Только почувствуешь себя здоровым, самоуверенным, как вдруг – словно Господь отвернулся, словно стал чужим: «Ты здоров, значит, Я тебе не нужен. Ты не грешник, значит, Я не к тебе пришел». И словно отнимается Его рука, и все начинает рушиться.

Слова Господни о том, что Он пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию», должны для каждого христианина всегда звучать радостной вестью, словно Господь говорит тебе, как единственному: «Я пришел и пострадал только ради тебя. И только ради тебя Я еще раз приду на землю, во славе». Ну кто мог от лица всех грешников выразить такую дерзновенную надежду, что когда «Сам Господь» «сойдет с неба», мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»? Конечно же, только тот, кто всю жизнь помнил и говорил, «что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15).

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

Всенощное бдение под Неделю Крестопоклонную Великого поста

Великим постом срединное воскресенье называется Крестопоклонной неделей. Святая Церковь укрепляет нас в посте, этом посильном подвиге, который мы несем ради спасения души нашей и ради Царствия Небесного. А так как даже малое усердие ко Господу сопряжено с трудами, а значит, со скорбью, то cвятая Церковь утешает нас: в середине поста напоминает нам о Древе Крестном. И когда мы взираем на Крест Господень, вспоминаем страсти Господни, тогда начинаем устыжаться своих скорбей.

Чем замечателен современный человек в сравнении с человеком предыдущих эпох? Тем, что он все время ноет, всем недоволен, постоянно жалуется, ему все плохо, все больно, все нехорошо, все не так; он очень слаб духовно – слаб духом. И это не только у нас с вами – это болезнь века. И вот cвятая Церковь в нашем малом усердии, в малом служении, в посте укрепляет нас Крестом, чтобы каждый подумал над тем, чт%о Господь претерпел. По старинной русской пословице: «Господь терпел и нам велел».

Да, Господь терпел, а нам-то велел зачем? Когда человек начинает страдать, все в нем возмущается, причем такое возмущение очень естественно. Посмотрим на младенца: он лежит в пеленках, спит, но вот проснулся – и начинает плакать. Спрашивается, почему? Ну, во-первых, потому, что ему скучно: он открывает глаза, а мамы нет; потом ему уже немножко хочется есть, хотя кормление должно наступить по режиму через пятнадцать минут и он не умрет, если потерпит. Когда было землетрясение в Колумбии, нашли младенца, который две недели пробыл в подземелье засыпанный щебенкой, не ел, не пил, был почти без воздуха – откопали его, он жив. Нашли родителей, вернули – чудо. А тут пятнадцать минут не может полежать, начинает кричать, возмущается, ему нехорошо, ему надо, чтобы его на ручки взяли, может быть, он уже мокрый.

Почему человек возмущается, когда ему нехорошо? Да потому, что это противоестественное состояние. Господь создал человека не для того, чтобы он страдал и терпел, а для блаженства. И человек блаженствовал, было такое время – это время пребывания Адама и Евы в раю, когда у них не было ни забот, ни трудов, ни скорбей, ни болезней, а было непрестанное пребывание с Богом, непрестанная радость, созидание и творчество, к чему и был призван человек. Но ему, помимо этих прекрасных вещей, дана была еще и свобода, и он эту свободу употребил во зло. И чаще всего человек свободу употребляет во зло.

Опять посмотрим на детей. Вот есть у мальчика свободное время – что, он откроет учебник и начнет дальше читать, или по музыке новую вещь разберет, или, может быть, без напоминания вынесет помойное ведро, или вымоет посуду? Нет. А на что же он употребит свое свободное время? Чаще всего на зло, ничегонеделание или на чтение, которое обычно совсем непотребно и неполезно для его души. Потому что человек, когда стоит перед выбором, как правило, выбирает не то, что благо, а то, что проще, то, в чем для него заключается соблазн, – и поэтому все дальше и дальше отходит от Бога. И если мы сравним младенца и взрослого, то увидим, что ту чистоту, которую человек имел в младенчестве, непосредственность, способность легко прощать взрослый утратил в результате того, что постоянно в течение всей своей жизни отказывался от добра и сознательно выбирал зло, во зло употреблял свою свободу.

Поэтому нет нужды удивляться тому, что Адам пал. То же самое происходит со всеми нами. И Господь страдает от этого. Кто из нас не страдает, видя, что наши дети идут не тем путем, которым нам бы хотелось? У кого из нас не возмущается сердце, когда мы видим, что наше дитя лежит, задрав ноги, и ничего не делает, плюет в потолок, если в комнате, допустим, беспорядок. Как же так? почему же это такое? вот ты убери все, а тогда валяйся. Это с нашей точки зрения. А с его совсем наоборот – зачем убираться, когда завтра опять будет беспорядок? какой в этом смысл? уж лучше просто лежать, и все. У каждого своя правда. Мы уже привыкли к порядку, он нам мил, мы понимаем, что без него нельзя ничего в жизни достичь, это необходимое условие всякой работы и вообще жизни. Беспорядок мучает нас; никто не любит убираться, но все любят порядок, воспринимают его как благо. А наше дитя, еще не имея такого опыта, воспринимает его не как благо, а, наоборот, как необходимое зло. И часто на одно и то же действие, на одну и ту же ситуацию у людей бывают совершенно разные взгляды.

Поэтому очень понятно, что нам хочется одного в жизни, а Богу – нашему Отцу – хочется другого. Это происходит оттого, что мы маленькие, глупые, мы не понимаем и не думаем, чтобы понять. Ребенок не думает о том, что скоро будет взрослым. Девочка маленькая, которая не приучилась к домашнему хозяйству (мама ее все время заставляла, а она все время упиралась), не понимает, что мама-то ей желает не зла, а добра. Мама знает, что если дочка вырастет неумехой, то никогда не даст семье своей благо, а, наоборот, там всегда будет кавардак, мучение, раздраженный муж и так же не приученные к порядку дети, то есть сегодняшний сумасшедший дом возрастет в квадрате. Но ребенок ищет своего и не ищет исполнения благой воли родителей. Так и мы – маленькие, глупые – не понимаем того, что нашу жизнь нельзя назвать полной, что после смерти тела жизнь наша не кончится, а только начнется. О смерти, которая всем нам предстоит, мы теоретически знаем, но совершенно о ней не думаем и не сознаем, что она переведет нас в абсолютно другую ситуацию, к которой мы не готовы и которая многих из нас поставит в полный тупик.

С нашего рождения и до смерти проходит очень короткий период жизни, а после смерти начинается жизнь вечная, у которой конца нет. И как от развития ребенка в утробе матери зависит его земное бытие, так и жизнь за гробом зависит от того, как человек прожил от рождения до своей смерти. Но как ребенок в утробе матери ничего еще не понимает – хотя он, конечно, много чувствует и много воспринимает, но это еще не полнота бытия, – так и мы многого не понимаем, не чувствуем, многое нам невдомек в этой земной жизни.

И чтобы вывести нас из этого тупика, Отец Небесный послал на землю Единородного Сына Своего, Вторую Ипостась Пресвятой Троицы, Божественный Логос, Господа Иисуса Христа. Человек может воспринять нечто недоступное только через подобие, поэтому Сын Божий принял плоть человека, чтобы каждый из нас, по подобию, мог понять Отца Небесного, воспринять Его. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, как говорили святые отцы. Поэтому каждый познавший Иисуса Христа тем самым познает и Отца Небесного и может войти в жизнь вечную, услышать, чт%о Отец передал ему через Сына. Единственная задача человека на земле – познать Сына Божия, но для этого мы должны поверить Ему. Раньше не говорили: веруешь ли ты в Бога? – потому что в Бога веровали все; каждый в своего, каждый по-разному, но в Бога не веровать – это было для человека невозможно. Поэтому говорили: веруешь ли Богу, то есть тому, что Бог сказал?

Ты веруешь в то, что пришедый на землю Бог говорил истинные слова? Если веруешь, тогда надо своей жизнью эту веру подтвердить, надо свое бытие изменить так, чтобы те слова, которые Бог говорил, ходя по земле, стали твоей жизнью, стали руководством в потемках, в которых ты блуждаешь. Они есть нить, держась за которую можно выйти на свет Божий. И эта же нить ведет в вечную жизнь, туда, в тот мир, в котором мы все будем, но некоторые окажутся отринуты от Бога. Не потому, что Бог такой нехороший, злой, обидчивый – нет, а просто потому, что мы Его не познали. Если мы Его познаем здесь, живя на земле, то узнаем и там, как узнали Его апостолы, когда Он воскрес, – пусть не сразу, но потом узнали. Вот цель нашей жизни.

Посмотрим на Христа. Он Сам жил на земле и дал нам образ, каковой должна быть жизнь наша. Что же Он, будучи человеком, претерпел? Сначала, как все младенцы, Он был в послушании у Своих родителей. И Христос не доставлял им всяких огорчений, а был послушным ребенком, хотя Он был Вседержитель. Он мог бы создать Себе других родителей, мог создать другую вообще планету и населить ее совершенно другими существами, но Он любил именно этих людей, Своих чад, которых создал от Адама много лет, веков и тысяч лет тому назад. И не хотел их, вот этих конкретных людей, погубить, а хотел именно их спасти. И ради этого претерпел суровую жизнь – был гоним, уже с самого младенчества Его хотели убить. И вся Его жизнь была сплошной мукой – не только физической, закончившейся самой страшной казнью, которую только можно перенести человеку, но и нравственной, душевной, духовной. Он страдал всем Своим человеческим существом, как только может страдать человек. Он терпел и непонимание, даже от Своих родителей, от Своих братьев, детей Иосифа, и самых ближайших родственников, которых любил; и от тех учеников, которых Он избрал, перед которыми сотворил много чудес, которых учил – Сам ходил с ними по Галилее, по Иудее и их воспитывал. И в результате что? Все разбежались, один вообще предателем стал, другой отрекся.

Был ли Он на земле счастлив? Невозможно вообразить Христа веселым, довольным, улыбающимся, потирающим руки, пребывающим в самодовольстве. Лик Христов предстает перед нами в молчаливой печали и скорби, потому что Он всех любил, всем сострадал, Он всех хотел вывести из мрачного тупика их собственной жизни, но понимание-то находил в единицах. Можно себе представить, как Он проповедовал Евангелие, какие Он находил слова замечательные, так что уже две тысячи лет прошло, а эти слова опять и опять в новых поколениях людей уже другой культуры, другой национальности, другого совершенно духа времени все равно продолжают находить отклик – насколько это было удивительно! И все равно вокруг предатели, иуды, завистники, фарисеи, озлобленные, и желавшие Его убить, и несколько раз пытавшиеся, пока все-таки им это не удалось.

Вот образ жизни христианской и образ отношения христианина к этой жизни. Скорбел ли Он? Да. Тяжело Ему было? Да. Но Он не пытался заставить этих людей что-то совершить, не пытался их силком переделывать. Он им только показывал, к%ак надо, показывал, что такое вера, что такое благородство, что такое молитва. Он просто был и учил, а каждый, если хотел – воспринимал, не хотел – не воспринимал. Поэтому слушали Его сотни, тысячи людей, а стали учениками очень немногие, всего около пятисот человек из тех, которые Его постоянно окружали. И в этом нет ничего удивительного, хотя проповедовал Евангелие Сам Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы.

И мы все являемся Его учениками, продолжателями Его дела – мы, пока такие же немощные, такие же слабые, постоянно уклоняющиеся от истины, никак не возьмущие в толк, что земная жизнь дана нам не для счастья, не для того, чтобы все у нас было хорошо; что мы родились в эту жизнь для скорби. Каждый из нас, когда родился только из утробы материнской, начал уже орать, потому что душа наша сотрясалась и чувствовала, что мы на землю прибыли из небытия. Нас не было – и вот мы возникли из ничего; из двух клеток произошло наше тело, а божественную душу вдохнул в нас Бог в неведомый, совершенно таинственный момент, который никто никак не может ни разгадать, ни понять: когда это вдруг возникает Моцарт, Серафим Саровский? Вот две обыкновенные клетки сливаются – и вдруг получается Суворов, или какой-нибудь очень хороший мастер, или возникает какая-то удивительно любящая мать. Для нас это все привычно, обыденно, мы над этим не задумываемся, но это величайшее чудо.

Для чего же мы родились на свет? Мы родились, чтобы страдать, потому что только так мы можем что-то важное понять. Потому что страдание очищает, оно человека делает мудрее, учит его, возвышает – любое страдание. Поговоришь с человеком тридцати пяти лет – он обычно рассказывает о том, как служил в армии. Ему было тяжело, на него давили, он оторвался от отца и матери – но он об этом вспоминает как об особенно важном периоде своей жизни. Поговоришь с воевавшим стариком – он вспоминает только войну; прошло уже сорок лет, а он говорит все о войне, о войне, о войне. Почему? Да потому, что только в это время он и жил по-настоящему. Поговоришь с матерью – она говорит только о своих детях: как она их рожала, как мучилась с ними. И вот это мучение и было тем временем, когда она, собственно, жила, а вовсе не время, когда она еще была свободна, туда-сюда фланировала и занималась всякими веселыми и легкими делами. Так же и ученый – он не так радуется открытию, а более вспоминает муки, которые испытал, когда еще искал. И художник всегда мучается, создавая картину. В любой картине, даже если кажется, что она написана легко, заключено колоссальное страдание.

Вот у нас недавно художники работали. Не будем говорить о их степени церковности, духовности, но было видно, что работа эта – хотя она и оплачивается, и они сами за это взялись – приносит страдание. Они сделать старались, как могли, а может быть, даже лучше, чем могли; не спали ночи, что-то там у них не получалось. И когда они будут вспоминать, как в Алтуфьево храм расписывали, они не вспомнят день получки и как они выпивали на эти деньги или как принесли деньги женам и купили им по шубе, может быть, а будут вспоминать вот эти страдания, потому что в это время они были людьми, в это время они возносились духом, они приобщались к Божественному.

Или мать, которая вкусила материнства (когда один ребенок родился или два, тут еще весь потенциал не может быть растрачен, а когда женщина родит пятого, шестого, она тогда уже входит во вкус), – с любой женщиной поговори, имеющей семь – девять детей, и она скажет: теперь уже легко. Потому что человек понимает: вот это-то и есть жизнь; в страдании он учится самому главному – состраданию и любви.

Через страдание только человек может познать, что такое любовь. И Крест Господень – это есть символ любви, потому что любовь всегда распинаема. Мать распинаема своими детьми, художник – своей картиною, биолог – лабораторией, своими опытами, математик – алгоритмами; он ими мучается. И каждый человек в жизни своей распинается ради того, что он любит. И если мы хотим достичь духовной жизни, то должны распяться – распяться вместе со Христом, сораспяться Ему. Тогда наша жизнь приобретет смысл, потому что страдание введет нас в вечную жизнь, мы достигнем Царствия Небесного, мы познаем, мы его ощутим, мы войдем в него через распятие. Не нытье и поиски земного счастья нужны, а именно голгофа, скорбь и принятие страдания ради Царствия Божия, ради того, чтобы угодить Богу, потому что любовь всегда жертвенна. Любовь – это когда один человек жертвует собою, именно собою, ради того, что он любит. Поэтому если мы любим Царствие Небесное, любим нашего Бога, мы должны жертвовать собою ради Него, как Он пожертвовал Собою для нас.

Он пришел с небес, из всеблаженного пребывания со Отцом Небесным сошел на землю и страдал и сострадал. Для чего? Чтобы нас спасти. Хотя многие говорят: взял бы стер с лица земли и сделал бы других, хороших. Но говорить так – это такая же глупость, как, когда мама кричит: «Вова, домой, обедать», а он говорит: «Нет, я еще погуляю», – подойти к ней и сказать: «Давай мы сейчас этого Вову убьем, а дадим другого, хорошего, послушного». Какая мать на это пойдет? Каждая скажет: «Зачем мне другой?» Ей нужен ее Вова, вот такой, какой он есть. Хотя она, конечно, и хочет, чтобы он был лучше.

Так же и Бог, Он любит нас таких, какие мы есть. Он же нас создал. Только Он хочет, чтобы мы жили не так, как нам заблагорассудится, а стали бы людьми, человеками, чтобы мы приняли крест свой, который каждому из нас Господь Сам дает. Сколько людей на земле живет – и все страдают, но каждый страдает по-своему, потому что каждому Господь собственный крест дает, чтобы он свой крест нес согласно своему психофизическому составу: своей душе, развитию, образованию, физической силе – согласно всему своему устроению.

Каждому Господь дает его крест, каждому его труд, каждому его обязанности, каждому его жизнь. Поэтому нечего удивляться, что один человек за одно преступление пять лет получил, а другой за такое же преступление – вдруг три года. Мы говорим: вроде, несправедливо. Но так Господь устраивает, потому что кто что может понести, то Господь каждому и дает, и ничего сверх того. Каждому Господь собственную меру страданий отпускает за его собственные грехи для того, чтобы его очистить, чтобы его возвести на духовную высоту. И нам нужно глубоко понять, что все, что в нашей жизни случается скорбного, дано не для того, чтобы мы это отвергли, а для того, чтобы приняли, потому что скорби всегда нам полезны. Только так мы можем стать людьми. И хотя на первый взгляд скорбь нас ужасает, но потом мы поймем (часто многие под старость это понимают, если идут христианским путем), что все, что было в жизни тяжелого, было крайне необходимо.

И Христос прошел тем же путем. Он ни от чего не уклонился, хотя и ужасался. Мы вспоминаем, как в Гефсиманском саду Он молился до кровавого пота и просил: «Отче Мой!.. да минует Меня чаша сия». Но потом сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Да, Я, как Человек, всем Своим существом возмущаюсь и не хочу этого страдания, потому что Я его не заслужил, Я на земле не сотворил ни одного греха. Поэтому в антифоне поется: «Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь, за воду оцет, за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте». За что? Не за что, а почему. Он для того и пришел, чтобы спасти нас – через Крест. Он первым должен был через Крест взойти на небо. Христос стал новым Адамом, Он первый воскрес из мертвых и дал нам дорогу в Свое Царство. Поэтому каждый, кто последует Его путем, тоже совоскреснет со Христом и будет с Ним вечно пребывать в Царствии Небесном – с Ним, с Этим Человеком, самым лучшим из всех, которые когда-либо ходили по земле. И если мы сердцем примем, познаем, вкусим Его, нам ничего в жизни уже не захочется другого. Мы все принесем в жертву Ему – всю нашу жизнь, «весь живот наш Христу Богу предадим» – так мы молимся. «Тебе, Господи».

Вот это и утверждает сегодняшний день. И этот пост, малый наш подвиг, мы предпринимаем для Него, хотя и трудно поститься, особенно тем, которые только начинают, и вообще воздержание трудно, и часто у нас не получается. Но в этом нет ничего страшного, лишь бы было усердие. У нас еще есть времечко, нас еще ноги носят, у нас еще есть возможность повернуть жизнь ко Христу, исправить ее в том, что мы пока не исправили, подумать над тем, что нам еще нужно докончать, и все время стараться быть в Его глазах угодными. Нам нужно принимать свой крест, принимать ту скорбь, которую Он дает, и не роптать; учиться быть благодарными за все. Нам так много дано! Ведь если бы каждый из нас пошел путем Христовым, мы бы не умерли, а перешли прямо от смерти в жизнь. Никто бы из нас даже никогда не узнал, что такое ад; мы прямо вошли бы в Царствие Небесное. Ведь это удивительное чудо!

Любой человек, родившийся до пришествия Христа, независимо от того, праведник он был или грешник, вступал во ад, в место отторжения от Бога, потому что не знал Христа. Даже людям, которые ожидали Его пришествия, пришлось ждать, пока Он не умер на Кресте для того, чтобы сойти во ад. Его смерть была необходима, чтобы вывести из ада тех, кто ждал Его, кто жил только Им, кто знал, что Искупитель придет. И вот пришел Искупитель. Он нас искупил Кровью Своей. Ведь какое чудо: если любой грешник раскаивается и говорит: «Господи, прими меня, я исправлюсь, я начну другую жизнь», – то Господь забывает его грех; грех перестает быть, если человек от него отвернулся. Куда он девается? Мы ведь его совершили – куда же он исчез? А он взят на Себя Христом.

Если бы Адам не согрешил, он бы жил вечно и никогда не умер. Первый человек и так прожил очень много сотен лет, но он бы не умер и после этих столетий, а дожил до наших дней, если бы не пал. Так и Христос – когда родился, Он был бессмертным. Как же бессмертный и безгрешный смог умереть на Кресте? Он умер потому, что грехи всех людей от Адама и до нас с вами взял на Себя: каждое наше раздражение, каждый ропот, глупость и невосприимчивость – все греховное море всех людей от начала и до конца. Если мы задыхаемся от собственных грехов, мучаемся ими, то каково было Его страдание, когда Он грехи всех людей взял на Себя. Именно поэтому у Него пот падал как капли крови. И конечно, ни один человек на земле не мог бы это вынести – только Бог, только совершенно безгрешный мог все это бремя взвалить Себе на плечи. Как Григорий Богослов сказал: Христос ради нас стал грешником. Поэтому Его и убили на Кресте, что Он наш грех пригвоздил ко Кресту.

И когда мы приходим к Нему, истекающему кровью, и говорим: «Прости нас», – Он прощает. Он имеет эту власть прощать, потому что для этого на землю и пришел. Вот нам дана какая благодать. И если мы этим пренебрегаем, Бог ли виноват в том, что мы не войдем в Царствие Небесное? Нет, не Бог. Это значит, мы сами от Него отвернулись. Значит, нам наша мышиная возня дороже всего на свете. Нам вот это важно: наше собственное «я», наши собственные амбиции, наша собственная личная жизнь, наше мельтешение в течение семидесяти – восьмидесяти лет, пока мы здесь пребываем. Значит, нам совершенно безразлично, что Христос ходил по земле и то, чт%о Он говорил, чт%о Он делал, к%ак Он жил.

А если нет, если для нас это важно, то начнем свою жизнь менять и изменим ее так, как хочет Христос – чтобы Он, глядя на нас, не страдал, а радовался, что мы детки Его послушные, что Он не зря нас создал и не зря каждому из нас обитель уготовал на небесах. Нас хоть и мало, но каждому из нас уготована небесная обитель, и если мы туда не войдем, то будет не Христос виноват, потому что Он все для нас сделал. Вот Он на Кресте перед нами лежит распятый. Что нам еще требуется? Что мы еще хотим? Вот Он, безгрешный, распялся за нас, пролил Свою Кровь для того, чтобы нас этой Кровью напитать, и мы завтра можем этой Крови причаститься для того, чтобы обоготворить свою душу, облагодатить свое тело, соединиться с Богом. Каждый из нас может завтра приступить к Чаше жизни, может смешать свою кровь с Его Кровью, может стать частью Его, может принять в себя часть Его Божественного Тела, соединиться с Ним не только духовно, душевно, но и телесно даже – так, как невозможно вообще никакое другое соединение; принять Его в себя.

Вот Он нам что дает! И если мы остаемся безучастными, то в этом опять совсем не Он виноват, а виноват наш грех, к которому мы пристрастны. Поэтому Крест Господень утверждает победу над грехом. Для этого христианину и заповедано Церковью носить крест на шее – почувствовал его на себе и вспомнил, Чье ты носишь изображение на своей груди. Кто там изображен? Там изображен распятый Христос. И если ты христианин, ты так же должен распинаться этому миру и не искать своего, а искать только исполнения Христовых заповедей. Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 12 марта 1988 года, вечер

Преподобный Алекси́й, человек Божий

Юрий Рубан

«Человек Божий»

По­чёт­ное име­но­ва­ние «че­ло­век Бо­жий» при­над­ле­жит каж­до­му свя­то­му, но лишь один из них (ес­ли не оши­ба­юсь) но­сит этот ти­тул в сво­ём лич­ном име­ни.

Наш ге­рой, Алек­сий Че­ло­век Бо­жий (на­пи­са­ние его име­ни немно­го ва­рьи­ру­ет­ся), – за­га­доч­ная лич­ность, ре­аль­ное су­ще­ство­ва­ние ко­то­ро­го под­твер­жда­ет­ся лишь жи­тий­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми, стал, тем не ме­нее, пер­со­на­жем воз­ник­шей в V ве­ке в Си­рии по­пуляр­ной ис­то­рии о «че­ло­ве­ке Бо­жи­ем из Ри­ма», во­шед­шей в жи­тий­ную тра­ди­цию ед­ва ли не всех стран хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Вряд ли это мож­но на­звать слу­чай­но­стью.

Со­глас­но ле­ген­де, этот знат­ный рим­ский юно­ша, един­ствен­ный и лю­би­мый сын бо­га­той и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской че­ты, пред­вку­ша­ю­щей спо­кой­ную ста­рость в окру­же­нии вну­ков, вдруг со­вер­ша­ет безум­ный и неоправ­дан­ный по­сту­пок: без ви­ди­мой при­чи­ны в ночь сво­ей свадь­бы воз­вра­ща­ет неве­сте коль­цо и тай­но бе­жит от мир­ско­го сча­стья. Он пе­ре­се­ка­ет Сре­ди­зем­ное мо­ре и до­би­ра­ет­ся до зна­ме­ни­то­го си­рий­ско­го го­ро­да Эдес­сы. Здесь Алек­сий дол­го ве­дёт жизнь ни­ще­го стран­ни­ка, а за­тем, из­ме­нив­шись до пол­ной неузна­ва­е­мо­сти, воз­вра­ща­ет­ся на ро­ди­ну и жи­вёт при оте­че­ском до­ме как под­карм­ли­ва­е­мый из ми­ло­сти бро­дя­га, в лох­мо­тьях и яз­вах. Осо­бен­но про­чув­ство­ван­но ле­ген­да ри­су­ет, как над гряз­ным по­про­шай­кой глу­мят­ся слу­ги, меж­ду тем как ро­ди­те­ли и нетро­ну­тая мо­ло­дая же­на то­мят­ся по нему, во­об­ра­жая, буд­то он да­ле­ко. Толь­ко по­сле его смер­ти (в на­ча­ле V в.) бла­го­да­ря чу­ду об­на­ру­жи­ва­ет­ся, кем он был, слов­но бы для то­го, чтобы сер­деч­ная рас­тра­ва его близ­ких мог­ла до­стиг­нуть окон­ча­тель­ной пол­но­ты. Над мо­ги­лой Алек­сия Че­ло­ве­ка Бо­жия, об­на­ру­жен­ной в 1216 го­ду на Авен­тин­ском хол­ме в Ри­ме, бы­ла по­стро­е­на ба­зи­ли­ка, по­свя­щён­ная ему и свя­то­му Бо­ни­фа­цию (Во­ни­фа­тию). Мо­щи Алек­сия на­хо­дят­ся под её глав­ным пре­сто­лом.

Без со­мне­ния, ле­ген­да об Алек­сии, же­сто­кость ко­то­рой так ча­сто пред­став­ля­ет­ся совре­мен­но­му со­зна­нию бес­смыс­лен­ной и бес­че­ло­веч­ной, от­ве­ча­ла глу­бо­ким ду­шев­ным по­треб­но­стям все­го сред­не­ве­ко­во­го ты­ся­че­ле­тия, ина­че она не по­лу­чи­ла бы та­ко­го ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния. Смысл ска­за­ния в том, «кра­си­вая» жизнь бо­га­чей, пусть и «пра­вед­ных», – на са­мом де­ле смеш­на и тлен­на и ни­че­го не сто­ит пе­ред став­шей бес­смерт­ной судь­бой ни­ще­го и без­дом­но­го ски­таль­ца, но имен­но по­то­му – «че­ло­ве­ка Бо­жия»![1]

В древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти ска­за­ния об «Алек­сии Бо­жьем че­ло­ве­ке» по­слу­жи­ли сю­же­том од­но­го из по­пуляр­ней­ших «ду­хов­ных сти­хов». Но и в Но­вое вре­мя, ко­гда цен­ност­ные ори­ен­ти­ры в хри­сти­ан­ском ми­ре сме­сти­лись, эта ис­то­рия очень мно­го зна­чи­ла для во­об­ра­же­ния лю­дей са­мых раз­ных со­сло­вий – вплоть до опи­сан­ных Алек­сан­дром Ра­ди­ще­вым бла­го­дар­ных слу­ша­те­лей ни­ще­го стран­ни­ка, по­ю­ще­го им ста­рую песнь рус­ских слеп­цов:

«Как бы­ло во го­ро­де во Ри­ме,
там жил да был Ев­фи­ми­ан князь…».

«Сколь слад­ко неяз­ви­тель­ное чув­ство­ва­ние скор­би! – вос­кли­ца­ет пи­са­тель, в ли­це ко­то­ро­го куль­ту­ра эпо­хи сен­ти­мен­та­лиз­ма от­кры­ва­ет для се­бя древ­нюю «слёз­ность». – Колико серд­це оно об­нов­ля­ет, и оно­го чув­стви­тель­ность!»[2]


При­ме­ча­ния

[1] От­сю­да – опре­де­ле­ние «убо­гий», то есть уже в этом ми­ре пре­бы­ва­ю­щий «у Бо­га»! Что мо­жет быть луч­ше?! При­ме­ча­тель­но, что ру­га­тель­ством в устах вы­со­ко­мер­но­го и бла­го­по­луч­но­го пред­ста­ви­те­ля «ми­ра се­го» это сло­во ста­ло в на­шем язы­ке от­нюдь не при боль­ше­ви­ках. Это – ещё один хо­ро­ший по­ка­за­тель уров­ня на­ше­го преж­не­го внешне хри­сти­ан­ско­го об­ще­ства, ко­то­рое ныне ча­сто иде­а­ли­зи­ру­ют.

[2] Ра­ди­щев А. М. Пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний. М.–Л., 1938. С. 374.

 

Проповедь священника Иоанна Павлова

Святой преподобный Алексий, человек Божий

Святой Алексий родился в Риме в конце IV века от очень богатых и знатных родителей. Сначала у них долгое время не было детей, и отец очень скорбел об отсутствии наследника, которому он мог бы оставить свое огромное состояние. Будучи людьми благочестивыми, родители много молились Богу о даровании сына. Из Священного Писания и из житий святых мы знаем, что часто в таких случаях рождались великие Божии угодники и праведники – рождались как плод долгой и горячей молитвы к Богу. Так, например, родились святой пророк Самуил и святой Иоанн Предтеча. Так родилась Сама Матерь Божия. Так родился и святой Алексий: Бог внял многим молитвам его родителей и даровал им сына.

Родившийся мальчик с детства имел особое стремление к духовной жизни: к уединенной молитве, к церковным службам, к богомыслию и чтению Священного Писания. Родители, конечно, видели эту склонность своего сына. С одной стороны, это их радовало, так как и сами они проводили христианскую благочестивую жизнь. С другой стороны, они хотели иметь наследника и потому очень боялись, что сын их может стать монахом и уйти в монастырь. Чтобы этого не случилось, они решили поскорее его женить и нашли ему невесту, которая была очень красива, богата и даже происходила из царского рода. Родителям казалось, что с помощью этого брака им удастся удержать сына в миру.

Сначала Алексий долгое время отказывался жениться. Однако, в конце концов, видя скорбь отца и матери, он решился исполнить их просьбу, возложив все упование на Бога. Таким образом бракосочетание состоялось, и молодые были обвенчаны в церкви мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме. Родителям Алексия казалось, что желание их исполнилось и дело сделано. Однако посмотрим, что происходит далее. В самый день свадьбы вечером, накануне брачной ночи, Алексий под каким-то предлогом ушел в свою комнату. Там он снял с себя богатые одежды, переоделся простолюдином и, никем не замеченный, вышел из дома. Добравшись до морского порта, он сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию, в город Лаодикию. Достигнув Лаодикии, он не остался здесь, но пристал к группе торговцев, направлявшихся в Месопотамию, и вместе с ними прибыл в город Эдессу. Здесь он роздал свои последние деньги, оделся в рубище нищего и стал проводить жизнь бездомного странника, прося подаяния. Такой жизнью он прожил долгих семнадцать лет…

Эта история может показаться для многих совершенно невероятной и сказочной. Поступок святого Алексия в наше время был бы расценен как поступок сумасшедшего. В самом деле, ведь он стоял на пороге самой счастливой, богатой и благополучной жизни, жизни, полной удовольствий и радостей. Впереди у него был медовый месяц с молодой, красивой женой, а дальше – достойная и обеспеченная жизнь знатного римлянина. И вдруг всему этому он предпочел жизнь бездомного странника в далекой восточной стране! Что явилось причиной такого, мягко говоря, странного выбора? Как он мог решиться на столь безумный с точки зрения здравого смысла шаг?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что святой Алексий с раннего детства проводил молитвенную и созерцательную жизнь, а потому уже в юности достиг духовных высот и сподобился благодатных дарований. Если мы это вспомним, то все сразу станет понятным. Ведь христианин, стяжавший от Бога благодатные дары и получивший небесное богатство, уже никогда не захочет богатства, и радости, и удовольствий земных. Почему? Потому что небо нельзя сравнивать с землей. В какой мере небо выше земли, в такой небесные дары выше даров земных. Преподобный Макарий Египетский говорит, что люди, принимающие Благодать и с ней – небесные дары, принимают в себя то, чего нет на земле: ни в земном богатстве, ни в земной славе, ни в земной мудрости. И потому почитают они гнусным и ненавистным земное богатство, красоту и мудрость и все славное, что в мире сем. То же самое говорит преподобный Исаак Сирский: сердце, принявшее в себя ощущение духовного, таково бывает к памятованию земных пристрастий, каков бывает человек, насытившийся дорогой пищей, к иной, несходной с той и предложенной ему пище – не обращает на нее внимания, не хочет ее, гнушается ею – ибо снедь нищих гнусна богатым и снедь больных – здоровым. То же самое говорит и преподобный Силуан Афонский – он сравнивает духовного человека с орлом, который летает высоко в небе и видит всю красоту мира, а обычного человека – с петухом, который видел только свой двор, насест и десяток кур. Разве захочет орел променять свое небо, свой свободный высокий полет на жизнь деревенского петуха? Конечно, не захочет.

И многие жизнеописания святых говорят нам о том же. Так, например, в житии святого Иоасафа, царевича индийского, мы читаем, что его тоже хотели женить и с этой целью тоже нашли для него необыкновенно красивую и соблазнительную девушку, но Иоасафу была показана в таинственном видении красота горнего мира, и вот, по сравнению с ней, вся красота девушки показалась ему хуже уличной грязи…

Что-то подобное, наверное, произошло и со святым Алексием: он с детства проводил духовную жизнь и достиг в ней высоких состояний. Конечно, он совершенно не помышлял о том, чтобы променять эту жизнь на обычную земную. Однако родители, которых он очень любил, настаивали на его женитьбе. И долгое время Алексий молился Богу о вразумлении, не зная, как ему поступить. Наконец, имея прямую заповедь Евангелия о почитании родителей, он решился исполнить их желание, предавшись на волю Божию и надеясь, что Сам Господь устроит все, как Ему угодно. И действительно, из жития мы видим, что Бог помог Своему избраннику и не допустил уклониться от выбранного им небесного пути.

Вечером в день свадьбы, уединившись ненадолго в своей комнате, Алексий еще и еще раз погрузился в мучительные размышления о том, что с ним произошло. И вот ему показалось, что он меняет свое духовное сокровище, свой полет в бесконечном пространстве горнего мира на жизнь домашней птички в тесной клетке, хотя красивой и позолоченной, но душной и скучной. Это ощущение было настолько сильно и нестерпимо, что противостоять ему было невозможно, это означало бы предать и потерять самого себя, свою собственную душу. Какая польза человеку, говорит Евангелие, если он даже весь мир приобретет, а душу свою потеряет? И вот святой Алексий делает решительный и последний выбор: тайно уходит из дома, чтобы проводить суровую жизнь бездомного странника, лишь бы только сохранить сокровенную жизнь с Богом – то небесное богатство, которым он владел.

Такова история преподобного Алексия, человека Божия. Чему мы можем научиться у него? Многому, и, прежде всего, тому, чтобы всегда стремиться к небу, а не привязываться к земле, больше любить Бога, а не мир. Не собирайте себе сокровищ на земле, говорит Господь в Евангелии. Если нашими сокровищами, которые мы ценим, любим и собираем, являются земные богатства, или удовольствия, или слава, то это значит, что далеки мы от Бога и что душа наша не знает даров Святого Духа. Ведь если бы мы знали эти дары, то никогда не привязались бы к земному, потому что в сравнении с ними все земное ничтожно. Святой Алексий, приняв дары Благодати, пожертвовал всем, что имел, а ведь он имел очень многое: огромное богатство, благородство происхождения, почет и уважение и все прочие радости мира. Все это он вменил в прах и отверг, чтобы только не потерять небесное богатство, не потерять Христа. Благодать Святого Духа, обитавшая в нем, сделала его способным принести такую жертву. Большинство христиан не способны были бы ее принести, потому что не имеют такой Благодати, как он.

И не нужно думать, что эта Благодать была дана ему даром – от природы и от рождения. Нет, Благодать он приобрел своими усилиями, своими трудами, своей чистой христианской жизнью. Именно за эту чистоту Бог дал ему большую Благодать, которая совершенно изменила его жизнь и поставила в один ряд с великими святыми.

Братия и сестры, из всего сказанного видно, что святому Алексию и мы можем подражать. Подражание нужно начинать с того, чтобы стараться жить как можно более высокой и чистой христианской жизнью, чтобы как можно более точно исполнять заповеди Евангелия, чтобы читать творения святых отцов и стараться научиться у них великой науке духовной жизни. Итак, если мы приложим усилия и потрудимся над этим, то и в наши души вселится Благодать от Бога, Которая и нас сделает способными к подражанию жизни, и делам, и подвигам святых. Аминь.


Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Преподобный Алекcий, человек Божий

(В чем мы должны подражать Алексию, человеку Божию?)

I.

Препод. Алексий, человек Божий, память коего совершается ныне, жил в Риме и был сын знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Усердно помогая бедным, наслаждаясь всеми благами мира, родители его часто скорбели о том, что у них нет детей, нет сына, который был бы для них опорою в старости. Наконец Господь услышал их молитву и даровал им сына, которого они назвали Алексием. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдал строгий пост, носил на теле власяницу и постоянно желал посвятить себя иночеству. Когда родители обвенчали его с благородною девицею, он, в самый день брака, оставшись с нею наедине, подал ей золотой перстень и драгоценный пояс и сказал: «храни это; и Бог да будет между мною и тобою». Потом, удалившись в свою комнату, он сложил с себя брачную одежду и, взяв несколько денег, в простом рубище скрылся из родительского дома. После долгих странствований он прибыл в Персию и здесь, в городе Едессе, поселился при храме Пресв. Богородицы – жил как нищий, питался милостынею и каждое воскресенье приобщался св. Таин.

Между тем родители Алексия и молодая супруга его долго его искали и усердно молили Бога о его возвращении. Алексий, живя в Едессе, подвизался в крайней нищете и глубоком смирении. Один из служителей храма однажды увидел во сне Богоматерь, Которая сказала ему: «введи в церковь Мою человека Божия, ибо молитва его восходит к небу и на нем почиет Дух Божий». Когда служитель недоумевал, о ком идет речь, Богоматерь, явясь к нему снова, указала на нищаго, сидевшаго у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию величайшее уважение; но он, удаляясь славы, отправился в другую страну.

Занесенный, по устроению Промысла Божия, бурею к берегам Рима, Алексий возвратился в родной город и стал жить подле родительского дома, скрыв пред родителями, что он их сын. Отец, не узнав его и почитая его за нищаго, подавал ему милостыню, которою Алексий делился с другими.

Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил, в этом описании, прощения у родителей и спокойно ожидал смерти. Однажды римский папа Иннокентий, совершая литургию, услышал слова: «поищите человека Божия, хотящаго изыти от тела, да помолится о городе»; потом опять, во время всенощного бдения, послышался голос: «в доме Евфимиана ищите человека Божия». Когда домоправитель не мог указать такого человека, тогда царь Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши в комнату, спросил у Евфимиана: «не тот ли нищий, которого ты мне поручил, и есть человек Божий? Он всю ночь проводит, в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостию». Когда пошли в хижину, где жил св. Алексий, его нашли уже мертвым; в руках его была хартия (т. е. рукописный свиток), а лицо его сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершаго. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Тело умершаго вынесли из хижины и, когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына и все пролили слезы радости. Одр с телом умершаго поставлен был на площадь и все приходили поклониться телу человека Божия, который, из любви к Богу, презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетою.

II.

Предложить ли пример благочестивой жизни Алексия, человека Божия, для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самаго евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все – Алексиями, чтобы из-под венца брачного устремиться прямо за венцем строгаго подвижника, оставившаго мир, отчий дом, молодую жену и все утехи земной жизни. Могий вместити, да вместит (Мат. XIX, 12). Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, безпредельности, мы должны приближаться к ним – насколько для нас возможно – в их любви к Богу и презрении благ мирских.

а) Тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, от предков ли доставшимися, или тобою самим приобретенными; пользуйся ими, но не употребляй во зло – свое и других; соделай блага земныя средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, то есть, сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человеком Божиим: ибо все облагодетельствованные тобою будут прославлять, ради тебя, Отца, Иже на небесех.

б) Пред тобою открыт путь достоинств и почестей; иди по нем, но иди прямою и чистою стезею, не употребляя никаких недостойных средств к твоему возвышению, не жертвуя для сего совестию: и чем более будешь возвышаться над собратиями твоими, тем более смиряйся в духе твоем, пользуясь высотою своею для покрова и поддержания слабых и угнетенных. Как облеченный доверием власти предержащей, говори истину, которую другой не в состоянии сказать, – стой за правду и тогда, когда все ее оставляют, – являй всегда и везде собою пример безкорыстия и самоотвержения для блага общественнаго, с терпением переноси клевету и зависть; тогда ты, и при высоте твоей и достоинствах, или, лучше сказать, за сию самую высоту и достоинства, честно достигнутыя, праведно поддерживаемыя, на добро обращаемыя, будешь человеком Божиим: ибо все будут, ради тебя, прославлять имя Божие.

в) Ты вступил в брак, обязался узами супружества; вкушай чистыя радости семейной жизни; но не забывай, что ты в союзе не с одною твоею супругою, что ты в крещении сочетался Христу, и что душа твоя уневещена Ему, яко Жениху, и тебя ожидает брачная вечеря во царствии Его. Памятуя сие, веди себя как прилично тому, который должен быть некогда един дух с Господом. Если чада твои рождены будут не в похоти плоти, а по духу веры, и воспитаны в страхе Божием; если домочадцы твои сохранены от пороков и разврата; если дом твой есть подобие церкви – все в нем боится Бога, делает правду, наблюдает мир и чистоту: то ты и в супружестве, и за супружество, человек «Божий»! Аминь.


Проповедь протоиерея Родиона Путятина

В день преподобного Алексия, человека Божия

Кто отлучит нас от любви Божией (Рим. 8:35).

Вам, без сомнения, слушатели, известно, как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий, самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим – пил, ел, одевался, как нищий, жил и обращался с нищими и так прожил с лишком тридцать лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки.

Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему; и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?

1. У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия, те не должны всем сердцем любить их и всей душой привязываться к ним, то есть не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться. Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко можно тогда забыть Бога и жизнь будущую.

Зачем же преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно затем, чтобы не привязаться к ним, и привязавшись не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!

2. А у кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни, кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает, те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог Всеблагий, Премудрый, Всемогущий, есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, несмотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самой скудной пищей? Мысль о Боге, о жизни будущей. Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мысли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, ни даже ангельских. И не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: Кто отлучит нас от любви Божией то есть от радования о Боге, скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8, 35, 38-39).

Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни многого часто нет, если иногда и самого необходимого недостает, не скорби… Но ты и не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив, будешь весел, спокоен – только помни, что есть Бог, есть будущая жизнь, – вспомни это, и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобой будет сама радость – Бог. Аминь.


Источник: https://azbyka.ru/days/2019-03-30

(503)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *